Конспект НОД в подготовительной группе: «Здравствуй, Китай!»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Родина Марина Геронтьевна

( знакомство с музыкой и культурой разных народов)

Цель:  через знакомство с особенностями культуры Китая способствовать музыкальному и общекультурному развитию детей. Приобщение к национальной и мировой культуре, формирование целостной картины мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe_zdravstvuy_kitay.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе: «Здравствуй, Китай!»

( знакомство с музыкой и культурой разных народов)

Цель:  через знакомство с особенностями культуры Китая способствовать музыкальному и общекультурному развитию детей. Приобщение к национальной и мировой культуре, формирование целостной картины мира.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с Древним Китаем (расположение на карте, растительный и животный мир, традиции, символы Китая). Расширять кругозор детей, обогащать словарный запас;

Развивающие: развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление;

Воспитательные: воспитывать познавательную активность, интерес к культуре китайского народа.

Материалы:  карта мира, иллюстрации, связанные с Китаем,  музыкальное сопровождение. Атрибуты Китая.

Интеграция образовательной области «Познавательное развитие» с образовательными областями: «социально -коммуникативное развитие » в части развития свободного обращения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей;

«Художественно-эстетическое» в части развития игровой деятельности детей.

                                             Ход НОД

Педагог: Сегодня у нас необычное занятие! Мы отправимся в путешествие и  посетим удивительную и загадочную страну, Китай.

1 СЛАЙД

По реке Амур проходит граница между Россией и Китаем (рассмотреть карту). Что такое Китай? Это разнообразие пейзажей, это Тибетские горы, огромная каменистая пустыня Гоби, равнины и степи. В лесах растут клёны, липы, ясень, сибирская ель. А в лесах водятся лоси, олени, тигры. Но есть и такие животные, которые водятся только в Китае –  китайский  бамбуковый медведь и еще один зверек. Послушайте про него загадку и попробуйте ее отгадать.

Интересный право зверь, чёрно-белый весь поверь,

На бамбук взбирается, Им же и питается!

Может и не знает кто-то, этот зверь - семьи енота.

               Хоть «кошачий», но медведь, кто же это, мне ответь.

Ответ: Панда

2 СЛАЙД

А сейчас я вам предлагаю превратиться в Китайских журавлей. Для этого нужно повернуться вокруг себя один раз, встать на одну ногу, расправить крылья и махать ими, закрыть глаза.

(ЗВУЧИТ КИТАЙСКАЯ МУЗЫКА)

3 СЛАЙД

 Открывайте глаза, вот мы и в Китае.

 Китай известен, как государство этикета и церемоний. Одна из традиций Китая – это приветствие друг друга, располагая одну руку в другой или кланяться в качестве приветствия.

Давайте и мы поприветствуем друг друга по-русски и по-китайски «Здравствуйте! - Нихао!»

 

 Рассказ педагога о символике Китая.

4 слайд

Педагог:  Столица Китая - ПЕКИН. Китай самая густонаселенная страна. Она занимает 3 место по численности населения после России и Канады.

А что нам мешает попасть в Китай? Какая-то стена?

5 СЛАЙД

Да это же великая китайская стена! Она построена очень давно для защиты Государства от врагов. Стена это очень длинная и широкая. Эту стену, видно из космоса. Чтобы пройти её от начала до конца, нужно 2 месяца.

6,7 СЛАЙД

Педагог: Вы знаете, что у каждой страны есть своя символика. Давайте вспомним, что такое символика? (флаг, герб, гимн). В Китае есть свой гимн, флаг и герб (показать слайды презентации). Рассмотрите внимательно флаг, какого он цвета? (красного) Какие детали ещё есть на флаге? (в левом верхнем углу изображены 5 звёзд).

 Правильно, пять звёзд – это пять провинций Китая. (это слово обозначает город). Герб круглой формы в центре изображён флаг и одна из достопримечательностей Китая.

Давайте, с вами сравним, флаги Китая и России. Чем они отличаются? (Российский флаг трёхцветный, Китайский одноцветный и в левом верхнем углу изображены пять звёзд). Чем похожи? (символы стран, флаги).

