Информационно – аналитический отчет педагогического работника о педагогической деятельности
материал

Заляева Людмила Александровна

В последние годы идет серьезное реформирование образования в стране, не составляет исключение и дошкольное воспитание. Определены его концептуальные основы, приняты важные решения, расширяющие права руководителей, воспитателей, родителей.

В своей работе старшего воспитателя, я  руководствовалась основными документами Министерства образования РФ, Закона об образовании, Устава дошкольного образовательного учреждения и других нормативных актов.

На основании этих документов стала организовывать работу  педагогов и , добивается научной организации труда, осуществляя контроль.

Одним из основных направлений деятельности старшего воспитателя дошкольным учреждением является работа с педагогическими кадрами.

Я как старший воспитатель стремилась гибко и рационально применять систему средств и методов руководства, обеспечивающих успешное воспитание и обучение дошкольников. В основе взаимоотношений между старшим воспитателем и педагогами лежат единые цели, стремление воспитывать и развивать детей, готовить их к обучению в школе.

Современный стандарт предъявляет новые требования к педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Поэтому задача старшего воспитателя заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для повышения квалификации и реализации каждым педагогом своих профессиональных возможностей.

В выборе стратегиипедагогического сопровождения реализации ФГОС, несомненно, стал мониторинг и анализ образовательной ситуации в ДОУ, анкетирования педагогов, естественно, учитывались данные бесед с воспитателями и наблюдений. Всё это позволило сопоставить истинные, и только представляющиеся таковыми факторы, выявить ряд проблем в освоении и реализации ФГОС.

1. Часть педагогов ДОУ не готовы к изменениям, проявляют «протест» или занимают пассивную позицию. 

2. Недостаточна профессиональная компетентность педагогов в вопросах ФГОС; имеющаяся методическая литература, перспективные планы, разработки различных форм организации работы с детьми соответствуют разделам программы, а не образовательным областям.

 3. Уровень мотивационной готовности большей части педагогов к инновационным изменениям не обеспечивает системное использование ими соответствующих индивидуальным, возрастным, психофизиологическим особенностям развития воспитанников методов обучения и воспитания.

 4. Нет глубинного понимания педагогами положений, заложенных в федеральных стандартах.

5. Испытывают трудности в проектировании образовательного процесса, сложно осуществить перестройку от «вида деятельности» к «образовательной области». 

6. Часть педагогов стремятся к творчеству и не хотят работать по старому, всё время что- то придумывают, подсказывают, предлагают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы, и третьи, которые не хотят работать творчески, не имеют к этому способностей .

Важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого. Опираясь на них, можно сформировать такую систему педагогического сопровождения деятельности педагогов ДОУ, в которой педагогическая поддержка будет адресной (дифференцированной), следовательно, более эффективной. Психологическое самочувствие воспитателя также оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения, а иногда повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность. Формы проявления недовольства и непонимания у педагогов могут выражаться различным способом.

Таким образом, одним из направлений деятельности педагогических и методических служб нашего образовательного учреждения в условиях внедрения стандартов нового поколения является психолого-педагогическое сопровождение личностного развития и профессиональной деятельности педагогов с целью оптимизации профессиональной компетентности педагогического коллектива и поддержания позитивного психологического климата.

 Для оптимизации профессиональной компетентности педагогического коллектива в нашем учреждении я использовала следующие виды деятельности:

 1.Диагностика:

-психологического климата коллектива,

 -индивидуального стиля педагогов,

 -готовности воспитателей к инновационной деятельности,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet_2.docx217.29 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно – аналитический отчет педагогического работника о педагогической деятельности.

Я, Заляева Людмила Александровна, в 2015 году была назначена на должность старшего воспитателя Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения детского сада «Сказка»

п. Магдагачи. В этом же году в июле произошла реорганизация детских садов и к нашему саду были присоединены еще два детских сада. Численность педагогического состава составила 42 педагога, включая специалистов. Мне как старшему воспитателю нужно было изучить свои должностные обязанности и приступить к работе. Поэтому я начала с самого начала, решила изучить все аспекты методической работы и составить план работы со своими педагогами.

В последние годы идет серьезное реформирование образования в стране, не составляет исключение и дошкольное воспитание. Определены его концептуальные основы, приняты важные решения, расширяющие права руководителей, воспитателей, родителей.

В своей работе старшего воспитателя, я  руководствовалась основными документами Министерства образования РФ, Закона об образовании, Устава дошкольного образовательного учреждения и других нормативных актов.

На основании этих документов стала организовывать работу  педагогов и , добивается научной организации труда, осуществляя контроль.

Одним из основных направлений деятельности старшего воспитателя дошкольным учреждением является работа с педагогическими кадрами.

Я как старший воспитатель стремилась гибко и рационально применять систему средств и методов руководства, обеспечивающих успешное воспитание и обучение дошкольников. В основе взаимоотношений между старшим воспитателем и педагогами лежат единые цели, стремление воспитывать и развивать детей, готовить их к обучению в школе.

Современный стандарт предъявляет новые требования к педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Поэтому задача старшего воспитателя заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для повышения квалификации и реализации каждым педагогом своих профессиональных возможностей.

В выборе стратегиипедагогического сопровождения реализации ФГОС, несомненно, стал мониторинг и анализ образовательной ситуации в ДОУ, анкетирования педагогов, естественно, учитывались данные бесед с воспитателями и наблюдений. Всё это позволило сопоставить истинные, и только представляющиеся таковыми факторы, выявить ряд проблем в освоении и реализации ФГОС.

1. Часть педагогов ДОУ не готовы к изменениям, проявляют «протест» или занимают пассивную позицию.  

2. Недостаточна профессиональная компетентность педагогов в вопросах ФГОС; имеющаяся методическая литература, перспективные планы, разработки различных форм организации работы с детьми соответствуют разделам программы, а не образовательным областям.

 3. Уровень мотивационной готовности большей части педагогов к инновационным изменениям не обеспечивает системное использование ими соответствующих индивидуальным, возрастным, психофизиологическим особенностям развития воспитанников методов обучения и воспитания.

 4. Нет глубинного понимания педагогами положений, заложенных в федеральных стандартах.

5. Испытывают трудности в проектировании образовательного процесса, сложно осуществить перестройку от «вида деятельности» к «образовательной области».  

6. Часть педагогов стремятся к творчеству и не хотят работать по старому, всё время что- то придумывают, подсказывают, предлагают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы, и третьи, которые не хотят работать творчески, не имеют к этому способностей .

Важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого. Опираясь на них, можно сформировать такую систему педагогического сопровождения деятельности педагогов ДОУ, в которой педагогическая поддержка будет адресной (дифференцированной), следовательно, более эффективной. Психологическое самочувствие воспитателя также оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения, а иногда повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность. Формы проявления недовольства и непонимания у педагогов могут выражаться различным способом.

Таким образом, одним из направлений деятельности педагогических и методических служб нашего образовательного учреждения в условиях внедрения стандартов нового поколения является психолого-педагогическое сопровождение личностного развития и профессиональной деятельности педагогов с целью оптимизации профессиональной компетентности педагогического коллектива и поддержания позитивного психологического климата.

 Для оптимизации профессиональной компетентности педагогического коллектива в нашем учреждении я использовала следующие виды деятельности:

 1.Диагностика:

-психологического климата коллектива,

 -индивидуального стиля педагогов,

 -готовности воспитателей к инновационной деятельности,

В ходе диагностики использован метод анкетирования. Педагогам были предложены 3 анкеты. Форма анкеты представлена в приложении №.1

критерии

Психологический климат педагога

Индивидуальный стиль общения педагога

Готовность педагога к инновационной деятельности

Удовл.

Неудовл.

Демократический

Авторитарный.

Либеральный

низкий

допустимый

оптимальный

%

86

14

81

19

0

10

65

25

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что в коллективе преобладает бодрый, жизнерадостный тон, доброжелательность в отношениях, взаимная симпатия. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности. Коллектив активен, полон энергии, доброжелательно относится к новичкам, переживает успехи и неудачи товарищей, прислушивается к мнению каждого члена. Хотя, в трудные минуты в коллективе возникают разногласия, растерянность. В коллективе заметно деление на группировки. Тем не менее, присутствует чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители. 

Анализируя стиль общения педагогов с воспитанниками можно сделать вывод, что в коллективе преобладает демократический стиль общения.

Взрослые, декларирующие этот тип общения, уважительно относятся к детям, стараются наладить эмоциональный контакт, учитывают индивидуальные особенности. Не подавляя строгостью и наказанием, разъясняют конкретную ситуацию, убеждают почему, в силу каких причин необходимо выполнить то или иное требование. У таких взрослых в общении с детьми преобладают положительные оценки, жизнеутверждающий, оптимистический стиль. Они воспитывают организованность, дисциплинированность, не сковывая самостоятельности, не подавляя активности детей. Демократический стиль воспитания наиболее продуктивен в воспитании личности ребенка. У детей формируется чувство собственного достоинства. Права ребенка при этом не нарушаются.

Исходя, из результатов третьей анкеты следует, что педагогический состав готов к переменам к новому и применению инновационных технологий, и внедрению ее в практическую деятельность

2.Разработка рекомендаций и программ социально-психологической деятельности по результатам диагностических исследований, разработка форм публичной благодарности педагогов.

3.Внедрение инновационных методик оказания методической помощи воспитателям.

4.Профилактическая работа с целью повышения  культуры педагогов.

Новые целевые установки заставляют акцентировать внимание на создание условий для постоянной возможности самообразования педагогов. Без самообразования идея личностного и профессионального развития педагога не осуществимо. Залогом успеха, в профессиональном и личностном росте педагогов будет являться продуманная стратегия и тактика в нашей работе.

Поэтому я решила взять тему по самообразования:

«Использование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения профессионального уровня педагогов в рамках ФГОС ДО».

Источники самообразования: семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, интернет - ресурсы, МО, методическая литература, журналы.

Форма самообразования: индивидуальная

Срок реализации программы самообразования: 2015 - 2017 гг.

Представление материала: выступление из опыта работы на педагогическом совете, МО.

 Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности педагогов через оптимизацию и совершенствование профессиональной ориентации педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы образования. Между тем следует учитывать, что в образовательных учреждениях на данный момент работают педагоги практики с более чем двадцатилетним стажем работы. Отсюда возникает противоречие между образовательными ожиданиями общества, перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. Разрешению данного противоречия может способствовать методическая работа, представляющая собой один из системных аспектов в непрерывной системе образования педагогических кадров.

Актуальность темы.

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками.

Необходимость оптимизации методической работы в повышении компетентности педагогических кадров привела к поиску форм и методов для ее эффективной реализации, психологической составляющей процесса становления профессиональной компетентности педагога.

Цель самообразования:

Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательныхкомпетенций старшего воспитателя в реализации методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров.

Задачи:

1. Совершенствовать и углубить свои знания в данной области.

2. Выявить и проанализировать современные тенденции в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ: формы, методы, условия, выявить наиболее эффективные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.

3. Провести анализ актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, их профессиональных потребностей, проблем, интересов.

4. Разработать оптимальную модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.

5. Внедрить в практику методической работы современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества воспитательно- образовательного процесса.

Предполагаемый результат

для старшего воспитателя:

1. Расширить знания по данной теме.

2. Совершенствовать формы организации методической работы в ДОУ для реализации функций органа самоуправления

3. Разработать модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ, позволяющей обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога для осуществления педагогического процесса на высоком уровне с учетом потребностей воспитанников и запросов родителей.

4. Анализировать профессиональную компетентность, рост качества образования воспитанников ДОУ для повышения уровня оказания образовательных услуг ДОУ.

• Знакомиться с современными тенденциями в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.

• Пройти курсы повышения квалификации.

• Посещать семинары разного уровня, МО, участвовать в обмене опытом.

• Проводить открытые занятия для различных категорий участников (коллеги, родители).

• Внедрять в организационно-методический процесс современные образовательные технологии. Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.

Изучать современные педагогические технологии и методики взаимодействия с педагогами

• Совершенствовать знания современного содержания воспитательно- образовательного процесса.

• Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через издания и Интернет - ресурсы.

• Изучать опыт коллег по организации методического сопровождения.

• Проводить открытые мероприятия на региональном и муниципальном уровнях.

• Принимать активное участие в работе МО воспитателей и заведующих.

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.

мероприятия

результат

Определение темы самообразования, планирование системы работы Разработка программы по самообразованию.

Формулирование целей и задач, этапов работы над темой самообразования.

Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение передового педагогического опыта работы по повышению профессиональной компетенции педагогов ДОУ. Интернет ресурсы, статьи из сборников, журналов и др.

Разработка модели методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ. Информация для педагогов:

«Модель методической работы по повышению профессиональней компетентности пед. кадров»

Создание условий для повышения профессионализма и реализации творчества педагогов. Расстановка кадров по группам с учетом их интересов и профессионализма.

Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Оснащение методического кабинета пособиями, методич. литературой, интернет - ресурсами.

Выставки: «Новинки методической литературы».

Методическая помощь при подготовке к аттестации.

Работа по самообразованию педагогов ДОУ. Проведение педсовета: «Самообразование - одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов.

