Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Капелька света»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

  • Познакомить детей с историей создания электрической лампочки.
  • Подвести детей к пониманию для чего нужно человеку электричество.
  • Способствовать умению детей поддерживать диалог.
  • Прививать у детей навыки правильного безопасного обращения с электроприборами.
  • Развивать у детей навыки исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_poznavatelno.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Капелька света»

Воспитатель: Ярных Е.В.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей создания электрической лампочки.
  • Подвести детей к пониманию для чего нужно человеку электричество.
  • Способствовать умению детей поддерживать диалог.
  • Прививать у детей навыки правильного безопасного обращения с электроприборами.
  • Развивать у детей навыки исследовательской деятельности.

Материал

  • Старинные предметы:
  • керосиновая лампа,
  • лучинодержатеь с лучиной, разные свечи (из пчелиного воска, декоративные);
  • различные электрические приборы, розетки, вилки, шнуры, лампочки и т.д.; схема развития электричества ;
  • макет электроподстанции и электричества в доме.

Предварительная работа

  • Беседы об электроприборах, развитии электричества;
  • рассматривание иллюстраций, фотографий, старинных вещей, электрощита; прослушивание сказки «Умная собачка Соня»;
  • чтение художественной литературы;
  • конструирование свечей из воска, наблюдение за тем, как действовали раньше приборы освещения.

Ход встречи

Воспитатель: с давних времен люди использовали различные приспособления для освещения своего жилья. Как вы думаете, что использовали люди? (использовать схему развития электричества)

Дети. Сначала, когда человек еще жил в пещере, он разводил костер, на нем он готовил пищу, грелся около него, и очаг освещал ему жилище.

Воспитатель. Что же произошло потом?

Дети. Потом, когда человек стал строить себе дома, он научился строить разные печи, в которых готовил пищу. А для освещения он стал использовать лучину. Это просто щепка, заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли, а другой – зажигали. Лучину надо было правильно расположить, чтобы она лучше светила.

Воспитатель. (зажигает лучину). Много ли света от лучины?

Дети. Нет.

Воспитатель. Такое освещение удобно? Почему?

Дети. От нее мало света, она быстро сгорает и сильно коптит.

Воспитатель. Что же было дальше?

Воспитатель. (зажигает свечки). Как делали свечи?  

Дети. Сначала  скатывали воск в шар, потом делали из него лепешку, на нее клали фитиль из ниток и скручивали колбаску, получилась свеча.

Воспитатель. Как вы думаете, ребята, чем неудобна свеча?

Дети. Ею можно обжечься. От нее может быть пожар. Она коптит. Дает мало света. Она легко гаснет от движения или кашля.

Воспитатель. Что же было дальше?

Дети. Человек стал придумывать другое освещение. Он научился добывать нефть и делать из нее керосин. Человек придумал керосиновую лампу. У лампы тоже есть фитиль, но он шире, чем у свечки. В бачок наливали керосин, а фитиль прикрывали стеклом, чтобы огонь не гас.

Воспитатель. (зажигает керосиновую лампу). Удобной ли была керосиновая лампа?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему?

Дети. Она опасна: стекло может лопнуть, а керосин загореться и возникнет пожар.

Воспитатель. Что же было дальше?

Дети. Через много лет, когда уже появилось электричество, человек придумал электрическую лампочку.

Воспитатель: Электрические лампочки бывают разных форм, размеров и цвета, состоят из колбы, цоколя, держателей и волшебной нити. Лампа сделана из стекла и металла и нужна для освещения Лампочки бывают самые разные: яркие и не очень. Есть медицинские лампы, с помощью которых мы греем нос и уши, эти лампочки лечат людей.

И в  наших домах много разных, красивых светильников: на потолке - люстра, на стенах – бра, на столах – настольные лампы, на полу – торшеры.

Физкультминутка.

Воспитатель. Как думаете, что нужно для того, чтобы засветились все эти электрические лампочки?

Дети. Включить выключатель.

Воспитатель. Но почему, же светильники не зажглись? А если розетка ни к чему нее подключена?

Дети. Нужен электрический ток.

Воспитатель. Откуда в розетке электрический ток?

Дети. Он пришел по проводам.

Воспитатель. (Показывает макет электроподстанции ) Представьте, что это электрическая станция. Она вырабатывает электрический ток, он бежит по проводам и прибегает в каждый дом. А в доме у него живут друзья – электроприборы. Назовите, каких друзей электрического тока вы знаете?

Дети. Холодильник, электроплита, утюг, пылесос, чайник…

Воспитатель. Могут они жить и трудиться без электрического тока?

Дети. Нет.

Воспитатель. Я вам покажу еще одну подружку электрического тока – самую экономную лампочку. Смотрите, я ее вкручиваю.

Дети должны заметить, что воспитатель делает это при включенном в розетку проводе, и сообщить ему об этом.

Воспитатель. Молодцы, дети! Вы правильно заметили, что я делаю неправильно. Я не соблюдаю правила безопасного обращения с электроприборами. Напомните мне их.

Дети. Нельзя:

  • Включать и выключать электроприборы мокрыми руками;
  • Выдергивать их из розетки за шнур;
  • Совать в розетку посторонние предметы;
  • Перерезать провода;
  • Подходить к оборванным проводам.

Воспитатель. Какие помощники есть у человека в обращении с электрическим током?

Дети. Резина, пластмасса, дерево.

Воспитатель. Почему?

Дети. Они не проводят ток.

Воспитатель. А могут ли быть помощниками металл и вода?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему?

Дети. Они проводят электрический ток, и человека может очень сильно ударить током.

Воспитатель. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Е. Кохан «Капля света»:

Капля в капельку вольется –

Вспыхивает маленькое солнце.

Ручейки в поток вольются –

У турбин сердца забьются.

Хлынет свет, начнут заводы

Делать чудо теплоходы,

Тракторы, станки, ракеты,

Ну, а фабрики – конфеты.

Попробуй, вкусная конфета?

Вот, что значит капля света.

Дети угощаются конфетами,

Воспитатель. Всем спасибо за встречу.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка «Детский сад № 133 «Радуга»

Конспект

познавательно-исследовательской деятельности

в подготовительной группе «Капелька света»

                                             

                                                         Воспитатель: Ярных Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Конспект познавательно-исследовательского занятия "Маленькая капелька"

Конспект занятия будет интересен воспитателям ДОУ. Цель - формировать у детей познавательный интерес в окружающем их мире....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Путешествие Капельки"

В данной статье представлены навыки исследовательской деятельности детей средней группы. Они под руководством воспитателя  проводят эксперименты в трех зонах: исследовательской лаборатории, приро...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Капельки потерялись"

Познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребёнок познаёт окружающий мир.Наблюдение за  демонстрацией оп...

Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет "Собаки-спасатели"

Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет Собаки-спасатели...

Конспект познавательно - исследовательской образовательной деятельности "Умные капельки".

Исследовательская активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...