Проект «С чего начинается Родина?»
проект (младшая, средняя группа)

Бубнова Валентина Григорьевна

Данный проект познакомит воспитанников с понятием "Малая Родина", "Семейное древо", с природными особенностями родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2018.docx79.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Волчихинский детский сад №2»

Проект  

«С чего начинается Родина?»

во второй младшей- средней группе

автор проекта:

воспитатель Бубнова В.Г.

                                 

                                             с. Волчиха 2018 год

        Тема: «С чего начинается Родина?»

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»

Симонов

Образовательная область: познавательное развитие, патриотическое воспитание, экологическое воспитание.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Авторы проекта: Бубнова Валентина Григорьевна

Актуальность: Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

 В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования,  стоит  задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

 С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Цель: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному селу; приобщение дошкольников к истории и культуре родного села, местным достопримечательностям.

Задачи:

-сформировать понятие о своем имени, о своем семейном древе;

- формировать у детей понятие «малая Родина»;

-познакомить детей с особенностями природы района, его достопримечательностями;

-воспитывать чувство гордости за свою малую родину;

-развивать умение ребенка видеть красоту в своем непосредственном окружении;

-спланировать совместную деятельность детей, родителей, воспитателей по основным направлениям проекта.

Гипотеза: Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Участники проекта: 

Дети, воспитатели, родители

Продолжительность проекта: долгосрочный

Формы реализации: наблюдения, эксперименты, занятия, беседы с детьми и родителями, чтение художественной литературы.

Обеспечение: учебно- методическое.

  1. Предполагаемый результат: У детей будут сформированы знания о родном городе, крае.
  2. Дети и родители примут активное участие  в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
  3. Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми.
  4. Дети проявят внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им  посильную помощь.
  5. Педагоги и родители пополнят знания об Алтайском крае, о городе.

Продукт проектной деятельности: пополнение материалом уголка по краеведению

Презентация проекта: пополнение материалом уголка по краеведению.

Содержательная часть проекта

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап: с 9 по 31 января

Задачи:

  • Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
  • Расширить круг представления о родном крае.
  • Дать о нем некоторые доступные для ребенка сведения, показав  все, что свято чтут люди.
  • Воспитание  интереса и любви к малой родине на основе ознакомления детей с родным краем.

Основной этап: с 1 февраля по 30 ноября

Задачи:

- сформировать  у детей представления о своем имени, семье, своей родословной.

- формирование у детей понятие «малая Родина».

-расширить знания о своей улице, селе;

-развивать умение детей видеть красоту в своем непосредственном окружении.

- привлечь родителей для поиска информации, для совместной деятельности с детьми.

№ п\п

мероприятие

исполнитель

дата проведения

1

Викторина для родителей «Алтайский край- мой край родной»

Воспитатель,

родители

26.01.2018г.

2

Беседа: «Наша армия родная»

  

Фотовыставка «Папы- наши защитники»

Воспитатели

          Родители

16.02.2018г.

3

Беседа «Кто я такой?»

Литература: Т. Д. Пашкевич «Расти счастливым» стр. 21

Изготовление книжек- малышек «Мое имя»

Воспитатели

         

          Родители

30.03.2018г.

4

Игра- беседа «Я люблю маму и папу»

Фотовыставка «Моя семья»

Составление  генеалогического древа.

Воспитатели

Родители

27.04.2018г.

5

Составление рассказов «Дом, в котором я живу»

Создание «Семейной кулинарной книги»

Воспитатели

родители

25.05.2018г.

6

Беседа «Детский сад - второй наш дом»

Выставка рисунков «Наш любимый детский сад»

Благоустройство детской площадки

Воспитатели

Родители

29.06.2018г.

7

Беседа «Вот эта улица, вот этот дом»

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание ребёнка в семье»

воспитатели

27.07.2018г.

8

Беседа «Село, в котором мы живем»

Фотовыставка «Мой любимый уголок в селе»

Воспитатели

Родители

31.08.2018г.

9

Беседа «Достопримечательности нашего села»

Фотовыставка «Достопримечательности  нашего села».

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников»  

Воспитатели

28.09.2018г.

10

Беседа «Моя родина- Алтайский край»

Консультация для родителей « Я-концепция: представления ребенка о мире и себе»

Воспитатели

20.10.2018г.

11

Беседа «Удивительные животные  и птицы Алтая»

Викторина «Вся Россия»

Анкетирование  родителей «Патриотическое воспитание»

Воспитатели

30.11.2018г.

Заключительный этап: с 1 по 20 декабря

Задача:

- Проанализировать и оценить результаты работы по патриотическому воспитанию у детей среднего дошкольного возраста.

                                                              26. 01 2018г.

Викторина «Алтайский край- мой край родной»

1.В каком году был образован Алтайский край?

2.Назовите крупные реки края.

3. Что означает слово «Алтай»?

синее  озеро     золотая гора        страна горных рек   

4. Какую ягоду на Алтае называют сибирским ананасом?

5. Самая знаменитая древесная порода алтайских лесов?

6. Какой заповедник организован на территории края?

7. Какой знаменитый алтайский курорт расположен в живописнейшем уголке Алтайских предгорий?

8. Назовите города Алтайского края?

9. Какие знаменитые люди родились в Алтайском крае ?
10. Один из первых покорителей космоса был родом с Алтая, кто он?

11. Село, где родился В. Шукшин?

