Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у дошкольников»
консультация

Бондарь Виктория Андреевна

На протяжении детства складываются и развиваются четыре различные формы общения, по которым можно достоверно судить о характере происходящего психического развития ребенка (М.И. Лисина).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Формирование навыков общения у дошкольников»

В дошкольном возрасте существует две сферы общения – со взрослыми и со сверстниками, причем обе необходимы для нормального развития личности ребенка.

На протяжении детства складываются и развиваются четыре различные формы общения, по которым можно достоверно судить о характере происходящего психического развития ребенка (М.И. Лисина).

Ситуативно-личностная форма общения (2-3 мес.) – в основе лежит потребность малыша в доброжелательном внимании взрослых. В этот период ребенок еще не владеет никакими приспособительными видами поведения и заимствует социальный опыт через эмоциональное общение со взрослыми, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных органических потребностей.  

Ситуативно-деловая форма общения (от 6 мес. до 3 лет). Взаимоотношение ребенка со взрослым носят характер практического сотрудничества. Малыш хочет, чтобы старшие вместе с ним включались в занятия с предметами, он требует от них участия в своих делах, при этом содействие взрослого является ведущим.

В это время происходит важное событие в развитии личности ребенка – он начинает отделять общее положительное отношение к нему взрослого от оценки им своих отдельных действий. Для того, чтобы ребенок приобрел собственный опыт, важно постараться не ограничивать их самостоятельность и инициативность. В рамках такой формы общения со взрослыми, дети овладевают и речью.

Внеситуативно-познавательная форма общения (от 3 до 5 лет). В основе этой формы лежит потребность ребенка в уважительном отношении взрослого. Положительные взаимоотношения с родителями помогают ребенку легче вступать в контакт с окружающими детьми и другими взрослыми.

Внеситуативно-личностная форма общения (от 5 до 7 лет). Возникает у ребенка на фоне потребности во взаимопонимании и сопереживании. Эта форма общения тесно связана с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры, ребенок теперь обращает больше внимания на особенности межличностных контактов, на те взаимоотношения, которые существуют в его семье, на работе у родителей, в кругу их друзей и знакомых.

Внеситуативно-личностное общение базируется на личностных мотивах, побуждающих детей к коммуникации, и протекает на фоне разнообразной деятельности – игровой, трудовой, познавательной. Но теперь оно имеет самостоятельное значение для ребенка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым, теперь оно, скорее, позволяет ему удовлетворить потребность в познании себя, других людей и взаимоотношений между ними.

В этом возрасте дошкольники учатся ориентироваться в социальной сфере, устанавливать разносторонние отношения с окружающими. Они осваивают правила поведения, осознают свои права и обязанности, свой долг и ответственность перед другими людьми. Поэтому очень важно, как родителям, так и педагогам своим примером демонстрировать достойные образцы поведения.

В дошкольном детстве впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых, – общение со сверстниками.

Общаясь со сверстником, ребенок может стать действительно равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом.

Общение со сверстниками более многопланово. У ребенка при общении с ровесником наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих разнообразные эмоции – от негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.

Общение дошкольников охватывает целый спектр функций: это и управление действиями партнера, и навязывание собственных образцов (заставить сделать именно так, совместная игра, постоянное сравнение возможностей (я так могу, а ты).

Очевидно, что общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребенка: от того, насколько успешно складывается это общение, зависит темп развития ребенка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям.

Причины непопулярности ребенка в группе сверстников могут быть различными. В старшем дошкольном возрасте в детском сообществе наиболее

востребованными становятся нравственные качества, такие как: мягкость, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность.

Немаловажное значение имеет отношение воспитателя к ребенку. Неприязнь, раздражение или игнорирование, демонстрируемые невербальными способами во взаимодействии с ребенком красноречиво сигнализирует о чувствах педагога. А поскольку взрослый является авторитетом и носителем образцов желательного поведения для детей, они неосознанно могут перенимать его негативное отношение к воспитаннику. Это же правило работает и в позитивном плане – положительная оценка, внимание и поддержка, оказываемая ребенку воспитателем, повышают уровень его привлекательности в глазах сверстников, и способствует налаживанию межличностных отношений.

Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребенка.

Нарушение общения могут проявляться в следующих формах:

– неспособности сопереживать другому ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок, просмотре мультфильмов;

– неумение регулировать свои эмоции и поведение;

– проявлении отрицательных эмоций и страхов постоянного характера в процессе общения.

Многим маленьким детям свойственна агрессивность. Агрессивное поведение нельзя рассматривать однозначно отрицательно. С одной стороны, оно является врожденным защитным механизмом, способствующим адаптации и выживанию в социальной среде. С другой – может серьезно осложнить жизнь ребенка, негативно влиять на его контакты с окружающими людьми и на личностное развитие в целом.

Оскорбления, ругань, дразнилки – выражение вербальной агрессии, за которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или желание отыграться за собственные обиды.

Естественно, что перечисленные выше особенности влияют и на процессы общения со взрослыми и сверстниками: неумение регулировать свое поведение, равно как и неспособность сдерживать ситуативные желания, может приводить к конфликтам.

Замкнутость – нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастании трудности установления новых социальных отношений. Замкнутый ребенок, т. е. ребенок с уменьшенной возможностью установления и поддержания контактов, не только не знает, как общаться с другими, но и не испытывает потребности в общении.

Потребность в общении, эмоциональном контакте подавляется, а замкнутость является защитой от социальных воздействий. Попытка «разговорить» его, установить с ним внутренний контакт, выяснить причину «такого» поведения ребенок может расценивать как вторжение в личный мир, несущее дискомфорт.

Неадекватное оценивание ребенком себя в процессе общения, даже при наличии определенных навыков, может стать началом серьезных трудностей при завязывании социальных контактов.

Дети с заниженной самооценкой испытывают внутренний дискомфорт, сомнения, они могут болезненно реагировать на внешние воздействия, испытывать страх перед неудачей, проигрышем. Ребенок неохотно вступает в контакт, что затрудняет его отношения с другими детьми.

Другой крайний вариант неадекватного отношения к себе – завышенная самооценка: ребенок считает себя лучше всех, стремиться везде, быть первым и болезненно переживает, если ему это не удается. Конфликты и агрессивные проявления могут быть следствием завышенных притязаний.

Чтобы обеспечить ребенку оптимальные условия для развития индивидуальности, необходимо уметь дифференцировать источники его трудностей.

Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависят от родителей и воспитателей дошкольного образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование навыков общения старших дошкольников"

Формирование навыков общения у дошкольников играет большую роль в социализации. В процессе общения формируется детская личность, умение комфортно жить и действовать в коллективе, что особенно влияет н...

Формирование навыков общения у дошкольников с ОНР

Проблема формирования навыков общения у дошкольников с общим недоразвитием речи, приобретает особую актуальность в связи с тем, что зачастую у таких детей словарный запас беден, выражение мыслей спута...

Формирование навыков общения у дошкольников

Консультация для родителей и начинающих воспитателей...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Формирование культуры общения и этикета у младших дошкольников через совместную деятельность"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ И ЭТИКЕТА У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"...

Формирование навыков общения у дошкольников

Формирование навыков общения у дошкольниковОбщение как сложная и многогранная деятельность требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, нак...

Особенности формирования навыков общения у дошкольников с нарушением интеллекта

Формирования навыков общения у дошкольников с нарушением интеллекта заключается в том, что ребёнок развивается в процессе общения со взрослыми. В основе этого общения лежит эмоциональный контакт взрос...

Консультация для педагогов «Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития конструктивных навыков»

Консультация для педагогов "Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития конструктивных навыков"...