Практическое упражнение для педагогов «Устное народное творчество»
консультация

Бубнова Валентина Григорьевна

Данные упражнения помогут освежить в памяти педагогов формы устого народного творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Волчихинский детский сад №2»

Практическое упражнение для педагогов

«Устное народное творчество»

Из опыта работы

воспитателя МКДОУ

 «Волчихинский  детский сад №2»

Бубновой В.Г.

Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности педагога-воспитателя.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Я предлагаю определить следующие цели нашей совместной деятельности.
Цели занятия:
1. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по ознакомлению детей с устным народным творчеством.
2. Поиск педагогических идей по пробуждению любознательности детей, интересу к устному народному творчеству.
3. Построение модели непосредственной образовательной деятельности при ознакомлении дошкольников с устным народным творчеством.
Предполагается, что в процессе обсуждения и проведения игры участники мастер-класса смогут познакомиться (освежить в памяти) с технологией ознакомления детей дошкольного возраста с устным народным творчеством, его разновидностями, обменяться опытом, задать свои вопросы друг другу и ведущему, проанализировать проблему ребенка.

Представление технологии:
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Одним из действенных средств духовно-нравственного воспитания человека является устное народное творчество. Сила фольклора как средства воспитания, заключается в том, что своим содержанием учит детей различать добро и зло, а так же поведению: «это можно», «это нельзя», «это хорошо», «это плохо», учит детей давать ответы на разные жизненные вопросы. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их юмору, ненавязчивости, знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество – неоценимое богатство народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество и правила поведения и общения в нём.

Уважаемые коллеги, я прошу вас побыть в роли детей старшего дошкольного возраста.
Наше занятие посвящено устному народному творчеству. Давайте вспомним, что такое устное народное творчество? (Устное народное творчество-это все то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков.)

Что относится к нему? (Загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, песни, прибаутки, присказки, частушки, былины.)
Сегодня мы поговорим только об одном направлении устного народного творчества – о пословицах и поговорках. (Пословица – это жанр фольклора, краткое изречение, заключающее в себе поучение. Пословица советует, наставляет, предупреждает. Люди часто используют их в речи. От этого речь становится яркой, образной .)
А теперь послушайте стихотворение:
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится-
Ведь с ней и горе, и беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их, друзья.

Задание первое
Сейчас я прочитаю стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы и поговорки. Подсчитайте, сколько их там встретится.
Ну, кто из вас не согласится,
Что без труда мечта мертва;
Что дело мастера боится;
Что жизнь дана нам для добра;
Что друг не тот, кто медом мажет,
А тот, кто правду прямо скажет;
Что долог день до вечера,
Коли делать нечего;
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит?
Где растяпа да тетеря,
Там не прибыль, а потеря
И, конечно, без труда
Не вытащить и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень и плут
До добра не доведут.
Сколько пословиц вы насчитали? (10) Назовите те, которые вы запомнили. Объясните значение одной из пословиц.

Задание второе
Объясните значение этих пословиц.
1 задание
Новых друзей наживай, а старых не забывай.
Задание 2-

Чего себе не хочешь, того и другому не делай.

Задание третье
Мы подошли к последнему заданию.
Приведите примеры пословиц и поговорок, где встречается число 7.

Примеры пословиц и поговорок:
1. Семеро одного не ждут.
2. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
3. У семи нянек дитя без глазу.
4. Один с сошкой, а семеро - с ложкой. И др.

-Молодцы! Сегодня вы действительно показали свои знания в области устного народного творчества. Как приятно осознавать, что культура русского народа жива, что мудрые изречения наших предков не забыты, они дошли до наших времен, и благодаря им русский язык стал более выразительным и образным. А свое отношение к пословицам люди выражали в них самих :
Красна речь пословицей.
Без пословицы не проживёшь.
Пословица - всем делам помощница.
Пословица недаром молвится

Подводятся итоги.

Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Активизация речи детей и использование дидактических игр и упражнений на основе устного народного творчества"

На втором году жизни интенсивно развивается понимание речи, то есть пассивный словарь. В период от первого ко второму полугодию уже наблюдается качественный скачок от понимаемой речи к активной. В нач...

Семинар-практикум для педагогов "Устное народное творчество,как средство патриотического воспитания"

Теория и практические игры для педагогов по актуализации материала по использованию фольклора....

Консультация для педагогов «Устное народное творчество в развитии речевой активности дошкольников»

Консультацию составила: Чугина Елена Александровна, учитель-логопед, высшая категория...

Консультация для педагогов "Устное народное творчество как средство обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста"

В настоящее время уделяется особое внимание формированию и обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст является сензитивным в освоении речи. Произведения народн...

Консультация для педагогов «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»            В младшем дошкольном воз...

Консультация для педагогов «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

В младшем дошкольном возрасте одним из главных средств воспитания является устное народное творчество. Это бесценный дар народной педагогики. ...

Консультация для педагогов «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениемуниципального образования г. Нягань «Детский  сад  №10 «Дубравушка»   Консультация для педагог...