Конспект занятия в старшей (логопедической) группе «ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕТСВИЕ ПО СТРАНАМ
план-конспект занятия

Конспект занятия в старшей (логопедической) группе

«ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕТСВИЕ ПО СТРАНАМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnoe_puteshestvie_po_stranam.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №87»

Конспект занятия в старшей (логопедической) группе

«ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕТСВИЕ ПО СТРАНАМ»

Воспитатель:

Иванкина Н. П.

(высшая квалификационная

категория)

Рязань 2020

Программные задачи:

1. Выявить знания детей о различных видоизменениях корня, стебля и листа растений, умения определять связь их строения с факторами внешней среды.

2. Познакомить детей с растениями пустыни: подробно рассказать о кактусе.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал:

Иллюстрации (рисунки) с изображениями дерева (березы), растений: одуванчик, мак, традесканция, тюльпан, подорожник, брусника, горох – на зеленом фоне; кактус, перекати-поле, саксаул, верблюжья колючка – на желто-коричневом фоне. Набор карточек с условными обозначениями факторов внешней среды, характерных для пустыни (много тепла, много света, мало влаги, бедная почва). Две корзины с фруктами нашей зоны и фруктами жарких стран.

Раздаточный материал:

Одноразовые стаканчики (на одного ребенка – 2 стаканчика), трубочки (2 на одного ребенка), сок, вода.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Примечания

I. Оргмомент.

Дети, у нас с вами сегодня необычное занятие, к нам пришло много гостей. Давайте поздороваемся с ними.  А сейчас я предлагаю вам отправиться в волшебное путешествие. Хотите? Тогда слушайте меня внимательно и отвечайте на мои вопросы. Давайте сядем на ковер-самолет и отправимся в путь. Летели-летели над полями, над горами, над морями. Летели-летели и вот приземляемся. Остановка называется «Средняя полоса».

Ребята, посмотрите, а мы приземлились на волшебную полянку. Давайте посмотрим, что же растет на полянке?

На фланелеграфе: береза, горох, одуванчик, подорожник, мак, брусника, тюльпан, традесканция. Дети называют растения.

Задаю детям вопросы:

1. Как назвать одним словом деревья, цветы, травы, кустарники?

Рассказываю о жизни растений. Все растения имеют корень, стебель (деревья – ствол), листья. Для жизни растений необходимы определенные условия. Условия зависят от влияния факторов природы. Важнейшую роль в жизни растений играют факторы неживой природы.

Спрашиваю детей, какие факторы неживой природы они знают? (Свет, вода, тепло, минеральные соли, т.е. почва). Показываю детям условные обозначения факторов неживой природы.

Ребята, для чего нужен свет и тепло?

Дополняю ответы детей. Свет нужен для нормального роста растений. У затемненного растения побеги поблекнут и станут тонкие и длинные.

Дети, но не всем растениям требуется яркий свет. Например, мятлик лесной растет в тени леса. Тепло – также необходимое условие для жизни растений. Одни из растений – теплолюбивые, а другие холодостойкие. Теплолюбивые это южные по происхождению помидоры, фасоль, горох, тыква, кукуруза, огурцы. Но в нашей средней полосе большинство растений холодостойкие. Ребята, а как вы думаете, растения могут жить без воды? Правильно, они не смогут жить без воды. С водой растения получают питание и минеральные соли из почвы. Ребята, вспомните, какие корни могут иметь растения? А теперь давайте с вами попытаемся определить корни растений, которые перед вами. Правильно, у всех растений, кроме одуванчика и тюльпана корень мочковатый. А как вы думаете, почему мочковатый, а не стрежневой? Правильно, влага находится близко в почве, поэтому растения имеют мочковатый корень.

А сейчас, ребята, назовите растения, имеющие корень корнеплода? Если затрудняются, воспитатель помогает.

Дети, а скажите мне пожалуйста, какие имеют листья растения нашей полосы?

Правильно, но есть растения, которые имеют и большие листья – это лопух, есть растения и с маленькими листьями – это тысячелистник. Молодцы, ребята, мы много интересного вспомнили с вами о растениях. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Что растет в родном крае».

Я буду называть деревья, кустарники, а вы выбирайте только те, что растут у нас в средней полосе и хлопайте в ладоши. Если не растут – вы молчите. Итак, если растет – хлопок, нет – молчание.

Яблоня, груша, малина, мимоза.

Ель, саксаул, облепиха, береза.

Вишня, черешня, лимон, апельсин.

Клен, липа, баобаб, мандарин.

Молодцы! Так держать! А теперь буду быстро называть.

Слива, осина, каштан.

Кофе, рябина, платан.

Дуб, кипарис, алыча.

Тополь, сосна, каланча.

А теперь мы сядем на ковер-самолет и продолжим путешествие. Вот летели мы, летели и приземлились в пустыне. В пустыне кругом один песок. А назовите растения, которые растут в пустыне. А чем растения пустыни отличаются от растений нашей средней полосы.

Вношу комнатное растение – кактус. Дети называют кактусы, рассматриваем это растение.

Дети, кактусы еще называют зелеными ежиками. Родина кактусов – пустыни Мексики и Аргентины. Показываю Мексику и Аргентину на глобусе. Существует более 3 тысяч видов кактусов. Самый маленький можно посадить в наперсток, а самый большой достигает 12-15 метров. Кактусы бывают шарообразные, как мячи, цилиндрические, как трубы. Также они имеют и разную окраску: черные, серые,  коричневые и т.д. Такую окраску им придают колючки, волоски, пушинки, покрывающие растения. А сейчас мы сядем за столы и вспомним, о чем говорили, с чем познакомились.

С какими растениями мы сегодня с вами познакомились? А сейчас мы с вами вспомним виды корней, стеблей и листьев у различных растений.

Ребята, а что будет, если растения не получат влагу?

Правильно, без воды нет жизни на Земле ни людям, ни животным, ни растениям. Скажите, а вода имеет запах, вкус и цвет? А хотите это узнать? Сейчас мы с вами проделаем опыты с водой и соком.

Перед вами 2 стакана с трубочками: в одном вода, в другом – сок. В каком стакане трубочка видна, а в каком нет? Правильно: в стакане с соком мы трубочку не видим, а в стакане с водой видно. Значит вода какая? (прозрачная).

А сейчас вы понюхаете стакан с водой, а затем с соком. Чем пахнет вода? А чем пахнет сок? Какой сок? Правильно, апельсиновый. Значит, вода не имеет запаха.

Теперь вы через трубочку попробуйте воду и сок, и ответьте имеет ли вода вкус? Правильно, вода вкуса не имеет.

Делаем выводы: вода прозрачная, она не имеет вкуса и запаха. Что и требовалось нам доказать.

Молодцы, вы сегодня хорошо работали. И я приготовила вам сюрприз. Вношу 2 корзинки с фруктами. Посмотрите и назовите одним словом, что в корзинках. Правильно, а теперь назовите фрукты, которые растут у нас? Правильно, молодцы. Ребята, в обед я вас угощу фруктами, а сейчас всем спасибо. Наше занятие окончено.

Ответы детей

Дети стоят полукругом вокруг фланелеграфа

Ответы детей

Дети внимательно слушают воспитателя

Ответы детей.

Дети называют у. о.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети выполняют движения.

Дети садятся на корточки.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

В одном стакане вода, в другом – сок. Требуется доказать:

-вода прозрачная;

-вода не имеет вкуса;

-вода не имеет запаха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе "Волшебная кухня"

Программное содержание:Закрепление представлений о правилах поведения, нравтсвенных нормах, лежащих в основе культурно-гигиенических навыков.Развивать зрительное, слуховое воспириятие, память, произво...

Конспекты занятий с детьми старшей логопедической группы «Волшебный цветок»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми логопедической  группы с использованием игровой технологии. Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие П...

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе "Путешествие в волшебную страну сказок и чудес".

Активизировать речь детей, вызвать радостное настроение от встречи со сказочными героями и волшебными предметами, закрепить знания детей по пройденным темам....

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей логопедической группы "Волшебная соль"

Соль - это интересный материал для опытно - экспериментальной деятельности. На занятии мы развиваем интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закрепляем умение исследовать предмет с помощ...