Открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе "Мы ученые"
план-конспект занятия (старшая группа)

В занятиии показаны опыты, очень интересные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_my_uchenye.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

Закреплять знания о вулкане, его извержении и  строении.

Формировать знания о свойствах воды (вкус, цвет, запах).

Формировать знания о свойствах снега (белый, пушистый, скрипучий, липкий, нежный).

Формировать умение делать: выводы, сравнение, анализ.

З Закреплять представления детей о соли и ее свойствах.

Закреплять знания о лаборатории: кто работает, что делают.

Формировать у детей представление о росте культурных растений.

Закреплять название семян овощей.

Расширять знания детей о том, что необходимо для роста растений (свет, влага, почва, тепло).

Формировать умение выполнять индивидуальные  поручения.

Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью.

Образовательная область «Речевое развитие»

Активизировать словарь детей словами: лава, вулкан, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, кратер.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Формировать умение внимательно слушать загадки, вдумываться в содержание.

Формировать умение выполнять экспериментальную деятельность в процессе выполнения опытов.

«Социально-коммуникативное развитие»

Создать радостное настроение, развивать наблюдательность, самостоятельность, интерес к познавательной деятельности, создать доброжелательное отношение со сверстниками и педагогом, умение работать в коллективе.

Образовательная область «Физическое развитие»

Выполнение движений в соответствие с текстом.

Развивать двигательную активность, способствовать снятию мышечного напряжения.

Методы и приемы работы:

Словесные - беседа, вопросы, загадывание загадок.

Наглядные - презентация «Вулканы», показ выполнения опытов.

Игровые – физкультминутка

Практические – выполнение опытов

 Инновационные - использование мультимедийного сопровождения- презентации.

Предварительная работа: Рассматривание презентаций  о вулкане, природных явлениях. Чтение художественной литературы, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, проведение опытов. Создание огорода на окошке и необходимых условий для организаций исследовательской работы. Посадка семян  в различных условиях. Наблюдение и ведение записи в журнале. Рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли.  

Материалы и оборудование: видео с обращением, макет вулкана, чайные ложки, столовая ложка, стаканы, сода питьевая, лимонная кислота, сосуды с водой, поднос, пищевые красители, слайды с изображением вулканов, фартуки, одноразовые тарелки,  вата для снега, бумажные полотенца, растительное масло, аспирин, мешочки с солью, поролон, соль в тарелках, вода в тарелках, увеличительные стекла.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно – исследовательская  деятельность

Опыт «Извержение вулкана». Цель: сода смешалась с лимонной кислотой, появилась химическая реакция.

Опыт «Лавовая лампа».

Цель:  вода плотнее масла, поэтому она опустилась на дно емкости шипучая таблетка начала взаимодействовать с водой.

Опыт «Рассматривание соли», «Сравнение по тяжести мешочка соли и поролона», «Растворение соли в воде и впитывание воды поролоном». Цель: закрепить знания о соли и ее свойствах.

Опыт «Бегающая вода».

Цель: между волокнами бумаги есть промежутки, по ним вода поднимается вверх.

Опыт «Искусственный снег». Цель: закрепить знания об искусственном снеге.

Опыт «Изучение семян овощей». Цель: закрепить знания о названии овощей, форме, цвете,  сделать вывод что нужно растениям для благоприятного роста.

Двигательная

 деятельность

 Физкультминутка «Раз. Два. Три. Четыре, пять…». Цель: развивать физическую активность детей.

Коммуникативная деятельность

Беседа, вопросы. Цель: активизировать  словарь детей словами: лава, вулкан, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, кратер.

Этап занятия

Задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Закреплять знания о лаборатории

- Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть, и приглашаю на интересное занятие. У меня сегодня отличное настроение, потому что ярко светит солнце, и вокруг добрые и  приветливые лица.

-Ребятки если у вас хорошее настроение положите свою ладошку на мою ладошку. Посмотрите, у нас с вами получилась замечательная команда. Я надеюсь, что сейчас вы станете настоящими моими помощниками.

-Дети, а вы любите проводить опыты?

-Тогда я предлагаю вместе со мной отправиться в научную лабораторию. Что такое лаборатория? А вы знаете как себя правильно вести в лаборатории?

-Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в научную лабораторию к моему знакомому профессору. Там вы узнаете много нового и интересного и, даже сами поставите опыт, как настоящие ученые. Вы хотите стать настоящими учеными? 

- Тогда давайте приготовимся к нашему путешествию и наденем специальную одежду. Теперь мы с вами действительно готовы отправиться в лабораторию.

