Индивидуальная программа обучения
консультация

Токмакова Ольга Николаевна

руководство по созданию индивидуального маршрута

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_programma_obucheniya.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа обучения

Развитие «долговременного взгляда» при составлении индивидуальных программ.

Индивидуальная программа обучения, составленная для учащихся с различными возможностями, помогает учителям обрести чувство уверенности в том, что школьное обучение этих детей будет иметь положительный результат. Качественно составленный индивидуальный учебный план также помогает учителю структурировать и систематизировать процесс обучения в определённых образовательных областях (целевых направлениях). Это не означает, что всё, что изучает ребёнок в школе, должно быть обязательно включено в индивидуальный учебный план (программу). Скорее, индивидуальная программа фокусируется на тех моментах, которые являются приоритетными для обучения этого ребёнка в определённый период времени. При правильном использовании, такие программы могут стать прекрасными помощниками в ежедневной учительской практике. В этой главе мы рассмотрим пути и способы документирования и работы с использованием индивидуальных учебных программ. Также, мы обсудим разработку и способы документирования образовательных целей, определённых для того или иного ученика, так, чтобы можно было достаточно легко оценить процесс и результат обучения.

Всё, что относится киндивидуализации учебного планадля детей с особенностями, обучающихся в инклюзивных условиях, является наиболее важным моментом для успешности этого процесса включения. Идея о том, что дети с особенностями развития должны быть обеспечены индивидуальным учебным планом, поддерживается в законодательстве и политике большинства западных стран [OECD, 1994]. Процесс обучения детей с особыми потребностями необходимо проводить в соответствии с точно определёнными проблемами, относящимся к специфическим потребностям этих детей, и в тоже время, эти дети должны быть включены в работу по обычному учебному плану, насколько это возможно. Парадигма модификаций стандартного учебного плана основывается на некоторых предположениях об учащихся с особенностями развития. Это могут быть предположения о том, что дети с особенностями развития обучаются в ином темпе, могут не справляться со стандартными заданиями оценки уровня обучения, и что им часто требуется гораздо больше повторений и практических работ для закрепления знаний.

Сторонники индивидуального обучения утверждают, что специфические образовательные цели, определённые для того или иного ребёнка, могут быть достигнуты только через эффективное использование индивидуальных образовательных программ Последовательное, четкое и систематическое структурирование определённых образовательных целей через адаптацию и модификацию стандартного учебного плана, рассматривается большинством авторов, поддерживающих индивидуализацию обучения, как наилучший метод, обеспечивающий соответствующее обучение для ребёнка с особенностями, и, к тому же, позволяющий включить такого ребёнка в работу обычного класса.

Преимущества использования индивидуальной программы обучения

Использование индивидуальных программ обучения и индивидуальное планирование создаёт следующие преимущества:

  • помогает обеспечить ответственность – сотрудник, ответственный за проведение обучения, имеет ясные ориентиры в учебном плане, адресные и чётко определённые
  • компенсирует недостаточность индивидуализации стандартного учебного плана – часто стандартный учебный план недостаточно всесторонне соотносится с жизнью ребёнка с различными возможностями
  • даёт родителям возможность знать, чему учат их ребёнка
  • структура плана позволяет всем сотрудникам, работающим с ребёнком, сфокусироваться на важнейших областях его обучения предоставляет точную информацию о том, каким разделам учебного плана необходимо обучать ребёнка позволяет наметить, какие дополнительные ресурсы и поддерживающие сервисы могут потребоваться для обучения этого ребёнка устанавливает рамки для проведения процедуры оценки знаний учащегося

Процедура модификации стандартного учебного плана, с целью соответствия его нуждам конкретного ребёнка, имеет, однако, и своих критиков. Некоторые из них рассматривают данную процедуру как негативно выделяющую и маргинализирующую людей с инвалидностью с целью осуществления над ними контроля через эти специальные программы. Индивидуальные планы также критикуются за то, что те становятся для детей с особенностями развития слишком предписывающими и сверх-регулирующими. Такой, слишком жёстко сконструированный план обучения, рассматривается критиками как оставляющий для ребёнка слишком мало возможностей управлять самому своим обучением, и обучение становится центрированным на учителе, а не на ребёнке. Индивидуальные цели при таком планировании начинают фокусироваться более на специфических навыках, нежели на когнитивных аспектах обучения. Часто эти навыки могут быть применены только в ограниченном числе ситуаций. Следовательно, можно предположить, что развитие таких узкоспециализированных навыков, является превалирующим и в учебном плане для детей без особенностей развития, обычных детей

