Педагогическое сопровождение родителей детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду
методическая разработка (младшая группа)

Прохорова Мария Алексеевна

Софронова Инна Сергеевна

«Педагогическое сопровождение родителей детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»

Паспорт проекта

Цель: Вызвать желание родителей к положительному взаимодействию с педагогами в интересах успешной адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ.

Задачи:

  • Создание условий для облегчения прохождения детьми 2-3 лет процесса адаптации к условиям детского сада;
  • Вовлечение родителей в активное взаимодействие с педагогами ДОУ в процессе адаптации их детей
  • Создание условий для понимания родителями взаимосвязи успешности прохождения адаптационного периода к детскому саду их детей от позитивного взаимодействия;
  • Повысит уровень компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детьми раннего возраста.

 

Актуальность:

Адаптационный период – серьезное испытание для детей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.

Адаптация подразумевает под собой процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Взаимодействие с родителями является одним из условий успешной адаптации детей в детском саду. Поэтому основной целью организации взаимодействия с родителями является формирование сообщества единомышленников: родителей — педагогов, а также создания единого пространства детского развития.

Также необходимо установить доверительные взаимоотношения в начале взаимодействия родителей с дошкольным учреждением. Именно период начала посещения детского сада является сенситивным для развития сотрудничества с родителями воспитанников.

 

Диагностический этап

Задачи:

  • Изучить характер взаимодействия родителей и детей 3го года жизни;
  • Изучить семейные ценности, интересы и потребности родителей;
  • Выявить заинтересованность родителей в сотрудничестве с педагогами, определить их запросы и ожидания от посещения детьми детского сада;
  • Изучить готовность родителей к решению проблем, связанных с адаптацией ребенка раннего возраста.

Используемые методы:

1. Анкета для родителей. (до прихода ребенка в детский сад)

Вопросы анкеты: направлены на изучение семейной ситуацию и членов семьи, дают понятие о социальной активности семьи, выявляют примерный стиль семейного воспитания, дают представление об отношении родителей к детскому саду, дают представление о личностных особенностях ребенка.

2. Опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варги, В.В. Столина. Данный опросник ориентирован на выявление родительского отношения, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

3. Наблюдение за взаимодействием родителей и детей в ситуации утреннего приема детей в группу и вечернего прощания с группой. В процессе наблюдения изучаются следующие параметры: эмоциональный настрой ребенка (радостный, спокойный, раздражительный), эмоциональный настрой взрослого (радостный, спокойный, раздражительный), особенности взаимодействия взрослого и ребенка (сотрудничают, умеют договориться; не взаимодействуют; конфликтуют), особенности воспитательной тактики родителя (при затруднениях) (настаивает, угрожает наказанием; уговаривает, убеждает; принимает позицию ребенка), типичная позиция, которую занимает каждый в общении (лидер, партнер, отстраненный).

4. Беседа с родителями «Ожидания и запросы родителей ДОУ» которая позволит выявить какую роль родители отдают детскому саду в воспитании ребенка, насколько они заинтересованы в сотрудничестве с детским садом, какие проблемы в воспитании детей они испытывают, в чем ожидают помощи от воспитателей группы.

5. Метод кейсов. Для изучения способов решения задач по проблеме адаптации детей. В кейсах будут предложены задачи по адаптации ребенка – «Ребенок плачет и не желает собираться в детский сад», «Как подготовить ребенка к детскому саду», «Признаки тяжелой адаптации к детскому саду» Данный метод позволит изучить готовность и компетентность родителей в решении возникающих трудностей в процессе адаптации ребенка к детскому саду.

 

Мотивационно-образовательный этап

Тематическое родительское собрание «Вместе мы сила» с целью знакомства друг с воспитателем, друг другом. На встрече предполагается обсудить переживания родителей по будущей адаптации ребенка. Для мотивации родителей предполагается задание «Я первый день в детском саду» - вспомнить свои переживания, как была важна поддержка родителей, помочь родителям почувствовать, как сложно маленькому ребенку оказаться в новых условиях, подвести к пониманию важности проблемы и участия родителей в процессе адаптации детей.

Также педагог может посоветовать родителям посетит сайт детского сада или группу в социальных сетях, где будет представлена необходимая информация с возможностью обратной связи при возникающих вопросах.