8 СЛАЙД

В Китае большое внимание уделяется национальному костюму. Национальный мужской костюм – длинный кафтан с запахом и красивыми застежками, широкие брюки, на голове чёрная шапочка. У женщин платья и брюки из шёлковой ткани. И до сих пор в праздничные дни китайские женщины надевают платья из шёлка: чонсам, ципао или халат с запахом и широкими рукавами – ханьфу (показать слайды презентации). 

 Разновидности музыки Китая 

А теперь давайте поговорим о музыке Китая. За несколько тысячелетий развития восточного искусства сформировались следующие виды традиционной музыки Китая: песни; танцы; китайская опера; инструментальная произведения.

Многие китайские песни посвящались четырём животным – дракону, фениксу, цилиню (чудо-зверь, своего рода химера) и черепахе.  Позже песен стало больше. Они подразделялись на: трудовые, семейные, игровые, шуточные  и лирические .Сейчас я предлагаю вам послушать древнюю китайскую песню и поделиться своими впечатлениями.

8 СЛАЙД ( СЛУШАНИЕ ПЕСНИ)

 Жанры китайских танцев

10,11 СЛАЙД

Самыми ранними народными считаются «танец льва» и «танец дракона». Танцоры одеваются в костюм царя зверей.  Современные китайские народные танцы дракона исполняются десятками мужчин, что держат на палках облегченную конструкцию дракона. К интересным китайским танцевальным жанрам можно отнести ритуальные танцы. Они делятся на три группы: танец йи, являвшийся частью конфуцианской церемонии; танец нуо, при помощи которого изгоняются злые духи; цам – танец из Тибета. Интересно, что традиционный китайский танец используется в оздоровительных целях. Нередко он включает элементы восточных боевых искусств.

Давайте посмотрим один интересный китайский танец, который называется

« Тысячерукая  Гуаньинь» ( просмотр видеоролика)

 Народные музыкальные инструменты

Китайские музыкальные инструменты – разнообразны.

- Сегодня, мы познакомимся  с несколькими из них.

12 СЛАЙД

Шэн - древний музыкальный инструмент Китая, который издаёт звук благодаря вибрациям язычка. Использовался в качестве аккомпанемента для придворных певцов и танцоров. Позже он обрёл свой путь и среди простого народа. Его можно было услышать на храмовых ярмарках и публичных представлениях. Шэн состоит из трёх основных частей: язычка, дудок и того, что называется "доуцзы", и может выступать соло, в ансамбле или же аккомпанировать пению.

- А сейчас послушаем звук этого инструмента.

( ЗВУЧАНИЕ ИНСТРУМЕНТА)

- Следующий инструмент с которым мы познакомимся это:

13СЛАЙД

Глиняный сюнь - один из древнейших духовых музыкальных инструментов Китая. 8000 лет назад глиняный сюнь использовался в качестве оружия для охоты. 11в. - 256 г. до н.э. сюнь стал значимым духовым инструментом в составе китайского оркестра.

- А сейчас послушаем звук этого инструмента.

(ЗВУЧАНИЕ ИНСТРУМЕНТА)

- Следующий инструмент с которым мы познакомимся это:

14 СЛАЙД

Пипа, в древности известная как "пипа с изогнутой шейкой", основной щипковый музыкальный инструмент. Универсальный инструмент для соло, ансамблей и аккомпанирования, пипа знаменита своей яркой выразительностью и способностью звучать страстно и героически мощно, и в то же время неуловимо тонко и изящно.

- А сейчас послушаем звук этого инструмента.

(ЗВУЧАНИЕ ИНСТРУМЕНТА)

- И последний инструмент с которыми мы познакомимся это:

15 СЛАЙД

Таогу (керамический барабан) - Барабан - один из древнейших музыкальных инструментов человечества, который был широко распространен не только в Китае, но и, возможно, среди многих доисторических народов мира. Мембрана барабана изготавливалась из сырой кожи, которая обтягивалась на обод барабана и привязывалась к расположенным по его периметру шишечкам. Когда шкура высыхала и натягивалась, барабан издавал при ударах глухие звуки. К двум кольцам на корпусе барабана привязывался ремень, с помощью которого барабан подвешивался на талию исполнителя.

Давайте послушаем его звучание.

( ЗВУЧАНИЕ ИНСТРУМЕНТА)

- Исходя из представлений, что все явления мира рождаются из взаимоперехода «пяти стихий», китайские музыканты создали особый лад , который называется Пентатоника. Состоит он из пяти звуков: до, ре, ми, соль, ля.