12. Назовите,  с какими областями и республиками граничит Алтайский край.

13. Назовите самое большое по площади озеро края.

16.02.2018г.

Беседа: «Наша армия родная»

  

Задачи:

- Формировать представление детей о празднике - «День защитников Отечества», начальные представления о Российской армии, родах войск и некоторых их  представителях: танкист, лётчик, моряк;

- Воспитывать гордость за свою страну, её армию, уважение к профессии - «военный»;

Ход беседы:

1.Организационный момент.

Дети играют в группе, воспитатель незаметно подсаживается к группе детей и начинает непринуждённую беседу:

- Беседа о празднике «День защитников Отечества».

Воспитатель: - Ребята, какое сейчас время года? (Зима)

-Правильно. В последнем зимнем месяце феврале мы отмечаем замечательный праздник - «День защитников Отечества». А кто это - защитники Отечества (Родины)? (Солдаты, военные...)

-Где служат солдаты? (В армии.)

- Кого еще мы поздравляем в этот день? (Папу, дедушку, всех  мальчиков).

-Правильно. В трудную минуту все мужчины встанут на защиту Родины.

Воспитатель: Наша страна - очень большая и красивая, в ней много полей, лесов, рек, озер, гор, маленьких и больших сел и городов. Ее защищает сильная армия.

- Посмотрите ребята, кто пришел к нам в гости? (Солдат.)

- Ребята, посмотрите, а ведь военный пришёл к нам не с пустыми руками, он что-то принёс нам в коробке, давайте посмотрим - что там.  ( заглядываем в коробку)

- посмотрите, здесь бумажные солдатики, они все перепутались и наш гость просит , чтобы вы ему помогли расставить всё на свои места. (Воспитатель демонстрирует детям солдатиков, дети называют представителя рода войск)

Воспитатель: Военный не случайно пришёл к нам в гости, он просит, чтобы вы ему сослужили службу – он приглашает вас расставить бумажных солдатиков к боевым машинам. Давайте туда отправимся на самолёте.

Подвижная игра «Самолёт».

30.03.2018г.

Беседа «Кто я такой?»

Материал: большое и маленькое зеркало.

Воспитатель подходит к зеркалу, рассматривает себя, беседуя сама с собой:

-Что-то волосы сегодня не послушные, может резинкой их собрать или совсем поменять прическу? А вот глаза сегодня очень выразительные, ясные и улыбка приятная.

Воспитатель обращает внимание на подошедших детей:

-А вы давно рассматривали себя в это чудо- стекло?

Дети рассматривают себя в маленькие зеркала.

Воспитатель: -А зачем нужны зеркала? (Ответы детей)

Проводится игра «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?» (с каждым ребенком оговаривается цвет глаз, волос).

Воспитатель: -А как можно узнать, что это Антон, а не Катя? (ответы детей).

Воспитатель предлагает игру «Обезьянки».

В конце беседы дети рисуют свои портреты (рисуют глаза, нос, рот).

С готовыми работами проводится игра «Узнай, кто это?»

Литература: Т. Д. Пашкевич «Расти счастливым» стр. 21

27.04. 2018г.

Игра- беседа «Я люблю маму и папу»

Цель. Формирование представления о семье, о том, что никто не должен разлучать ребенка с родными; вызвать желание говорить о своих близких, называть их имена

Задачи: дать детям элементарные представления о семье её роли в жизни человека

закрепить представления о родственных связях и взаимоотношениях

Развивающие

упражнять детей в умении составлять творческие рассказы о своей семье,

развивать монологическую речь.

Воспитательные:

воспитывать интерес к истории своей семьи, вызвать желание собирать семейный альбом.

воспитание у детей инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками

Ход игрушки- занятия

Воспитатель: Дети сейчас я предлагаю вам внимательно послушать стихотворение, а потом ответить на вопрос: «О чём мы сегодня будем говорить:»

Самые дорогие и близкие люди для меня,

Без которых мне прожить никак нельзя.

Друг о друге мы заботимся всегда

Это моя дружная…( семья.)

За столом нас очень много

Папа, дедушка и я,

Мама, бабушка, сестренка

Это вся моя…( семья.)

Сюрпризный момент: Слышен стук в дверь. Воспитатель подходит к двери.

Воспитатель. Кто-то стучится к нам в дверь. ( Из-за двери выглядывает голова игрушки Зайчика - Ушастика.) Дети, кто это? ( Ответы детей) Пригласим Зайчика?

( Воспитатель побуждает детей пригласить Зайчика, поздороваться и познакомиться с ним.) Ты один, Зайчик? Тебе разрешили погулять?

Зайчик. Мне мама и папа разрешили сходить к вам в гости и сразу вернуться. А это кто на фотографиях? ( Зайчик обращает внимание на стенгазету с семейными фотографиями детей.)

Воспитатель. Это семейные фотографии наших детишек. Зайчик, а ты с кем живешь?

Зайчик. С мамой, папой, со старшими и младшими братиками и сестричками. А вы ребята с кем живете? ( Ответы детей.) А кто кроме мамы и папы у вас еще есть? А вы любите маму и папу? А они вас? Как вас называет мама? Почему она так ласково называет вас? ( Любит очень.)

Воспитатель. А как вас называет папа? Почему? А вы маме говорите ласковые слова? Какие? А папе? Все вместе вы – семья. Семья – это родные люди, которые живут все вместе. Посмотрите на нашу стенгазету, посмотрите на фотографии. Кто здесь? Как можно назвать всех на этих фотографиях одним словом? ( Семья, Танина семья.)