Глазки все закрыли вместе

И покружимся на месте.

Покружились, покружились,

А теперь остановились,

А теперь остановились

И в ученых превратились

Глазки открываются,

А чудеса продолжаются.

Дети входят в зал и слушают воспитателя

Дети выполняют задание

Дети отвечают на вопрос

Дети надевают фартуки

Дети выполняют движения по тексту

Сформирована мотивация.

Проявление интереса к непосредственно образовательной деятельности.

Актуализированы знания о лаборатории,  что в ней делают и кто работает

Созданы условия для физической активности

Формировать умение внимательно слушать загадку, вдумываться в содержание

Закреплять знания о вулкане

Закреплять знания о вулкане, и его  строении

Формировать умение делать анализ

-Вот мы и попали в научную лабораторию профессора  Мензуркина.

-Здравствуйте профессор! 

-Странно, почему-то его нет?

(Звучит сигнал, появляется видео с профессором)

Профессор: Добрый день, Алена Владимировна, здравствуйте ребята, здравствуйте гости. Извините, что не могу с вами встретиться. Меня срочно вызвали в главную лабораторию. Но я про вас не забыл и приготовил все для интересных опытов. Мои подсказки вы можете найти на воздушных шариках. Желаю успехов в ваших научных экспериментах

(Звучит сигнал, видео исчезает)

- Спасибо, уважаемый профессор. Ребята, я думаю, что мы с вами

великолепно справимся, а результаты наших опытов оставим профессору.

-Всех в лабораторию сегодня

Приглашаю вас пройти

Интересней приключения

Вам ребята не найти!

Друг за другом становись

Крепко за руку берись

Отправляемся друзья

Отставать никак нельзя!

-А сейчас послушайте, и скажите о чем идет речь:

Ну, конечно, чудо это

Вот, уже который век

Даже самым жарким летом

На ее вершине — снег.  Поднимите руку, кто видел горы?

-А кто знает, что такое вулкан?

- Я расскажу вам легенду о вулкане. Жил на свете бог по имени Вулкан.

И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по раскаленному железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала, от основания до самой верхушки, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из вершины горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни и пепел. «Вулкан работает» - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.

- А вы хотите посмотреть на вулканы?

Презентация «Вулканы»

- Посмотрите, это на вид обычная гора называется спящий вулкан.

-А это гора с извергающейся из нее лавой, огнем и дымом — это действующий вулкан.

-Вершина, из которой извергается вулкан, называется кратер.

- давайте его внимательно рассмотрим. Кратер вулкана похож на огромную чашу, на дне этой чаши огромная дыра, уходящая глубоко внутрь вулкана. Огненная жидкость, выходящая из вулкана ,называется лавой.

-Вот сколько новых слов вы узнали на занятии.

- А вы хотели бы хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана?

- Посмотрите, какой макет горы я сделала, но это спящий вулкан, а нам надо, чтобы он стал действующим. Ребята, может быть, вы знаете, как на это сделать? Давайте попробуем поразмышлять.

-Мы знаем, что при извержении вулкана выбрасывается лава. Какая она, если она течет по склонам горы? Значит, внутрь нашей горы мы должны поместить жидкость. Какую, например? 

-Если мы нальем обычную воду, то сможет она оттуда вытекать 

- А как же нам сделать, чтобы вода вырывалась наружу? 

- Придется нам обратиться за подсказкой к профессору. Давайте посмотрим на шарики где же здесь подсказка.

На шариках схема проведения опыта

- Ребята, вы запомнили, какие вещества мы сейчас будем использовать?

Дети слушают обращение профессора

Дети идут друг за другом на стульчики

Дети слушают и отгадывают загадку

Дети слушают легенду о вулкане

Дети рассматривают вулканы  и строение

Дети дают ответы, что нужно сделать, чтобы вулкан работал

Дети находят, подсказку рассматривают

Дети мотивированы на предстоящую деятельность

Созданы условия для физической активности

Актуализированы знания о вулкане

Актуализированы знания о строении вулкана

Внимание и речь активизированы дети умеют делать анализ

Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью. Закреплять знания о вулкане.

А теперь давайте проведём эксперимент «Извержение вулкана». Скажите, что сейчас произошло? А почему так получилось?

Дети наблюдают за проведением эксперимента

Актуализированы знания, что сода смешалась с лимонной кислотой произошла химическая реакция

Закреплять знания о лаве

-Ребятки скажите, а как называется огненная жидкость, выходящая из вулкана? А вы хотели бы увидеть, как нагревается и кипит раскаленная лава? эксперимент «Огненная лава».

