Исследовательский проект "Звуки, окружающие нас"
проект (старшая, подготовительная группа)

Якуненко Нинель Анатольевна

Данный проект помогает детям  совершить путешествие в  удивительный мир звуков, который невозможно  потрогать руками, но он везде и всегда: всё шуршит, шумит, звенит, булькает, скрипит, стонет – все звучит. (2016г.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_okruzhayushchie_nas.docx32.55 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

«Звуки, окружающие нас»

Тихо-тихо рядом сядем –

Входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены –

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут лесные тропки,

Тают в дымке голубой…

Это музыка торопит

И ведет нас за собой.

        Утверждение о том, что музыка помимо мощного воздействия на эмоциональную сферу человека, влияет и на развитие его интеллекта, стало почти общим местом. Практически ни один исследователь, изучающий влияние музыки на личность не обходится без упоминания этого факта. Особенно часто делаются ссылки на математическую природу организации музыкальных звуков (вспоминая Пифагора) и на то, что музыкальный язык – один из самых универсальных языков, в котором все – от фонем до синтаксиса и морфологии сразу понимается носителями практически любой культуры, без обращения к изучению того, что составляет музыкальную лексику.    

     Данный проект помогает детям  совершить путешествие в  удивительный мир звуков. Этот мир невозможно  потрогать руками,  положить на стол, рассмотреть даже под микроскопом. Но мир звуков везде и всегда: всё шуршит, шумит, звенит, булькает, скрипит, стонет – звучит.

 Много разных звуков окружает нас,

 Даже если тихо,  кажется сейчас.

 Ранним, ранним утром всюду тишина,

 Но её послушай,  звуками полна.

      Задумывались ли вы когда-нибудь  о том, что звук – это одно из самых ярких проявлений жизни? И ещё о том, что у каждого  звука есть своё  «лицо»:  и мы даже с закрытыми глазами, ничего не видя, лишь по звуку можем угадать, что происходит вокруг. Все эти звуки нам хорошо знакомы с детских лет, и мы без труда можем определить любой из них. Мало того, даже в абсолютной тишине мы можем услышать внутренним слухом каждый из перечисленных звуков. Представить его себе словно наяву.  Попробуем? Сосредоточьтесь, включите ваше слуховое воображение, закройте глаза и постарайтесь услышать внутренним слухом, как трещит обламывающаяся ветка дерева… Как чавкает грязь под ногами… Как шелестят листья…  Вспомните скрип дверей, и скрип снега под тяжестью чьих-то шагов… какие они разные, эти скрипы. Не правда ли? Теперь вы убедились, что звук оживает в вашем воображении. И вы можете не только слышать воображаемый звук, но также видеть нарисованные им «звуковые картины» - и  луговую траву, в  которой стрекочет кузнечик,  и  тяжёлую  мокрую, липкую грязь, из которой едва удаётся вытащить ногу…

       Мы довольно легко различаем звуки «живые» и «неживые»,  звуки шумовые (от слова шум, шуметь) и звуки музыкальные (от слова музыка).

      Ребята  узнают, как удивителен мир звуков, окружающих нас. Это целый звуковой космос, который является неотъемлемой частью нашей жизни: мяукает кот и тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья, визжит тормозами машина и торжественно «звучат» звёзды Вселенной. Мир музыкальных звуков безграничен.  Он таит в себе несметные богатства.

      В процессе занятий проектной деятельностью ребята будут активно приобщаться к музицированию, приобретут навыки элементарных импровизаций, разовьют музыкальный слух и внимание.

Цель

  • развивать у детей интерес к звукам окружающего мира, которые являются прообразом музыкального искусства;
  • развитие музыкальности восприятия окружающего мира.

Задачи

  • акцентировать внимание детей на музыкальности окружающих нас звуков;
  • развивать познавательные интересы;
  • активизировать фантазию и изобретательность в звукотворчестве;
  • развивать тонкость и чуткость тембрового слуха;
  • развивать ассоциативное мышление и воображение.

Вид проекта

  • По направленности -  информационно-познавательный;
  • По количеству участников – коллективный (15 детей);
  • По контингенту участников – дети старшего дошкольного возраста;
  • По продолжительности - краткосрочный (2месяца).