Воспитатель. А это чья семья? А это? Работа по стенгазете. ( Дети показывают свои фотографии и рассказывают, кто на фотографиях запечатлен.)

Зайчик, если ты останешься с нами, что будут чувствовать твои родные?

Зайчик. Они будут огорчены, им станет грустно. Я тоже не хочу без них жить. Дети всегда живут с мамой и папой.

Воспитатель. Дети, ваши мама и папа скучают, если вас нет? А вы? Конечно, в семье все любят друг друга. Мама и папа всегда заботливо относятся к ребенку. Что они делают для вас? ( Кормят, одевают, играют, гуляют)

Воспитатель. Можно детям уходить от мамы и папы далеко? А с чужими людьми? ( Ответы детей.)

Можно ребенка уводить от мамы с папой? Нет, конечно, этого делать никому нельзя. Ребенок должен жить в семье, со своими родными.

( Зайчик собирается уходить.)

Воспитатель. Зайчик, куда ты собрался?

Зайчик. Я возвращаюсь домой, меня там ждут мама и папа. ( Прощается.)

29.06.2018г.

Беседа на тему: "Детский сад - второй наш дом "

Цель: показать, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть

взрослые, они заботятся о детях.

Ход:

Воспитатель: «Посмотрите-ка, ребята,

                         В гости к нам пришли зверята!»

Ребята, а кто к нам пришел сегодня в гости?  (Мишутка, Зайка)

Мишутка:

Здравствуйте, ребята! Как вас много в детском саду! Мы с Зайкой очень хотим с вами познакомиться, поэтому  предлагаем вам сыграть с нами в игру.

Игра: «Давайте познакомимся!»                         

(Дети встают в круг, передают Мишку вправо, а Зайку  влево,  по очереди  называя  свое имя ласково «Лерочка», «Сашенька»  и т.д.).

Воспитатель: Ну, вот и познакомились, только, Миша, Зайка, почему вы такие  невеселые? Чем огорчены?

Мишутка:

                   «Мы на полках лишь сидим,

                    На игры детские глядим,

                    Хотим, чтоб был, как у ребят,

                    Детский сад,  для нас – зверят».

Воспитатель: Оказывается, ребята, зверята грустные, потому что у них нет детского садика, а они так хотят быть вместе, как и вы. Они даже не знают, что такое детский сад. Мишутка, Зайка, не грустите, наши ребята сейчас вам расскажут про то, что же такое на самом деле детский сад.

Давайте пригласим Зайчика и Мишутку посмотреть вместе с нами фотографии, но сначала отгадайте загадку:

« В этом доме все для нас –

  Сказки, песня и рассказ,

  Шумный пляс и тихий час,

  В этом доме все для нас!

  Вот какой хороший дом!

  В нем растем мы с каждым днем,

  А когда подрастем,

  Вместе в школу все пойдем.  (Детский сад).

Воспитатель:

Молодцы, догадались. Конечно, это наш родной детский сад.

А вот чем мы занимаемся в детском саду, мы сейчас с вами покажем.

Игра « Как живете?».

(Дети имитируют движения): Как утром делаете зарядку? Как танцуете? Как рисуете? Как умываетесь? Как ждете обед? Как машете вслед?)

Воспитатель:

Вот какие молодцы, не скучаете в детском саду. Так что же вы здесь делаете? (Играем, читаем книги, гуляем, ходим на музыкальные занятия и т.д.)  Вам нравится ходить в детский сад? (Да). Но, ведь детский сад - это не только дом, но и взрослые, которые заботятся о малышах, о вас, чтобы вам здесь было хорошо, весело. Посмотрите, вот фотографии-помощники.

- Я буду загадывать загадки, а вы смотреть и отгадывать, про кого я буду говорить, только слушайте внимательно.

 Первая загадка:

«Кто научит рисовать,

 Лепить, строить и играть,

 Усадив ребят в кружок,

 Прочитает им стишок?

 Кто сейчас же разберется

 Почему Максим дерется?

 Очень любит всех ребят,

 Кто же это?…»  (Воспитатели).

Молодцы, а как ваших воспитателей зовут?

 Следующая загадка:

« Кто же нам на стол накроет,

 Подметет, пропылесосит?

 Вымоет окна, стены, пол?

 Протрёт от пыли стол?

 Проследит, чтоб тут и там

 Всё стояло по местам?…» (Няня).

Правильно, это наша няня.  А как её зовут?

Воспитатель: Какие, ребята, вы молодцы! Посмотрите, зверята  что-то с собой принесли.

Зайка:

Мы принесли вам от наших лесных друзей вот этот конверт. Давайте посмотрим, что в нем лежит.

 (Открывают конверт, достают две картинки, на которых изображены  повар и врач). Так как мы не ходим в детский садик, мы никак не можем разобраться, кто же нарисован на этих картинках. Вы нам поможете, ребятки? (Да).

Воспитатель:

Ребята, посмотрите внимательно, кто нарисован на картинке слева? (Повар).

Как вы догадались? (Он готовит, режет овощи, у него белый колпак…) 

Правильно, молодцы.

                      «Ходит повар в колпаке

                        С поварешкою в руке.

                        Он готовит нам обед,

                        Кашу, борщ и винегрет».

 А как зовут наших поваров, которые здесь, в детском саду, готовят для нас вкусную еду каждый день?

