Развитие цветового восприятия детей младшего возраста на занятиях по аппликации
консультация

Моргуненко Светлана Сергеевна

Окружающий мир поражает цветовым многообразием и изменчивостью цвета предметов и явлений. Чтобы дети могли ориентироваться в цветовом богатстве, использовать его в своём изобразительном творчестве, необходимо систематично и последовательно знакомить детей с цветом предметов и явлений окружающей среды. Формировать у них умение создавать нужные цвета и оттенки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир поражает цветовым многообразием и изменчивостью цвета предметов и явлений. Чтобы дети могли ориентироваться в цветовом богатстве, использовать его в своём изобразительном творчестве, необходимо систематично и последовательно знакомить детей с цветом предметов и явлений окружающей среды. Формировать у них умение создавать нужные цвета и оттенки (ведь готовая краска часто не соответствует цвету предмета или задуманному детьми), ребёнку нужно развивать чувство цвета, умение видеть красоту цветов, их сочетаний. Конечно, сформировать у детей чувство цвета в полной мере в период раннего и дошкольного  возраста невозможно, но заложить основы (развить цветоразличие, умение подбирать и составлять цвета для передачи образов предметов и явлений, понимания красивых и непривлекательных сочетаний цветов и др.) необходимо и можно.      

  В дошкольном учреждении чувство цвета на основе цветового восприятия осуществляется последовательно, планомерно и постепенно с учетом индивидуального опыта ребенка.

        Решая задачи развития у детей восприятия цвета воспитатель, прежде всего, учит их различать и называть цвета, воспринимать цвета и их оттенки в природе, в окружающей жизни, искусстве, эмоционально откликаться на цвет, его сочетание, оценивать их как красивые и некрасивые. Без этих начал невозможно воспитание сознательного использования цвета в рисунках.

        Работа по формированию у детей знания, различения, называние цветов и оттенков, умение видеть цвета окружающих предметов, умение сравнивать предметы окружающего мира по цвету, устанавливать сходство и различие их по цвету может осуществляться в разные моменты жизни и деятельности детей. В процессе разнообразных игр: дидактических, сюжетно ролевых, подвижных. В образовательной деятельности, по ознакомлению с искусством - классическим и народным, художественно- речевых в сказках, рассказах, стихотворениях персонажи, предметы и явления характеризуются как имеющие цвет, часто определяющий предмет-“колокольчик голубой ”, "серый волк”, работа по развитию чувства цвета может осуществляться на прогулках, экскурсиях, в процессе целенаправленных наблюдений.

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания детьми художественных работ, сохраняющих реалистическую основу самого изображения. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. 

Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. 
При организации работы по формированию художественно-творческих способностей и способностей цветовосприятия важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Результатами работы в данном направлении должны стать:

- активность и самостоятельность детей в аппликации;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности (форма и цвет).

Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составные элементы. Так, можно выделить чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний: яркие звезды на темном небе, золотисто-желтые цветы одуванчиков в зелени травы; темное пальто и яркая (или светлая) шапочка. Чувство ритма возникает в том случае, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей, например ветвей дерева, комнатных растений. Эстетическое чувство может быть вызвано цельностью, гармоничностью формы предмета, например глиняных и керамических изделий. Чувство пропорции, конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек.

В эстетическом чувстве одна из его сторон - чувство цвета или формы - может быть наиболее ярко выраженной. Развитие этих чувств непосредственно связано с тонкостью ощущений (цветовых, пространственных, двигательных). Чем тоньше дети различают цвета и оттенки цвета, тем более глубоко они могут испытывать радость от восприятия красивых цветосочетаний. Развитие чувства цвета и формы на занятиях возможно лишь при хорошем знании детьми цветов и форм.

Чем более осознанно начинает ребенок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся эстетические чувства.

Постепенно дети приобретают способность к элементарным эстетическим суждениям (о явлениях жизни, о предметах, созданных человеком, о произведениях искусства).

На образовательной деятельности по аппликации развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи. Педагог также активно включает детей в объяснение задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих аппликационных работах, высказывают суждения о работах других детей. Привлечение образных сравнений, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов способствует развитию у детей образной, выразительной речи.

Более прочное и быстрое усвоение теоретического материала по элементам цветоведения, основам живописной грамоты зависит от гибкого сочетания подготовительных кратковременных и длительных упражнений, имеющих различный характер и преследующие различные цели.

Благодаря систематической образовательной деятельности по цветоведению, ознакомлению с изобразительными, выразительными особенностями цвета, различным упражнениям с цветом, у детей постепенно развивается эстетическое чувство цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Дидактические игры для развития слухового восприятия детей раннего возраста».

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Торга» п. Комсомольский Республика КалмыкияВоспитатель первой категории Басхамжаева Надежда Бадма - Халгаевна Консультаци...

Развитие слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении, в семье. Х...

Мастер-класс: "Игры для развития слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста в работе учителя-логопеда".

Презентация представляет игровые упражнения формирующие фонематические процессы у детей младшего и среднего дошкольного возраста, что является лучшей пропедевтикой возможных нарушений в старшем дошкол...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ. Тема: "Сенсорное восприятие детей младшего возраста посредством изобразительной деятельности".

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ.  Тема: "Сенсорное восприятие детей младшего возраста посредством изобразительной деятельности".  Актуальность темы:  Я считаю, что эта проблема является ...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН реализации системы работы по развитию цветового восприятия детей старшей группы детского сада «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РАДУГЕ»

Познание мира ребенком начинается с восприятия цветных предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются...

Игры для развития слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста в работе учителя-логопеда.

Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова, определения наличия или отсутствие звуков в слове, местоположени...