Выступление на семинаре-практикуме для педагогов МБДОУ д/с № 3 «Организация игровой деятельности в процессе адаптации к ДОУ»
консультация (младшая группа)

Данеелян Епракся Карапетовна

Цель: структурировать имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми 2-3 лет в период адаптации. Материал: мягкие мячики (по 5-6 штук для каждого участника),собачка, колокольчик, мяч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_seminar-_praktikum_danielyan.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на  семинаре-практикуме для педагогов МБДОУ д/с № 3

«Организация игровой деятельности в процессе адаптации к ДОУ»

Подготовила и провела:

 воспитатель МБДОУ д/с № 3 Даниелян Е.К.

 19 сентября 2018г.

Цель: структурировать имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми 2-3 лет в период адаптации.

Материал: мягкие мячики (по 5-6 штук для каждого участника),собачка, колокольчик, мяч.

Упражнение «Я иду в детский сад»

Цель: прочувствовать эмоциональное состояние ребёнка, пришедшего в первый раз в детский сад.

Педагог: закройте глаза. Представьте, что мама ведёт вас первый раз в детский сад. Вы входите в очень ярко освещённую комнату, видите незнакомую тётю, мальчиков и девочек. В комнате шумно. Рядом с тётей стоит девочка, плачет и зовёт маму. Тётя ласково зовёт вас войти, вы оборачивайтесь, чтобы взять маму за руку…, а мамы нет. Что вы почувствовали в этот момент? О чём подумали?»

Упражнение «Мягкие шарики»

Цель: почувствовать тяжесть эмоционального переживания ребёнком начала посещения детского сада.

Педагог: «Посмотрите на шарики в моей корзинке. Это трудности, с которыми сталкивается ребёнок, пришедший в детский сад. Сейчас я раздам их Вам (раздаются мягкие шарики по кругу).

Я раздаю Вам:

  • Ощущение одиночества и отсутствия близких людей в течение «бесконечного времени»  и «неизвестно заберут ли меня домой?», «а мама придёт?».
  • Незнакомую обстановку;
  • Незнакомых взрослых, мальчиков и девочек;
  • Недостаточно развитые навыки самообслуживания (неумение кушать, или неаккуратность во время этого процесса, неумение или стеснение попроситься на горшок, неумение одеваться);
  • Сильную привязанность к взрослому;
  • Отсутствие опыта разлуки с близкими;
  • Неумение самостоятельно занять себя;
  • Избирательное отношение к взрослому/детям.
  • Новый режим дня.

Удобно ли Вам держать столько шариков? Что вы чувствуете, если они падают? Что амии хочется сделать?

Давайте вместе назовём те изменения, которые происходят в поведении и настроении малыша, пока он привыкает к детскому саду.

Ребёнок, оказавшись в новой обстановке испытывает волнение, тревогу, страх. Детям кажется, что его мама ушла и это навсегда, так как дети живут сегодняшним моментом.

Адаптивные возможности ребёнка ограничены, если привыкание происходит тяжело, малыш может заболеть. Для того, чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить внимание ребёнка на деятельность, которая приносит ему удовольствие, то есть на игру.

Задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального доверия к воспитателю, установление эмоционального контакта. Ребёнок  в воспитателе должен увидеть готового прийти на помощь человека, ласкового и заботливого (как мама).

Эмоциональное общение во время игр происходит через проигрывание совместных действий, сопровождаемых улыбкой, направленные на установление тактильного контакта, снятию эмоционального напряжения.

Для того, чтобы ребёнок не чувствовал себя обделённым, нужно чтобы игры были фронтальными, то есть проводились со всей группой детей.

Поделитесь, какие игры вы используете для создания атмосферы принятия ребёнка, установления эмоционального контакта, доверия к воспитателю в группе? (Участники делятся своими находками). Давайте поиграем в эти игры.

Игра «Иди ко мне»

Цель: установление эмоционального контакта с ребёнком, приветствие.

Педагог: Я воспитатель. Я встречаю малыша, который пришёл в детский сад. Здравствуй, Алиночка! (Ласково.) Иди ко мне, моя хорошая! (Когда ребёнок подходит, воспитатель его обнимает). Ах, какая хорошая Алиночка ко мне пришла! (Игра повторяется). Что вы почувствовали, когда воспитатель вас встретил?

Игра «Передай колокольчик»

Психолог: «Ребята, посмотрите, что это такое? Правильно, колокольчик. Послушайте, как он звенит. Динь-динь-динь! Тот, кого я позову, будет звенеть колокольчиком. Маша, иди, возьми колокольчик. (Участник становится на место воспитателя) Маша, позвени колокольчиком. А теперь позови другого мальчика или девочку. Позови по имени или покажи рукой.

«Игра «Позови»

Психолог: Вот так мяч! Какой красивый, круглый, яркий! Алиночка, иди сюда, давай поиграем с мячиком – покатаем его. Ты – мне. Я- тебе. Я играла с Алиной. Алина, с кем ты хочешь играть? Позови». (Участник зовёт: «Кристина, иди играть». После игры Алина садится на место, а Кристина зовёт следующего участника.)

Комментарий психолога: «В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.