Ребята, а кто нарисован на картинке справа? (Врач). А в нашем садике, кто помогает нам, чтобы мы не болели и росли здоровыми? (Медсестра). Молодцы!

 «За здоровьем деток

  Медсестра следит.

  Лечит без таблеток

  Ангину и бронхит».

 Как ее зовут? А что она делает? (Взвешивает, измеряет температуру, мажет зеленкой раны.

Воспитатель:

 Ну что, Зайка и Мишутка, теперь вы поняли, кто здесь нарисован и чем они занимаются в детском садике? (Да).  (Дети садятся на стулья полукругом).

Воспитатель:

 Ой, ребятки, посмотрите, Зайка с Мишуткой принесли еще вот эту красивую коробку. Зверята, а что в ней лежит?

Зайка:

Эта коробка необычная. В ней лежат предметы, которые так нужны для повара и медсестры. Мы их несли в ваш детский сад, чтобы отдать вам. Но мы так спешили к вам в гости, что Мишутка, который нес коробку, упал, а все предметы рассыпались и перепутались. Теперь нам нужна ваша помощь, чтобы разобраться, кому же какой предмет необходим для работы. Вы нам поможете, ребята? (Да).

Воспитатель:

Я положу картинки с изображением повара и врача на два стола, а вы

будете отбирать необходимые предметы и класть их к нужной картинки.  Дидактическая игра «Волшебная коробка». (Дети  вытаскивают предметы из коробки, называют, объясняют их назначение). Каждый предмет кладут тому, кому он нужен - повару: плиту, кастрюлю, сковороду; медсестре: шприц, градусник, витамины).

Мишутка:

Молодцы! Вы все сделали правильно, поэтому мы с Зайкой дарим вам эти игрушки.

Воспитатель:

 Спасибо, друзья, а ещё мы хотим сказать вам, что для того, чтобы всем было хорошо и весело, нужно жить дружно. Правильно, ребята?  Давайте покажем, как мы играем.

Игра на внимание «Сердитый, веселый». 

(Дети топают ножками, когда видят картинку с сердитым выражением лица  и хлопают в ладоши, когда видят « веселое» личико). Ребятки, давайте нарисуем вот на этих личиках веселые улыбки  и поместим их в детский сад. Пусть в нашем общем доме будет всегда доброта и веселые улыбки. (На картинках нарисованы глаза и нос.) Дети дорисовывают на них улыбку ватными палочками.  Молодцы, вот какой дружный у нас детский сад и наши детки. Любите детский сад - ваш второй дом!

Детки в садике живут,

 Здесь играют и поют,

 Здесь друзей себе находят,

 На прогулку с ними ходят.

 Вместе спорят и мечтают,

 Незаметно подрастают.

 Детский сад - второй ваш дом,

 Как тепло, уютно в нем!

 Вы его любите, дети,

 Самый добрый дом на свете!»

Мишутка:

 Вот, Зайка, видишь, как много мы сегодня узнали от ребят: что такое на самом деле детский сад, что там делают, как там весело и красиво. Пойдем скорее обратно в лес,  к нашим мамам, расскажем им об этом. Пусть они тоже устроят для нас, зверят, лесной детский сад. И мы пригласим тогда ребят к нам в гости. До свидания, ребята, спасибо вам за такой интересный рассказ.

 (Зверята уходят).

Воспитатель:

 Ребята, как вы думаете, понравился наш рассказ Мишутке и Зайчику?

О чём вам было особенно интересно рассказывать? (Ответы детей). Молодцы, вы все сегодня очень старались, а теперь давайте поиграем в игрушки, которые подарили нам наши друзья.

27.07.2018г.

Беседа: «Вот эта улица, вот этот дом»

Цель:

Расширить и углубить знания детей о родном селе Волчиха.

Организационный момент: дети встают в круг

Воспитатель: Посмотрите, к нам сегодня утром пришло письмо, давайте посмотрим от кого оно, ой ребята, да это же  нам прислал Незнайка!

Вскрывает конверт, а там фотография села, читает письмо

«Здравствуйте ребята, мне очень нужна ваша помощь. Мне подарили открытку с видом красивого села, но я к сожалению не знаю где это чудесное место. Помогите мне его найти»

- Вы узнали что это за село?

Ответы детей: это  село Волчиха.

Воспитатель: Ребята наше село очень красивое. Волчиха  - это наша малая Родина.

- А жителей села Волчиха можно как назвать? (Волчихинцы)

- Давайте, Незнайке тоже напишем письмо и отправим фотографии нашего села, но для этого мы отправимся в путешествие и начнём мы наше путешествие с автовокзала (слайд 1)

       А это автовокзал

Воспитатель: На площади у вокзала начинаются многие маршруты автобусов.

 Отгадайте, на каком транспорте мы поедем?

Загадка про автобус

Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином...

Дети садятся в автобус, звучит музыка.

Воспитатель: Ребят в нашем селе очень много прекрасных улиц, вот проезжая улицу  Ленина, мы подъезжаем к районному Дому культуры (слайд 2)

-Вам знакомо это здание?

Воспитатель: Здесь проходят различные мероприятия, новогодние праздники для детей. Здесь выступают приезжие и местные артисты.

Воспитатель: Молодцы ребята, отправляемся дальше.(садимся в автобус)

Слайд 3

-Проезжая по улице Ленина, мы подъехали к площади Мира. Это стела- памятник всем павшим во время войны.

9 мая у каждый год проходит праздник, посвящённый победе в Великой Отечественной войне. Мы поздравляем наших ветеранов. Проходит торжественное возложение цветов к памятнику.

Воспитатель: Нам пора. Занимайте свои места в автобусе, отправляемся. Мы с вами посетим ещё одно значимое место, на улице Кирова находится детская школа искусств. Слайд 4

Воспитатель: здесь учат детей петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.

Воспитатель: Нам пора отправляться дальше.

Проезжаем по центральной площади, где расположено здание администрации.

 Слайд 5

- Здесь работают  глава нашего района – мэр и многие другие службы.

- Скажите за что вы любите свое село?

Воспитатель: Садимся в автобус и подъезжаем к своему детскому саду. Слайд 6

- А кто знает на какой улице находится наш детский сад? (ул. Гагарина)

Предлагаю поиграть

Игра с мячом «Назови свой домашний адрес»

- Какие разные у всех улицы и дома, но все вместе они составляют нашу малую Родину, наш родное село Волчиха.

Воспитатель: На самом деле, ребята, в нашем селе очень много улиц и  село не стоит на месте, строят новые дома, создают новые улицы и мы  сегодня попробуем себя в новой профессии – строителей, сделаем свою улицу и придумаем ей название.

 А что есть у дома? (крыша, стены, окна, ) А строительным материалом будет  вот эти разноцветные фигуры из бумаги.  Я предлагаю проявить фантазию и сделать разные дома, одноэтажные и многоэтажные , может кто сделает крышу треугольную или формы трапеции.  Тот, кто закончит строить дом, подойдет ко мне и мы прикрепим его к ватману, и у нас получится целая улица.

Ребята, посмотрите, какая у нас получилась красивая улица. Вы хорошо пофантазировали и эту улицу можно назвать улицей будущего. Она очень уютная, яркая.

Рефлексия: Как вы думаете, что надо делать, чтобы и дальше наше село оставалось таким же прекрасным и только хорошело год от года? Ответы детей.

Воспитатель: Дорогие ребята! Любите свою Родину, живите и трудитесь ради ее блага!

- Ребята, а Незнайке мы обязательно отправим эти фотографии достопримечательностей Волчихи, надеемся он будит очень доволен.

Консультация для родителей.

                             «Патриотическое воспитание ребёнка в семье»

     Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. 
      Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. 
       Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к данному вопросу.

Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы. 
        С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. 
«Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа». 
        Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране. 
        Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь. 
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина. 
    Помните!  Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию, и из доверия к взрослому, дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. Во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка. 
        При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств, происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством. 
       Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело. 
      Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа.
 Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Люди не могут забыть тех, кто лежит на Пискаревском кладбище, кто был сожжен в Хатыни, брошен живым в шахты Краснодона и Красного луга, кто похоронен в тысячах братских могил. Дети тоже должны знать об этих страшных страницах нашей истории. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств. 
        Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно. 
       При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. 
       Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение «Почему маму прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка вызывает восхищение, дети волнуются за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага. Не нужно задавать много вопросов по тексту этого произведения. Но важно, чтобы все они были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты «Когда вы слушали рассказ, вам было немного страшно?», «А когда вы обрадовались?», «Какое место в рассказе вам больше всего запомнилось?». После ответов детей можно прочесть произведение еще раз. 
      Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма. 
     Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно. 

Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами. 
     Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы на которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», - говорит отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили дерево в нашем дворе». Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным.

      Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.

31.08.2018г.

Беседа «Село, в котором мы живем»

Цель:   Формировать знания детей о родном селе.

             

ХОД:

Ребята, вы дома с родителями сделали из коробок  вот такие  детали, на что они похожи? А чего здесь не хватает? (окошечек)

- А как мы с вами можем сделать окошечки?  (нарисовать, наклеить)

-Я предлагаю вам выбрать свой способ, как в своём домике сделать окошечки.

(дети выбирают: кто-то рисует, кто-то наклеивает)

А теперь возьмите свой домик и поставьте его сюда (воспитатель разворачивает ватман с планом улицы, дети расставляют свои домики, получается улица)

- Ребята, посмотрите, у нас с вами получилась целая улица. Давайте, придумаем название нашей улице.  (Сказочная, Детская, Игрушечная…)

- Вот и у нашей улицы есть название.

- Кто из вас знает, на какой улице живёте вы со своей семьёй?

- А кто-нибудь из вас, знает, на какой улице находится наш детский сад?

Наш детский сад находится на улице Гагарина.

- Ребята, у всех у вас разные улицы и номера домов тоже разные. А село у нас одно.

- Кто из вас знает, как называется село, в котором мы живём?  (Волчиха)

И Вера живёт в селе Волчиха. И Настя живёт в селе Волчиха. Все мы живём в селе Волчиха.

- Молодцы! Волчиха– это наше село! Какое красивое имя носит наше село –Волчиха! Все мы –Волчихинцы. Давайте все вместе повторим: «Мы –Волчихинцы»

- Ребята, в нашем селе Волчиха только одни улицы с домами?

Больше ничего нет?

(есть Дом культуры, школа, больница, почта, магазины, библиотека, стадион)

Воспитатель показывает слайды

- Как много интересного в нашем селе, так и хочется куда-нибудь сходить отдохнуть, погулять.

- А куда бы вы, ребята, хотели сходить?

- Ну, тогда вместе отправляемся в ….

Игра:

- Здорово мы с вами развеселились!

- Ребята, понравилось вам село, в котором мы живём? Почему?

- Давайте все вместе громко повторим, как называется наше село?

- А что надо делать людям –Волчихинцам, чтобы село было ещё красивее, и чище? (не сорить, сажать цветы)

- Молодцы! Вы хотя ещё и маленькие, но вы тоже Волчихинцы.

- Волчихинцы! Подойдите к окну, мы все вместе полюбуемся улицами нашего села.

Вот какая красота!

28.09.2018г.

Беседа «Достопримечательности села»

Воспитатель. Мы с вами говорили, что в России много городов. Посмотрите, это фотография нашего села (показать фотографию родного села).

Как называется село, в котором мы живем?

Дети отвечают.

Россия – это наша большая Родина. А село Волчиха– место, где вы родились, живете, место где живут ваши родные и близкие – наша малая Родина.

Беседа по теме с опорой на фотографии родного села.

Воспитатель. Наше село  большое и красивое. В нем есть много  улиц, домов, магазинов, завод, дом культуры, аптека, почта, церковь. Наше село очень красивое, потому что здесь  много деревьев, цветников, детских площадок для прогулки (одновременно с рассказом показывать фотографии видов села). Хорошо ли вы знаете свое село? Как называется улица, на которой вы живете? Какие дома есть на вашей улице — одноэтажные или многоэтажные? Какие магазины есть недалеко от вашего дома? Где вы любите гулять в выходные дни? Куда вы ходите смотреть детские спектакли, концерты?  Где вы смотрели цирковое представление? (В доме культуры.) Куда вы ходите каждое утро? (В детский сад.) Куда ходят ваши старшие братья и сестры? (В школу.) Где работают ваши родители? Как называется их профессия?

                               

                          КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

                        «Патриотическое воспитание дошкольников»                         

«Только тот, кто любит, ценит и

уважает накопленное и сохранённое

предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом».

                                  

          С.Михалков

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. 

Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. 
Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы. 

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа». 

Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране. 
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь. 
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное.

 «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина. 
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка. 

При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством. 
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело. 

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств. 

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно. 

При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика.

В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. 

Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно.

Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами. 

20.10.2018г.

Беседа «Моя родина- Алтайский край»

Цель: дать общее представление о родном крае, его географическим положением, некоторые особенности.

Ход занятия

- Почему так говорят: «Человек без Родины, как дерево без корней»?

- Как называется место, которое вы считаете своей Родиной? (край, село, где ты живешь)

Показ на карте Росси места, которое занимает Алтайский край.

Посмотрите на глобус. Как огромна наша планета Земля! Как много в мире разных стран, невиданных земель они кажутся нам заманчивыми и интересными. Но самая таинственная, неизвестная и удивительная, оказывается, наша с вами Родина. Необъятно широки её просторы. Посмотрите на карту. Вот уральские горы. За ними – Сибирь. Сначала – Западная, потом – Восточная. На юге Западной Сибири – Алтай – земля, где мы живем.

- Откуда такое название – Алтай? Сравните два слова «Алтай» и «алтын», они похожи. В старину слово «алтын» означало «золото». Алтай – золотой край. Просмотр слайдов.

- Какие   города Алтайского края вы знаете? В нашем крае много больших и малых городов, деревень и сел. Все они по-своему красивы. Но центральным городом считается город Барнаул. В алтайском крае  проживают люди различных национальностей (украинцы, мордва, казахи, калмыки, татары, чуваши, таджики, башкиры), но большая русские.

Каждый человек должен любить и уважать свою Родину. Она взрастила и воспитала многих великих и известных всему миру людей. (Воспитатель показывает портреты известных деятелей науки, искусства, оставивших свой след в истории нашего государства.)

Мы должны гордиться тем, что нашими соотечественниками были: писатель Виталий Бианки,  актер и писатель Василий Шукшин, актер и юморист  Михаил Евдокимов, кинорежиссер Иван Пырьев, космонавт Герман Титов и др.  Эти и многие-многие другие люди прославили наш край своими делами и подвигами.

У каждого края есть своя символика, то есть знаки отличия – свои флаг, герб.

Флаг Алтайского края представляет собой полотнище красного цвета с полосой синего цвета у древка, и стилизованным изображением на этой полосе колоса желтого цвета — как символа сельского хозяйства. В центре флага воспроизведено изображение герба Алтайского края.

Герб представляет собой щит французской геральдической формы, Щит разделен горизонтальной полосой на 2 равные части. В верхней части герба на лазоревом фоне, символизирующем величие, изображена    дымящаяся доменная печь XVIII века, как  отражение исторического прошлого   Алтайского края. В нижней части герба  на красном фоне, символизирующем достоинство, храбрость и мужество, помещено    изображение колыванской «Царицы ваз» (яшма с преобладанием зеленого цвета), которая хранится в Государственном Эрмитаже. Щит герба обрамлен венком золотых колосьев пшеницы, олицетворяющих сельское хозяйство, как ведущую отрасль экономики Алтайского края. Венок перевит лазоревой лентой.

Множество прекрасных песен и стихов посвящено России. В них прославляется наша Родина, ее леса и поля, реки, рассказывается о любви и гордости за свою страну, маленькую и большую Родину. У русского народа есть множество пословиц и поговорок об этом.

Пословицы и поговорки

  • Одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
  • Родина – мать, умей за нее постоять.
  • Русь богатырская.
  • Где кто родился, там и пригодился.
  • Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

- Почему «Алтай» называют золотым.

- Какие народы населяют Алтайский край?

- Как называется город, который является столицей нашего края? (Барнаул)

Консультация для родителей

         Я-КОНЦЕПЦИЯ: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕБЕНКА О МИРЕ И О СЕБЕ

Когда нам надоедает наша одежда, мы идем в магазин и покупаем новую. Если она не понравилась вашему приятелю, мы можем убедить себя в отсутствии у него надлежащего вкуса. Если кто-то начинает нас критиковать, не трудно доказать себе, что критикующий еще тот "гусь", и пусть он лучше сначала поглядит на себя. Гораздо сложнее и труднее переубедить себя относительно того, что я сам о себе думаю. Здесь человек может оказаться бессильным, потому что уйти из опостылевшего дома можно, но как уйти от самого себя?

Итак, что такое Я-концепция? Какова ее роль в жизни человека? Как она формируется? Что она представляет собой в интересующем нас дошкольном возрасте? Эти вопросы и станут предметом нашего рассмотрения в этой статье.

 Что такое Я-концепция?

Существует масса определений этого понятия. Нет смысла перечислять их. Остановимся на определении, принадлежащем известному американскому психологу Карлу Роджерсу. Он полагает, что Я-концепция - это совокупность представлений индивида о своих характеристиках и способностях, о возможностях взаимодействия с другими людьми и окружающим миром, совокупность ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Итак, Я-концепция - это образ Я, включающий всю совокупность представлений человека о себе, о своих идеях, способах взаимодействия с другими людьми. Необходимо добавить, что наряду с Я-концепцией всегда выделяют и самооценку, важнейшую характеристику самосознания человека. Самооценка - это наше суждение о собственной ценности, в ней отражается чувство самоуважения и самопринятия человеком самого себя. Низкая самооценка предполагает самоотрицание, непринятие себя, негативное отношение к собственной личности.

 Роль Я- концепции и самооценки в жизни человека.

Можно выделить три значения, три функции Я-концепции.

Первая из них заключается в обеспечении внутреннего единства личности, ее внутренней согласованности, иными словами, сохранении целостности Я-концепции и самооценки.

Когда человек сталкивается с суждениями о себе, противоречащими его собственным, он всегда стремится к сохранению целостности своего Я и своей самооценки. Субъективно такое противоречие выражается психологическим дискомфортом - внутренним конфликтом, стрессом. Он не может примириться с существованием одновременно двух противостоящих друг другу образов Я и ищет способы устранения этого противоречия. В одних случаях это изменение представлений о себе, в других - использование психологических защит - способов, позволяющих сохранить целостность Я даже под угрозой действия реальных фактов.

Дети-дошкольники, особенно младшие, общаются в основном с родителями, являющимися для них основными источниками суждений о них самих. Поэтому самооценка детей складывается в результате оценок, получаемых от родителей. Если родители не принимают ребенка, пренебрегают им и отталкивают его, то ему трудно избежать негативной самооценки и связанных с ней разочарований. Позитивная же самооценка ребенка формируется при позитивном отношении к нему родителей.

Я-концепция ребенка имеет слабую структуру, что и обусловливает ее максимальную пластичность, податливость. Именно поэтому влияние родителей на формирующуюся самооценку столь сильно. Кроме того, родители должны помнить, что однажды сложившиеся Я-концепция и самооценка склонны к "самоподдержанию". Поэтому образ Я и самооценка, заложенные в детстве, оказываются довольно устойчивыми и в последующие годы жизни человека. Отказаться от них ему чрезвычайно трудно.

Следующая функция Я-концепции заключается в том, что она помогает человеку в интерпретации (то есть осмыслении, объяснении) приобретаемого им нового опыта. Речь идет о том, что мы интерпретируем те или иные жизненные обстоятельства исходя из наших представлений о себе и собственной самооценки. Образно говоря, Я-концепция выступает в виде внутреннего фильтра, через который мы воспринимаем внешний мир. Каков фильтр, таков и результат восприятия нами информации, поступающей через него к нам.

К примеру, если у ребенка низкая самооценка, а родители, стремясь повысить ее, расточают ему похвалы в надежде, что он поверит в собственные силы, то интерпретация ребенком этих похвал может оказаться совершенно неожиданной для родителей. "Видно, я совсем никудышный, раз папа с мамой стараются внушить мне обратное", - рассуждает малыш. В этом суждении легко увидеть действие феномена "самоподдержания", о котором говорилось выше. Вот почему так важно, чтобы у ребенка с раннего детства формировалось положительное представление о себе.

Третья функция Я-концепции состоит в том, что она обусловливает содержание наших ожиданий, то есть того, что с нами может произойти.

К примеру, маленький ребенок с низкой самооценкой будет весьма озабочен своим выступлением на утреннике, ребенок постарше - результатами предстоящей контрольной по математике. Показательным примером может служить убежденность воспитанников детских домов в невозможности установления тесных эмоциональных отношений с другими людьми в силу собственной никчемности. Возможны и иные ожидания этих детей: "другие люди не хотят устанавливать близкие отношения со мной, так как я им не интересен".

Наоборот, положительная самооценка помогает настроиться на хороший результат. Возникает ситуация ожидания успеха.

                                 

 
 

30.11.2018г.

Беседа «Удивительные животные  и птицы Алтая»

Цель. Познакомить детей с некоторыми животными и птицами Алтая.

Материал и оборудование. Слайды, картинки

- Чем покрыты горы Алтая? Лесами.

- Хотели бы отправиться в путешествие по Алтайским горам?

Психогимнастика «В горы»

Чем выше в гору, тем ближе небо, тем зеленее озеро внизу, тем крупнее черная смородина, слаще малина, тем лохмаче кедры.

Игра «Кто оставил следы?»

- Кто здесь побывал? Какой неповоротливый сластена малину оборвал?

Просмотр слайдов.

- Зима. Трещат морозы. А в берлоге, под пушистым снежным покрывалом, тепло и уютно. Вот там-то и появляются крошечные медвежадки.

- Почему же зимой? А потому, что только в это время у медведя есть свой дом. Ведь летом он бродит по лесу и ночует, где придется. Придет весна. Медвежонок за зимние месяцы подрастет и весной уже может вместе с матерью отправится на поиски пищи – сладких корешков и травы.

- Почему корешков и травы, когда всем известно, что медведи - хищники? Но тут у медведя свои чудачества: он действительно опасный хищник – пожирает все, начиная от маленьких мышей и кончая лосями, а при случае и домашними животными – козами, коровами, лошадьми. И все-таки он предпочитает растительную пищу: корешки и травы, ягоды и фрукты. Медведь - большой лакомка. В малиннике может сидеть хоть весь день и обсасывать усыпанные ягодами ветки. А мед любит так, что название получил от него: медведь, то есть ведает (знает), где мед.

- А это что за сенозаготовка? Откуда взялись под кедрами копны пахнущей сухой травы? Это пищуха сена припасла на зиму на корм. Пищуха издает громкий протяжный писк, вроде «сини…сини…, ции..», повторяемый с небольшими паузами. За тонкий протяжный писк ее назвали пищухой.

- Что это за птичка? Это маленькая птичка 12 см. начинает гнездиться с середины апреля по июнь.

Домашнее задание.

Ребенок. Пищухи – серые, толстенькие, свистят. И не зря свистят. Свист пищухи – знак опасности для птиц и не умеющих постоять за себя маленьких зверушек. Она предупреждает их – ястреб, волк, медведь близко. Сеноставки себе сенца припасают и другим оставляют.

- Кому они могут сенца оставить?

Ребенок. В зимнюю бескормицу этому сенцу цены нет. Маралы оголодают, под кедрами снег разроют, доберутся до сенца, глядишь и сыты. А пищухи толстенькие – у них с лета под шкуркой сальце запасено.

Ребенок. Пищуха перелетает с дерева на дерево. Сядет на ствол у самой земли и, тоненько пискнув, начинает быстро по спирали подниматься вверх. Ловко бежит по дереву маленький круглый комочек, цепляясь коготками за неровности коры и упираясь о ствол упругим сильным хвостом. Своим тонким длинным клювом она обшаривает на своем пути все щелочки и трещины, и вытаскивают оттуда насекомых и их личинки.

Итог.

С какими животными вы познакомились? Что интересного или нового узнали?

 

Анкета для родителей по разделу

«Патриотическое воспитание»

1. Затрагиваете ли Вы темы, связанные с патриотизмом?

2. Как Вы приобщаете ребёнка к национальной культуре?

3. Считаете ли Вы важным обращать внимание ребёнка на то, к какой нации он принадлежит?

4. Как Вы акцентируете на это внимание?

5. Рассказываете ли Вы ребёнку о своих предках и корнях семьи? Как на это реагирует ребёнок?

6. Устраиваете ли Вы совместные чаепития?

7. Читаете ли Вы ребёнку русские народные сказки? Как часто? Кто чаще всего читает?

8. Используете ли Вы в моменты общения с ребёнком народные потешки

а) до прихода в детский сад;

б) после детского сада;

в) укладывая спать.

9. Есть ли дидактические игры, связанные с ознакомлением с национальными обрядами и традициями? Если есть, то какие?

10. Какие национальные подвижные игры Вы знаете и используете в воспитании ребёнка?

11. Укажите, на Ваш взгляд, главные причины возможных затруднений в приобщении к национальной культуре в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "С чего начинается Родина?"

Проектный материал, разработки занятий  по теме  нравствено-патриотического проекта "С чего начинается Родина?"...

Проект "С чего начинается Родина?"

Проектный материал, разработки занятий  по теме  нравствено-патриотического проекта "С чего начинается Родина?"...

Проект "С чего начинается Родина?"

Проектный материал, разработки занятий  по теме  нравствено-патриотического проекта "С чего начинается Родина?"...

Проект «С чего начинается Родина».

Сегодня дошкольные образовательные учреждения являются участниками многолетних конкурсов, фестивалей, акций, посвященных вопросам краеведения.Основа проекта состоит в том, чтобы посеять и взраст...

Социально - значимый проект "С чего начинается Родина?"

        Пробудить в ребенке любовь к родной земле, чувство любви к Родине, родному краю; заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливос...

Проект «С чего начинается Родина»

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравствен­ных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому вос­питанию....

Паспорт проекта "С чего начинается Родина?". Авторы проекта - подготовительная группа. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна

Все мы живем в России, являемся её гражданами, поэтому детям необходимо знать историю своей страны, символы своей страны, национальности разных стран, народные костюмы разных стран....