Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Лысикова Анна Алексеевна

Сказка помогает ребенку выработать то или иное отношение к окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_skazki.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль сказки  в воспитании  детей младшего дошкольного возраста»

     Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причина тому - резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров, снижение культурной работы с детьми в свободное от занятий время. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления нравственных качеств: о добре, милосердии, справедливости.

     Наблюдая за детьми трехлетнего возраста,  мы видим  склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У малышей  слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Все чаще и чаще можно наблюдать сцены детской жестокости и агрессии по отношению как к сверстникам, так и к детям  старшего возраста, своим родным, животным, склонность к враждебности.

     В той или иной форме агрессивность присуща большинству детей дошкольного возраста. Но по мере усвоения правил, малыши постепенно усваивают нормы поведения. Вместе с тем есть некоторое количество детей, у которых агрессия остается в качестве устойчивой формы поведения, кроме того, она развивается и трансформируется в устойчивое качество личности. В результате у ребенка снижается возможность полноценного общения, личностное развитие деформируется. У агрессивного ребенка не только постоянные проблемы с окружающими, прежде всего он сам себе создает проблемы. Поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. Ведь с рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего.

     Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Созданная в давние времена, она живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой. Сказка — носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. То, что может понять и почувствовать ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.

     Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна.  "В некотором царстве, в некотором государстве…" и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий.  

     Стиль сказки также понятен ребенку.  Он еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями.  Дети  не любят наставлений, и сказка не учит  напрямую. Сказка предлагает малышу  образы, которыми  он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.

     Сюжеты многообразны. Так сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных передают ребёнку жизненный опыт. Бытовые сказки показывают способы разрешения конфликтов, формируют позицию здравого смысла и чувства юмора. Волшебные сказки служат передачей жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.

     Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ведь содержание сказок показывает примеры дружбы и честности, трудолюбия и товарищества. Особенно важно, что  для сказки характерно торжество справедливости, победа добра над злом, счастливый конец для доброго героя. В сказках сохранена мудрость всего народа. Они могут быть основой в воспитании ребёнка в формировании его нравственных качеств.

     В наше время многие родители не знают, чем занять ребёнка в свободное время. Намного проще посадить его  около компьютера или телевизора. Всегда ли родитель знает, что откладывается в голове у ребёнка в это время? Именно  художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка – дошкольника, развивает его восприимчивость, эмоциональность, поэтому  сказка – наиболее доступное средство нравственного воспитания. Поэтому  сказки помогают ребенку выработать то или иное отношение к окружающей действительности.

     Л.Н. Толстой: «Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Сказки утверждают ребенка в правильном отношение к окружающему миру».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста»

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, будь то ребенок или взрослый, мощный инструмент развития, приобретения опыта. Сказка может д...

Консультация для родителей "Роль сказки в развитии детей дошкольного возраста"

И нельзя без сказки нам прожить , друзья,Ведь со сказкой проще верить в чудеса.Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.В маленькое сердце, дверцу распахнуть....

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста .

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста ....

Консультация :"Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста ".

Консультация :"Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста "....

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей  "Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста"...