Консультация для педагогов ДОУ «Организация работыпо самообразованию педагогов ДОУ»

Анализ уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ. Мониторинг педагогических кадров: «Оценка уровня профессиональной компетенции пед. кадров в ДОУ».

Самоанализ педагогов по итогам работы за 1 полугодие, год

Оценка реализации потребностей педагогов в развитии

 Анкета № 1 – для выявления способности педагогов к развитию.

Анкета № 2- для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов.

Анкета №3 - Изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования

Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса Разработка Программы развития ДОУ.

Разработка Основной  образовательной программы ДОУ

Разработка рабочих программ для каждой возрастной группы.

Разработка индивидуальных адаптированных программ для детей с ОВЗ.

 Внедрение современных образовательных технологий, в образовательный процесс

Вывод:

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров, профессионально-педагогической компетентности. В настоящий момент востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.

Систематизировав эффективные формы работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, реализуя модель повышения профессиональной компетентности педагогов, позволяет получить стабильные положительные результаты:

Выросло число педагогов, имеющих высшее профессиональное образование. Все воспитатели повысили уровень своей компетентности через аттестацию на квалификационную категорию и прохождение курсов повышения квалификации и переквалификации.

Результаты профессиональной компетентности педагогов МДОАУ д/с «Сказка» п. Магдагачи

Критерии

                 Результаты  в процентах

года

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Повышение квалификации

25%

51%

86%

100%

Курсовая переподготовка

13%

45%

68%

85%

Диссеминация опыта работы

37%

38%

52%

64%

В 2017  году 40 педагогов прошли курсовую подготовку по теме «Профессиональная ИКТ-компетентность педагога в условиях внедрения ФГОС», трое выбрали тему «Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста (до 3-х лет) в соответствии с ФГОС ДО», двое - «Реализация в ДОО современных подходов к социально-личностному развитию детей дошкольного возраста», два воспитателя и педагог-психолог  захотели поучаствовать в работе курсов по «Психологической готовности к школьному обучению». В дальнейшем, после окончания курсовой подготовки, воспитатель, по желанию, демонстрирует коллегам полученный теоретический и практический багаж  по интересующей его теме  и обсуждает варианты его практического использования. Это нацеливает педагога на дальнейшую работу по самообразованию, разработку темы, развитию внутренних мотивов.

Категорийность педагогических  кадров МДОАУ д/с «Сказка» п. Магдагачи

категории

Число  педагогов

Учебный год

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Без категории

10

8

5

3

Соответствие занимаемой должности

20

17

14

8

Первая квалификационная категория

12

17

22

26

Высшая категория

0

0

1

5

В этой должности  я работаю четыре года.  На начало моей деятельности с педагогическим коллективом, первая квалификационная категория  была присвоена 12 педагогам, и 4 учились в высшем учебном заведение.  

 Таблица №2

Образование педагогов

2015-2016 уч. год

2016-2017 уч. год

2017-2018 уч.год

2018-2019 уч.год

Высшее

12

12

14

15

Средне - специальное

30

30

28

27

Педагоги ДОУ принимают активное участие в региональных, муниципальных конкурсах, демонстрируя свой опыт и достижения в образовании детей. В профессиональном конкурсе педагогического мастерства «Воспитатель года – 2016» - «Воспитатель года – 2019» педагоги получили призовые места.

Участники конкурса «Воспитатель года»

№п/п

ФИО участника

2016

2017

2018

2019

1.

Марасан И.А

2 место

2.

Казакова А.Ю

3 место

3.

Герасименко О.А.

1 место

4.

Альметкина Т.А.

2место

5.

Вознюк Э.В.

3место

6.

Петренко Е.С.

2 место

7.

Петрунина О.В.

3 место

8.

Шишкина С.М.

участник

9.

Лимонова Т.А.

Участник

10.

Ковалева А.Ю.

Участник

Принимали активное участие в дистанционных конкурсах, делились опытом на районных методических объединениях.

В 2018 году на базе ДОУ организован консультационный пункт для детей и родителей, неохваченных дошкольным образованием.

Детям и родителям оказывается психологическая поддержка, планируется, и проводиться индивидуальная работа с детьми ОВЗ.

В целом методическое сопровождение оказало влияние на совершенствование и развитие профессиональной компетентности педагогов, на атмосферу профессионального успеха, позволило педагогам активно участвовать в подготовке и принятии управленческих решений (при проведении педагогических советов, разработке годового плана и др.).

Таким образом, методическое сопровождение позволило обеспечить рост педагогического мастерства и развитие творческого потенциала каждого педагога, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс добиться повышения качества реализации воспитательно –образовательного процесса в рамках ФГОС ДО.

При выборе форм методической работы я обязательно учитываю стаж работы, возраст педагогов, их индивидуальные особенности, интересы. Особое внимание уделяю взаимодействию с молодыми и начинающими педагогами. От этого зависит и методический инструментарий, который поможет повысить их профессиональное мастерство и организовать деятельность педагогического коллектива в соответствии с современными требованиями.  Мой опыт показывает, что использование методов активного обучения педагогов повысил эффективность овладения современными образовательными технологиями в детском саду. Я использую, как традиционные,  так  и нетрадиционные, интерактивные формы методической работы.

Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И, наверное, каждый педагог в одиночку вряд ли справится с ними.

Важным фактором улучшения качества их деятельности является работа, организованная методической службой, курирующей работу педагогов по всем направлениям образовательной деятельности. Активизация творческой деятельности педагогов возможна через интерактивные методы и формы работы с ними.

Таким образом, интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности: все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. При этом осуществляется постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (мини-лекция).

Значение использования интерактивных методов в нашем дошкольном учреждении:

  1. Повышение качества воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении.
  2. Стимулирование интереса и мотивации педагогов к самообразованию.
  3. Повышение уровня активности и самостоятельности.
  4. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.
  5. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

Задачу методической службы дошкольного учреждения я вижу в том, чтобы выработать систему использования новых, эффективных приемов повышения  квалификации педагогов.

Поэтому я считаю, что вовлекать педагогов в учебно-познавательную деятельность необходимо с использованием активных приёмов и методов обучения, из которых мы применяем следующие:

  1. традиционные:
  • проблемные семинары
  • семинары-практикумы
  • дни открытых дверей
  • наставничество
  • педагогические советы
  • коллективные просмотры
  1. инновационные:
  • «копилка» педагогического мастерства
  • мастер-классы
  • аукцион педагогических идей
  • проектная деятельность
  • педагогический всеобуч
  • семинары – брифинги
  • тренинги
  • творческие и профессиональные конкурсы
  • смотр конкурсы
  • ярмарка инновационных идей
  • творческий час (демонстрация презентаций, портфолио)
  • союз единомышленников (музыкальные, литературные гостиные, спортивные соревнования, патриотические вечера и другие)
  1. Новейшие интерактивные методы:

- кейс – метод;

- квик – настройка

(На диске предоставлена презентация №1)

   Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, педагоги не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнавать что-то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности. Работа, проводимая мной в детском саду, призвана помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению актуальных задач ДОУ, совершенствовать его педагогическое мастерство, обеспечивающее профессиональный рост.

   Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.

   Профессионализм педагога, работающего с детьми, связан, в первую очередь, с коммуникативной компетентностью, с умением играть и общаться с детьми. Вот почему мы особое внимание акцентируем на повышении профессиональной компетенции педагогов. С этой целью широко используем различные формы и  методы в работе с педагогами.

    Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационная, ориентирующая и развивающая.

  На первом этапе я проводила мониторинг качества профессионально-личностных способностей педагогов.

Мониторинг качества профессионально-личностных способностей педагогов.

Профессионально-педагогические качества

Уровень 2017год

 в

с 

н 

1. Педагогическое целеполагание:

5%

52%

43%

2. Педагогическое мышление:

 10%

62% 

28% 

3. Педагогическая интуиция:

 28%

52% 

20% 

4. Педагогическая наблюдательность:

 25%

61% 

 14%

5. Педагогическая рефлексия:

 12%

60%

 28%

6. Педагогическая импровизация:

 15%

65%

 20%

7. Педагогический такт:

 29%

60% 

 11%

Итого:

17%

58%

25%

Проанализировав показатели делаю вывод, что в детском саду качество профессионализма находится на среднем уровне,  но и низкий уровень достаточно высок. Чтобы снизить показатели среднего уровня необходимо дифференцировать педагогов по степени мастерства и найти для каждого соответствующую форму методической работы.

Предлагаемые формы методической работы:

- индивидуальное шефство;

- наставничество;

- самообразование;

- выступления перед аудиторией;

- обобщение опыта работы;

- проблемные консультации;

- творческие группы;

- взаимопосещения занятий;

- методические посиделки;

- методические объединения специалистов;

- открытые НОД – приглашения;

- Смотры-конкурсы;

- Конкурс методических находок;

- Проектирование воспитательно – образовательной работы с педагогами.

   Исходя из уровня профессионализма педагогов, готовности их к саморазвитию и других показателей, мы выделили три уровня педагогического мастерства:

- низкий (интуитивный),

- средний (поисковый),

- высокий (мастерский).

   В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя мы разработали индивидуальные варианты методической работы.

    Так, в методической работе с воспитателями низкого уровня мы ориентируемся на выработку у них положительного отношения к педагогической деятельности, на овладение теоретическими знаниями и практическими навыками, через такие формы работы как:

-  «Змейка опыта» - дискуссионный метод

-  «Круглые столы»,

- презентации, изучение опыта педагогов ДОУ.

        В первую очередь, с такими воспитателями проводятся конкурсы на тему «Лучшее педагогическое портфолио», «Лучшая презентация образовательной деятельности». В результате у педагогов развивается потребность в самообразовании, повышается  уровень теоретической подготовки.

   Цели методической работы с воспитателями среднего уровня следующие: формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности. Привлекаем педагогов к участию в работе творческих и проблемных групп в процессе решения поисковых задач, педагогических тренингов, деловых игр. Включение воспитателей в поисковую деятельность способствует повышению их профессионально-деловой активности.

    Методическую работу с воспитателями высокого уровня мы строим на принципах стимулирования их творчества, интеграции деятельности с воспитателями - новичками.

В образовательной системе нашего ДОУ практикуются следующие творческие группы:

- Рабочая группа по разработке проектов, презентаций, мероприятий для проведения базовой стажировочной площадки,

- «Клуб молодого воспитателя»,

- педагоги – наставники,

- молодые педагоги – новаторы.

   Новые педагогические технологии внедряются в практику повседневной работы ДОУ через активное участие педагогов в работе клуба творчества молодых, в конкурсе педагогического мастерства, в педагогических викторинах.

  В результате создаётся модель деятельности педагогов-новаторов, совершенствуется их мастерство.

   В этом учебном году у нас в ДОУ появилась еще одна формы работы «Мультимедийный  салон», целью которого является повышение компьютерной грамотности педагогов. Он включает в себя мастер – классы в компьютерном классе, классические пары (обучение в парах), демонстрация презентаций, портфолио, видеофильмов.  В связи с этим возникла необходимость в разработке нового проекта «Использование ИКТ – технологий в процессе реализации эксперимента в ДОУ».

На педсовете было проведено анкетирование, в результате которого было выявлено

ИКТ-компетентность педагога дошкольного  образования.

2016-2017 г.

2017-2018 г.

2018-2019 г.

Использование ИКТ в повседневной практике педагога

Текстовый редактор

60%

86%

100%

Электронные базы данных

50%

76%

98%

Электронные таблицы

50%

74%

91%

Программы для создания презентации

74%

89%

100%

Распечатка дополнительных материалов и упражнений

74%

96%

100%

Программы для работы с видео, звуком и графикой

30%

36%

50%

Электронная почта

60%

84%

100%

Поиск информации в Интернет

81%

96%

100%

Обучающие программы

50%

78%

100%

Цифровые энциклопедии и словари

50%

71%

96%

Обучающие игры

20%

44%

62%

Реализация профессиональных задач педагога

Делаю  планирование с использованием ИКТ

50%

76%

94%

Готовлю НОД с использованием ИКТ

62%

84%

91%

Подбираю программное обеспечение для обучающих целей

52%

69%

100%

Ищу учебные материалы в Интернет

51%

69%

94%

Использую ИКТ для мониторинга развития детей

20%

32%

34%

Использую ИКТ для взаимодействия с коллегами  родителями

29%

36%

51%

Итого:

51%

70%

86%

 Можно выделить следующие этапы  и формы методической работы с кадрами:

1. Теоретический (осмысление передовых систем):

- Теоретический семинар «Особенности работы по программе «Успех» - Проблемный семинар «Деятельность педагогов в проекте «Ожившие страницы городской истории»,

- Презентация «Игровая терапия с родителями и детьми».

- Консультации: «Правила оформления портфолио педагога», «Мониторинг формирования интегративных качеств дошкольника на основе программы «Успех»,

-  Ярмарка педагогических инноваций по приоритетным направлениям ДОУ».

2. Методический (показ лучших образцов передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы)

- Клуб творчества молодых.

- Школа психологии

- Организационно - деятельностные игры («Защита проекта» и др.).

- Методические недели.

