Педагогический тренинг «Построение эффективного общения педагога с родителями»
консультация

Саягфарова Венера Ахадовна

Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями,

упражнять педагогов в построении эффективного общения  с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_trening_29.11.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический тренинг

«Построение эффективного общения педагога с родителями»

Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

        Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, «горы свернуть», а другие, как ни бьются, не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие?

Одной из причин, по нашему мнению, является непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения. В связи с этим актуальны, на наш взгляд просто необходимы, интерактивные мероприятия с педагогами, направленные на восполнение знаний и отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями, способствующие также повышению уверенности в себе. Сегодня мы и посвятим нашу встречу данной теме.

 Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя. Я предлагаю  оценить Ваш уровень  коммуникабельности с родителями.

 (на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф.Ряховскому).

1.Педагогический тренинг "Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями"

Ведущий: Уважаемые педагоги вашему вниманию предлагаются вопросы. Отвечать нужно быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

 Полученные очки суммируются, и определяете,  какой  у вас уровень коммуникабельности с родителями.

(воспитателем предлагаются листы бумаги для ответов на вопросы)

Цель: развитие безоценочного восприятия партнера по общению. 

  1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
  3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
  4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
  5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
  6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
  7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
  8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
  9. Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что они разговаривают на "разных языках"?
  10.  Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
  11.  Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
  12.  Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
  13.  Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
  14.  У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не допускаете?
  15.  Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
  16.  Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?


Оценка ответов: "да" - 2 очка, "иногда" - 1 очко, "нет" - 0 очков. 

Полученные 
очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый. 
30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя. 

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями! 

19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными" родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.


14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти "общий язык". Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов. 


9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение. 


4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать "другом" каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами. 


3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям. 

 

2.Теоретическая часть

Ведущий: "Правила построения эффективного общения"  

" - Сейчас я предлагая Вам познакомиться с правилами эффективного общения. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того что бы расположить к себе человека необходимо применить "Правило трёх плюсов":

1. Улыбка

2. Имя собеседника

3. Комплимент

Для того, что бы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться сними. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Имя человека - самый сладостный и самый важный для него звук! Важно использовать имя отчество при приветствии! Зачастую, имя бывает решающей каплей, что бы дело в конфликтной ситуации обернулось в нашу пользу! Так же в общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого (родителю его ребёнка). Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребёнка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребёнка.

Кроме этих приёмов существуют и другие приёмы установления хорошего контакта с собеседником:

1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует "сверлить" собеседника взглядом.

2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50см до 1,5м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь - благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им "ближе". Но нельзя переступать "границы" личного пространства собеседника!

3. Необходимо убрать барьеры, "увеличивающие" расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки и ноги.

5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряжённости в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

6. Использовать приём присоединения, т. е. найти общее "Я": "Я сам такой же.", "У меня тоже самое." Как можно реже употреблять местоимение "Вы"("Вы сделайте то - то!", "Вы должны это. ") Чаще говорить "Мы все заинтересованы, что бы наши дети были здоровы, умели., знали.).

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

  Манеру одеваться - можно отнести к невербальным средствам общения

  • Так, строгий стиль в одежде (пиджак и юбка или брюки прямого покроя) ассоциируются собеседником с высоким статусом партнера по общению. С низким статусом обычно связывают одежду, которая придаёт телу мягкие округлые формы (рукав реглан, свитер свободного покроя, расклешенные юбки и т. д.).
  • Поэтому очень важно для педагога умение преподнести себя, быть аккуратно одетым, т. к. его внешний вид одежда, прическа, походка и даже обувь (туфли, а не домашние тапочки-шлепанцы) важны в процессе общения.

Как правильно вести беседу.
Слушать внимательно и доверительно

Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимальное количество информации. Дать возможность собеседнику высказаться. Не торопите его. Одобряйте точность высказанных мыслей. Задавайте встречные вопросы с целью помощи высказаться или одобрения точности высказанных мыслей.
Не прерывать высказывания собеседника

Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах. Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна.
Основные моменты:

      Дайте собеседнику возможность выговориться

  • Выражайте вашу заинтересованность при помощи поддерживающих выражений (« Я правильно поняла?», «Я ничего не перепутала?», «Вы считаете, что…» и т. д.)
  • Резюмируйте наиболее важные высказывания
  • Не прерывайте собеседника
  • Не противоречьте
  • Задавайте вопросы

3.Упражнение «Комплимент» (Участники встают в круг)

Цель: развитие умения доброжелательного общения с родителями, формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга.

Ведущий: Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, — вот что необходимо для приятного и продуктивного общения.

Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем видеть хорошее в другом и говорить об этом».

Инструкция: Я предлагаю вам поиграть в игру.

Сейчас каждый из вас будет говорить комплимент сидящему от себя справа, как одному из родителей своей группы. Это может быть  комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, активного участия в жизни группы и детского сада, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно!».

Обсуждение упражнения

— Вам понравилось делать комплименты.

__ Что было легче: делать комплимент или отвечать на него?

— Почему?

Ведущий подводит итог: самым лучшим комплиментом для

родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога

выделить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его

компетентности в глазах родителей.

4. Упражнение на тему;  Какие мы хорошие?

Участником раздаются стикеры в виде сердечек. На которых предлагается написать то положительное качество, которое помогает им взаимодействовать с родителями. Далее сердечки приклеиваются на ватман, на котором изображена семья.

6.Синквейн на слово семья

 я предлагаю каждой группе составить синквейн.

Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста

 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл. (Предложение из 4 слов)

5 строка – заключение в форме междометия, существительного (ассоциация с первым словом).

Пример

Семья.

Крепкая, сплоченная.

Воспитывать, советовать, помогать.

Быть одним целым всегда.

Опора.

(составление синквейна на слово-воспитатель, родитель, дети)

Воспитатель.

Добрый, знающий.

Воспитывает, учит, помогает.

Человек, любящий свое дело.

Наставник.

Дети

Весёлые, шустрые.

Бегают, играют, шумят.

Они изучают мир.

Будущее.

Родители.

Умные, добрые.

Помогают, оберегают, обучают.

Заботятся о своих детях.

Родственники.

Ведущий:

-Я надеюсь, что сегодня в этом зале Вы почерпнули что-то интересное для себя, и это что-то поможет Вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами. Успехов Вам, удач и профессионального роста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-Тренинг " Построение эффективного общения педагога ДОУ с родителями".

Развитие коммуникативной компетенции педагога при общении с родителями...

Консультация для воспитателей " Способы построения эффективного общения педагогов с родителями"

В консультации приводятся  способы  и примеры эффективного общения педагогов и родителей....

Построение эффективного общения педагога с родителями.

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные...

Деловая игра с элементами тренинга «Построение эффективного общения и взаимодействия педагогов ДОУ с родителями»

Как вы думаете, почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, - не могут дозваться родителей ...

Построение эффективного общения педагога с родителями и взаимодействия с семьёй

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников...

Семинар-Тренинг " Построение эффективного общения педагога ДОУ с родителями".

Семинар-Тренинг    " Построение  эффективного общения педагога ДОУ с родителями". «Для того чтобы жить среди людей и добиваться от них того, что вам надо, нужн...