Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Как зимуют животные»
план-конспект занятия (старшая группа)

Коваль Ольга Владимировна

Задачи:

- расширять знания детей о том, как некоторые животные зимуют (мыши, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы, белки линяют);

- упражнять детей в умении составлять рассказ о животных по схеме - модели;

- развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление;

- воспитывать доброе отношение  природе, животным .

Словарная работа.

Обогащение: логово.

Активизация: берлога.

Предшествующая работа: чтение художественной литературы о жизни животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, дидактические игры: «Чей хвост?», «Кто это?», «Четвёртый лишний» рассматривание альбома «Дикие животные», чтение энциклопедии о животных, создание макетов детьми совместно с родителями на тему « Кто как готовится к зиме».

Оборудование: иллюстрации (зимнего леса, животных, их жилищ), мольберт, схема-модель для рассказывания о животных, магнитофон, произведение П.И.Чайковского «Зимний лес».

 

 

 

 

                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zimuyut_zhivotnye_2.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 384 г. Челябинска

г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 68-Б, тел.: 741-24-21

        Конспект непосредственно образовательной деятельности

                      по познавательному развитию в старшей группе

                «Как зимуют животные»

                     

Выполнил: воспитатель       (1категория)  Коваль Ольга Владимировна

                                                          Челябинск 2019 г.

Задачи:

- расширять знания детей о том, как некоторые животные зимуют (мыши, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы, белки линяют);

- упражнять детей в умении составлять рассказ о животных по схеме - модели;

- развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление;

- воспитывать доброе отношение  природе, животным .

.

Словарная работа.

Обогащение: логово.

Активизация: берлога.

Предшествующая работа: чтение художественной литературы о жизни животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, дидактические игры: «Чей хвост?», «Кто это?», «Четвёртый лишний» рассматривание альбома «Дикие животные», чтение энциклопедии о животных, создание макетов детьми совместно с родителями на тему « Кто как готовится к зиме».

Оборудование: иллюстрации (зимнего леса, животных, их жилищ), мольберт, схема-модель для рассказывания о животных, магнитофон, произведение П. И. Чайковского «Зимний лес».

                                      Ход НОД:

Звучит музыка (П.И. Чайковский «Зимний лес»)

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что это за музыка?

Ответы детей.                                                                                             Воспитатель: Это произведение П. И. Чайковского « Зимний лес». А вы хотите побывать в зимнем лесу?                                                                    Ответы детей.                                                                                    Воспитатель: Давайте закроем глаза и скажем: «Сказка двери открывай!        В зимний лес нас приглашай!» (воспитатель выставляет картину зимнего леса)                                                                                                  Зимний лес… Застыли ели.                                                                        Нет тропинок, нет дорожек.                                                                   Шубы белые одели,                                                                          Только нет на них застежек.                                                                      Под ногами снег хрустит                                                                 Белый, белый…                                                                                        Воспитатель: Какой красивый зимний лес!                                          Давайте сядем на свои места и рассмотрим, кто же живет в нашем лесу?     Ответы детей.                                                                            Воспитатель предлагает детям рассказать о животных по схеме-модели.  Дети  поочередно выбирают картинку с изображением животного и составляют о нем рассказ. Кто это? Какого цвета? Чем питается? Где живет? Что делает зимой? Какую пользу приносит людям? Если кто-то из детей затрудняется, остальные дети приходят на помощь. В конце каждого ответа воспитатель добавляет некоторые новые интересные факты о животных.  Заяц. Как мы знаем перед наступлением зимы заяц меняет серую шкурку на белую. Питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся они под заснеженными кустами.                                                                     Ёж. К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью у ежей мало добычи. Черви прячутся в землю, скрываются юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит он свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.                                                                Белка. Многие грызуны также делают зимние запасы. Белкам, которые спят зимой только в очень сильные морозы, запасы необходимы капитальные. В отличие то многих других животных, белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупла, землю. Достать оттуда их может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они тоже запасают особым способом: нанизывают их на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка у этого зверька становится очень мягкая и пушистая, а цвет сероватым. Своё гнездо она сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда - мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть.                                                                                Лисы и волки. Эти хищники конечно не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Зимой волки объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. А лисы нападают на более мелкую живность - зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют обычно в рощах, на склонах холмов и оврагов.                                               Хомяки. С приближением осени хомяки начинают активно устраивать кладовые- готовится к зиме. А большинство устраивают их прямо во рту, куда прячут корм за щеки. Эти животные по праву считаются самыми запасливыми.
Лесные мыши, полёвки. Все они очень прожорливы, запасаются семенами и ягодами. Зимой, когда всё вокруг засыпано снегом зверьки роют ходы в сугробах, а также могут жить и в стогах сена и постройках.        Физкультминутка «Звериная зарядка»                                       Раз – присядка. Присесть.
Два – прыжок. 
Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка. 
“Ушки на макушке” – зайчики.
А лисята как проснутся, 
Потереть кулачком глаза.
Любят долго потянуться, 
Потянуться.
Обязательно зевнуть, 
Повороты туловища.
Рыжим хвостиком вильнуть. 
Движения бедрами вправо-влево.
А волчата спинку выгнуть 
Наклон вперед.
И легонечко подпрыгнуть. 
Прыжок вверх.
Ну а Мишка косолапый, 
Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы, 
Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе 
Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – 
Руки развести в стороны.
Начинает все сначала.                                                                                 Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды и выполнить задания.                                                                                      
 «Подумай и ответь» (дети рассматривают картинки по теме «Дикие животные»)                                                                           Воспитатель: Каких зверей мы можем увидеть зимой в лесу?                     Какие животные зимой спят?                                                                    Кому из зверей не страшны морозы?                                                                         Кто запасает запасы на зиму?                                                                       Чьи следы на снегу мы можем увидеть зимой?                                                  А чьи следы мы не найдем зимой на снегу?                                          Какие животные не живут в лесу?