- Ярмарка педагогических инноваций по приоритетным направлениям ДОУ.

3. Практический (самостоятельная разработка и апробация воспитателями новых технологий обучения и воспитания)

- Практикум «Экскурсия в творческую лабораторию педагога».

- Взаимопосещения.

-  Творческая мастерская «Сказочная куклотерапия».

- Мультимедийный конкурс

- Творческие отчеты «Совместная деятельность педагога и детей», «По ступенькам творчества».

- Научно-практический семинар по экспериментальной работе «Формирование социального здоровья детей в едином пространстве: ДОУ -  Семья – Социум».

- Эстафета передового опыта «Змейка опыта».

- Педагогические совещания – брифинги, форумы с обсуждением актуальных, инновационных идей.

  В целях повышения активности, пробуждения инициативы воспитателей, поощрения их творческих поисков мы используем такую распространенную форму методической работы, как «Методические недели».

План методической недели по теме «ИКТ – технологии в педпроцессе»

Понедельник – Мастер – класс с педагогами по использованию ИД

Вторник  - Мастер – класс по обучению планшетным технологиям.

Среда – Творческий час «Компьютер и дошкольник»

Четверг - Панорама творческих занятий: создание тематических дидактических игр для ИД (классические пары, подгрупповая работа)

Пятница – практикум «Создание электронных брошюр, буклетов, журналов»

При проведении методических недель мы учитываем следующие факторы:

1) Количественный и качественный состав педагогического коллектива;

2) Результаты изучения личности и деятельности воспитателей, причины их затруднений в работе;

3) Традиции и опыт методической работы (с учетом того, что можно сохранить и от чего следует отказаться);

4) Передовой опыт и научные рекомендации по организации и управлению методической работой.

Нужно отметить, что групповая деятельность создаёт благоприятные условия для обучения и сотрудничества педагогов. Сотрудничая с более квалифицированными коллегами, успешнее начинают работать  педагоги - новички.

Мониторинг качества профессионально-личностных способностей педагогов.

Профессионально-педагогические качества

Уровень 2018год

 в

с 

н 

1. Педагогическое целеполагание:

10%

51%

39%

2. Педагогическое мышление:

 18%

64% 

18% 

3. Педагогическая интуиция:

 31%

54% 

15% 

4. Педагогическая наблюдательность:

 29%

59% 

 12%

5. Педагогическая рефлексия:

 17%

58%

 25%

6. Педагогическая импровизация:

 23%

62%

 15%

7. Педагогический такт:

 38%

53% 

 9%

Итого:

24%

58%

18%

Инновационные подходы к управлению методической работой мы связываем с формированием у воспитателей интереса к современным технологиям, выработкой у них устойчивого педагогического мышления. Убеждены, что важно стимулировать воспитателей изучать личность каждого ребенка и применять на практике  инновационные методы и приемы, развивающие детей и помогающие педагогам найти свое место в педагогическом пространстве.

Мониторинг качества профессионально-личностных способностей педагогов.

Профессионально-педагогические качества

Уровень 2019год

 в

с 

н 

1. Педагогическое целеполагание:

12%

68%

20%

2. Педагогическое мышление:

 20%

69% 

11% 

3. Педагогическая интуиция:

 31%

61% 

8% 

4. Педагогическая наблюдательность:

 29%

63% 

 8%

5. Педагогическая рефлексия:

 18%

70%

 12%

6. Педагогическая импровизация:

 23%

71%

 6%

7. Педагогический такт:

 50%

49% 

 1%

Итого:

27%

65%

10%

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Год

Критерии

2015-2016

201-2017

2017-2018

2018-2019

Владение педагогическими технологиями

 69%

72% 

87% 

95% 

Участие в методических мероприятиях (ДОУ, района, области)

 30%

64% 

78% 

91% 

Открытые мероприятия, проводимые педагогом.

 2

Методические разработки, дидактические материалы.

 10%

14% 

14% 

23% 

Методическая тема, опыт работы, инновационная деятельность.

 30%

 47%

 50%

 63%

Участие в общественной деятельности ДОУ.

 89%

91% 

90% 

95% 

В целом методическое сопровождение оказало влияние на совершенствование и развитие профессиональной компетентности педагогов, на атмосферу профессионального успеха, позволило педагогам активно участвовать в подготовке и принятии управленческих решений (при проведении педагогических советов, разработке годового плана и др.), опирается на мотивационный и дифференцированный подходы в организации деятельности, необходимые для успешного функционирования учреждения; нашло отражение в организации деятельности профессиональных объединений педагогов, доступности передового педагогического опыта для всех субъектов образовательного процесса и совершенствовать развитие деятельности и личностных характеристик профессиональной компетентности педагогов ДОУ;

Таким образом, методическое сопровождение позволило обеспечить рост педагогического мастерства и развитие творческого потенциала каждого педагога, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс добиться повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО.

Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей , поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей.

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления

Актуальным для нас является корректировка здоровьесберегающей системы ДОУ в соответствии с:

  • федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • приоритетным направлением детского сада по физическому развитию;
  • подбором современных здоровьесберегающих технологий и методик;
  • координацией деятельности педагогов и специалистов детского сада;
  • укреплением партнёрских отношений с родителями и социумом.

Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ – это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

В процессе своей деятельности я и коллектив педагогов стремимся решать следующие задачи:

  • обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
  • сформировать доступные представления и знания о ЗОЖ, пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
  • реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития двигательных навыков и способностей детей;
  • оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Система здоровьесбережения в МДОАУ включает в себя: различные оздоровительные режимы, комплекс закаливающих мероприятий, физкультурные занятия, оптимизация двигательного режима в течение дня, организация рационального питания, медико-профилактическую работу с детьми и родителями, использование здоровьесберегающих инновационных технологий в педагогическом процессе.

Проведя анализ заболеваемости детей сразу стало понятно, что нужно усилить работу по здоровьюсберению.

Состояние здоровья детей с 1,5 до 7-ми лет:

Группа здоровья

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

1

46

31

35

41

2

434

461

462

462

3

16

20

12

18

4

2

4

4

2

Всего детей

498

516

513

523

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Число случаев заболеваемости

86%

80%

78%

63%

Количество дней пропущенных 1 ребенком по болезни

96

83

81

81

Случаи травматизма

0

0

0

0

Количество детей инвалидов

2

4

4

2

В нашем детском саду постоянно осваивается комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья наших воспитанников.

Содержание работы по здоровьесбережению включает в себя: перспективный план работы ДОУ на год, перспективный план спортивных мероприятий, план сотрудничества с родителями. В каждой возрастной группе в зависимости от возрастных особенностей детей внедряются следующие технологии:

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов дошкольного образования; (презентация на диске №2)
  • валеологическое просвещения родителей;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду

и приобщению их к ЗОЖ.

