Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников
картотека

Матяшова Мария Александровна

Сенсорное воспитатение дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников

Радуга (цвет).

Задача: познакомить детей с системой цветов, с последовательностью их расположения в спектре.

Материал. Демонстрационный: картина «Радуга».

Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, голосочки семи цветов для завершения радуги, клей, кисточки, тряпочки.

Руководство. Воспитатель спрашивает, кто из детей видел радугу после дождя, какие цвета в ней были. Выслушав ответы детей, уточняет, что в радуге цвета всегда располагаются по порядку, и предлагает послушать стихотворение «Цвета радуги»:

Краски сегодня ужасно устали:

Радугу в небе они рисовали.

Долго трудились над радугой краски,

Радуга вышла красивой, как в сказке.

Вся разноцветная - вот красота!

Ты полюбуйся, какие цвета:

                 Красный

Красная редиска выросла на грядке,

Рядом помидоры — красные ребятки.

Красные тюльпаны на окне стоят,

Красные знамена за окном горят.

              Оранжевый

Оранжевой лисице.

Всю ночь морковка снится -

На лисий хвост похожа:

Оранжевая тоже.

                Желтый

Желтое солнце на землю глядит,

Желтый подсолнух за солнцем следит.

Желтые груши на ветках висят

Желтые листья с деревьев летят.  

               Зеленый  

У нас растет зеленый лук

И огурцы зеленые,

А за окном зеленый луг

И домики беленые,                

С зеленой крышей каждый дом,

И в нем живет веселый гном

В зеленых брючках новых,

Из листиков кленовых.

              Голубой

Глаза голубые у куклы моей,

А небо над нами еще голубей.

Оно голубое, как тысячи глаз.

Мы смотрим на небо, а небо - на нас.

              Синий

В синем море - островок,

Путь до острова далек.

А на нем растет цветок-

Синий-синий василек.

         Фиолетовый

Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.

Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.

С фиолетовой сиренью будет жить она

На столе в красивой вазе около окна.

Закончив чтение стихотворения, воспитатель предлагает положить перед собой листочки с половиной радуги и говорит, что в  таком порядке всегда располагаются цвета в радуге. «Первый цвет- красный. Возьмите красную полосочку и положите на свое место,  рядом с красной половинкой. Вторым идет оранжевый, найдите оранжевую полосочку и положите. Третий цвет – желтый. Четвертый - зеленый. Положите эти полосочки тоже. А теперь голубой - это пятая полосочка. Голубой цвет похож на синий, но он светлее и чуть-чуть зеленоватый, а темно-голубой обычно называют цветом морской волны. Найдите голубую полосочку. Шестым идет синий цвет, а последним, седьмым - фиолетовый. Положите и эти полоски».. Затем дети приклеивают все полоски радуги (аппликация).

«Разноцветная вода».

Задача. Закреплять представления о взаимосвязи цветов.

Материал. Демонстрационный: три большие банки с наклейками - оранжевой, зеленой, фиолетовой. Раздаточный: баночки с водой (по три на каждого ребенка), кисти, тряпочки, краски (красная, желтая, синяя), банки с водой для промывания кистей.

Руководство. Воспитатель: «Сегодня мы приготовим цветной лед для украшения нашей клумбы. Мы посадим на ней цветочки из льда. Кто помнит, как можно сделать цветной лед? (Ответы.) Правильно, покрасить воду и заморозить ее. Нам нужен оранжевый, зеленый и фиолетовый лед. Мы уже знаем, что из наших волшебных красок можно получать новые цвета. Кто знает, как сделать оранжевую воду? (Ответы.) Правильно, смешать желтую и красную краски, желтой краски взять «побольше», чем красной. А какие краски смешать, чтобы получился зеленый цвет? (Ответы.) фиолетовый? Да, красную и синюю».

Далее воспитатель диктует порядок действий для получения каждого цвета, напоминает о необходимости промывать и промокать кисти.

Когда задание будет выполнено всеми, воспитатель предлагает принести и поставить на стол около соответствующей банки все баночки с оранжевой водой. У каждого ребенка, перед тем как он поставит баночку, проверяет цвет воды. При необходимости предлагает добавить красной или желтой краски, а если получился грязный цвет, дает ребенку новую баночку с чистой водой. Ребенок выполняет задание под руководством воспитателя. Воспитанники приносят баночки с зеленой, а затем с фиолетовой водой. Всю цветную воду педагог сливает в соответствующие большие банки. На прогулке вода разливается в металлические формочки.

«Цветик-семицветик».

Задача. Закреплять знания детей о взаимосвязи цветов спектра.

Материал.   Демонстрационный:   картинка   с   изображением цветка, лепестки которого окрашены в семь цветов спектра. Раздаточный: контурные рисунки цветика-семицветика,  гуашь (красная,  желтая,  синяя,  голубая),   кисти,   баночки  с  водой,   палитры,   тряпочки.

Руководство.   Воспитатель   показывает   детям   волшебный цветик-семицветик. Ребята рассматривают поочередно все лепестки, начиная с красного, называют их цвета. Педагог обращает их внимание на голубой цвет, напоминает, что с голубым цветом они уже делали аппликацию «Радуга». Следует отметить, что голубой цвет хотя и стоит между синим и зеленым, нельзя получить смешением. «Теперь возьмите свои листочки с незакрашенными цветиками-семицветиками,   кисточки  и   закрасьте   верхний  лепесток   красной краской,- предлагает воспитатель.- Пропустите один лепесток, а следующий  (третий от красного)  сделайте желтым. Пропустите еще один, а следующий  (пятый)  закрасьте синим. Не спутайте синюю и голубую краски. Шестой рядом с синим будет голубой.