За правильные ответы каждая команда получает фишку.               Упражнение: «Продолжи предложение»                                 Воспитатель предлагает детям встать в круг, каждому ребенку бросает мяч, ему надо ответить и бросить мяч обратно.                                                           - Заяц летом серый, а зимой …(белый)                                                         - Заяц пушистый, а еж…(колючий)                                                                 - Белка летом рыжая, а зимой …(серая)                                                           - Еж маленький, а медведь…(большой)                                                         - У белки хвост длинный, а у зайца…(короткий)                                         - Лиса живет в норе, а белка…(в дупле)                                                         - Лиса зимой бегает, а медведь…(спит)                                                           - Норка маленькая, а берлога …(большая)

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже очень долго в лесу, нам пора уже возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем:

«Сказка двери закрывай!

В детский сад нас отпускай!»

Итог:

Воспитатель:  Ребята, скажите, кого мы с вами встретили в зимнем лесу?   Ответы детей.                                                                                       Как можно назвать их, одним словом?                                                     Ответы детей.                                                                                      Что вам больше всего запомнилось в лесу, что интересного увидели и узнали?                                                                                            Ответы детей.                                                                                      Как мы можем помочь животным зимой?                                                         Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, вы все сегодня такие молодцы, так хорошо справились с заданиями! Я вам сегодня дарю  вот такие картинки.

Дидактическая игра «Дорисуй»  Нужно найти и дорисовать недостающие части изображения животного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Как дикие животные к зиме готовятся»

Дать детям представление о том. как дикие животные готовятся к зиме. Познакомить с названиями жилищ диких животных: логово, дупло, нора, берлога. Воспитывать любовь к природе, желание сохранять все жи...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию детей старшей группы. Тема «Домашние животные»

Задачи:1) Совершенствовать лексико-грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных; падежное согласование существительных; употребление творительного падежа имен существительных; ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Помоги птицам зимой»

       Программное содержание:          Познакомить детей с картой - схемой «Птицы». Закрепить понятия «перелетные» и ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЗАБАВЫ ЗИМУШКИ-ЗИМЫ»

Цель: закрепление и обогащение знаний детей о зимних сезонных явлениях в жизни природы и человека....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Дикие животные нашего края зимой»

Цель: познавательно - речевое развитие посредством лексической темы: «Дикие животные нашего края зимой».Задачи: Обучающие: Закреплять понятие «дикие животные»;Учить сравнивать,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Деревья зимой».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе.Тема: «Деревья зимой»....