Один из важнейших этапов в жизни каждого ребёнка – это поступление в детское дошкольное учреждение. В детском саду созданы оптимальные условия для комфортного пребывания детей, а также их всестороннего развития.

Разнообразные мероприятия, осуществляемые в рамках здоровьесбережения, наряду с активно проводимой разносторонней санитарно-просветительной работой, позволяют максимально использовать все доступные средства длядостижения главной цели – формирование, сохранение и укрепление здоровья всех детей дошкольного учреждения.

В МДОАУ проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:

  • соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН;
  • облегченная одежда в детском саду (внутри учреждения);
  • утренняя гимнастика, гимнастика после сна;
  • корригирующая и дыхательная гимнастика;
  • закаливающие процедуры (согласно возрасту детей).
  • использование ребристых дорожек – для профилактики плоскостопия.
  • занятия, прогулки;
  • правильная организация прогулок и их длительность;
  • соблюдение сезонной одежды воспитанников (индивидуальная работа с родителями);
  • мытье прохладной водой рук по локоть – средний-старший возраст.
  • самомассаж;
  • витаминотерапия, витаминопрофилактика (витаминизация третьих блюд);
  • недели здоровья (2 раза в год);
  • физкультурные занятия;
  • вакцинация воспитанников детского сада (с согласия родителей) и сотрудников в период повышенной заболеваемости ОРВИ и ОРЗ;
  • также с детьми проводится звуковая, артикуляционная гимнастики; логоритмика (с участием логопеда, музыкального руководителя).

Широко используется информация в родительских уголках, папках-передвижках, устные консультации.

Вышеперечисленные оздоровительные мероприятия направлены на сохранение имеющегося потенциала здоровья и на своевременную коррекцию возникающих отклонений. Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.

На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры двигательного режима для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.

Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия, которые проводятся три раза в неделю инструктором по физической культуре, один раз (в соответствии с погодными условиями) занятия физкультурой проводятся на улице.

При проведении занятий, инструктор по физической культуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты и др. Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.

Для приобщения детей к таким видам спорта, как акробатика, в нашем ДОУ проводятся танцевально-хореографические занятия и занятия по степ- акробатике.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным являетсяорганизация двигательной развивающей среды. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха. Оборудован физкультурный  зал, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Большое внимание уделяется организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе.

Основные компоненты здорового начала - покой и движение - должны

правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным, на наш взгляд, было создание в группах уголков уединения. Здесь дети могут "позвонить" маме по телефону, посмотреть фотографии, просто полежать на мягких красивых подушках, ковриках. Ведь психическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Для решения этой проблемы в нашем детском саду работают консультативные пункты: логопункт, психологическая служба.

Психолог и учитель-логопед проводят с детьми различные релаксационные, тренинговые занятия, помогая дошкольникам научиться управлять своими эмоциями, правильно произносить звуки, слоги, слова. Родители могут получить квалифицированную консультацию опытных специалистов.

Система работы с родителями строится на основе социального партнёрства с помощью традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества. У родителей дошкольных групп пользуются успехом такие формы сотрудничества, как: встречи в «Семейной гостиной», семинары – практикумы: «Азбука здоровья», «К здоровью – вместе», спортивные мероприятия и конкурсы: «Мама, папа, я - спортивная семья», «Любимая спортивная игра в нашей семье», организация фотовыставок и фоторепортажей: «Малыши - крепыши», «Спорт каждый день», «Я здоровье берегу», «Наши достижения» и др.

Педагогическое просвещение родителей по вопросам оздоровления осуществляется с помощью анкетирования, индивидуальных и групповых консультаций, выпуска буклетов, листовок и бюллетеней, размещения информации на официальном сайте учреждения. Оформляются папки передвижки, ширмы для родителей на различные темы: «Адаптация детей к дошкольному учреждению», «Закаливание ребёнка в домашних условиях», «Рациональное питание и режим дня», «Грязные руки – источник кишечных инфекций», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактические прививки и их значение» и др.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Я, считаем, что созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Данные выводы подтверждают показатели состояния здоровья и физического развития детей, на диаграмме:

Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело – все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления  к расширению двигательного опыта.

Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей. Это подтверждается участием детей в различных спортивных мероприятиях на уровне города и полученными грамотами.

Работа с родителями.

Еще работая воспитателем на группе, я столкнулась с такой проблемой, как работа с родителями. Иногда бывает очень трудно наладить с ними взаимоотношение, найти общий язык. Став старшим воспитателем, я обратила внимание, что то проблема не только для меня но и для других педагогов. Поэтому я решила уделить внимание и этому направлению.

        Первым и решающим условием, по моему мнению, положительного направления взаимодействия является доверительные отношения между воспитателями, специалистами и родителями. Контакт должен строится таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Вторая, и не менее важнаязадача – вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Мы надеемся, что следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом.

Поэтому в ходе планирования годовых задач я выявила противоречия, которые обусловили направления работы:

- между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия;

- между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений по реализации данной проблемы.

Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают:

- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада;

- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы;

- составление программы совместных действий педагога и родителей;

- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

Дифференцированный подход при организации работы с родителями – необходимое звено и система мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений.

Дифференциация проводилась на основе тестирования, анкетирования, по определенной программе семьи:

1.Структура семьи (сколько человек, возраст, образования, профессия), психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения).

2. Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают – положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей. Вывод делался на основе анкетирования.

3. Социальный статус матери, отца в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка. Вывод так же на основе анкетирования.

4. Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы.

        Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей были использованы следующие методы:

  1. Анкетирование родителей;
  2. Анкетирование воспитателей;
  3. Тестирование родителей;
  4. Индивидуальные беседы с родителями;
  5. Индивидуальные беседы с детьми;
  6. Наблюдение за ребенком в сюжетно – ролевой игре «Семья»;
  7. Наблюдение воспитателей за взаимодействием родителей и детей во время приема и ухода детей.
  8. Моделирование игровых и проблемных ситуаций и т.д.

Для выявления педагогической культуры родителей была использована следующая анкета:

  1. На основе, каких знаний Вы воспитываете своего ребенка?

а) слушаете передачи по радио и телевидению;

б) на основе рекомендаций педагогов;

в) используете жизненный опыт.

               2.  Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными?

а) поощрение;

б) наказание;

в) требование;

г) приучение.

3.  Какие виды поощрения Вы используете чаще всего?

а) словесная похвала;

б) подарки;

в) ласки.

4. Какие, по вашему мнению, виды наказания наиболее действенны в воспитании?