Подготовительный этап взаимодействия в этом плане заключается в информировании родителей будущих воспитанников. В связи с этим использование сети Интернет как дистанционной формы общения приобретает особую актуальность. На страницах интернет-сайта ДОО, помимо информационных материалов, детально раскрывающих жизнь детского сада, размещаются полезные сведения, необходимые для потребителей образовательных услуг. В частности, советы, памятки по адаптации помогут заботливым родителям подготовить ребенка к роли дошкольника.

 

Проектировочный этап

Педагог раздает анкеты «Паспорт ребенка» для определения прогноза адаптации, выявления особенностей ребенка.

Цель: актуализация и фиксация проблем, имеющихся в конкретной семье, выбор приемлемых для родителей форм взаимодействия с педагогами детского сада, интересующих их тем.

По результатам диагностик педагог педагоги с родителями обсуждают и корректируют тематику и формы мероприятий. Составляется календарь мероприятий и выбираются ответственные за него.

 

Содержательно-практический этап

Предполагаемые формы работы с родителями:

Формы работы

Цель

Семинар «Адаптация к детскому саду: для родителей и для ребенка»

Так как не все могли прийти в летнее время, а также услышать о проблеме от разных специалистов.

Помочь понять родителям особенности прохождения процесса адаптации их детьми, обратить внимание на важность их участия в этом процессе.

Семинар-практикум «Первый день в детском саду».

Ознакомить родителей с тем, как правильно вести себя с ребенком в первые дни посещения детского сада, как подготовить ребенка к походу в детский сад.

«Шаг за шагом» - совместная деятельность с родителями.

Обеспечение постепенного вхождения ребенка в детский сад и увеличение времени, проведенного без родителей.

Литературная гостиная – мини обзор книг, статей, адаптированных для родителей по проблеме адаптации.

Повысить компетентность родителей по данному вопросу, предоставить возможность обменяться своими источниками, обратить внимание на источники получения информации.

Школа родителей «Поиграем вместе».

 

Организация взаимодействия и эмоционального принятие, установления и поддержания близкого контакта мамы с малышом.

«Почта доверия» - родители могут задавать волнующие вопросы педагогу, опускать свои вопросы по адаптации ребенка в ящик.

Создание доверительных отношений педагогов с родителями, а также оптимизация и индивидуализация сопровождения.

«А у нас нет мокрых глаз, а у вас?» - компетентные родители делятся своим опытом, родительская гостиная.

Предоставить возможность родителям поделиться опытом, наладить доброжелательные и доверительные отношения друг с другом, а неопытным родителям овладеть новыми способами взаимодействия с ребенком, а также вселить веру, что адаптация может быть успешной.

«Выявления удовлетворенности родителей работой ДОО и его педагогического коллектива». Методы (анкета, беседа с родителями) реализуемые на протяжении реализации проекта.

Определить уровень удовлетворенности родителей взаимодействием с работниками ДОО в период адаптации ребенка, узнать пожелания и замечания родителей, чтобы внести коррективы

Информационный ресурс «Дневник достижений» - отражаются достижения детей в адаптации по типу «Васенька сегодня отпустил маму».

Создание позитивного взаимодействия с родителями, осознание ценности взаимодействия с ребенком, мотивация на дальнейшую работу.

 

Оценочно рефлексивный этап

По результатам дневника наблюдений воспитатель совместно с родителями делает вывод об успешности адаптации ребенка, о том, какие успехи ребенка они считают наиболее ощутимыми, как поменялось его поведение, как изменились их взаимоотношения со своим ребенком. Происходит осмысление результатов проведенной совместной работы.  На данном этапе актуальны методы критического мышления, например «Все у меня в рука», «Метод 6 шляп мышления» и т.д., так как в процессе поиска ответов на поставленные вопросы происходит осмысление и реальная оценка проделанной работы. Подводятся итоги.

Данный этап может быть заключительным, если ребенок полностью адаптировался к условиям детского сада.

Если же у ребенка наблюдается дезадаптация, то данный этап может быть начальным для дальнейшей совместной работы родителей и воспитателей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прохорова Мария Алексеевна

Софронова Инна Сергеевна

«Педагогическое сопровождение родителей детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»

Паспорт проекта

Цель: Вызвать желание родителей к положительному взаимодействию с педагогами в интересах успешной адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ.