   

Участники проектной деятельности:

  • музыкальный руководитель;
  • воспитатели групп.

    К участию в работе над проектом привлекаются родители. Именно они помогут в создании развивающей среды в группе по теме проекта: принести наглядно-иллюстративный материал, изготовить простые музыкальные инструменты (шумовые, деревянные и т.п.), принести аудиозаписи с музыкальными произведениями по теме. Помочь в поиске стихов, загадок о музыке, в частности с использованием Интернета, в придумывании рассказов и сказок о звуках, с последующей их записью.

Этапы проекта

Первый этап  (2 недели, информационный)  направлен на сформирование дифференцированных представлений о звуках, окружающих нас в повседневной жизни.

Второй этап  (2 недели, практический) направлен на звукотворчество, умение слышать, имитировать, воспроизводить музыку окружающего мира.

Третий этап  (2 недели, познавательный) направлен на знакомство со средствами музыкальной выразительности.

Четвертый этап  (2 недели, ассоциативный) осознание образности и музыкальности звуков природы. Посвящен подготовке творческих проектов, в которых дети демонстрируют образность, ассоциативное мышление и навыки осознанной импровизации.

План реализации проекта

Этап проекта

Содержание работы

Форма проведения

Первый этап - информационный

Деревянные, стеклянные, металлические звуки

Занятие

Шуршащие звуки. Шелест листьев. Часы

Занятие

Зимние звуки. Снег. Метель

Занятие

Звуки весны. Капель Я – маленький композитор

Занятие

Второй этап - практический

Деревянные, стеклянные, металлические звуки

Импровизация - игра

Шуршащие звуки. Шелест листьев. Часы

Импровизация - игра

Ветер. Шелест листьев. Дождик накрапывает. Ливень

Импровизация - игра

Гроза, гром, молния, звуки весны. Капель

Импровизация - игра

Третий этап - познавательный

Музыкальный тембр и образ

Занятие

Музыкальный регистр: высоко-низко

Занятие

Мажор и минор в музыке

Занятие

Песня с ритмическим аккомпанементом

Занятие

Четвертый этап - ассоциативный

Тембровое озвучивание стихов

Импровизация - игра

Ритмические игры

Импровизация - игра

Детские подвижные игры с элементами музыкальной импровизации

Импровизация - игра

Музыкально-театрализованная импровизация

Творческий  проект

Приложение

I этап (информационный)

Занятие

Металлические звуки

Цели занятия:

  • познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами и инструментами;
  • стимулировать фантазию, воображение;
  • развивать темброво-ритмический и динамический слух;
  • учить использовать в звуковых композициях переменную динамику (crescendo, diminuendo).

Детские музыкальные инструменты:  металлофон, тарелки разных размеров, пальчиковые тарелочки, бубен, колокольчик, треугольник. Палочки для игры с деревянной, пластиковой, резиновой головкой.

Пособия и материалы:  металлическая посуда, ложки (алюминиевые, из нержавеющей стали или, если есть - серебряные), небольшие кастрюли, крышки от них, связки ключей, болтов и гаек, пружинки.

Ход занятия

Расскажите детям, что с металлическими звуками проще всего познакомиться на кухне, здесь есть целый оркестр: ложки, кастрюли, сковородки, крышки от них, металлические банки и красивые расписные подносы. Это очень шумные «особы», они не любят «разговаривать» тихо: их яркий, призывный голос с кухни разносится по всей квартире. Если взять две крышки от кастрюль и стукнуть ими друг о друга – слышно будет очень далеко. Но можно и с металлической посудой научиться разговаривать вполголоса и даже шепотом. Предложите детям самим поэкспериментировать со всеми предметами, имеющимися на занятии. Играть можно разными способами: стучать различными палочками, ладонью, скрести ногтем… стимулируйте фантазию детей вопросом: «Может быть, здесь живут еще какие-нибудь звуки?».  Они сами должны найти способ игры на piano и forte, а так же crescendo и diminuendo. Обратите также внимание ребят, что качество звука и его динамика зависит от звукоизвлечения: резко или мягко.

Игра с инструментами

Металлические звуки из бытовых вещей переселились в очень многие инструменты. Покажите и назовите все те детские инструменты, которые есть на занятии.

