Опыт работы патриотическое воспитание
материал

Беленко Светлана Юрьевна

Развитие ребенка в обществе невозможно без знания культуры и истории своего государства, своей малой Родины. Воспитание культуры человека начинается с раннего детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_patrioticheskoe_vospitanie.docx495.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 комбинированного вида Еманжелинского муниципального района Челябинской области

Педагогический опыт работы   по теме:

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель 1 квалификационной категории

Беленко Светлана Юрьевна

2019год

Оглавление

  Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1.

Теоретическое обоснование  проблемы формирования знаний о достопримечательностях  города Еманжелинска у детей старшего дошкольного возраста ……………………………..8

1.1.

Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска  у детей старшего дошкольного возрасте ……………………………………………………………………8

1.2.

Особенности организации процесса  формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении……………………………….10

1.3.

Педагогические условия  процесса формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска у детей старшего дошкольного возраста ……………………………12

Выводы по главе 1…………………………………………………………30

Глава 2.

Опытно-экспериментальная работа по проблеме  формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………….33

2.1.

Изучение педагогических условий  формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении ………………………......33

2.2.

Реализация педагогических условий по формированию знаний о достопримечательностях города Еманжелинска у детей старшего дошкольного возраста………………………….37

2.3.

Результаты опытно-экспериментальной работы по проблеме формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………39

Вывод по главе 2………………………………………………………42

Заключение………………………………………………………………..44

Список использованной литературы…………………………………….46

Приложение 1…………………………………………………………….. 49

Приложение 2…………………………………………………………….. 52

Приложение 3………………………………………………………………53

Приложение 4………………………………………………………………55

Приложение 5………………………………………………………………60

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Развитие ребенка в обществе невозможно без знания культуры и истории своего государства, своей малой Родины. Воспитание культуры человека начинается с раннего детства.

Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, патриотических чувств, и хотя они ещё элементарны по своим проявлениям, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности.

Современная педагогическая практика опирается на психолого- педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и знание формирования патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности , разработанная К.Д. Ушинским, Е.Н. Водовозовой, Н.А. Добролюбовым, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским, и др.

Большой вклад  в научное обоснование нравственно- патриотического воспитания дошкольников внесли Р. И. Жуковская, Н. В. Виноградова, Е. И. Радина и др.

Любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой. Человек, родившийся в маленьком городе, не может не знать его истории. Любой город неповторим. Детям необходимо показать, что город, в котором они живут, славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками.

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, и определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры ( И.А Колесникова и  др.)
       Для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста большое значение  имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили город.
Современные родители  имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима. Патриотизм – важнейшее нравственное качество любого человека. Сущность патриотизма в глубокой осознанной любви к родному краю, городу,  именно поэтому мной была выбрана данная тема исследования: «Формирования знаний детей старшего дошкольного возраста  о достопримечательностях города Еманжелинска  ».

Цель исследования: теоретически  рассмотреть и опытно- экспериментальным путем проверить педагогические условия  формирования знаний  о достопримечательностях города Еманжелинска  у детей старшего дошкольного возраста .

Объект исследования: процесс формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска у детей старшего дошкольного возраста.

В основу исследования мной  была выдвинута следующая гипотеза: формирование знаний о достопримечательностях города Еманжелинска у детей старшего  дошкольного возраста будет более эффективным при следующих педагогических условиях:

  - Повышение компетентности педагогов по проблеме формирования представлений о достопримечательностях  города Еманжелинска.

  -Разработка и реализация индивидуальных маршрутов формирования знаний о достопримечательностях  города Еманжелинска у детей старшего дошкольного возраста.

- вовлечение родителей в процесс формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска  у детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из целей и гипотезы, в работе я  поставила следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого- педагогическую литературу по проблеме формирования знаний  о достопримечательностях города Еманжелинска у детей старшего дошкольного возраста.

2. Рассмотреть педагогические условия формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска у детей старшего дошкольного возраста.

3. Реализовать педагогические условия формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска у детей старшего дошкольного возраста.

4. Выявить результативность опытно экспериментальной работы.

Теоретической основой данного исследования являются педагогические труды: К.Д Ушинского, Н. А . Добролюбова, Т.И. Богомоловой, С.А Козловой и др.

Для решения поставленных задач, в исследовательской работе были использованы методы:

- теоретические: психолого-педагогический анализ научно-методической литературы, анализ и интерпретация теоретических и экспериментальных данных;

- эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, беседа, методы экспертной оценки, мониторинг, изучение и обобщение практического опыта деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.

Опытно- экспериментальную базу моего исследования составила дошкольная образовательная организация МКДОУ д/с № 28 ( старшая группа)

Структура  опыта  работы  включает: введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключения, списка использованной литературы (всего         источников) и приложения.

В работе представлено     5  таблиц,             2 рисунка,                 5 приложений.

Глава 1. Теоретическое обоснование  проблемы формирования знаний о достопримечательностях  города Еманжелинска у детей старшего дошкольного возраста

  1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска  у детей старшего дошкольного возрасте

Изучением развития чувства патриотизма у детей занимались известные отечественные педагоги дошкольного воспитания – К.Д. Ушинский и Е.Н. Водовозова и др. Они полагали, что развивать чувство любви к Родине малой необходимо с раннего возраста. Идея народности явилась основополагающим положением воспитания. Это суждение базировалось на общефилософской концепции непосредственно-чувственной основы патриотизма [16, с. 89].

В. А. Сухомлинский утверждал, что детство — каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества ,их красоты и величия.

Вопросы патриотического воспитания детей по сей день занимают одно из центральных мест среди направлений педагогических исследований. Традиция исследования данного вопроса берет корни в отечественной педагогике с работ К.Д. Ушинского, К.Н. Вентцеля, В.А. Сухомлинского [8, с. 121].

Обзор  психолого-педагогической литературы и исследований, посвященных изучаемой проблеме, показал, что корни данной проблемы уходят в советскую педагогику, где над этими вопросами работали в рамках интернационального, нравственно-патриотического и гражданского воспитания: В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов, Т. И. Богомолова, С. А. Козлова и другие.

В современной педагогике появились новые подходы к данной проблеме, в частности работы С. А. Козловой в рамках ознакомления дошкольников с социальной действительностью, Э. К. Сусловой в рамках воспитания культуры межнационального общения, Е. Б. Алтабаевой в рамках организации историко-краеведческой работы, и многих других. Исследования содержат отдельные стороны ознакомления детей с малой Родиной, раскрывают методы и приемы работы, отображающие региональные особенности. Но, на сегодняшний день нет единой последовательной системы работы с детьми, отражающей всю полноту данного вопроса [16, с. 98].

В каждом городе, в каждом селе, в каждом населенном пункте есть свои региональные особенности достопримечательности , особенности исторического развития, специфические черты культуры и традиций, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному городу.

По словам Н.Г. Пантелеевой [23, с. 64], задача работы воспитателя с дошкольниками в процессе формирования  знаний о достопримечательностях города (представлений о малой родине  )— раскрыть каждому ребенку всю сложность, неоднозначность исторического пути родной ему земли.

В процессе работы, по мнению Е. Ю. Александровой , важно выделить все лучшее в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий.

Выявляя проблемы  формирования знаний о достопримечательностях города у детей старшего дошкольного возраста было замечено, что в педагогических исследованиях большое внимание уделяется патриотизму как средству развития представлений о родном городе.

В настоящее время дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, достаточно равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, у родителей нет представлений о целях и задачах патриотического воспитания, которое невозможно воспитать без тесного взаимодействия детского сада с семьёй. Глубоко изучив актуальность проблемы, понимая, что необходимо не столько педагогическое просвещение родителей, сколько активное участие семьи в разработке форм и методов развития представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, проблемой формирования знаний о достопримечательностях города у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях стали различные мнения исследователей:

- одни предлагают формирование представлений, другие ознакомление с родным городом у старших дошкольников, третьи – как воспитание культуры;

- формирование знаний о достопримечательностях города  у детей старшего дошкольного возраста предлагают рассматривать в рамках патриотического и нравственного воспитания, рассматривать как социализацию детей.

Следовательно, формирование знаний о достопримечательностях города  у детей старшего дошкольного возраста как процессе познавательного развития в психолого-педагогических исследованиях не раскрывается.

1.2. Особенности организации процесса  формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

В предыдущем параграфе мы рассмотрели теоретические аспекты проблемы  формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска детей старшего дошкольного возраста, ее понимание в педагогической и психологической литературе. Задачей данного параграфа является рассмотрение  особенности организации формирования знаний  в дошкольном образовательном учреждении.

В вариативной части ряда образовательных программ дошкольного образования, таких как «Детство» (под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, 2014), «От рождения до школы» (под ред. Н.Е Вераксы, 2014), «Радуга» (под ред. Е.В. Соловьевой, 2014), предполагается развитие патриотизма  детей старшего дошкольного возраста.

В образовательной программе «Детство» при формировании патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста основное внимание уделяется совместной деятельности педагога с детьми. Основными формами в такой деятельности являются: создание ситуации успеха, создание проблемно-поисковых ситуаций. Эффективными методами обучения патриотизму в старшем дошкольном возрасте являются игровые методы. В программе «Детство» они представлены широким спектром сюжетно-ролевых, подвижных и дидактических игр.

Образовательная программа «От рождения до школы » предполагает различные формы  формирования патриотических чувств: от погружения в общение о достопримечательностях города  не  во всех видах деятельности до организации образовательной деятельности продолжительностью 15-30 минут несколько раз в неделю.

Образовательная программа «Радуга» предлагает следующие формы организации занятий для формирования знаний о достопримечательностях детей старшего дошкольного возраста: интегрированные занятия с использованием различных форм художественно-эстетической деятельности.

Таблица 1

Анализ образовательных программ дошкольного образования, направленных на формирование знаний о достопримечательностях города детей старшего дошкольного возраста

Название программы

Характеристика

1.

«Детство» /

под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, 2014

Развитие патриотических чувств   реализуется преимущественно  с  помощью  игровых  методов, в совместной деятельности педагога и детей.

2.

«От рождения до школы» /

под ред. Н.Е.Вераксы, 2014

Процесс развития  патриотических чувств выстраивается  как  процесс погружения в общение о достопримечательностях города не во всех видах деятельности до организации образовательной деятельности.

3.

«Радуга» /

под ред. Е.В. Соловьевой, 2014

Для развития патриотических чувств  используются интегрированные занятия с использованием различных форм художественно-эстетической деятельности.

Таким образом, анализ вышеперечисленных образовательных программ дошкольного образования показал, что организация процесса формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска в дошкольном образовательном учреждении выражено фрагментарно, в основном оно осуществляется в совместной деятельности педагога и детей, при помощи игровых методов.  Инновационные формы работы используются редко.

1.3. Педагогические условия  процесса формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска у детей старшего дошкольного возраста

Анализ образовательных программ дошкольного образования показал, что формирование знаний о достопримечательностях города Еманжелинска у детей старшего дошкольного возраста осуществляется преимущественно через игровые методы и формы организации , инновационные формы работы используются редко. На мой взгляд, этого недостаточно, поэтому предлагаю следующие психолого-педагогические условия:

- Повышение компетентности педагогов по проблеме формирования знаний  о достопримечательностях  города Еманжелинска.

- Вовлечение родителей в процесс формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска  у детей старшего дошкольного возраста.

Рассмотрим подробно каждое из вышеперечисленных условий.

Первым условием я  выделила повышение компетентности педагогов по проблеме формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска.

Закон «Об образовании РФ» относит дошкольное образование к первой ступени общего. Наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляются обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. В образовании стоит задача достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности каждого ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы образовательной ситуацией.

Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в п. 3.4.2. указано, что «педагогические работники, реализуемые Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимым для создания условий развития детей». Кроме этого, Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.октября 2013 г. № 544н раскрывает общие требования, предъявляемые к педагогу (образование, опыт работы, особые условия) и трудовые действия, умения и знания необходимые для выполнения общепедагогической функции по обучению, воспитанию и развитию детей, а также требования, предъявляемые конкретно к воспитателю дошкольного учреждения. В соответствии с ними, одним из трудовых действий педагога (воспитателя) является развитие профессионально значимых компетенций, необходимых ему для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития.

Понятия «профессиональная компетентность», «компетенция» в настоящее время рассматриваются в работах разных ученых и специалистов. Единого мнения в определении данных понятий не существует и во многих исследованиях эти понятия тождественны. Итак, рассмотрим данные понятия.

        Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях социальной жизни. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
        Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде и принимать решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в ДОУ. Иными словами, компетенции – это цели, а компетентности – это результаты. И достижение цели всегда способствует развитию. Так и в педагогике, обновляя свои компетенции, педагог развивается, растет его профессиональная компетентность
От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.

        Качество образования - социальная категория, определяющая результативность процесса образования в ДОУ, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии детей и профессиональной компетентности педагогов. Белая К.Ю.  предлагает следующее содержание данного понятия: «Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения». И, конечно же, качество работы дошкольного образовательного учреждения зависит от:

1. От качества работы педагогов.
2. Сложившихся в педагогическом коллективе отношений.
3. Условий, созданных в ДОУ для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми.

4. Объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Таким образом, качество - это результат деятельности всего педагогического коллектива. Немаловажным является и тот факт, что каждый участник образовательного процесса должен уметь взаимодействовать с другими членами коллектива, чтобы стать единомышленниками. Т.е. выявляется необходимость приоритета субъективной позиции педагога по отношению к самому себе, что позволяет сделать его лично ответственным за уровень (качество) своего профессионализма. Тогда он сам определяет, что, когда и в какой форме ему делать, чтобы измениться самому и повлиять на результаты своего труда (а значит, и на результаты работы дошкольного учреждения). При таком подходе упор делается на профессионально-личностный рост педагога, на процесс и результат этого роста, и поиск эффективных форм работы и средств обеспечения этого роста.

К.Д.Ушинский сказал: «В деле обучения и воспитания: ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Одним из важных условий успешной работы педагога в современном образовательном учреждении становится ощущение не только ответственности за свое дело, но и внутренней свободы в работе. Педагог должен стать независимым образованным профессионалом, берущим на себя полную ответственность за все, что он делает, стать центром процесса повышения качества дошкольного образования. Реализация этой задачи может способствовать формированию профессионального роста и мобильности педагогов к тому новому или обновленному содержанию, что появляется в детском саду, а также помогает в быстром освоении новых видов деятельности.

Профессиональный рост педагога - это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья воспитанников (М.М. Поташник, академик Российской академии).

Инновационные методы работы педагогов в ДОУ

Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня эффективнее использовать активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Инновационная методическая работа - часть профессионально - управленческой, педагогической деятельности, отличительными особенностями которой являются:

1. обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития;

2. отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребенка дошкольного возраста, его саморазвитие;

3. обеспечение педагогов информацией об инновационных фактах и явлениях и организация экспертизы;

4. оснащение педагогов способами профессионально - педагогической деятельности, создающее эффективное воздействие на личностное развитие ребенка.

Задачи методической работы:

- повышение уровня теоретической и психологической подготовки педагогов;

- формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта;

- изучение новых образовательных программ, образовательных государственных стандартов;

- изучение новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов, оказание помощи педагогам в самообразовании,

- помощь в овладении информационно-коммуникационными технологиями.

Следовательно, совершенствование профессиональной компетентности совпадает с задачами методической работы.

По утверждению Белой К.Ю., важно определить реальные показатели работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, сформулировать критерии оценки – это:

1) мастерство педагогов, выражающееся в повышении квалификационных категорий;

2) рост творческой активности педагогов в методической работе на различных уровнях;

3) показатели здоровья детей;

4) уровень развития детей.

Перед педагогами дошкольного образования встает непростая задача – учить и развивать воспитанников в соответствии со стандартами, не забывая об индивидуальности и развитии личности каждого ребенка. Недаром в ФГОС ДО особое внимание уделено развитию воспитанников через игру, свободный разговор, диалог, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, воспитателями. Воспитатель должен стать на позицию партнерства, постигать новое вместе с ребенком в форме познавательной,  исследовательской, проектной деятельности, в форме творческой активности.

Ожидаемые результаты:

- Обеспечение информационной, методической, технологической готовностью педагогов для работы с детьми по ФГОС ДО.

- Повышение уровня сформированности мотивационно - профессиональной компетентности педагогов ДОУ: выработка новых ценностей, принципов взаимодействия и общения с дошкольниками.

- Расширение возможности и потребности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности за счет использования разных форм повышения квалификации.

- Повышение качества образования в ДОУ.

Исходя из вышесказанного, работа с педагогами  по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов осуществляется в процессе:

- самообразовательной работы;

- овладения информационно-коммуникационными технологиями;

- совершенствования проектной культуры педагога.

В условиях реализации ФГОС ДО, в рамках профессионального стандарта педагога неотъемлемой частью педагогической деятельности является непрерывное повышение своей профессиональной квалификации, непрерывное самообразование. 

В качестве стимулов, поддерживающих активность используются  внешние мероприятия: обучение на курсах, посещение различных семинаров, методических объединений, знакомство с опытом работы по теме Формирование патриотических чувств к малой родине других педагогов и т.д. Возможность участия в инновационной деятельности помогает стимулировать интерес к работе.

Система мероприятий, которая подразумевает активную форму обучения и взаимодействие педагогов в детском саду - семинары-практикумы, тренинги, консультации, беседы позволяет минимизировать  препятствующие факторы, как собственная инертность и неумение распределять свое время.

Саморазвитие педагога - центральное звено успешного развития дошкольного учреждения, системы дошкольного образования в целом и самого педагога, его уровня профессиональной и технологической компетентности т.к. именно педагог обеспечивает эффективное функционирование и развитие образовательного учреждения.

Овладение информационно-коммуникационными технологиями

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современный детский сад. Владение ИКТ позволяет повысить эффективность формирования знаний о достопримечательностях города, способствует совершенствованию профессиональной компетентности педагогов. На сегодняшний день педагогами создаются  личные сайты в системе «Электронное образование в Еманжелинске», пополняются портфолио, оформляются презентации, способствующие обобщению и распространению своего опыта по работе формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска.

Проектная культура педагога как часть профессиональной компетентности по формированию знаний о достопримечательностях города Еманжелинска

Проектная деятельность педагогов ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования, направлена на выработку исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию креативности и логического мышления; объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий ДОУ и на курсах повышения квалификации.

Цель проектной деятельности - создание условий для инновационной деятельности по теме формирование знаний о достопримечательностях города Еманжелинска в ДОУ, применение педагогом  знаний, умений и навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.

Темы для разработки педагогом проекта формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска ,  выбиралась в результате анализа диагностики по вопросам « Какие достопримечательности города Еманжелинска вы знаете.»

. На конечном этапе деятельности проводится презентация.

Развитие проектной культуры в образовательном процессе способствует сплоченности педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.

Разнообразие форм и методов развития компетентности педагогов.

В работе используется  множество форм и методов , направленных на развитие компетентности по теме формирования патриотических чувств к малой родине такие как :

1. Семинар – творческое  занятие направлены на развитие творческого мышления и создания  проекта по формированию знаний о достопримечательностях города Еманжелинска.

2.Игровое моделирование. Деловые и ролевые игры подразумевают моделирование реального процесса, во время которых принимают оптимальные профессиональные решения на основе анализа искусственно созданных педагогических ситуаций. Деловая игра как метод обучения позволяет «прожить» проект формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска.

3. Коллективное решение проблемных ситуаций, групповая дискуссия,  тренинг в малых группах по совершенствованию профессиональных умений; методы самообразовательной работы, научно-практические конференции по формированию знаний о достопримечательностях в городе Еманжелинске .

4. Новой формой, позволяющей в комплексе решить основные практические и исследовательские задачи формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска, интегрировать различные образовательные формы обучения являлся  научно-методический совет. В работу научно-методического совета  была включена творческая группа педагогов, научный руководитель экспериментальной площадки, заведующая ДОУ и старший воспитатель.

В компетенцию его деятельности входит создание коллектива единомышленников для развития учреждения, который разрабатывает стратегию формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска, конструктивно-методические схемы реализации  концепции формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска. Важное место в содержании работы научно-методического совета занимал анализ деятельности учреждения, результаты использования новых педагогических технологий, анализ профессиональной деятельности членов коллектива, рассмотрение прогностической программы  и проекта, анализ и утверждение дидактических, методических материалов, обобщение опыта формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска.

Важным в работе научно-методического совета являлся  анализ инновационных способов и приемов формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска , их реализации в социокультурном пространстве, изучение их влияния на степень развития ребенка.

5. Педагогический ринг - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогической проблеме формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников:

  • общая эрудиция;
  • профессиональные знания, умения, навыки;
  • умение выйти из затруднительного положения, экспромт.

6. Деловая игра была использована  не только как зачетное занятие по результатам теоретического семинара Формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска, но и при разработке решений новой проблемы. Например: «Знание дошкольников о городе Челябинске? »

7. Банк идей - это рациональный способ коллективного решения проблемы формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска, неподдающихся решению традиционными способами на данном этапе. Например: «Достопримечательности города Еманжелинска как  жизнь детского сада». Эффективной формой являлось  проведение выставки - ярмарки педагогических идей, аукцион. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулировала  педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки - заметный профессионально-личностный рост воспитателей. Благодаря этой форме работы с педагогами создавались  условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.

        Кроме этого, формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов по развитию патриотических чувств по ФГОС в дошкольном образовательном учреждении являются:
        - организация индивидуальных и групповых консультаций с целью оказания методической помощи педагогам (очень важно получить ответную реакцию от педагогов, обсуждать именно те вопросы, которые вызывают затруднение);

        - организация деятельности «творческой группы»;

        - проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами города (изучение передового опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности, описание взаимосвязанной работы по определенному направлению).

Таким образом, использование в процессе повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ указанных и других активных форм и методов обучения обеспечивает практико-ориентированный характер учебного процесса, способствует включению в инновационную деятельность, формированию потребности в непрерывном профессиональном совершенствовании.

        В ходе методической работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов можно определить прямую зависимость качества образования и воспитания в дошкольном учреждении от уровня профессиональной компетентности педагогических кадров. Чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше уровень качества образования по теме формирования патриотических чувств.

Таким образом, в  современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.

Педагог - это:

1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству.

2. Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач.

3. Способный организовать рефлексивную деятельность.

4. Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Следующим эффективным условием, на мой  взгляд, является вовлечение родителей в процесс формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска.

В настоящее время педагоги  ДОУ активно  используют  весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей.  Которое включает в себя систематическое  активное распространение педагогических знаний среди родителей, оказание  практической помощи семьи в воспитании детей, повышения педагогической культуры родителей и активизацию их педагогического образования.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

  • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную деятельность;
  • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;
  • обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия для взрослых представителями) детей вопросов, связанных с реализацией программы.[3]

Задача  педагога, непосредственно  наблюдающего за детьми, знающего их проблемы, – привлечь  родителей к сотрудничеству, к знанию и пониманию педагогических принципов. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям и т. д. [1]

Детский сад сегодня  находится в режиме развития, быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого меняются  формы и направления работы детского сада с семьей. Начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, проводимые  анкетирование, личные беседы,  на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Для того, чтобы детский сад стал источником информации о ребенке, развитии детско-родительских отношений, предлагаются различные формы:

  • “Круглый стол”
  • Тематические выставки;
  • Тесты, опрос на любые темы;
  • семейные  встречи;
  • Открытые занятия для просмотра родителей;
  • Конкурс семейных талантов;
  • День открытых дверей;
  • Сайт ДОУ.

Для развития патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста можно использовать родительские собрания , которые  могут проходить в форме дискуссий, с использованием активных методов, способных длительное время поддерживать  живой разговор. Это и презентации о городе Еманжелинске, озадачивающие вопросы «какие достопримечательности города Еманжелинска вы знаете», минуты самоанализа, когда каждый  родитель задумывается о своих взаимоотношениях с ребенком и своих знаниях.[2]

Одной из интересных и эффективных форм взаимодействия, является выпуск газеты для родителей . Это и способ просвещения семьи, и информирование о  городе Еманжелинске, так же, средство развития творческих способностей педагогов и детей. В оформлении газеты принимают участия не только педагоги, но и дети. Газета, как форма взаимодействия с семьей, актуальна и тем, что здесь исчезает элемент “принуждения”, о котором с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что именно оно отталкивает родителей, мешает восприятию интересной и значимой информации. Информация о том, какая емкая работа ведется с дошкольниками в детском саду по формированию патриотических чувств, меняет отношение родителей к педагогам и, в общем, к работе ДОУ. Зачастую родители не видят того объема работы, которая ведется с их детьми. Многих, особенно в группах раннего возраста, интересует только то, что и как кушал их ребенок, хорошо ли он спал, а воспитатель не всегда имеет возможность проконсультировать и ответить на вопросы родителей, ведь детей не оставишь без внимания. Информационные стенды, которые есть в каждой группе, родителям зачастую читать некогда, а газету можно взять с собой и уже дома, ознакомиться в спокойной обстановке.

Большой эффект имеет совместная работа с родителями  по организации мини музеев ( достопримечательности города Еманжелинска) в дошкольном учреждении . Данная форма работы способствует воспитанию патриотических чувств, систематизации ранее полученных знаний у детей.

Одной из форм взаимодействия ДОУ с родителями это день «Моя семья».  В этот день родители приходят в гости к дошкольникам и рассказывают какие места в городе Еманжелинске они любят посещать и почем, история возникновения достопримечательности и т.д..

Регулярно  в детском саду можно проводить  совместные тематические выставки поделок и рисунков детей и  родителей по формированию знаний о городе Еманжелинске. Все семьи, которые принимают участие поощряются благодарностями и дипломами на уровне группы, а наиболее активные семьи, которые принимают участие не только на уровне детского сада, но и на уровне города – награждаются грамотами и подарками от детского сада.

В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают фотографии и рисунки  др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии (собрании, заседании клуба «Мы вместе»), лучшие проекты печатаются в газете ДОУ. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

Вся информация о мероприятиях, проводимых в детском саду по теме формирования патриотических чувств может , размещается на сайте детского сада и подкрепляется фотографиями (со всеми родителями подписаны согласия на размещение фотографий детей). На сайте ДОУ любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, узнать последние новости и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий. Электронная почта  детского сада, используется для работы с письменными сообщениями родителей, налаживания динамичной и действенной обратной связи в работе детского сада с семьей; она не заменяет общение, но служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным и насыщенным.

При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

Вывод по первой главе

Анализ исследований по проблеме формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска детей старшего дошкольного возраста (К.Д Ушинского, Н. А . Добролюбова, Т.И. Богомоловой, С.А Козловой и др.) позволил мне определить и конкретизировать ключевое понятие исследования « формирование знаний о достопримечательностях города Еманжелинска детей старшего дошкольного возраста» », которое я понимаю  как процесс закономерного изменения индивидуально-психологических  особенностей детей в возрасте 5-7 лет, обусловливающих эффективность  формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска и успешность в овладении знаниями, умениями и навыками в области социально коммуникативной   деятельности.

Теоретико-педагогическими предпосылками решения проблемы исследования явились особенности образовательных программ дошкольного образования «Детство» (под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, 2014), « От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, 2014), «Радуга» (под ред. Е.В. Соловьевой, 2014). Анализ данных программ показал, что решение проблемы формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска детей старшего дошкольного возраста представлено фрагментарно, в основном используются игровые методы,  инновационные формы работы используются редко , на мой взгляд, недостаточно.

Педагогическими условиями эффективности решения проблемы исследования стали предложенные мной: повышение компетентности педагогов по проблеме формирования представлений о достопримечательностях  города Еманжелинска; вовлечение родителей в процесс формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска  у детей старшего дошкольного возраста.

Для формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска детей старшего дошкольного возраста я избрала условия решения проблемы, специфика которых заключается в следующем:  в первом условии спецификой является повышение компетентности педагогов по формированию знаний о достопримечательностях города Еманжелинска различные формы повышения профессиональной компетенции в реализации формирования патриотических чувств :

- коллективные решения проблемных педагогических ситуаций;

- семинары-дискуссии;

-научно методический совет;

- педагогический ринг;

- мастер- класс;

- банк идей

- практикумы в форме деловых игр;

- различные выставки, конкурсы.

Грамотно построенная система инновационных форм работы  педагогов  приведут к повышению уровня  формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска у детей старшего дошкольного возраста  и сплотит коллектив педагогов.

во втором условии спецификой является вовлечение родителей в процесс формирования знаний о достопримечательностях города у детей :

-“Круглый стол”

Тематические выставки;

  • Тесты, опрос на любые темы;
  • Семейные  встречи;
  • Открытые занятия для просмотра родителей;
  • Конкурс семейных талантов;
  • День открытых дверей;
  • Сайт ДОУ.

Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе формированию патриотических чувств  важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для  ребенка и родителей.


Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме  формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Изучение педагогических условий  формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска у детей старшего

дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

Цель опытно-поисковой работы заключается в проверке эффективности выдвинутых педагогических условий, направленных на повышение качества формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Разработать программу начальной диагностики формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска старшего дошкольного возраста.

2. Выбрать и аргументировать критерии, оценивающие результаты опытно-поисковой работы.

3. Проверить, повышается ли уровень качества формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска  детей старшего дошкольного возраста благодаря внедрению педагогических условий в соответствии с выделенными критериями.

4. Проследить динамику и обобщить полученные результаты.

Таблица 2

Диагностика начального уровня  формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска детей старшего дошкольного возраста

Критерии

Показатель

Методика

1

Знание названий достопримечательностей города Еманжелинска

Уметь называть достопримечательности города Еманжелинска

Опрос был проведен в свободное от занятий время по картинкам ( см. Приложение 1)

2

Знание истории появления достопримечательности

Полнота знаний о достопримечательностях города Еманжелинска

Рассказ детей по картинкам ( см. приложение 2)

3

Знание, где находится достопримечательности

Знания нахождения достопримечательности

Рассказ детей по картинкам ( см. 2)

Таблица 3

Характеристика формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска детей старшего дошкольного возраста в соответствии с выявленными уровнями

Знание названий достопримечательностей города Еманжелинска

Высокий уровень

Знает название предложенных достопримечательностей города Еманжелинска и может назвать и другие достопримечательности

Средний уровень

Знает название только предложенных достопримечательностей города Еманжелинска

Низкий уровень

Знает не все предложенные достопримечательности и называет только с помощью воспитателя

Знание истории появления достопримечательности города

Высокий уровень

Знает в каком году появилась достопримечательность и называют причину возникновения достопримечательности

Средний уровень

Знает  в каком году появилась только предложенная достопримечательность причину возникновения достопримечательности называет с подсказкой

Низкий уровень

Не всегда называет в каком году появилась достопримечательность  и ошибочно называет причину возникновения достопримечательности

Знание, где находится достопримечательности

Высокий

Знают где находятся достопримечательности города. Четко называют ее место нахождения.

Средний

Называют где находятся достопримечательности с помощью наводящих вопросов.

Низкий

Не всегда называют где находятся достопримечательности города

База исследования: МКДОУ д/с № 28 Челябинской области, Еманжелинского района, поселка Красногорского.

Для констатирующего эксперимента была отобрана группа детей в возрасте 5-6 лет в количестве 15 человек.

Таблица 4

Результаты диагностики начального уровня  формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска детей старшего дошкольного возраста

Критерий

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1.

Знание названий достопримечательностей города Еманжелинска

20%

46,7%

33,3%

2.

Знание истории появления достопримечательности города Еманжелинска

26,7%

60%

13,3%

3.

Знание, где находится достопримечательности города Еманжелинска

13,3%

46,7%

40%

Количественная характеристика результатов констатирующего этапа исследования:

высокий уровень – 20%

средний уровень – 51,1%

низкий уровень – 28,9%

Представим данные диагностики на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты диагностики начального уровня формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска детей старшего дошкольного возраста

Таким образом, на констатирующем этапе уровень формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска оказался невысоким, что доказывает необходимость специально организованной работы по реализации избранных мной педагогических условий.

2.2. Реализация педагогических условий по формированию знаний о достопримечательностях города Еманжелинска у детей старшего дошкольного возраста

Результаты диагностики начального уровня формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска детей старшего дошкольного возраста  послужили основой разработки  формирующего  этапа  опытно-экспериментальной работы. Таким образом, для проверки гипотезы исследования и решения поставленных  задач  исследования,  мной   были  реализованы  следующие выделенные педагогические  условия формирования знаний о достопримечательностях города  Еманжелинска детей старшего дошкольного возраста:

-  повышение компетентности педагогов по проблеме формирования знаний о достопримечательностях города;

- вовлечение родителей в процесс формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска.

Реализация долгосрочного  проекта  «Формирование знаний о достопримечательностях городу Еманжелинска  у детей старшего дошкольного возраста.»  Был разработан план по подготовке к долгосрочному проекту.

Цель проекта: формировать  знания о достопримечательностях города Еманжелинска  у детей старшего дошкольного возраста.

Составила  план-схему проекта по формированию знаний о достопримечательностях города Еманжелинска.

Сбор (накопление материала по формированию знаний о достопримечательностях города Еманжелинска различные дидактические игры , стихи о достопримечательностях города Еманжелинска). Включила  в план-схему занятия Еманжелинск наш родной город, Увлекательная экскурсия по Еманжелинску, игры и другие виды деятельности  , домашние задания для самостоятельного выполнения и совместно с родителями.

Реализация проекта проходила в три этапа:

Первый этап  подготовительный
Определение темы и актуальности ,уточнение цели, определение сроков проекта, формирование семейных групп для участия в проекте, определение источников информации.

Второй этап: Выполнение работ, раскрывающих идеи проекта : посещение библиотеки, изучение литературы по данной проблеме, просмотр  видео фильмов, беседы со взрослыми, Интернет, экскурсионная деятельность, чтение стихов о Еманжелинске

; участие в конкурсах патриотической направленности, оформление стенгазет достопримечательности города  , конкурс рисунков и семейных поделок,

изготовление мини макетов  «Достопримечательности города Еманжелинска», фотоматериал

« Достопримечательности города Еманжелинска»

Заключительный этап: Проведение конкурса викторины « Достопримечательности города Еманжелинка» . Создание презентации по проекту « Формирование знаний о достопримечательностях города Еманжелинска».

В работу над Формированием знаний о достопримечательностях города Еманжелинска были вовлечены родители. Родители совместно с детьми создавали фото выставки о достопримечательностях города Еманжелинска, рисовали совместно рисунки , изготавливали мини макеты достопримечательности города Еманжелинска ( каждой семье в результате жеребьёвки досталась определенная достопримечательность например семье Ивановым « Маяк», а семье Петровым « Мемориал погибшим солдатам», затем каждая семья представляла свой макет и рассказывала детям о истории возникновения этой достопримечательности.

Таким  образом,  мной   была  реализована  практическая  часть  опытно-поисковой  работы  по формированию знаний о достопримечательностях города Еманжелинска  детей старшего дошкольного возраста. Контрольный этап эксперимента позволил проследить эффективность предложенных нами педагогических условий.  Результаты  представлены  в  следующем параграфе.

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по проблеме формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска детей старшего дошкольного возраста

Для выявления уровня  формирования  знаний о достопримечательностях города Еманжелинска  у детей старшего дошкольного возраста был проведен контрольный этап эксперимента.

Цель контрольного эксперимента: определить  уровень формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска у  детей старшего дошкольного возраста после реализации педагогических условий.

Таблица 5

Диагностика уровня формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска у    детей старшего дошкольного возраста на этапе контрольного эксперимента

Критерий

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Констат. эксп.

Контр. эксп.

Констат. эксп.

Контр. эксп.

Констат. эксп.

Контр. эксп.

1.

Знание названий достопримечательностей города Еманжелинска

20%

27%

46,7%

53,3%

33,3%

20%

2.

Знание истории появления достопримечательности города Еманжелинска

26,7%

33,3%

60%

60%

13,3%

6,7%

3.

Знание, где находится достопримечательности города Еманжелинска

13,3%

20%

46,7%

53,3%

40%

26,7%

Количественная характеристика результатов констатирующего этапа исследования:

высокий уровень – 27%

средний уровень – 53%

низкий уровень – 19%

Для наглядности представлю  полученные данные в виде диаграммы.

Рисунок 2. Уровень  формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска  детей старшего дошкольного возраста по итогам контрольного эксперимента.

Таким образом, сравнивая результаты констатирующего и контрольного эксперимента, можно сделать вывод, что уровень формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска  у детей старшего дошкольного возраста может быть повышен, если реализовать комплекс педагогических условий, составленный в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Вывод по второй главе

Для подтверждения гипотезы исследования была организована опытно–экспериментальная работа на базе  МКДОУ д/с № 28 поселка  Красногорского Челябинской области, которая проходила в три этапа. На констатирующем этапе была подобрана и апробирована диагностика А. А. Ветохина, З. С. Дмитренко в качестве методик использовала   опрос и беседу с привлечением  наглядных средств (картинок)  для выявления начального уровня формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска  у детей старшего дошкольного возраста. ( См. приложение №1) Проведя констатирующий этап эксперимента, я выяснила, что большая часть детей имеют низкий уровень формирования  знаний о достопримечательностях города Еманжелинска .

На формирующем этапе эксперимента мной  были реализованы следующие педагогические условия: 1) Повышение компетентности педагогов по проблеме формирования представлений о достопримечательностях  города Еманжелинска. Работа над проектом « Достопримечательности города Еманжелинска » Эффективность реализации данного направления зависит от методического обеспечения. И поэтому основной задачей было выбор методов и форм для организации работы по данной теме, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития дошкольников. В условиях внедрения ФГОС дошкольного образования и педагога проблема использования информационных технологий очень актуальна. Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать новым способом формирования у детей представлений об окружающем мире. Возможности компьютера позволяют изменить объём и качество предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Эти условия обеспечивают способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, цифровую, речевую, музыкальную, видео– фото– и другую информацию, направленную на реализацию целей и задач современного образования. И поэтому при необходимости «приблизить» город к ребёнку я  считаю,  что бесспорным лидером по эффективности является  информационно-коммуникативные технологии.

2)  вовлечение родителей в процесс формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска  у детей старшего дошкольного возраста. Родители активно принимали участие в совместной работе с детьми над созданием фотовыставок, выставок рисунков о достопримечательностях города Еманжелинска, созданием макетов достопримечательностей города Еманжелинска.

На контрольном этапе эксперимента была осуществлена повторная диагностика. Показатели, которые мы получили в результате обработки, свидетельствуют о положительном изменении уровня формирования  знаний о достопримечательностях города Еманжелинска у детей старшего дошкольного возраста.

Заключение

В ходе выполненного исследования мной  была проведена теоретическая и экспериментальная работа, направленная на формирование знаний о достопримечательностях города Еманжелинска у  детей старшего дошкольного возраста.

В рамках решения первой задачи я проанализировала  психолого-педагогическую литературу (К.Д Ушинского, Н. А . Добролюбова, Т.И. Богомоловой, С.А Козловой и др и т.д.) и уточнила ключевое понятие исследования «формирование патриотических чувств у  детей старшего дошкольного возраста», которое мы понимаем как процесс закономерного изменения индивидуально-психологических  особенностей детей в возрасте 5-7 лет, обусловливающих эффективность формирования патриотических чувств  и успешность в овладении знаниями, умениями и навыками в области социально коммуникативном развитии.

Решая вторую задачу, я  выделила комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное  формирование знаний о достопримечательностях города Еманжелинска  у  детей старшего дошкольного возраста: 1) повышение компетентности педагогов по проблеме формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска; 2) вовлечение родителей в процесс формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска.

Специфика предложенных условий заключается в следующем: в первом условии работа над проектом « Достопримечательности  города Еманжелинска , согласно которому дети познакомятся  с достопримечательностями города Еманжелинка на занятиях, экскурсиях, в дидактических  играх, через стихотворения, загадки о достопримечательностях города Еманжелинска; во втором условии   совместно с родителями дети планируется создание  выставок рисунков о достопримечательностях города Еманжелинска, фотовыставки , изготовление  макетов о достопримечательностях города Еманжелинска , создание презентаций о достопримечательностях города Еманжелинска.

Решая третью задачу , я реализовала  педагогические условия формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска у детей старшего дошкольного возраста.   Реализовала проект « Достопримечательности города Еманжелинска». Дети знакомились с достопримечательностями города  Еманжелинска через занятия , экскурсии , дидактические игры, стихотворения , загадки и т.д. В реализации проекта родители принимали активное участие: создавали выставки рисунков, фото выставки ,достопримечательностей города Еманжелинска,  макеты достопримечательностей города , создание мини музея , создание презентации о достопримечательностях города  и выступление с презентацией на родительском собрании.

Решая четвертую задачу, я обобщила и сравнила  данные, полученные на констатирующем и контрольном этапе эксперимента, которые показали  положительную динамику формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска  у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, проделанная нами  работа показала положительные результаты: цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Список используемой литературы

1.Александрова Е.Ю. и др Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты и разработки тематических занятий и сценарии мероприятий /— Волгоград: Учитель, 2007–203с.

2.Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.

3.Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.

4.Алтабаева Е. Б. Организация историко-краеведческой работы в дошкольном учебном заведении. Учебно-методическое пособие/ Е. Б. Алтабаева. Севастополь: Рибэст, 2011. — 108 с.                

5.Антонов Ю.Е , Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова  Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей — М.:АРКТИ, 2003–168с.

6.Альмушева Е. Н., Григорьева Е. М. Партнерское взаимодействие с родителями в процессе приобщения детей к познанию родного края — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 31-33.

7.Арабаджи В.А. Творческий поиск в работе с педагогами //Управление ДОУ. 2010. № 3

8.Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. М.: Творческий центр, 2005.

9.Волобуева Л.М., Миренко И.А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ // Управление ДОУ.  2006.  № 6.

10. Валясэк Б. Метод проектов как творческая работа педагога. // Первое с ентября, № 9–2004, с. 12–15.

11.Виноградова Н.А. , Панкова В.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/– М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

12. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.

13.Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. — Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003.

14. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание, № 3, 2003, с. 20–24.

15.Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.

16.История родного края. Уроки патриотизма. Местный партийный проект 2015 год. Город Еманжелинск

 17.Калашников  Г.В.Гербы и символы Челябинской области –Санкт- Петербург « Детство- Пресс» 2007-96с.

18.Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет : методическое пособие / Н. Г. Комратова. − М. : Владос, 2007. − 125 с.

19.Кондрыкинской Л.А . С чего начинается Родина? М.: ТЦ Сфера, 2004–192с.           

20.Лосева, А. Ю. Как помочь ребенку полюбить родной город / А. Ю. Лосева // Детский сад от А до Я. – 2003. – № 3. – С. 90-94

21.Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм/ Н.Мельникова // Дошкольное воспитание. 2006. № 10. С.82–85.      

22.Метенова Н. М. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.

23.Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду /  — Москва: Линка- Пресс, 2003

24.Пахомова Н. Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, № 1, 2004. — с. 42. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. — М.: Аркти, 2010. — 80 с

25.Пашкевич Т.Д. Петрусевич В.В. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ. // Управление ДОУ.2010. № 3.

26.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

27.Примерная образовательная программа дошкольного образования  Детство: / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. — 280 с.

28.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования  Истоки:/ Л. А. Парамонова. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Сфера, 2014. — 320 с.

29.Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 208 с

30.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)

31.Яковлева Г.В. Управленческое содействие педагогам в инновационной деятельности. //Управление ДОУ. 2007. № 6.

32.Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

Приложение 1

Цель: Определить уровень знаний о  достопримечательностях города Еманжелинска. (Называть достопримечательности города, площадей, скверов)

Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии

Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.

Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.

Оценка результатов.

Высокий уровень (З балла)

Ребенок без особого труда называет  достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать  достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

1027001_890x565.JPG

Маяк

199883_603x354.jpg

Памятник Журавли

199884_603x354.jpg

Скульптурно- монументальная композиция « Добрый ангел мира»

200040_603x354.jpg

Памятник погибшим Еманжелинским шахтером

gal-27-Emanzelinsk_5.jpg

Городской сквер с фонтаном « Верность»

Опрос был проведен в свободное от занятий время. Индивидуально каждому ребенку предлагалось ответить на следующие вопросы:

  1. Назови достопримечательности города Еманжелинска.
  2. В каком году появилась достопримечательности города Еманжелинска
  3. Где находится достопримечательности города Еманжелинска.

Приложение  2

Сводная таблица результатов диагностики детей 5-6 лет старшей группы МКДОУ д/с № 28  Челябинской области ,  Еманжелинского района, поселка Красногорского

ФИ ребёнка

Уровень формирования знаний о достопримечательностях города Еманжелинска

Знание названий

Достопримечательностей города Еманжелинска

Знание истории появления достопримечательности  в городе Еманжелинске

Знание где расположена достопримечательность в городе Еманжелинске

1.

Кира

низкий

средний

средний

2.

Илья

низкий

средний

низкий

3.

Стас

средний

средний

средний

4.

Наум

средний

высокий

низкий

5.

Аня

средний

высокий

средний

6.

Юра

низкий

средний

средний

7.

Данил

высокий

средний

высокий

8.

Ксюша

низкий

средний

средний

9.

Лиза

средний

средний

низкий

10.

Агата

высокий

высокий

высокий

11.

Ярослав

средний

низкий

низкий

12.

Гермен

низкий

средний

низкий

13.

Софоя Кол

средний

низкий

низкий

14.

Али

средний

средний

средний

15.

Ваня М

высокий

высокий

средний

Приложение 3

Перспективное планирование в работе с родителями по формированию знаний  о достопримечательностях города Еманжелинска

Название мероприятий

Февраль

Фото коллаж на тему « Мое любимое место в городе Еманжелинске» : Коллективная работа детей и родителей.

Консультация для родителей: : « История родного города»,

Март

Викторина для родителей « Знатоки достопримечательностей  города Еманжелинска»

Оформление выставки  Достопримечательности города Еманжелинска »( рисунки детей совместно с родителями).

Совместно с родителями экскурсия погоду Еманжелинску.

Посещение музея города Еманжелинска.

апрель

Оформление альбома «Достопримечательности нашего города». Родители совместно с детьми составляют рассказ о семейной экскурсии к одной достопримечательности и рисуют этот объект. И в группе дети рассказывают об этой экскурсии и показывают рисунки.

Совместно с родителями создание дидактической игры «Разрезные картинки» Закрепить знания детей о достопримечательностях города, с которыми познакомились. Учить собирать картинку, собирая по частям.

Май

Совместная работа детей и родителей:  Создание макетов « Моя любимая  достопримечательность города Еманжелинска» выступление каждой семьи с презентацией.

Совместная работа детей и родителей создание мини – музея « Мой любимый город  Еманжелинск»

Приложение 4

Проект по формированию знаний о достопримечательностях города Еманжелинска

Актуальность:
Наблюдая за детьми, мы увидели, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о  городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, я  убедилась в том, что у детей поверхностные представления об истории родного города. 
В настоящее время родители не уделяют внимание знакомству детей с родным городом, его достопримечательностями, известными людьми. Зачастую мы сталкиваемся с пренебрежительным отношением к памятникам. Нередко родители сами являются примером такого отношения. Соответственно дети не владеют достаточной информацией, имеют только поверхностные знания.
Памятники – это не только архитектурные сооружения со своей композиционной особенностью, но это, прежде всего, история.
Этим и было обусловлено создание проекта по формированию у детей любви и интереса к городу Еманжелинску, их малой Родине.
Актуальность проекта состоит в том, что в педагогической литературе и методических пособиях для детей дошкольного возраста отсутствуют подобные материалы по изучению города Еманжелинска.
В ФГОС ДО сказано: «Условия реализации Программы дошкольного образования должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям». Все эти требования мы постарались учесть при разработке и реализации проекта. Пословица: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай действовать – и я пойму!» — стала главным девизом нашего проекта.
Эффективность реализации данного направления зависит от методического обеспечения. И поэтому основной задачей было выбор методов и форм для организации работы по данной теме, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития дошкольников. В условиях внедрения ФГОС дошкольного образования и педагога проблема использования информационных технологий очень актуальна. Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать новым способом формирования у детей представлений об окружающем мире. Возможности компьютера позволяют изменить объём и качество предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Эти условия обеспечивают способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, цифровую, речевую, музыкальную, видео– фото– и другую информацию, направленную на реализацию целей и задач современного образования. И поэтому при необходимости «приблизить» город к ребёнку мы считаем, что бесспорным лидером по эффективности становятся информационно-коммуникативные технологии. 

Цель  проекта - создание условий для формирования у детей патриотических чувств через совершенствование форм сотрудничества с родителями по патриотическому воспитанию, обогащение предметно – пространственной развивающей среды патриотическим содержанием.
Задачи проекта: 
Познавательное развитие:
Расширить знания детей об истории образования памятников города Еманжелинска
Формировать более полные и точные представления о достопримечательностях города Еманжелинска.
Воспитывать чувство гордости и уважения к достопримечательностям города Еманжелинска.
Социально – коммуникативное развитие:
Воспитывать чувство гордости и уважения к достопримечательностям города Еманжелинска.
Формировать более полные и точные представления о достопримечательностях города Еманжелинска.
Речевое развитие:
Развивать связную речь, умение общаться, чётко и последовательно выражать свою мысль.
Активизировать словарь по теме «Достопримечательности города Еманжелинска».
Художественно – эстетическое развитие:
Совершенствовать навыки работы с различными материалами.
Развивать у воспитанников наглядно-образное мышление, графические навыки, любознательность, умение организовать свою деятельность.