Игра «Кто в кулачке?»

Психолог: «Друзья мои, посмотрите на мои ручки! У меня есть пальчики. (Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами). Ну-ка, покажите свои ручки! А пальчики! Теперь я сожму плотно кулачки – так, чтобы большие пальцы оказались внутри. (Показывает участникам, как это делать). Сожмите кулачки!

Кто залез ко мне в кулачок?                          Сжать пальцы в кулак.

Это, может быть, сверчок?

Ну-ка, ну-ка, вылезай!                         Выставить вперёд большой палец.

Это пальчик? Ай-ай-ай!

Упражнение «Тополиный пух»

Цель: снятие беспокойства, тревоги.

Педагог: разделитесь на пары. Один из вас будет играть роль воспитателя, другой – ребёнка. Пусть ребёнок примет удобную для него позу. «Воспитатель начнёт с мягких, нежных, медленных прикосновений к телу. Пусть ваши прикосновения будут хаотичными. Пока ваша ладонь лежит на теле ребёнка, другая переносится на новое место. А теперь поменяйтесь ролями.

Обсуждение:

  • Что вы чувствовали, когда были «ребёнком» и «воспитателем»? Какая роль Вам была больше по душе?
  • Что понравилось?

О принципах, которые влияют на успешность и действенность этого упражнения: не суетитесь, прикосновения должны быть спокойными и минимальными по амплитуде.

Важны не только телесные поглаживания, но и душевные. Психологические поглаживания необходимы каждому человеку для того, чтобы ощутить себя любимым, нужным, успешным.

В адаптационный период, когда между ребёнком и взрослым уже установлены доверительные отношения, можно организовывать игры, цель которых вызывать внимание к действиям взрослого, к подражанию с игрушкой, вызывать интерес к игрушкам, стимулирование ответных игровых действий.

Игра «Собачка»

Материалы: игрушечная собачка, ширма. Ход игры: воспитатель привлекает внимание ребёнка к звукоподражаниям, читает стихотворение и совершает действия в соответствии с текстом:

Гав-гав!

Кто там?

Это песик в гости к нам.

(показывает собачку).

Я собачку ставлю, а пол.

Дай, собачка Ане (имя ребёнка заменяется) лапу!

При проведении игр с детьми важно уделять внимание формированию интереса к сверстнику. Переходить к таким играм нужно постепенно, когда дети уже освоились в игровой комнате, проявляют интерес к игрушкам,  доверительно относятся к воспитателю.

Упражнение «Прилетела птичка»

Цель: развивать внимание к сверстнику.

Материал: игрушечная птичка.

Ход игры: воспитатель показывает игрушечную птичку и выполняет действия в соответствии с текстом. 

Прилетела птичка,  

Синичка – невеличка.

К Лене прилетела,

На деток посмотрела,

Дальше полетела.

Сажает птичку на руку Лене

и по очереди другим детям.

Педагог: Дорогие коллеги, а как можно успокоить плачущего малыша? (Высказывания участников)

А ещё нам помогут потешки и журилки. Например:

Го-ро-шин-ки,

Не-про-шен-ки,

Откуда Вы взялись?

Трамваем или поездом

До Маши добрались?

Нет, портить настроение никто вас не просил!

А может, мы не плакали,

А дождик моросил?

А по речке Слёз

Ходит па-ро-ход,

Вытирает нос,

Только нос- не тот:

Нос у нас был маленький,

Нос у нас ыл – пуговкой,

А теперь вот – аленький,

Да ещё распух вот он!

Ну да это не еда,

Слёзы высохнут – тогда

Будет нос, как нос,

Просто нос не любит слёз!

(Н. Пикулаева)

Рефлексия. Поделились опытом, какие игры можно использовать с детьми в период адаптации. Расскажите, как вы себя чувствуете? Поделитесь, что для Вас было особенно полезным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация игровой деятельности детей в процессе адаптации к условиям ДОУ"

Практическое занятие для воспитателей групп раннего возраста раскрывает особенности игровой деятельности в процессе адаптации к детскому саду....

Организация игровой деятельности в период адаптации детей к ДОУ

В данной статье я хочу поделиться с Вами своим опытом работы и рассказать об организации игровой деятельности в период адаптации детей к ДОУ  в моей группе кратковременного пребывания....

Открытый просмотр ОД «Организация игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста »

Открытый просмотр ОД «Организация игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста »...

Семинар-практикум «Организация игровой деятельности в процессе адаптации к ДОУ»

Цель: структурировать имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми 2-3 лет в период адаптации....

Использование сенсорно-дидактиеской юбки для организации игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста Мамаева О. В.

Признание ведущей роли воспитания и обучения в психическом развитии не отменяет того факта, что на каждом возрастном этапе воспитание должно учитывать достигнутый уровень развития ...

Консультация для педагогов «Гендерный подход к организации игровой деятельности»

Консультация предназначена для педагогов ДОУ, родителей.Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его гендерной принадлежностью является актуальной задачей не только для педаго...

Консультация для педагогов«Использование сенсорно-дидактической юбки для организации игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28958704","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left;"}}]]Признание ведущей роли воспитания и обучения в психическом разв...