Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с трудностями в общении и поведении Практикум на тему : «Работа с гиперактивными детьми»
презентация

Молоткова  Евгения Владимировна

Развитие коммуникативных навыков у гиперактивного ребенка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx57.9 КБ
Файл prezentatsiya_k_mmpo_po_skr_-_giperaktivnye_deti.pptx227.33 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для детей с гиперактивностью

Игра «Черепаха».

Цель: Научить контролировать свои движения.

   Педагог встает у стены помещения, остальные участники располагаются вдоль противоположной стены. По сигналу ведущего они начинают движение. Далее педагог говорит: «Представьте себе, что все мы черепахи. Я большая черепаха, а вы маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас в гости. Но вот беда: праздничный торт еще не готов. По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: Вы черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов.

    Взрослый следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2—З минуты он дает новый сигнал, по которому все замирают. Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи - именинницы.

       Игра может повторяться несколько раз. Затем ведущий обсуждает с группой в кругу, трудно ли им было двигаться медленно и что им помогло выполнить инструкцию.

Игра «Золотая рыбка»

Цель: Эта подвижная игра развивает быстроту реакции, способствует развитию координации движений

 Все участники встают в круг, плотно прижавшись, друг к другу плечами, бедрами, ногами, взявшись за руки.

Это сеть. Водящий золотая рыбка стоит кругу. Его задача выбраться из круга. А задача остальных не выпустить рыбку.

Примечание: Если водящему очень долго не удается выбраться из сети, взрослый может попросить детей помочь рыбке

Игра «Клубочек»

 Цель: Обучение ребенка одному из приемов саморегуляции. 

 Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше.

   Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается.

    Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует что он огорчен, устал или «завелся».

Игра «Бездомный заяц» (известная игра)

Цель: Игра способствует развитию быстроты реакции, отработке навыков невербального взаимодействия с детьми.

В игре принимают участие от 3 до 10 человек. Каждый игрок заяц чертит вокруг себя мелком круг диаметром примерно 50 см., либо берётся обруч малого диаметра. Расстояние между кругами один-два метра. Один из зайцев - бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего во время этого обмена за домик, оставшийся на минутку без хозяина.

Тот, кто остался бездомным, становится водящим.

Игра «Что нового»

Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях.

  Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди ходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза, и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.

Игра «Археология»

Цель: Развитие мышечного контроля.

Содержание: Взрослый опускает кисть руки в таз с песком
или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку
делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется своей ладонью до кисти взрослого, то они,  тут же меняется ролями со взрослым.

Игра «Разговор с руками»

Цель: Научить детей контролировать свои действия.

  Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики.

После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.
Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Игра «Разговор с телом» (модификация игры Шевцовой И.В. «Разговор с ручками»)

Цель: Учить ребенка владеть своим телом.

     Ребенок ложится на пол на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый караван, обводит контуры фигуры ребенка. Затем те с ребенком рассматривает силуэт и зад вопросы: «Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хот разукрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в определенных ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности и др.? Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушаете. Что ты делаешь в этом случае? Как ты в научить свое тело быть более послушным? Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга». 

Игра «Шариковые бои»

Цель: Развитие координации движений.

 В таз с водой опускают несколько каучуковых шариков, такое же количество шариков ребенок держит в руке. Отойдя на расстояние
0,5—1 м от таза, ребенок сбивает «мокрые» шарики «сухими». Если «мокрый» шар сбит, то его вынимают из воды, если не сбит, то
- сухой» шар остается в воде. Игра закончена тогда, когда таз становится пустым. В дальнейшем ребенок может совершенствовать свой результат, проверяя время по секундомеру.

Игра «Послушай тишину»

Цель: Развивать внимание гиперактивного ребенка и умение владеть собой. 
По первому сигналу колокольчика дети начинаю бегать по комнате, кричать, стучать и т. д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходи кругом. Затем дети по кругу (или по желанию рассказывают какие звуки они услышали.

Игра «Сделай так»

Цель: игра направлена на развитие мышечного контроля, умения владеть собой.


На столе у взрослого разложены карточки с изображением человечков, выполняющих различные движения. Взрослый показывает детям карточки и объясняет, какие действия изображены на каждой из них.   Затем взрослый дает инструкцию:  « По моему сигналу все подойдут к столу и возьмут по одной карточке. Я буду считать от 1 до 10, а вы в это время будете, отображает человечек на выбранной вами картинке. Например, тот, кто возьмет карточку сидящей на стуле фигуркой должен сесть стул, кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать и т. д.

На счет «10» все заканчивают выполнение задания и меняются карточками или подходят к столу за новым заданием педагога.
Игру можно повторить  несколько раз.

Игра «Маленькая птичка»

Цель: Развивать мышечный контроль.

Содержание: Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку (или другого зверька).

Взрослый говорит: «Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи, поговори с ней, успокой ее».
  Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивает ее и вместе с тем успокаивая ее и вместе с тем успокаивается сам.

В дальнейшем  можно птичку уже не класть ребенку в ладошки, а просто напомнить ему
« Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.

Игра «Говори»

Цель: Игра направлена на развитие умения контролировать импульсивные действия.

 
   Скажите детям следующее: « Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!». Давайте по - тренируемся: ,,Какое сейчас время года?” (Педагог делает паузу) «Говори» Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?”… ,,Говори!”; ,,Какой сегодня день недели?”... ,,Говори!”; Сколько будет два плюс три?” и т. д.»

Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

 

Игра  «Броунское движение»

Цель: Игра направлена на развитие распределения внимания.

   Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. ЕСЛИ участники успешно ВЫПОЛНЯЮТ правила игры, ведущий вкатывает дополнительные мячи. Смысл игры установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

Игра «Колпак мой треугольный» (старинная игра)

Цель: Игра помогает научиться концентрировать внимание, способствует осознанию ребенком своего тела, учит управлять движениями и контролировать свое поведение.

   Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Во 2 кругу фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем кругу дети изображают, только жестами всю фразу.
Если такая длинная фраза трудна для  воспроизведения, ее можно сократить.

 

Игра «Веселая игра с колокольчиком»

Цель: Игра разбивает слуховое восприятие.

 
  Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако, если желаю водить нет, то роль водящего отводится педагогу. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.

«Морские волны»

Цель: Научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.

 Если взрослый дает команду «Штиль!», дети в «замирают». Когда раздает команда «Волны», дети по очереди встают своими партами. Сначала встают те дети, которые сидят за первыми партами. Через 2—З секунды  поднимаются сидящие за вторыми партами и т. д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т. д. По сигналу учителя «Шторм» характер действий и последовательность их выполнения повторяется, только дети не ждут 2—З секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой «Штиль».

Игра «Кубик эмоций»

ЦЕЛЬ: Развивать у детей эмоциональную сферу, посредством отработки мимических реакций, передачи эмоций через вхождение в образ героя-персонажа. Развитие творческого воображения, речи.

Первый вариант: Один ребенок кидает кубик и показывает картинку на кубике остальным участникам, дети изображают в жестах и мимике выпавшую на кубике эмоцию.

Второй вариант: Один ребенок кидает кубик и изображает в жестах и мимике выпавшую на кубике эмоцию, а остальные участники угадывают ее, затем картинка на кубике показывается остальным.

Третий вариант: Дети произносят какую-либо фразу с интонацией, выпавшей на кубике. Например, фразу: «Скоро наступит весна».

Четвёртый вариант: На «Кубике эмоций» меняются картинки на изображения животных. Ведущий кидает кубик и дети, имитируя движения и подражая голосу выпавшего животного и изображая его настроение по просьбе ведущего (например, говорят фразу «Люблю молоко» так, как сказала бы весёлая кошка) .

Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»

ЦЕЛЬ: Развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, зелёный. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает зелёную ладонь - "кричалку" - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь - "шепталка" - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" - красная ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчалками".

Игра «Прикосновения»

ЦЕЛЬ: Развитие внимания, знания строения своего тела.

Предложить детям разойтись по комнате и найти место,

которое им нравиться. Затем педагог просит показать:

-как вы касаетесь пола руками     - как вы касаетесь локтем колена

-как касаетесь коленями пола      - как вы касаетесь рукой запястья

-как вы касаетесь спиной стены    - как касаетесь ухом сиденья стула

-как вы касаетесь спиной пола      - как вы касаетесь носом двери

- как вы касаетесь ступней пола    - как вы касаетесь коленом подбородка

-как вы касаетесь пяткой стены    - как вы касаетесь двумя локтями стола

- как вы касаетесь коленом подбородка       - как вы касаетесь рукой бока

-как высоко поднимаете игрушки двумя руками (двумя ногами)

Что ещё вы хотите мне показать?

Игра «Ласковые лапки»

ЦЕЛЬ: Снять напряжение мышечные зажимы, снизить агрессивность, развивать чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребёнком и взрослым.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кисточку, кусочек меха, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо угадать, какой зверёк прикасается к руке,- отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими приятными.

Вариант игры: «зверёк» будет прикасаться к щеке, колену, ладонями. Можно поменяться с ребёнком местами.

        

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с трудностями в общении и поведении Практикум на тему : « Работа с гиперактивными детьми» Подготовила: воспитатель Молоткова Евгения Владимировна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32 « Журавушка » 2019 г.

Слайд 2

Портрет гиперактивного ребенка Трудно подчиня е тся инструкциям Не может долго сидеть на одном месте, молчать Легко отвлекается Не может долго концентрировать свое внимание

Слайд 3

Три основных блока проявления гиперактивности:

Слайд 4

Особенности социального развития

Слайд 5

Как играть с гиперактивными детьми : Правило 1.Старайтесь подбирать игры по следующим группам:

Слайд 6

Как играть с гиперактивными детьми: Правило 2. Будьте терпеливы ! Постепенно - всё получится !

Слайд 7

Как играть с гиперактивными детьми: Правило 3. Никакого переутомления или перевозбуждения!

Слайд 8

Как играть с гиперактивными детьми: Правило 4. Действуйте последовательно и оперативно !

Слайд 9

Как играть с гиперактивными детьми: Правило 5. Количество игроков должно увеличиваться постепенно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театр – школа искусства общения. Развитие коммуникативных навыков ребенка-дошкольника посредством театрализованной деятельности».

Общение и совместная  деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им, ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться по...

Семинар - практикум на тему: «ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Агрессия — это мотивированное дес...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в процессе общения

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников — это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника:...

Мастер-класс для воспитателей "Коррекционные коммуникативные игры для дошкольников с трудностями в общении"

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности...

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через общение с природой

Из опыта работы по развитию коммуникативных навыков...

Рекомендации для родителей по формированию коммуникативных навыков у детей с трудностями в общении.

Родителям хочется видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребёнку самому удаётся разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстн...

Семинар – практикум психолога ДОУ: «Работаем с гиперактивными детьми»

В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольно...