Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста
материал (средняя группа)

Бахтиева Камиля Сабирджановна

Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_temu.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение к педсовету

на тему:

«Детское экспериментирование

и его влияние на развитие

познавательной активности

у детей дошкольного возраста»

Воспитатель Бахтиева К.С.

Декабрь 2019 год

     Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.  Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.  

    Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.       В дошкольном возрасте он является ведущим способом познания мира.

Когда мы побуждаем детей к исследовательской деятельности, даем им возможность экспериментировать, мы даем детям выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи у детей дошкольного возраста. Нельзя не отметить положительного влияния исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам. Вот на этом должно быть основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений

Вдошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
   Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки. 

    С помощью игровых персонажей мы предлагаем детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

    В средней группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные  издают разные звуки и др. Подвели детей к пониманию таких природных явлений, как дождь.  Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи остаются после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. 

Сколько знаю я дождей? 
Сосчитайте поскорей: 
Дождик с ветром, 
Дождь грибной, 
Дождик с радугой-дугой, 
Дождик с солнцем, 
Дождик с градом, 
Дождик с рыжим листопадом.


Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит. 

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое используется в нашей деятельности – опыты. Опыты проводятся  как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

• бумага рвется, мнется, не разглаживается, в воде намокает и т. д. 

 • дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д. 

 • пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д. 

 • стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое

 • ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д. 

 • вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д. 

 • воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д. 

Провели простейший опыт с водой: - «Почему осенью бывает грязно?»
Сделали вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно. 

     Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать. 

Работа с родителями

    Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. 

    С этой целью важно проводить родительские собрания, консультации, на которых родителям нужно объяснить, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что  не надо делать за ребёнка его работу. Объясняем, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины.

       Для родителей создана картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).

     Результатом этой работы служат интересные рассказы детей  и родителей о том, как они вместе изготавливали дома мыло, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки.

    Педагоги должны привлекать родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители должны помогать в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от  педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Экспериментирование как способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста"

В дошкольном детстве очень важным для ребенка является познание окружающего мира, его предметов и явлений. Чтобы удовлетворить эту потребность в детях, педагоги используют различные средства и методы ...

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Выступление на тему : «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»...

Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматрива...

Игры - экспериментирования как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

laquo;Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагог...

ПЛАН ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Актуальность «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и про...

Выступление на методическом объединении. Мастер - класс "Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста»

Выступление на методическом объединении. Мастер - класс "Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста»...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...