Дети наблюдают за проведением эксперимента

Актуализированы знания что вода плотнее масла, поэтому она опустилась на дно емкости шипучая таблетка начала взаимодействовать с водой

Закреплять представления детей о соли и ее свойствах

Ребята давайте посмотрим, что для нас приготовил профессор. Слушаем загадку. На экране появляется загадка про соль. Давайте ребятки пройдем к столу рассмотрим  соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте. Шли домой два, ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз.  

Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? Значит, какому ослику было легко идти?  

Возьмите мешочки с солью, и опустите их в воду. Что происходит с солью? А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Давайте подумаем, какому ослику было легко плыть. Почему? Какому ослику было плыть тяжело? Почему?

Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду? 

Дети слушают и отгадывают загадку, проходят к столу для проведения эксперимента

Рассматривают соль.

Дети слушают загадку

Дети проводят эксперимент

Дети называют, на что похожа соль

Актуализированы знания, о соли и ее свойствах

Формировать знания о свойствах воды

На экране появляется загадка про воду.  Скажите ребятки, что вы знаете про воду? - Я всё поняла, профессор Мензуркин предлагает сделать эксперимент с водой. У меня стоят на столе стаканчики в первом, третьем и пятом стаканчике есть вода, а во втором и четвертом нет воды. - Скажите, может вода перебежать в пустые стаканчике? Давайте проведем опыт. А что бы вам лучше было видно,  как вода перебежит, я ее закрашу краской.

Дети слушают и отгадывают загадку

Дети наблюдают, как вода побежала в пустой стакан

Актуализированы знания о свойствах воды

Актуализированы знания, что между волокнами бумаги есть промежутки, по ним вода поднимается вверх

Формировать знания о свойствах снега

-Ребята, посмотрите, профессор Мензуркин приготовил для нас еще, что- то интересное (на экране появляется загадка про снег). - Скажите ребята а каким свойствами обладает снег в природе?  Скажите, а какое сейчас время года? А что произойдет со снегом? Какой материал поможет заменить нам снег? - А как вы думаете, существует ли искусственный снег? На самом деле снег можно получить, используя химические препараты. Дети проводят эксперимент, получают снег.

Дети слушают и отгадывают загадку,

проводят эксперимент, получают снег

Актуализированы знания, что существует искусственный снег

Развивать координацию движений

Физкультминутка.

Раз. Два. Три. Четыре, пять

Поработали на пять.

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину заложим,

Голову поднимем выше,

И легко, легко подышим.

Мы попрыгаем немножко

потрясем ладошки тоже

повращаем головой

усталость всю сняло рукой.

Дети выполняют движения по тексту

Созданы условия для физической активности, развития координации движений

Закреплять название семян овощей

Расширять знания детей о том, что необходимо для роста растений

А сейчас мы с вами пройдем к столу, для изучения семян овощей.

Какие семена вам знакомы?  - А теперь потрогайте их руками. Какие они на ощупь? Какие по цвету и по форме? - Постарайтесь семена раскрыть руками. Удается вам?   - А почему такая твердая кожура?   - А кто знает, что такое зародыш?  - Вы все правильно сказали. Семена растений  бывают разные по форме, цвету, на ощупь, но они все живые. Сейчас семена спят. В каждом таится огромная сила жизни. Эту силу можно разбудить. Какие для этого нужны условия? Вы проводили исследования, расскажут о результатах своих  научных исследований.

Дети называют семена овощей, определяют на ощупь

Дети рассказывают о наблюдениях за семенами

   

Актуализированы знания о названии овощей, форме, цвете

Дети умеют делать вывод что нужно растениям для роста

Ну, что ж, ребята, вот и наше путешествие в лабораторный центр к Профессору Мензуркину подошло к концу. Что мы сегодня делали? А что запомнилось больше всего?

Ну что ребята, а нам пора возвращаться, в детский сад произносим слова:

Глазки все закрыли вместе

И покружимся на месте.

Покружились, покружились,

И в детском саду очутились.

Дети отвечают на вопросы, делясь впечатлением

Развитие эмоциональной отзывчивости на итог работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Удивительный магнит" (открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе.)

Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяяя выраженные качества и свойства....

Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная соль»

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с...

Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная соль»

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью раз...

Конспект открытого занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие в Антарктиду».

Цель: Развивать у детей познавательную активность, любознательность в ходе экспериментальной деятельности....

Открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие в мир камней»

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование....