Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.
консультация

Воспитание любви к своей Родине и уважению к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного "мы любим нашу страну", а с знаний, с отношения, котрое формируется у детей всюду - в семье,СМИ, на улице, на народных праздниках, мероприятиях, ну и конечно в детском саду, и в школе под руководством воспитателей и учителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дручинина Елена Сергеевна

воспитатель,

МБДОУ Д/С № 42 «Малинка»

Елисеева Дарья Александровна

воспитатель,

МБДОУ Д/С № 42 «Малинка»

Шорстова Валентина Федоровна

воспитатель,

МБДОУ Д/С № 42 «Малинка»

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.

В современной России особенно актуальна проблема, которую некоторые называют «поиском национальной идеи». Перефразируя, можно сказать, что наше общество, лишенное социальных ориентиров, с расшатанной системой ценностей – нуждается в некоем векторе, направлении. Таким образом рождается необходимость найти смысл не только для отдельно взятой жизни, но и смысл существования целого народа. Сделать это предполагается путем воспитания нравственно-патриотических чувств у подрастающего поколения.

Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного «мы любим нашу страну», а с знаний, с отношения, которое формируется у детей всюду – в семье, СМИ, на улице, на народных праздниках, мероприятиях, ну и конечно в детском саду, и в школе, под  руководством воспитателей и учителей.

Воспитатель обладает множеством средств для формирования патриотической культуры детей. В частности одним из таких средств является  художественное слово, литература.

В старшем дошкольном возрасте дети все плотнее знакомятся с книгой, как источником информации о мире. Потребности школы заставляют знакомить детей с грамотой и чтением как можно раньше. Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома детям с самого раннего возраста. Но именно в старшем дошкольном возрасте она становится неотъемлемой спутницей познавательного процесса.

 Недаром возраст 5-7 лет называют «возрастом почемучек».  В этот период дети особенно внимательны к чтению вслух, что полезно не только для расширения кругозора, но и для развития образного мышления.

Читать детям надо ежедневно, желательно, чтобы это правило не нарушали и родители в выходные дни и тогда, когда ребенок по каким-то причинам не посещает детский сад.

Чтение вслух сопровождает многие занятия в детском саду. Чувствительность детей к художественному слову велика настолько, что дети после прочтения, особенно с выражением, чувством, готовы сразу же применять новые знания или заниматься творческой деятельностью.

Личность педагога очень важный фактор при воспитании детей в любом ключе. Но патриотическое и нравственное воспитание невозможны при участии человека равнодушного, подходящего к вопросу формально. Дети чувствуют фальшь, и, принимая ее как норму и образец, строят свое отношение в том же стиле.

Воспитатель должен заражать детей своей любовью к Родине, с искренним уважением и восхищением рассказывая о богатстве страны, о достойных людях живущих рядом, о государственных праздниках, традициях и обычаях. Организовывая кружковую работу в уголке народного быта, так же необходимо привлекать родителей  к участию в общественных приздниках, например – в параде, посвященному Дню Победы.  

Использование различных форм литературы вне занятий в неформальной, полусемейной обстановке приучают детей к естественности художественного слова, его повседневности.

Список художественных произведений для старшего дошкольного возраста довольно объемен и разнообразен. Вообще, используется литература самого разного объема, формы и стиля. Патриотическое воспитание, как более узкая часть воспитания личности, тем не менее, пользуется всем перечнем жанров, рекомендуемых старшему дошкольному возрасту.

Устное народное творчество – богатейший материал для патриотического воспитания. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества. Самые короткие – пословицы и поговорки узнаны еще в младшем возрасте, с загадками познакомились в среднем. Для знакомства с родной культурой важно чтобы ребенок пассивно знал некий набор поговорок и прибауток, и использовал их в подходящих случаях – в игре или обрядах. Малая форма народного фольклора – песенки, потешки и заклички, так же по-прежнему присутствуют в программе, но старшем возрасте более популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки.

Русские народные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности.

Былины - особый древний жанром устного народного творчества, с которым детей знакомят в старшем дошкольном возрасте. Содержание былин вплотную подходит к патриотическому воспитанию. Для детей используются адаптированные варианты текстов.

Обрядовыме песни, прибаутки, докучные сказки и небылицы – входят в круг детского чтения (народные и авторские). К небывальщине и нелепицам дети испытывают особое тяготение. У дошкольников уже имеются четкие реалистичные представления об окружающем мире.

Стихотворения, посвященные природе в разные времена года, описывающие красоту природы усложняются. Стихотворения для этого возраста берутся объемом 4-5 строф, со сложным образным языком и красочными эпитетами.

Знакомство детей с поэтическим языком при знакомстве с природой приучает их подмечать прекрасное и выражать мысль не плоскими, шаблонными фразами, а искать точное определение, подчеркивающее их ощущения и впечатления от красоты природы.

Рассказы о природе – изучаются с целью знакомства детей с природой (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю) и восприятию ее не только как полезного ресурса, но как часть живого мира.  Рассказы К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, Н. И. Сладкова, М. М. Пришвина – яркие зарисовки из жизни природы и ее обитателей, естественны и  понятны детям.

Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляющее.

Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Разумневича, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

Рассказы о родном городе и столице России - отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников. Немногие родители маленьких старооскольчан находят время сводить детей в музей, к памятникам и историческим местам. Но детям, для развития гордости за свой город, за свою страну нужны знания. В этом случае педагогу помогают сборники рассказов вроде «Прогулка по Кремлю», «Моя Москва», а так же произведения местных авторов.

Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у старших дошкольников является специально организованное занятие. В рамках ознакомления с окружающим, природой, литературой – дети слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают.

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, используются наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме. При чтении сказок и рассказов с новыми словами – например – «прялка», «решето», «ухват» - четкое понимание детям дает натуральный предмет, или хотя бы его изображение, потому что словесное описание – объяснение незнакомого предмета они воспринимают с трудом.

Во второй половине ХХ в. в России было создано огромное количество мультипликационных фильмов по мотивам русских народных сказок.

Кроме занятий, литературные произведения даются детям во многих других формах. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и рассказам нужно организовывать драматизации – спектакли, инсценировки по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений.

Также используется воспитательная сила художественной литературы в проектной деятельности детского сада. Воспитательно-образовательная работа педагога и учреждения в целом должна быть направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитания чувства гордости за историю  страны и потребности защищать Родину.  На семейных праздниках, с участием родителей ставится еще и цель укрепления семейных отношений, совместная деятельность с родителями доставляет детям много радости и подкрепляет уверенность в своей ценности.

Восприятие старшего дошкольного возраста таково, что всякое яркое впечатление вызывает у них немедленное стремление к творчеству. Так следует  предлагать детям  изобразить персонажей сказки или особенно впечатлившие моменты сюжета с помощью рисования, лепки, конструктора, сюжетно-ролевой игры.

Результаты детского творчества – хороший индикатор качества получаемой или информации. Если их впечатления бедны, то и продуктивная деятельность от мотивов прочитанного произведения быстро скатывается на привычные сюжеты рисования и игр. По рисункам и поделкам детей можно судить о точности и объеме их знаний, о системе понятий и закономерностей, усвоенных ими на занятиях.

В современном мире, всеобщей глобализации, ощущается тенденция отхода от исторически сложившихся традиций воспитания. Тем не менее, в России заметен рост интереса к национальной культуре и традиционным ценностям, что особенно заметно на фоне популяризации потребительского отношения к жизни, прививаемого СМИ и зарубежными «современными» течениями в педагогике.

Литература

  1. Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В. П., - Волгоград, 2008.
  2. Воспитание детей на традициях русской культуры / Лунина Г. В., - М. , 2005.
  3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.
  4. Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., - М., 2007.

  1. Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. - М., 2006.
  2. Дошкольникам о Москве / Кондрыкинская Л. А., Мерзлякова С. И., М., - 2004.
  3. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Короткова Л. Д., - М., 2006.
  4. Живем в «Ладу» / Писарева А. Е., Уткина В. В., М., - 2007.
  5. Знакомим дошкольников с родным городом / Алешина Н. В., - М., 1999.
  6. Игровая деятельность в детском саду / Губанова Н. Ф., М., - 2006.
  7. Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. - М., 2005.
  8. Мой родной дом / Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., - М., 2005.
  9. Народные игры в детском саду / Лялина Л. А., - М., 2008.
  10. Народные праздники в детском саду / Зацепина М. Б., Антонова Т. В., М., - 2006.
  11. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007.
  12. Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008.
  13. Приобщение детей к художественной литературе / Гербова В. В., М., - 2006.
  14. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. – М., 2004.
  15. Родной край / Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. - М., 1990.
  16. Система патриотического воспитания в ДОУ / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Волгоград, - 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД : «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот...

Условия для развития формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы

Условия для развития формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы...

Практическое обоснование проблемы формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы

Констатирующий эксперимент. Диагностика базового уровня представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей : "Формирования временных представлений детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы"

При формировании у детей дошкольного возраста временных представлений возникают определенные сложности: детям трудно воспринимать отдельные части суток, ориентироваться во времени, они могут опаздыват...

Конспект НОД в подготовительной группе. «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с историей родного города». Тема: «Люби и знай свой край».

Программное содержание:Образовательные: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством приобения их к истории народа, родного края...

Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы

Консультация для воспитателей старшей и подготовительной групп о формировании финансовой грамотности детей...