Теперь будем закрашивать пропущенные лепесточки. Какие у нас пропущены? (Показывает оранжевый, зеленый, фиолетовый, дети их называют.) Как получить оранжевую краску? Вспомните наши «волшебные краски». (Дети смешивают желтую краску с красной и оранжевой краской закрашивают второй лепесток.) А как нам сделать зеленую краску?»Ребята вспоминают, что надо смешать желтую и синюю краски, изготавливают зеленую краску (надо напомнить, что синяя краска добавляется к желтой) и закрашивают четвертый лепесток. «А как сделать фиолетовую краску? (Ответы.) Правильно, смешать красную с синей (подчеркнуть, что с синей, а не с голубой)». Дети получают фиолетовую краску и закрашивают последний, седьмой лепесток.

«Чудесный мешочек» (форма).

Задача. Учить детей выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.

Материал. Два набора объемных и плоскостных фигур (шарики, кубики, конусы, цилиндры, овалы, прямоугольные полоски, квадраты, треугольники). Один набор фигур - в мешочке, другой - на столе.

Руководство. Воспитатель заранее расставляет на столе геометрические фигуры и прячет мешочек с набором таких же фигур в групповой комнате. «Дети, сейчас мы с вами поиграем, но для этого надо отыскать в группе мешочек. Давайте его найдем»,- говорит воспитатель. Когда мешочек будет найден, дети садятся, а взрослый достает из него несколько фигур, дети называют их. Затем воспитатель показывает геометрические фигуры, которые находятся на столе, и объясняет правила игры. По указанию педагога ребенок находит в мешочке такую же фигуру, какая лежит на столе, называет ее. Воспитанники отмечают правильность выполнения задания. Если ребенок не может найти соответствующую фигуру, то воспитатель еще раз напоминает способы ее обследования. При повторном проведении игры фигуры меняются, постепенно увеличивается их количество. Игра заканчивается, когда дети найдут все фигуры в мешочке.

«Составные картинки».

Задача. Учить детей расчленять изображение предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей.

Материал. Демонстрационный: образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: машина, лодка, человек. Раздаточный: у каждого ребенка фланелеграф, геометрические фигуры.

Руководство. «Что нарисовано на этих картинках?» — обращается воспитатель к детям. Выслушав ответы, задает следующий вопрос: «Из каких фигур составлена лодочка? Правильно, это треугольник, а это трапеция. Основная часть лодочки - трапеция (показывает на соответствующую картонную фигуру). Постройте каждый на своем фланелеграфе парусную лодку. Место для нее выберите так, чтобы хватило и для остальных картинок. Когда ребята выполнят задание, педагог показывает им остальные рисунки: «Из каких фигур составлен грузовик? (Ответы детей.) Постройте грузовик. (Дети выполняют задание.) Из каких фигур составлен человечек? Чем отличаются овалы, из которых сделаны руки, от тех, из которых сделаны ноги? А туловище? Сложите такого человечка». Воспитатель отмечает тех детей, кто безошибочно сложил все предметы (показывает лучшие работы), особо поощряет аккуратность в размещении фигурок на плоскости фланелеграфа.

«Что там?» (величина)

Задача. Закреплять умение устанавливать отношения между пятью объектами по величине (складывание матрешки); учить детей выделять высоту как особое измерение величины.

Материал. Деревянные разборные матрешки с пятью вкладышами (по количеству детей), любые пятиместные вкладные игрушки.

Руководство. Воспитатель показывает красочную книжку о матрешках, затем привлекает внимание детей к игрушке и, последовательно разбирая ее, отвечает, что матрешек стало больше. Педагог предлагает сравнить части матрешек по общей величине и по одному измерению - высоте. Обращает внимание на одежду матрешек, подчеркивает, что орнамент должен совпадать при совмещении нижней и верхней половины игрушки. По указанию воспитателя дети составляют матрешки, выстраивают их в ряд и называют величину каждой из них, затем собирают всех в одну игрушку, используя игровой прием «мама и дочки». Игра заканчивается, когда ребенок соберет игрушку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию дошкольников.

Данный материал предназначен для детей младшего дошкольного возраста....

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников

Практико-ориентированный проект по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста....

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Развивающие игры и упражнения в сенсорном воспитании младших дошкольников»

      Опыт работы по сенсорному воспитанию младших дошкольников через реализацию системы развивающих игр и упражнений обобщён воспитателем муниципального бюджетного дошкольн...

Мастер- класс с родителями "Дидактическая игра как средство по сенсорному воспитанию ребенка -дошкольника

Представлен развернутый конспект мастер-класса, участие в котором помогли родителям обогатить опыт в семье знаниями дидактических игр, способствующих сенсорному воспитанию ребенка...

Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию дошкольников

Вашему вниманию предоставляется картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию дошкольников....

Сборник "Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию дошкольников ( для детей 2-3 лет)

Сборник " Дидактические игры и упражнения по  сенсорному развитию дошкольников" ( для детей 2-3 лет)...

Презентация "Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитания дошкольников"

С этими играми дети начинают грамотно выстраивать свою речь, она становится более образной. Такая методика помогает выстроить их представление о природе разных предметов, а игры для развития моторики ...