"Современные формы организации взаимодействия ДОУ с семьей в условиях реализации ФГОС ДО "
статья

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Современные формы организации взаимодействия ДОУ с семьей в условиях реализации ФГОС ДО

На современном этапе в нашей стране существует ряд нормативных документов (Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года; «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» утв. от 17.10.2013), которые ориентируют дошкольные учреждение на взаимодействие с семьями воспитанников.  

В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение обязано:

- информировать родителей (законных представителей) относительно целей дошкольного образования;

- обеспечить открытость дошкольного образования;

- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Речь идёт не просто об обмене информацией между родителями и педагогами ДОУ о развитии, успехах и трудностях ребёнка. Актуальным является включение семьи в жизнь ребёнка в детском саду. В связи с этим любое дошкольное учреждение на сегодняшний день ставит перед собой цель: организовать взаимодействие с семьями воспитанников, вовлечь родителей в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».

Основными задачами детского сада является:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- объединить усилия для развития и воспитания детей;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. А для этого необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Главное учитывать принципы:

  1. Доброжелательный стиль общения педагога с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.  

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение.  

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.  

4. Серьезная подготовка к мероприятиям по работе с родителями.

Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.

5. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения.  

Как показывает практика, чаще в дошкольных учреждениях используются традиционные формы взаимодействия, которые делятся на коллективные (родительские собрания), индивидуальные (консультации и беседы по запросам родителей) и наглядные (памятки, тематические выставки, папки - передвижки, ширмы, информационные стенды).

Анализ традиционных форм работы с семьей показывает, что ведущая роль в организации взаимодействия ДОУ с семьей отводится педагогам. При добросовестном выполнении они полезны и необходимы до сих пор. В то же время следует отметить, что в современных условиях эти формы работы больших результатов не дают.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные (современные) формы взаимодействия с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие формы сотрудничества:

1. Информационно –аналитические (проведение социологических опросов, срезов, обратная связь через почтовый ящик). Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника.  

2. Познавательные, ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.  

3. Досуговые, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Совместные праздники, досуги, совместное участие родителей и детей в выставках.  

4. Наглядно-информационные, ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей.

Показателем эффективности взаимодействия педагогов и родителей является проявление интереса родителей к педагогическому процессу ДОУ, повышение родительской активности на уровне не только общения с педагогом, но и оказание помощи и участия в мероприятиях, возникновение дискуссий между участниками педагогического процесса, снижение количества претензий и агрессивности родителей, осознание родителями своей ответственности в воспитании ребёнка. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Таким образом можно сделать вывод, что современные формы взаимодействия ДОУ с семьей способствуют:

- открытости детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

- объединению усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по воспитанию, обучению и развитию дошкольника;

- созданию активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ.

Литература:

1. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: [Текст]:   учеб.-метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. – Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2014. - 177 с.

2. Григорьева Н. Как мы работаем с родителями /. [Текст]:    Н. Григорьева, Л. Козлова // Дошкольное воспитание, 2013. - №9. - С. 23-31.

3. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. [Текст]:     Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание, 2015. - №1. - С. 41-49.

4. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. [Текст]: Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с.

5. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ [Текст] : пособие для практических работников ДОУ /  О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 129 с.

6. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ivalex.vistcom.ru/metod8-2.htm. - 31.03.2018 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская работа на тему: «Современные технологии организации педагогического процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Использование современных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. В статье 20. Закона «Об образовании в РФ» говорится, что в образовательных организац...

Проект старшего воспитателя "Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО"

Повышение пофессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО...

Деловая игра для педагогов "Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС"

Конспект деловой игры для педагогов ДОУ о взоимодействии семьи и ДОУ в условиях реализации ФГОС....

Современные технологии организации педагогического процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

Материал позволяет ознакомиться с технологиями организации педагогического процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО....

Современные технологии организации педагогического процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.

Статья на тему:Современные технологии организации педагогического процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО...

Мастер-класс для молодых специалистов: "Современные формы организации взаимодействия МБДОУ с родителями в рамках реализации ФГОС ДО"

Цель: повысить уровень профессионального мастерства молодых специалистов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

КПК «Организация взаимодействия педагогов с родителями как условие реализации ФГОС дошкольного образование»

КПК «Организация взаимодействия педагогов с родителями как условие реализации ФГОС дошкольного образование»...