Недостатки обучения по индивидуальным программам

  • зачастую индивидуальные программы не связаны со стандартным учебным планом и могут способствовать изоляции особого ребёнка в классе индивидуальные планы становятся дополнительной нагрузкой для того количества документации, которую должен вести учитель
  • многие учителя не используют индивидуальные программы в процессе обучения
  • индивидуальные планы могут фиксировать и поддерживать идеи, что ребёнок с инвалидностью значительно отличается от других детей
  • индивидуальные планы могут быть слишком узкими, «приземлёнными» в постановке образовательных целей
  • индивидуальные планы сфокусированы зачастую более на обучении, нежели на образовании
  • индивидуальные планы не являются центрированными на ребёнке, они слишком предписывающие и жёсткие, и оставляют малую возможность следовать интересам, присущим именно этому ребёнку

Все эти недостатки, ассоциирующиеся с обучением по индивидуальным планам, могут быть преодолены, если этот план рассматривать как гибкий документ, который работает в контексте общего учебного плана класса. Индивидуальные планы могут помочь в работе по включению ребёнка с особенностями в общеобразовательный процесс, если уделять особое внимание развитию этих планов и внедрению их в практику работы в общеобразовательном классе.

Инклюзивные стратегии и подходы к обучению

Если вы поэтапно работали над составлением индивидуальной программы обучения, и последовательно двигались в направлении, которое мы очертили в этой книге, то у вас уже должен появится точно и всесторонне составленный набор целей и задач относительно того или иного ученика с особыми образовательными потребностями. Контрольный список, приведенный ниже, поможет вам убедиться, что все этапы составления программы последовательно и без пропусков вами пройдены. Краеугольным камнем теперь становится вопрос о том, как можно решать эти задачи индивидуального плана в инклюзивной образовательной среде, чтобы для решения этих задач не «выдёргивать» ребёнка из класса, в котором он постоянно обучается. Этот раздел плана служит для выработки педагогических технологий достижения целей индивидуальной программы обучения, которые необходимо применять в инклюзивной среде общеобразовательного класса. Этот раздел включает в себя разработку организации классного пространства, формирование рабочих групп на уроке, моделей обучения, связей с общим учебным планом класса. Более подробно мы рассмотрим эти темы в Главе 7 , и всё, что будет разработано вами в этом направлении, обязательно должно будет войти в индивидуальную программу обучения. Форма 13 из раздела книги «Полезные материалы и формы» поможет вам наглядно отразить то, каким образом могут быть сведены в плане долговременные цели и задачи по формированию позитивного поведения, индикаторы достижений и инклюзивные стратегии обучения.

Контрольный список этапов составления индивидуальной программы обучения.

Вне собрания группы поддержки планирования:

  • Сбор данных, проведение оценки/ составление отчётов
  • Составление сводного результата комплексной оценки
  • Проведение общего анализа рабочих заданий после определения долговременных целей

На собрании группы поддержки планирования:

  • Работа по определению «ожиданий на будущее» и жизненных планов в отношении ученика с особыми потребностями
  • Изучение сводного результата проведённой комплексной оценки
  • Определение образовательных приоритетов для этого учащегося каждым участником группы поддержки планирования
  • Определение образовательных приоритетов для учащегося, установленных совместно всей группой поддержки планирования
  • Разработка долговременных целей
  • Постановка задач по формированию поведения
  • Запись задач по формированию поведения
  • Разработка индикаторов достижений
  • Если необходимо, сбор основных данных и результатов
  • Определение инклюзивных стратегий и подходов к обучению этого ученика
  • Определение порядка пересмотра программы

Определение времени и стратегии проведения мониторинга и пересмотра индивидуальной программы обучения

Заключительным разделом индивидуальной программы обучения является определение того, каким образом эта программа будет пересматриваться, и как будет проводиться мониторинг её выполнения. Это очень важный аспект программы, поскольку она является рабочим документом, который при необходимости может быть пересмотрен и изменён группой поддержки планирования, поэтому при составлении этого документа особенно удобно использовать компьютер, который позволит легко вносить необходимые изменения в программу. Поскольку индивидуальная программа обучения является рабочим документом, активно используемым в обучении, то её пересмотр проводится тогда, когда это необходимо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа обучения ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью

Программа расчитана на обучения ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью на учебный год. Разделена на 4 предметные области: Сенсорика. ФЭМП; ППД; Ориентировка в простр...

Индивидуальная программа обучения и развития детей от 0 до 3мес.

Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития детей. От 0до3мес....

Индивидуальная программа обучения и развития детей с 3 до 6мес.

Индивидуальная программа с3до6мес., программа воспитания и обучения развития детей....

Индивидуальная программа обучения и развития детей с 9 до 12 мес.

Индивидуальная программа с 9 до12мес., программа обучения и развития детей....

Индивидуальная программа обучения

индивидуальная программа развития для ребенка с ОНР...