а) физическое наказание;

б) словесная угроза;

в) лишения развлечения;

г) проявления Вами обиды.

С целью выявления степени участия родителей в воспитательном процессе были использованы тесты следующего типа:

  1. Нравится ли Вам ваш малыш?
  2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?
  3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?
  4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущения значимости того, что он говорит?
  5. Поправляете ли Вы речь ребенка?
  6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?
  7. Хвалите ли Вы ребенка, обнимаете ли Вы его?
  8. Смеетесь ли Вы вместе с ребенком?
  9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и бесед с ним?
  10. Играете ли Вы с ребенком в  игры?

По результатам диагностики для выявления категории родителей выделены следующие типы:

1 категория: родителей этой категории отличает высокий уровень эмоционально – нравственной культуры. Он выражен в стиле семейно воспитания, в манере общения взрослый с детьми. Родители прнемают ребенка как личность, считаясь с его интересами и увлечениями, стремятся расширить свои познания в области педагогики и детской психологии.

2 категория: в среднем уровень образованности и культуры родителей также высокий. Но, в отличии от первой категории, акцентирование внимания идет на материальную обеспеченность. Вместе с тем проявляется безразличие к интересам м увлечениям детей.

3 категория: это самая негативная ситуация для ребенка. В таких семьях каждый живет своей жизнью, низкий уровень семейной интеграции. Уровень психолого – педагогической просвещенности родителей крайне низкий. Вследствие этого воспитанию детей не уделяется достаточного внимания, воспитание ребенка не является жизненно важной проблемой.

        

Чтобы дифференцировать работу , родителей разделили на две большие группы:

  1. Гармоничные семьи (талантливые, активные семьи, семьи благополучнее в психолого – педагогическом отношении);
  2. Проблемные семьи ( требующие длительной помощи кризисные семьи; семьи группы риска). К последним можно отнести следующие:

– семьи с детьми инвалидами;

- многодетные семьи;

- опекунские семьи;

- неполные семьи;

- малообеспеченные семьи;

- неблагополучные семьи.

Анализируя результаты исследования, можно сделать вывод, что в основном преобладают полные семьи, которым характерны: высокий и средний уровень жизни, высокие требования к воспитательно – образовательному процессу, большое желание дать ребенку хорошее образование.

В настоящее время воспитателями и специалистами используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как уже утвердившиеся в этой области, так и нетрадиционные. Используются:

  • Наглядная пропаганда(информационные стенды, папки – раскладки, папки – передвижки, организация выставок детского и совместного творчества и т.д.)
  • Родительские собрания (традиционные, нетрадиционные, тематические).
  • Беседы и консультации (индивидуальные, групповые, письменные).
  • Родительские конференции.
  • Анкетирование.
  • Мастер – классы.
  • Дни открытых дверей.
  • Совместные занятия дети - родители.
  • Круглые столы.
  • Консультационный пункт.
  • Организация деловых и спортивных  игр.
  • Сайт ДОУ.

В нашем детском саду традиционно, в начале осени, проводиться выставка поделок из овощей "Чудеса осени". Родители и дети охотно принимают участие, проявляя творчество и фантазию. Ребята с удовольствием показывают и с гордостью рассказывают, как они трудились над поделками вместе со своими мамами и папами. Каждый, кто участвовал в выставке,  получает сертификат. 
      С наступлением зимы мы вместе с детьми участвовали в акции «Покормите птиц зимой». На выставку педагоги вместе с детьми подготовили буклеты, призывающие людей проявлять милосердие к птицам, а наши папы и дедушки постарались и сделали кормушки из дерева, картона, пластиковых бутылок. Сколько фантазии, необычных материалов увидели мы в этих работах. Какими необычными получились они! Развесив кормушки на своей площадке в детском саду, ребята позаботились, чтобы кормушки всегда были наполнены кормом для птиц, и радовались, когда видели, как прилетали пернатые друзья к кормушкам. Такие акции дают нашим детям прекрасную возможность изучить живую природу и научиться сочувствовать братьям меньшим. 
         В преддверии Новогодних праздников воспитатели создают для своих воспитанников настроение настоящей сказки и волшебства. В детском саду ежегодно проводим конкурс "Новогодняя игрушка своими руками", дети вместе с родителями сделали на выставку замечательные новогодние поделки, а потом вместе с детьми украшали территорию детского сада. Цель таких конкурсов - развитие творческого потенциала личности дошкольника, активизация совместного творчества детей и родителей, создание праздничной атмосферы.

В апреле месяце проводится мероприятие «театральная весна», где родители приняли активное участие в изготовлении костюмов для выступления детей, участие в выставке «Театральная маска» и для своих детей показали театрализованное представление.
          Накануне празднования Дня победы состоялся конкурс чтецов "Мы помним! Мы гордимся!" Наши родителя приняли участие вместе со своими детьми, выучили замечательные стихотворения, сшили костюмы военной тематики для детей. На празднике ребята всех возрастных групп читали стихотворения о подвигах дедов и прадедов, о Великой Победе! По завершению праздника, каждому участнику конкурса чтецов были вручены дипломы.
            В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Мы вместе стремимся сделать так, чтобы детям в детском саду было хорошо и уютно. Неоценимую помощь родители оказывают в благоустройстве и озеленении территории детского сада. С наступлением лета приносят рассаду цветов, на участках красят постройки, заполняют песочницы привезенным песком. Каждый из них вносит крупицы своего труда, умения, творчества. 

Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Очень приятно видеть радостные глаза родителей, когда мы их благодарим за участие и вручаем грамоты. 

Уровень увеличения активности родителей показан в представленной ниже диаграмме:


        Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что дифференцированный подход и использование нетрадиционных форм работы с родителями себя оправдывает. Самое главное – не останавливаться на достигнутом, а совершенствуя и повышая квалификацию педагогов, внедрять все новые и новые активные формы в работу с родителями.

        Предметно- развивающая среда методического кабинета.

 Целью методической работы в МДОАУ д/с «Сказка», п. Магдагачи является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры  всех участников образовательного процесса. Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет, которому принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

Передо мной стоит цель пополнять и улучшать этот центр методической помощи.

           При структурировании материала методического кабинета  учтено  мнение воспитателей, для которых он создан. Особое место отведено принципу индивидуально-дифференцированного подхода к педагогической деятельности воспитателей и специалистов. Методическая работа с педагогами строится с учетом запросов каждого педагога. Материал методического кабинета соответствует современным требованиям и  разделён на несколько разделов, включающих:

- нормативные и инструктивные;

- методические;

- дидактические и наглядные;

-справочные;

- детскую художественную литературу.

 Очень важна правильная организация библиотеки. Книжный фонд ДОУ  условно разделён на книги для воспитателей (методическая и справочная литература) и для детей.