16 СЛАЙД

Педагог:  Рис основная еда для жителей Китая. Многие его едят на завтрак, обед и ужин. Вместо слова «здравствуйте» раньше говорили: «Вы сегодня ели рис?»

А из рисовой соломы делают верёвки, бумагу, игрушки, одежду и обувь.

     В Китае едят бамбуковыми палочками. Перед едой Китайцы трут палочки друг о друга, чтобы избежать заноз. Существует много разновидностей палочек. Их делают из разного материала. Их красят, украшают узорами, покрывают лаком.

17 СЛАЙД 

Педагог: А ещё в Китае устраивают чайные церемонии.

Чай является основным напитком Китая. Для гостей устраивают торжественные чайные церемонии. Девочек с детства учат заваривать чай.

Правильно заваривать китайский чай в глиняной или фарфоровой посуде. Во время чаепития нельзя говорить о проблемах и политике. Нужно наслаждаться вкусом и ароматом чая. К чаю подают орехи и сладости.

 

 18 СЛАЙД

Китайские фонарики есть в каждом доме у жителей поднебесной ! Ведь они являются символом радости и надежды.

В храмах, гостиницах, кафе висят красивые разноцветные фонарики. Особенно их много на праздниках и выставках. Каждый цвет фонарика имеет своё значение. Например, цвет нашего фонарика – красный, символизирует счастье и удачу (Педагог предлагает рассмотреть китайский фонарик. Материал, форму, узор)

Зелёный наполнит жизнь изобилием и процветанием. Белый цвет способен помочь нормализовать своё духовное и физическое состояние.

Если фонарик будет висеть около входной двери, то удача и положительная энергия потекут к вам в дом.

Так давайте будем искренне верить в старые китайские легенды и у нас всё будет хорошо.

 

Педагог: Часто китайские фонарики делают в виде драконов.

19 СЛАЙД 

Педагог:  Дракон является символом китайского народа.  Существуют сказания и легенды о том, что китайцы произошли от драконов. Каждый год устраиваются праздники в честь драконов. Люди надевают маски и танцуют. А как выглядит дракон?

 

Педагог:  Пишут китайцы особым письмом, называемым иероглиф.

20 СЛАЙД

Иероглиф – Китайское письмо. Один иероглиф , обозначает одно слово. В современном Китае пишут ручками. А вот поздравления и пожелания пишут кисточкой.

Подведение итога

Педагог: Вот и подошло к концу наше сегодняшнее знакомство с очень интересной страной. С какой страной мы познакомились? (Китай). Сейчас я прочту вам маленький отрывок из поэмы Владимира Маяковского – это его взгляд на Китайскую народную республику.

От солнца Китай

пожелтел и высох.

Родина чая.

Родина риса.

Неплохо:

блюдо рисовой каши

и чай — из разрисованных чашек.

Давайте скажем до свидания на китайском языке.

  • «Цзай-цзянь!» - так китайцы прощаются друг с другом (дети повторяют за воспитателем
  • Вам ребята понравилось сегодняшнее занятие? Что вы узнали про Китай?
  • Что вам больше всего запомнилось? (выслушать ответы детей).

На этом, наше  знакомство с Китаем заканчивается.

Я думаю, что вы многое узнали интересного и полезного об этой удивительной стране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект гимнастики после дневного сна в подготовительной группе "Здравствуй солнышко в окошке"

Гимнастика после дневного сна  с закаливающими мероприятиями способствует постепенному переходу от сна к бодрствованию....

Занятие в подготовительной группе "Три кита в музыке"

Знакомство детей с основными жанрами музыки...

Проект в подготовительной группе «Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла!»

В условиях образовательного процесса в МБДОУ укрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, ка...

НОД " Конспект развлечения в подготовительной группе "Здравствуй Детский сад!"

Развлечение для детей в подготовительной к школе группе "Здравствуй Детский сад!"...

Конспект занятия в подготовительной группе «Здравствуй, Зимушка-зима».

Конспект занятия в подготовительной группе «Здравствуй, Зимушка-зима».Коррекционно-образовательные задачи: обобщать и уточнять знания детей о зиме и зимних забавах. Активизировать и расшир...