Сроки реализации проекта: 4 месяца ( февраль- май) 2019 года .
Участники проекта
•Дети
•Родители
•Воспитатели
Основные формы реализации проекта: ООД; беседы с детьми; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; исследовательская деятельность; работа с родителями.
Ожидаемые результаты:
• Знание детьми истории появления достопримечательностей города Еманжелинска, их название, местонахождение.
• Понимание детьми значимости достопримечательностей  в жизни людей.
• Проявление заботы и уважения к достопримечательностям города Еманжелинска.
• Совместная продуктивная деятельность с родителями.
• Активное участие родителей в реализации проекта.
• Видео-презентация «Достопримечательности города Еманжелинска».
• Составление интеллектуальной карты «Достопримечательности города Еманжелинска».
Практическая значимость: данная работа поможет воспитать чувство патриотизма, нравственных ценностей, любви к своей Родине и ее историческому наследию.
Реализуя данный проект, можно развивать представления детей о памятниках, истории их возникновения, значении их в жизни людей.

Этапы реализации проекта:
I этап — Моделирование ситуации, выделение проблемы.
II этап — Организация работы над проектом (систематизация знаний детей и планирование работы педагога)
III этап — Практическая деятельность по решению проблемы
Деятельность воспитателя: 
Беседы с детьми: 
- «Моя родина - Еманжелинск»; 
- «Мы живем вЕманжелинске»;
- «Памятники города Еманжелинска»;
Исследовательская работа: изучение истории появления памятников.
Краеведческий музей: интерактивное занятие о городе  Еманжелинске
Разучивание песни «Город Еманжелинск».
Для родителей:
- Анкета для родителей: «Наш город»;
- Консультация для родителей «Для чего нужно знакомить детей с достопримечательностями города Еманжелинска »;
- Маршруты выходного дня по достопримечательностям города Еманжелинска;
- Индивидуальные беседы – консультации с родителями.
Деятельность детей:
Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие по городу», «Мы Еманжелинцы».
Д/И: «Где находится памятник?», «Расскажи о городе Еманжелинске», «Собери памятник» (разрезные картинки), «Узнай по описанию», «Угадай памятник».
Творческое рассказывание: «Как я ходил(а) к памятнику», «Где в городе мы любим гулять».
Рисование: « достопримечательности города Еманжелинска», «Улицы города Еманжелинска».
Конструирование: создание детских дизайнерских проектов «Я памятник воздвиг…»
Рассматривание открыток, буклетов, альбомов о городе Еманжелинске..
IV этап — Презентация продукта деятельности: интеллектуальная карта «Достопримечательности города Еманжелинска», видео-презентация «Достопримечательности города Еманжелинска.»

Приложение  5

Конспект занятия «История города Еманжелинска»

Форма проведения: воспитательное занятие с презентацией.

Название«История города Еманжелинска

Цель нод : воспитание у  детей чувство патриотизма, гражданственности, интереса к истории города Еманжелинска .

Задачи:

1)Расширить представления детей  о истории города Еманжелинска.

2) Привить чувство любви к своей "малой родине", чувство гордости и патриотизма.

3) Активизировать познавательную деятельность детей .

4) Способствовать развитию связной речи, наглядно-образного мышления.

Ход занятия.

Пусть этот город невелик –

Не стольный град, не миллионник,

Не древний его светлый лик –

Похвал Еманжелинск достоин!

С этих прекрасных строчек из стихотворения нашего местного поэта В. Петровой я хочу начать наше занятие. Давайте окунемся в глубокое прошлое нашего Емажелинска. Итак, Еманжелинская крепость была основана на речке Еманжелинка (от башкирского «яман йылга» - плохая (дурная река»). На территории города одно из наиболее крупных озер области – Большой Сарыкуль, в него впадают речки Еманжелинка, Борисовка и Ключевка. В1930-1932 г. г всвязи с разработкой угольного месторождения возник рабочий поселок Еманжелинка, который 25 сентября 1951года преобразован в город Еманжелинск. Целенаправленная геологическая разведка началась в районе города в 1929 году. К 1931 были разведаны миллионы тон запасов угля. В июле этого же года на первом угольном разрезе «Северный» пошел первый уголь. Сооруженный барачно – земляночный поселок получил название Черный городок, затем Еманжелинские угольные топи. В 1934 было окончено строительство клуба «Малый горняк», открылась школа. С клуба берет начало культурная жизнь Еманжелинска.

В ноябре 1941 года стал давать уголь разрез «Батуринский». В годы ВОВ в забоях и на погрузочных площадках работали женщины и подростки. На полях сражений осталось около 900 еманжелинцев.

В 1947 начал работать мощный по масштабам того времени кирпичный завод. 25 сентября 1951 года Еманжелинские угольные копти были преобразованы в город Еманжелинск областного подчинения.

В ноябре 1952 года вступила в строй шахта-54. Вслед за шахтами «Красносельская»и «Куллярская» заработали разрез-7,8.

В мае 1959 года была сдана в эксплуатацию швейная фабрика, что подложило начало превращению Еманжелинска в многопрофильный город. В 1997 году в стране начался процесс реструктуризации угольной промышленности, что означало закрытие угледобывающих предприятий. Были закрыты шахты «Батуринская»«Куллярская» и«Восточная».

Презентация. Слайд о местонахождении Еманжелинска. Рассказ педагога. Игра«Хорошие слова о родном городе». Дети высказывают слова-эпитеты к г. Еманжелинску.

Слайд с символами разных городов вместе с «Черным лебедем» Еманжелинска. Игра «Узнай символ своего города». Беседа о лебеди. Вопросы к детям: 1. Почему лебедь Черный (добыча угля)

2. На волнах какого озера изображен лебедь (Сарыкуль)

Слайд «Достопримечательности Еманжелинска». Обзор, беседа.

Игра «Расскажи о Еманжелинске» с открытками о городеЗадание: по выданным открыткам каждому воспитаннику нужно рассказать о достопримечательности, не называя ее, чтобы дети могли отгадать, что изображено на открытке. Прочтение стиха«Размышление у памятника» к открытке «Жертвам политических репрессий» В. Петровой.

Слайд «Знаменитости Еманжелинска». Обзор, беседа.

Игра с мячом «В нашем городе есть. Каждому ребенку говорится название учреждения, памятного места, и дети должны определить есть ли это в Еманжелинске, поймав мяч или бросив его на пол.

Заключительная часть. На доске написаны вопросы, на которые отвечает каждый ребенок:

- сегодня я узнал…

- мне понравилось…

- меня удивило….

- как бы оберегал свой город?

- чем бы ты помог своему городу?

В конце занятия - прочтение стихотворения В. Петровой «К 85-летию Еманжелинска».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Патриотическое воспитание дошкольников через музыкальную деятельность в детском саду"

Опыт работы музыкального руководителя Бушиной Н.В. на тему:"Патриотическое воспитание дошкольников через музыкальную деятельность в детском саду"...

Опыт работы «Патриотического воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения».

Сохранять человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влиянием, учить их правилам общения и умения жить среди людей – вот главн...

Опыт работы "Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста"

В материале представлен опыт работы по патриотическому воспитанию детей средней группы. Включены словесные игры, перечислены мероприятия по данному направлению, проводимые с детьми....

Опыт работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств через изучение государственной символики России у старших дошкольников.

Я предлагаю познакомиться с опытом работы по ознакомлению старших дошкольников с государственой символикой России, родного города - Нижний Новгород и городов Нижегородской области....

Опыт работы "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста ".

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощуще...

Опыт работы "Патриотическое воспитание дошкольников через эффективное использование проектной деятельности".

Опыт работы "Патриотическое воспитание дошкольников через эффективное использование проектной деятельности"....