       Удачным завершением занятия станет «Железная композиция», а также сыгранная вместе с педагогом любая полька с ритмическим аккомпанементом из придуманных детьми металлических звуков.

Домашнее задание:

  • Выучить стихотворение Д. Хармса «Веселый старичок»:

Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок,

Чрезвычайно просто:

«Ха-ха-ха» да «хе-хе-хе»,

«Хи-хи-хи» да «бух-бух».

«Бу-бу-бу» да «бе-бе-бе»,

«Динь-динь-динь» да «трюх-трюх».

  • Найти и наклеить в альбом подходящие к теме «Металлические звуки» рисунки;
  • Сочинить свою «железную» музыку.

Ключевые слова: металлический, железный, звук, музыка, прислушайтесь, пофантазируйте.

II этап (практический)

Импровизация – игра

Металлические звуки

Цели:

  • стимулировать фантазию, воображение;
  • развивать темброво-ритмический и динамический слух;
  • учить использовать в звуковых композициях переменную динамику (crescendo, diminuendo).

Детские музыкальные инструменты.

Пособия и материалы:  металлическая посуда, ложки (алюминиевые, из нержавеющей стали или, если есть - серебряные), небольшие кастрюли, крышки от них, связки ключей, болтов и гаек, пружинки.

Фантазируем.

Представьте, что мы попали на завод, где много разных станков, которые стучат, постукивают, звенят, скрипят, визжат. Но, если прислушаться, в этом железном шуме можно услышать свою музыку…  

Давайте попробуем воспроизвести музыку заводских станков.

Импровизируем.

Давайте придумаем и разыграем композицию на тему «Разговор Железного Дровосека и оловянных солдатиков», «Одинокая струна».

Декламируем.

Предложить детям придумать и исполнить в «посудном оркестре» аккомпанемент к стихотворению Д. Хармса «Веселый старичок»:

Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок,

Чрезвычайно просто:

Ха-ха-ха

Да хе-хе-хе  (ладонью по кастрюле)

Хи-хи-хи

Да бух-бух  (ладонью по крышке)

Бу-бу-бу

Да бе-бе-бе  (деревянной палочкой по крышке piano)

Динь-динь-динь  

Да трюх-трюх  (позвенеть связкой ключей).

Попробуйте сделать настоящую музыкальную композицию: найдите разные, интонационно-выразительные и смешные способы декламации припева. Разделите детей на подгруппы, пусть они сами придумают варианты сопровождения стихов с помощью посуды или других металлических предметов. Ребята могут исполнять заданный стихотворным текстом ритм, просто играть метр или даже аметрично чем-то звенеть.

Можно расширить форму: вставить звуковые импровизации между двустишиями. Юмористический характер такого музицирования, его игровая форма зажигает фантазию детей и их желание придумывать все новые варианты озвучивания стихов, которые могут быть бесконечно разнообразными.

В конце занятия играем  вместе с педагогом. Подойдет любая русская народная плясовая с ритмическим аккомпанементом из металлических звуков или «посудного оркестра».

III этап (познавательный)                                                                        

Музыкальный тембр и образ

Цели:

  • развить тембровый слух, темброво-ассоциативное мышление;
  • сформировать навыки осознанной тембровой импровизации.

Детские музыкальные инструменты

Пособия и материалы

Чистые листы бумаги, карандаши, фломастеры, краски из семи цветов.

Ход занятия

      Напомнить детям о многообразии тембровых красок человеческого голоса и музыкальных инструментов. Сравните светлые звуки нашей речи на гласных  А, Я и темные – на гласных У, Ю,  звонкие и глухие согласные. Спойте «солнечные звуки» на   А-Я  и «затемненные звуки»  на  У-Ю.  обсудите тембры детских музыкальных инструментов. Сравните серебристые, звонкие звуки металлофона и резкие, темные – барабана.  Прослушивание симфонической сказки для детей С. Прокофьева «Петя и волк».

Импровизируем: называйте образно-яркие слова: звезды, чудеса, пугающий, таинственный, солнечный, мрачный.     Пусть дети озвучат их на соответствующих музыкальных инструментах (громко или тихо, отрывисто или протяжно, быстро или медленно).

Озвучиваем тембрами музыкальных инструментов образы в стихах:

Дождь:

«Кап-кап-кап», - звеня запели

Капли мартовской капели».           В. Крищенко

Ветер:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.                     А. Пушкин

Работа в альбоме.