Задачи:

  • Создание условий для облегчения прохождения детьми 2-3 лет процесса адаптации к условиям детского сада;
  • Вовлечение родителей в активное взаимодействие с педагогами ДОУ в процессе адаптации их детей
  • Создание условий для понимания родителями взаимосвязи успешности прохождения адаптационного периода к детскому саду их детей от позитивного взаимодействия;
  • Повысит уровень компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детьми раннего возраста.

Актуальность:

Адаптационный период – серьезное испытание для детей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.

Адаптация подразумевает под собой процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Взаимодействие с родителями является одним из условий успешной адаптации детей в детском саду. Поэтому основной целью организации взаимодействия с родителями является формирование сообщества единомышленников: родителей — педагогов, а также создания единого пространства детского развития.

Также необходимо установить доверительные взаимоотношения в начале взаимодействия родителей с дошкольным учреждением. Именно период начала посещения детского сада является сенситивным для развития сотрудничества с родителями воспитанников.

Диагностический этап

Задачи:

  • Изучить характер взаимодействия родителей и детей 3го года жизни;
  • Изучить семейные ценности, интересы и потребности родителей;
  • Выявить заинтересованность родителей в сотрудничестве с педагогами, определить их запросы и ожидания от посещения детьми детского сада;
  • Изучить готовность родителей к решению проблем, связанных с адаптацией ребенка раннего возраста.

Используемые методы:

1. Анкета для родителей. (до прихода ребенка в детский сад)

Вопросы анкеты: направлены на изучение семейной ситуацию и членов семьи, дают понятие о социальной активности семьи, выявляют примерный стиль семейного воспитания, дают представление об отношении родителей к детскому саду, дают представление о личностных особенностях ребенка.

2. Опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варги, В.В. Столина. Данный опросник ориентирован на выявление родительского отношения, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

3. Наблюдение за взаимодействием родителей и детей в ситуации утреннего приема детей в группу и вечернего прощания с группой. В процессе наблюдения изучаются следующие параметры: эмоциональный настрой ребенка (радостный, спокойный, раздражительный), эмоциональный настрой взрослого (радостный, спокойный, раздражительный), особенности взаимодействия взрослого и ребенка (сотрудничают, умеют договориться; не взаимодействуют; конфликтуют), особенности воспитательной тактики родителя (при затруднениях) (настаивает, угрожает наказанием; уговаривает, убеждает; принимает позицию ребенка), типичная позиция, которую занимает каждый в общении (лидер, партнер, отстраненный).

4. Беседа с родителями «Ожидания и запросы родителей ДОУ» которая позволит выявить какую роль родители отдают детскому саду в воспитании ребенка, насколько они заинтересованы в сотрудничестве с детским садом, какие проблемы в воспитании детей они испытывают, в чем ожидают помощи от воспитателей группы.

5. Метод кейсов. Для изучения способов решения задач по проблеме адаптации детей. В кейсах будут предложены задачи по адаптации ребенка – «Ребенок плачет и не желает собираться в детский сад», «Как подготовить ребенка к детскому саду», «Признаки тяжелой адаптации к детскому саду» Данный метод позволит изучить готовность и компетентность родителей в решении возникающих трудностей в процессе адаптации ребенка к детскому саду.

Мотивационно-образовательный этап

Тематическое родительское собрание «Вместе мы сила» с целью знакомства друг с воспитателем, друг другом. На встрече предполагается обсудить переживания родителей по будущей адаптации ребенка. Для мотивации родителей предполагается задание «Я первый день в детском саду» - вспомнить свои переживания, как была важна поддержка родителей, помочь родителям почувствовать, как сложно маленькому ребенку оказаться в новых условиях, подвести к пониманию важности проблемы и участия родителей в процессе адаптации детей.

Также педагог может посоветовать родителям посетит сайт детского сада или группу в социальных сетях, где будет представлена необходимая информация с возможностью обратной связи при возникающих вопросах.

Подготовительный этап взаимодействия в этом плане заключается в информировании родителей будущих воспитанников. В связи с этим использование сети Интернет как дистанционной формы общения приобретает особую актуальность. На страницах интернет-сайта ДОО, помимо информационных материалов, детально раскрывающих жизнь детского сада, размещаются полезные сведения, необходимые для потребителей образовательных услуг. В частности, советы, памятки по адаптации помогут заботливым родителям подготовить ребенка к роли дошкольника.

Проектировочный этап

Педагог раздает анкеты «Паспорт ребенка» для определения прогноза адаптации, выявления особенностей ребенка.

