Конкурс. Международная научно-практическая конференция «Обновление содержания образования: от ключевых компетенций к глобальной компетентности»
материал

Пузакова Любовь Владимировна

Международная научно-практическая конференция     «Обновление содержания образования: от ключевых компетенций к глобальной компетентности»

Формирование первичных представлений о планете Земля и их обитателях посредством кружковой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Международная научно-практическая конференция     «Обновление содержания образования: от ключевых компетенций к глобальной компетентности»

Формирование первичных представлений о планете Земля и их обитателях посредством кружковой работы.

 Пузакова Любовь Владимировна

воспитатель группы

компенсирующей направленности

д/с №15 «Снегирек»

Первые представления ребенка о себе, об окружающем его мире обычно очень бессистемны. Современный ребенок все чаще познает мир через экран монитора (телевизора, компьютера, планшета, смартфона и т.п.) который формирует представления дошкольника о том, как живут люди в разных странах, какие отношения существуют в мире взрослых, какие поступки надо совершать и пр. Но поданная с экрана картинка оставляет мало места для фантазии, воображения, ребенок получает информацию о мире в готовом, а зачастую в искаженном виде. Задача взрослых – помочь детям разобраться и осознать многообразие мира. Ценностным ориентиром в наше время должен стать мир, где приоритетом выступают общечеловеческие ценности – жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности, воспитание гражданственности, уважения к правам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, способности к толерантности и уважению к народам других стран. Это является актуальной проблемой на сегодняшний день.

При этом в современном мире все более актуальной становится проблема воспитания у детей интереса и уважения к культурам разных стран.

Дошкольники должны познавать мир не только визуально. Задача взрослого – пробудить интерес ребенка к новым открытиям, и сделать этот процесс увлекательным, интересным и понятным.

Выбор темы кружковой работы «Вокруг света», был продиктован интересами детей. Исходя из требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает «формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов».

В связи с этим, была разработана рабочая программа по дополнительному образованию в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

Участники реализации программы: дети 6-7 лет, воспитатель, родители.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю по 25 минут во вторую половину дня, 26 занятий в год.

Цель кружка: создание условий для развития познавательно-исследовательских и творческих способностей у детей 6-7 лет через знакомство с планетой Земля как общим домом людей.

На первом – вводном занятии дети познакомились глобусом и физической картой Земли, с ее материками и океанами.

Все занятия кружка посвящены знакомству с материками (Австралия, Арктика Африка и т.д.) либо с отдельными странами (всего15 стран). Каждой теме уделяется два занятия. На первом занятии дети знакомятся с географическим положением страны (или материка), ее климатическими условиями, с их обитателями и растительным миром. На втором, знакомство с государственной символикой страны, ее столицей и достопримечательностями. Знакомятся дети с традициями народа, отмечая их самобытность, различие и схожесть культур, особенности быта и обычаев.

Так же на занятиях дети узнают о народных промыслах, знакомятся с подвижными играми различных народов.

Знакомить ребенка с разнообразием стран и народов можно с помощью художественной литературы. А поскольку сознание детей лучше воспринимает сказочный мир, развитие познавательной мотивации и воображения может осуществляться посредством сказок писателей разных стран.

Работа по знакомству детей со странами и народами мира также проводится и в продуктивной деятельности с символичной тематикой: аппликации «Кремль», «Индийский слон»; прикладное творчество «Африканские амулеты», «Бумеранг»; рисовании «Во поле берёзка стояла» и др., используя все доступные средства изображения. Дома совместно с родителями дети сделали из бумаги в технике оригами моржа, пингвина и других животных, и разместили их на макете Антарктиды и Арктики, изготовленных на занятии в детском саду.

Значимую роль в работе по данной теме играет предметно-пространственная среда. В группе создан центр «Моя страна, моя республика». Он помогает детям знакомиться с символикой России и Хакасии, народами и народностями, проживающими на территории России, предметами народных и современных промыслов, с произведениями современных детских поэтов и писателей. Также в центре находятся дидактические игры, сделанные руками воспитателей и детей: «Собери герб Саяногорска», игра-ходилка «Достопримечательности нашего города», карта Хакасии «Места обитания животных», «Что где растет?».

Знакомство детей со странами и народами мира, мировой культурой и мировыми ценностями, лучшими литературными произведениями и достопримечательностями и приобщение к ним является важной образовательной задачей. Это может быть основой складывающейся картины мира у дошкольников и ляжет в основу будущих ценностных ориентиров личности: отношение к окружающему миру, к людям, к своей стране, к обычаям и ценностям других народов – тому, что взрослые называют уважением, терпимостью. И формировать эти качества личности необходимо уже в дошкольном возрасте, так как у человечества на Земле есть только один способ жить – это жить в мире и согласии.

Список литературы

  1. Атлас «Природоведение», М: ПКО «Картография», 1996.
  2. Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия. ООО «Росмэн-Издат», 2001.

3. Географический атлас. Мир и человек. М: ПКО «Картография», 1988.

4. Мамонова Ю.Н. Туристко – краеведческая деятельность в детском

саду.-Томск.: изд.: «ТГПУ», 2000.

5. Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического образования

детей.- Санкт-Петербург: изд.: «Детство-Пресс», 2006.

6. Модонова Л.П. Беседа с детьми о нравственности и экологии.- М.:

изд. «Росмэн», 2009.

7. Маневцева М.Г. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников.- М.: изд. «Росмэн», 2009.

8. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной

культуры.- М., «Линка-пресс»,1999.

9. Юрков П.И. Родной край. Краеведческая пособие из.

«Просвещение»- .М.,1980 .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на 5 международной научно-практической конференции:"Преемственная система инклюзивного образования: профессиональные компетенции педагога".

Тема выступления: Применение оборудования "Беламетрикс" (мозжечковая стимуляция) в коррекционной работе с детьми с ОВЗ....

«Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности «Вестник научных конференций. 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам международной научно-практической конференции 31 октября 2019

quot;Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности" Вестник научных конференций 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам...

«О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международной научно-практической конференции 29 ноября 2019 г. Часть 2. 124 с

laquo;О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международн...

«Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций» Вестник научных конференций. 2020. № 2-2(54). Современное общество, образование и наука: по материалам международной научно-практической конференции

laquo;Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций»Вестник научных конференций. 2020. № 2-2(54). Современное общество, образование и наука:...

«Использование инновационных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» Вестник научных конференций. 2020. № 11-5(63). Наука, образование, общество: по материалам международной научно-практической конференции 30 ноября 2020 г. Часть 5.

laquo;Использование инновационных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» Вестник научных конференций. 2020. № 11-5(63). Наука, образование, общество: по материалам междун...