Раскрасить картинки альбома ребята могут дома. Обсудите с ними возможные варианты решения тембровой задачи по ее озвучиванию.

Ключевые слова: тембр, тембровая окраска.

IV этап (ассоциативный)

Импровизация – игра

Тембровое озвучивание стихов

Цели:

  • сформировать темброво-ассоциативное мышление на основе синтеза искусств – музыки, живописи, поэзии;
  • развить фантазию, воображение;
  • привить навыки творческого озвучивания стихов тембрами музыкальных инструментов.

Детские музыкальные инструменты

Пособия и материалы

Чистые листы бумаги, карандаши, фломастеры, краски из семи цветов.

Ход занятия

Сформируйте навыки импровизации на заданный поэтический образ. Прочитайте стихотворение, обсудите варианты его тембрового озвучивания:

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?                 А. Толстой

Импровизируем

Спросите детей: «Какими инструментами лучше передать музыку цветов колокольчиков?». Задавая наводящие вопросы, подведите к мысли о том, что это звенящие инструменты: металлофон, ксилофон, колокольчик. Покажите на них различные приемы исполнения: громко, тихо, медленно, быстро. Поиграйте с ребятами. Расставьте их по разным сторонам комнаты и предложите представить себе летнюю полянку с различными цветными колокольчиками – матовыми и яркими, крупными и маленькими, темными и светло-голубыми…  попросите каждого ребенка изобразить свой, непохожий на другие, колокольчик. Выделите лучших композиторов.

Декламируем:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко постучит.              А. Пушкин

Импровизируем

Озвучиваем стихи тембрами шумовых инструментов. Поразмышляйте вместе, какие из них лучше всего подходят для бури, которая то «зашумит», то «застучит», то «завоет»?  наводящими вопросами подведите детей к тому, чтобы они сами правильно назвали эти инструменты:  маракас («зашумит»), барабан («застучит»), духовые («завоет»). Предложите вокальную импровизацию на слова «заплачет, как дитя». Читайте стихи и озвучивайте образы.

Работа в альбоме.

Цветы на картинке дети пусть раскрасят дома. Обсудите с ними возможные варианты озвучивания их. Послушайте каждого, сравните результаты, похвалите лучшие решения.

Ключевые слова: поэтический образ, тембровое озвучивание, тембровая иллюстрация к стихам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тЕма моего исследования " Способы организации исследовательской деятельности со старшими дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром"

В презентации описана моя работа по исследовательской деятельности в ДОУ со старшими дошкольниками. Данный материал был представлен на конкурсе молодых педагогических работников применяющих в своей р...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (Опытно- исследовательская деятельность).

На этом занятии дети исследовали некоторые  свойства воздуха. Провели опыты,  в которых выяснили Что такое ветер? Имеет ли воздух давление? Почему надуваются и почему лопаются мыльные пузыри...

Перспективный план работы по познавательно- исследовательской деятельности ( окружающий мир) с дошкольниками 5-6 лет

Дошкольное детство - это начальный этап становления человеческой личности. Все явления природы, которые окружают детей , позволяют формировать у дошкольников бережное отношение к природным матери...

Проектно-исследовательские работы: «Окружающая среда и здоровье человека». Тема: Наш огородик.

На протяжении многих лет, в нашем саду, а именно на участке для прогулок, мы, воспитатели, организовали огород. Нашей задачей была зародить свой собственный огород, приучать детей к труду и к бережном...

Познавательно- исследовательский проект «Окружающие нас друзья - комнатные растения» с детьми средней группы

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ОКРУЖАЮЩИЕ НАС ДРУЗЬЯ - КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ» С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫАктуальность:Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное з...

Познавательно- исследовательский проект «Окружающие нас друзья - комнатные растения» с детьми средней группы

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ОКРУЖАЮЩИЕ НАС ДРУЗЬЯ - КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ» С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫАктуальность:Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное з...

Конспект занятия с детьми разновозрастной группы по познавательно-исследовательской деятельности (окружающему миру) на тему: «В зимнем лесу»

Конспект с детьми разновозрастной группы по познавательно-исследовательской деятельности (окружающему миру) на тему: «В зимнем лесу»...