Цель: актуализация и фиксация проблем, имеющихся в конкретной семье, выбор приемлемых для родителей форм взаимодействия с педагогами детского сада, интересующих их тем.

По результатам диагностик педагог педагоги с родителями обсуждают и корректируют тематику и формы мероприятий. Составляется календарь мероприятий и выбираются ответственные за него.

Содержательно-практический этап

Предполагаемые формы работы с родителями:

Формы работы

Цель

Семинар «Адаптация к детскому саду: для родителей и для ребенка»

Так как не все могли прийти в летнее время, а также услышать о проблеме от разных специалистов.

Помочь понять родителям особенности прохождения процесса адаптации их детьми, обратить внимание на важность их участия в этом процессе.

Семинар-практикум «Первый день в детском саду».

Ознакомить родителей с тем, как правильно вести себя с ребенком в первые дни посещения детского сада, как подготовить ребенка к походу в детский сад.

«Шаг за шагом» - совместная деятельность с родителями.

Обеспечение постепенного вхождения ребенка в детский сад и увеличение времени, проведенного без родителей.

Литературная гостиная – мини обзор книг, статей, адаптированных для родителей по проблеме адаптации.

Повысить компетентность родителей по данному вопросу, предоставить возможность обменяться своими источниками, обратить внимание на источники получения информации.

Школа родителей «Поиграем вместе».

Организация взаимодействия и эмоционального принятие, установления и поддержания близкого контакта мамы с малышом.

«Почта доверия» - родители могут задавать волнующие вопросы педагогу, опускать свои вопросы по адаптации ребенка в ящик.

Создание доверительных отношений педагогов с родителями, а также оптимизация и индивидуализация сопровождения.

«А у нас нет мокрых глаз, а у вас?» - компетентные родители делятся своим опытом, родительская гостиная.

Предоставить возможность родителям поделиться опытом, наладить доброжелательные и доверительные отношения друг с другом, а неопытным родителям овладеть новыми способами взаимодействия с ребенком, а также вселить веру, что адаптация может быть успешной.

«Выявления удовлетворенности родителей работой ДОО и его педагогического коллектива». Методы (анкета, беседа с родителями) реализуемые на протяжении реализации проекта.

Определить уровень удовлетворенности родителей взаимодействием с работниками ДОО в период адаптации ребенка, узнать пожелания и замечания родителей, чтобы внести коррективы

Информационный ресурс «Дневник достижений» - отражаются достижения детей в адаптации по типу «Васенька сегодня отпустил маму».

Создание позитивного взаимодействия с родителями, осознание ценности взаимодействия с ребенком, мотивация на дальнейшую работу.

Оценочно рефлексивный этап

По результатам дневника наблюдений воспитатель совместно с родителями делает вывод об успешности адаптации ребенка, о том, какие успехи ребенка они считают наиболее ощутимыми, как поменялось его поведение, как изменились их взаимоотношения со своим ребенком. Происходит осмысление результатов проведенной совместной работы.  На данном этапе актуальны методы критического мышления, например «Все у меня в рука», «Метод 6 шляп мышления» и т.д., так как в процессе поиска ответов на поставленные вопросы происходит осмысление и реальная оценка проделанной работы. Подводятся итоги.

Данный этап может быть заключительным, если ребенок полностью адаптировался к условиям детского сада.

Если же у ребенка наблюдается дезадаптация, то данный этап может быть начальным для дальнейшей совместной работы родителей и воспитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое упражнение для детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду «В гости к Ёжику»

Цель: снятие психоэмоционального напряжение, установление доброжелательных отношений со взрослыми и детьми в период адаптации детей к детскому саду.Оборудование: корзинка или что-то похожее, подручные...

Игры детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду

какие игры подходят для детей раннего возраста...

Игры детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Играйте с малышами, с огромным желанием, интересом и удовольстием))))...

Презентация «Цветотерапия, как одно из условий эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»

Презентация «Цветотерапия, как одно из условий эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»...

Статья "Игры для детей раннего возраста на период адаптации к детскому саду"

Проблема адаптации ребенка к изменившимся условиям особенно актуальна в наше время. Дети, впервые поступающие в детский сад, сталкиваются с рядом трудностей, которые самостоятельно сложно преодолеть....

Игры детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Игры детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду ...