Как развить культурно-гигиенические навыки у детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал

Кузнецова Ирина Владимировна

Материало может быть использован педагогом при планировании работы по развитию культурно-гигиенических навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturno-gigienicheskie_navyki.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Кузнецова И.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №56 Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Как развить культурно-гигиенические навыки

у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

"Здоровье детей - богатство нации" - этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. В последние годы отмечается тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения. Это связано со снижением двигательной активности, отсутствием мотивации к ней, недостаточностью представлений о здоровом образе жизни.

Вопросами здоровья человека необходимо заниматься с самого детства - ведь именно тогда происходит его закладка. Всем известно, что организм ребенка более чувствителен к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого. В зависимости от того, каковы будут эти воздействия - благоприятные или нет, зависит будущее здоровья.

 Именно дошкольный возраст является первой ступенью к формированию у ребенка навыков сохранения и укрепления своего здоровья. В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - важнейший труд воспитателей".

Вопросами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались многие педагоги и психологи: Выгодский Л.С., Забрамная С.Д., Шипицына Л.М., Малер А.Р. и другие. В работах ученых В.И. Молчанова, Г.Н. Сперанского, М.С. Маслова и других содержится материал по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей.

Очень важной задачей воспитания детей с самого раннего детства является формирование культурно-гигиенических навыков. Необходимо воспитывать у детей полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками, потребностью применения их в повседневной жизни.

Т. Богина, Л. Ионова, Н. Терехова выделяют следующие виды культурно-гигиенических навыков:

  • умывание
  • причесывание
  • одевание
  • чистка обуви
  • уход за верхней одеждой
  • уборка постели
  • прием пищи
  • содержание личных вещей в порядке и т.д.

Основными считаются: умывание, прием пищи, одевание. Именно по этим видам мною использовался метод проектной деятельности в работе с детьми 3-4 лет по формированию культурно-гигиенических навыков. С этой целью был разработан долгосрочный проект.

На первом этапе была поставлена цель:

формировать культурно-гигиенические навыки у детей в повседневной жизни.

Были определены задачи:

  • способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены
  • приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, насухо вытираться, после умывания вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком
  • познакомить с алгоритмом раздевания и одевания, умения самостоятельно одеваться при небольшой помощи взрослого
  • формировать простейшие навыки поведения за столом, правильно пользоваться ложкой, салфеткой, не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом
  • создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома
  • формировать потребность у детей в соблюдении полученных навыков гигиены в повседневной жизни

Был определен прогнозируемый результат:

  • повышение уровня освоения и знаний культурно-гигиенических навыков
  • эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений
  • укрепление связей между детским садом и семьей

На начальном этапе был подобран материал, необходимый для использования в дальнейшей работе с детьми:

  • тексты художественных произведений
  • потешки
  • музыкальные произведения
  • наглядный материал: иллюстрации, фотографии, картины
  • презентации с использованием ИКТ
  • дидактические игры
  • игрушечные персонажи для сюрпризных моментов

Также был подготовлен раздаточный материал для использования его в ходе НОД.

Основная часть проекта

В своей работе по воспитанию культурно-гигиенических навыков я использовала различные методические приемы: показ и объяснение; упражнение и контроль; пример взрослых; игровые; использование иллюстраций, художественного слова, фольклора .

 Р.С. Буре и А.Ф. Островская считают: "Методические приемы, которые использует педагог, необходимо менять, а условия должны быть постоянными".

 Для пробуждения интереса у детей к предметам личной гигиены, процессам выполнения гигиенических процедур я провела тематическую неделю "Мойдодыр". С этой целью неделя была разделена на "День воды", "День мыльных пузырей", "День платочков", "День причесок", "День одежды". Каждый "день" был направлен на решение определенных задач в течение всего времени пребывания детей в детском саду: режимных моментов и в ходе НОД.

В работе много использовались соответствующие иллюстрации из детских книг, картины, фотографии.