 В первую очередь, в библиотеке воспитателя есть раздел «Справочная литература», где можно размещены различные словари, энциклопедии, журналы, а также другие книги для получения нужной справки.

Большое место занимает периодическая печать. В методическом кабинете находятся журналы и газеты прежде всего на темы дошкольного воспитания такие, как «Обруч», «Дошкольная педагогика», «Управление » и др.

Конечно в последнее время печатные издания не пополняются, так как в детском саду создана система электронной библиотеки. В электронной библиотеки имеются журналы более новых изданий, такие как (справочник старшего воспитателя, справочник для руководителя, справочник нормативной документации, дошкольная педагогика, воспитатель ДОУ, справочник музыкального руководителя и другие).  Моим воспитателям больше нравится пользоваться электронными изданиями, так как они позволяют быстрее составить конспект для занятий, подготовится к семинарам и педсоветам, затратив меньше времени, ну и другие плюсы.

 Методическая литература удобно  распределена по разделам: «Экология», «Физическое воспитание», «Развитие речи», «Ознакомление с окружающим миром», «Ознакомление с природой», «Эстетическое воспитание», «Нравственное воспитание», «Формирование элементарных математических представлений»,  «Работа с родителями» и т.п.  

         Книжный фонд методического кабинета строго учитывается. Для этого составлены алфавитные указатели и картотека на всю имеющуюся литературу. Это позволяет педагогам из массы имеющихся книг выбрать ту, которая помогает в подготовке к педсовету, занятию, родительскому собранию, в работе по самообразованию или обобщению опыта. Поэтому составлены аннотации книг, статей в журналах, разработаны необходимые рекомендации, памятки по работе с литературой.

         В методическом кабинете также собраны нормативные, инструктивные материалы, издаваемые органами управления образованием и другими вышестоящими организациями. Они публикуются в  журналах «Официальные документы в образовании», «Управление ДОУ», «Дошкольное воспитание» и других изданиях. Также имеются документы, определяющие характер деятельности педагогов: закон РФ «Об образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации», «Санитарные правила и нормативы», с которыми ознакомлены все сотрудники ДОУ.

         Отдельно представлены старшим воспитателем методические материалы и рекомендации  в помощь своим коллегам. К ним относятся письма Министерства образования РФ, органов управления образованием, которые не носят нормативного характера, а являются рекомендательными. Здесь  представлен опыт работы лучших педагогов, планы различных мероприятий, работы с родителями и т.д. В дальнейшем этот материал используется для выставок, индивидуальных консультаций, бесед.

 В методическом кабинете имеется наглядный материал для педагогического просвещения родителей в группах под  рубриками: «Советы врача», «Родителям о физическом воспитании», «На нравственные темы», «О правилах дорожного движения», «Родителям об игре» и т.п. На одну и ту же тему подобрано несколько материалов по одной страничке «с продолжением». Для подготовки их привлекаются воспитатели, занимающихся самообразованием, готовящих отчеты о своей деятельности или знакомящих с опытом работы, ведущих подготовку к мероприятии для родителей. Постепенно в методическом кабинете накопилось достаточно материала для того, чтобы воспитатели могли пользоваться им. Как показала практика ДОУ, такая форма работы нравится как воспитателям, так и родителям. Родители с удовольствием читают информационные бюллетени, которые  меняются в каждой группе практически ежедневно. В них   предусмотрены вопросы для мам и пап, задания по наблюдению за поведением ребенка, высказывания детей. Все это помогает воспитателю наладить обратную связь с родителями, подготовиться к проведению консультаций, деловых игр, собраний.

Наглядный материал, хранящийся в методическом кабинете организован соответствующим образом, определена система его хранения, которая совпадает с размещением методического материала.

          Весь наглядный материал так же, как и книжный фонд, строго учитывается, при поступлении регистрируется в специальной тетради «Поступление методических пособий и литературы».

         Отдельно в методическом кабинете  создана картотека демонстрационных картин, к оформлению которых предъявлены те же требования: на каждую картину составлена краткая аннотация, рекомендации по ее использованию в разных возрастных группах с различными образовательными целями. Такая картотека помогает сэкономить время и дает воспитателю возможность самостоятельно подготовиться к тому или иному виду работы.

 Кроме всего прочего, в методическом кабинете организуются выставки. Они  постоянно действующие или эпизодические. Темами первых можно назвать, например, такие, как «Готовимся к педсовету», «Новинки литературы», «Наш календарь». «Знакомим детей с природой» (по сезонам), «В помощь воспитателю» и некоторые другие.

«Аттестация воспитателей», «К новому учебному году» и многие другие, потребность в которых возникает в течение учебного года.

Разнообразие меняющегося, методически грамотно оформленного материала невольно привлекает внимание педагога. Предусмотрена возможность того, что воспитатель возьмет этот материал в группу с целью обсудить с другими воспитателями или использовать в работе с детьми. Поэтому  соблюдаются требования к его оформлению. Он  размещен на одном листе, обязательно напечатан, привлекательно оформлен, оформление  обеспечивает долговременное использование (лист наклеен на картон, запаян в пластик и т.д.).

          Материал для методического кабинета соответствует современным требованиям образовательного и воспитательного процесса, имеет тщательно продуманную систематизацию. Авторский подход построения методического кабинета позволяет  успешно  решать задачи  по оказанию методической помощи воспитателям, повышению их квалификации, общего образовательного уровня, грамотно использовать систему мероприятий, направленную на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей. (презентацию смотреть на сайте)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет по теме инновационного педагогического опыта

Кинезиология - развитие интеллекта дошкольников через движение....

Информационно-аналитический отчет о работе учителя-логопеда

В данном документе представлен информационно-аналитический отчет учителя-логпеда Кривошеевой Людмилы Павловны....

Информационно - аналитический отчет о педагогической деятельности

Информационно - аналитический отчет о педагогической деятельностиОбеспечение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых образоват...

Информационно-аналитический отчет о педагогической деятельности.

Информационно-аналитический отчет о педагогической деятельности....

Информационно-аналитический отчет о педагогической деятельности.

Информационно-аналитический отчет о педагогической деятельности....

Информационно -аналитический отчет о профессиональной деятельности воспитателя

Информационно- аналитический отчет о профессиональной деятельности воспитателя Шипулиной Л.А. за межаттестационный период с 2010 по 2015гг (из портфолио воспитателя)....

Приказ "Об итогах проведения муниципального конкурса педагогического мастерства среди педагогических работников МАДОУ Корсаковского городского округа"

Приказ "Об итогах проведения муниципального конкурса педагогического мастерства среди педагогических работников МАДОУ Корсаковского городского округа"...