Широко использовалось художественное слово, народный фольклор (потешки: "Водичка, водичка", "Расти, коса, до пояса", "Кто умеет чисто мыться?", "Катя, мой лицо и шейку", "Я умею обуваться", прибаутки, песенки), сказки, стихи для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков: Шуржик "Вода и мыло", Демьянов "Замарашка", Яснов "Я мою руки", А. Барто "Девочка чумазая", Г. Зайцев "Дружи с водой", С. Бягковская "Юля - Чистюля", Александров "Купание".

Большой интерес у детей вызвали произведения Корнея Ивановича Чуковского "Мойдодыр", "Федорино горе".

Также в работе с детьми мною много применялись алгоритмы: одевания, умывания. В раздевалке и туалетной комнате были развешаны картинки с изображением навыков умывания, пользования горшком.

Для упражнения детей в освоении культурно-гигиенических навыков использовала дидактические игры и упражнения: "А варежки последние", "Таня простудилась", "Кому что нужно", "Уложи Машу спать", "Как я умею аккуратно кушать", "Почистим зубки".

Большой интерес для детей представляли игровые ситуации: "Кукла Катя проснулась", "Путешествие в страну одежды", "Как мы научили Грязнульку кушать".

Темы НОД с детьми: "Укрась платочек", "Укрась салфетку", "Чтобы быть здоровым", "Оля купается", "Как нужно ухаживать за собой", "Мои зубы", "Чистюля и Грязнуля", "Наш зайчонок заболел", "Одежда", "Учим куклу Машу мыть руки".

С детьми была проведена экскурсия в прачечную детского сада и в медицинский кабинет.

Большой интерес и положительные эмоции вызвала у детей опытно-исследовательская деятельность: "Вода и пена", "Разноцветная вода", "Тонет не тонет", "Снег - вода".

Также в ходе проекта с детьми проводились беседы на темы: "Чистота и здоровье", "Кукла Маша пришла в гости", "Не ходи в мокрой одежде", "Перед едой мой руки с мылом", "Учись есть не спеша, аккуратно".

Дети вовлекались в творческие игры: "Больница", "Кухня", "Мы в гостях"

В проектную деятельность были вовлечены родители. С ними проводились беседы, направленные на помощь в вопросах воспитания у детей культурно-гигиенических навыков:

"Как развивать самостоятельность", "Соблюдение режима дня".

 На стендах информации для родителей размещался материал: культурно-гигиенические навыки и их значение в развитии ребенка.

Была изготовлена картотека  для родителей с подборкой потешек для использования их родителями в повседневной жизни для закрепления у детей культурно-гигиенических навыков.

В конце проекта были проведены итоговые мероприятия: "Научим Хрюшу умываться"; "Мои помощники руки"; "Да здравствует мыло душистое!"; "Мы пришли на День рождения"

Был оформлен стенд с детскими работами.

По окончании проекта в результате проведенной работы у детей стал более опрятный внешний вид, возросла потребность  выполнять необходимые процедуры: умываться, вытирать руки насухо, аккуратно вешать полотенце после использования, пользоваться носовым платочком, расческой  при необходимости, пользоваться салфеткой во время приема пищи.

Дети стали более самостоятельными во время одевания и раздевания.

Дети стали переносить полученные навыки в самостоятельные игры с игрушками, при этом отмечались положительные эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста».

Доклад на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста».Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содерж...

Формирование культурно - гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Навыки поведения за столом приобретаются с раннего детства. Ребенок уже с пяти – шести лет должен уметь правильно пользоваться вилкой, а с семи лет - и ножом, должен знать, как и что этим ножом ...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

В данной статье описываются основные приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей  дошкольного возраста с нарушениями речи....

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ…………………………….………………………………………..…...3ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У РЕБЕНКА КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ1.1.Понятие о здоровье и здоровом образе жизни……………………………...

"Фрмирование культурно- гигиенических навыков у детей дошкольного возраста"

Ребенку с малых лет нужно привить этикет. Этикет выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в широком смысле слова.Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, мора...