"Формирование готовности дошкольника к обучению в школе как необходимое условие реализации ФГОС"
материал (подготовительная группа)

Витко Елена Александровна

Физическая и психологическая готовность дошкольника к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_doshkolnika_k_obucheniyu_v_shkole.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «ЦРР-Пригородный детский сад»

«Формирование готовности дошкольника

к обучению в школе как

 необходимое условие реализации ФГОС»

Подготовила: инструктор

по физической культуре

Витко Елена Александровна

2018 год.

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, социальную ситуацию его развития. А родителям последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог и волнений. К примеру, некоторые мамы и папы, пытаются изучить со своим сыном или дочкой программу первого класса. Однако делать подобное совершенно не к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической и физиологической зрелостью для обучения в школе.

Готовность ребенка к школе- это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как ребенок подготовлен к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в школе.

Сейчас дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования-такого не было никогда, т.е. раньше дошкольный возраст рассматривался как одной из ступеней для подготовки детей к школе. Сейчас дошкольный возраст сам по себе ценен. Сущность изменения касается модели образовательного процесса. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие-стоит во главе угла. Развивать нужно по средству доступного для их возраста деятельности-игры. В результате весь образовательный процесс будет встроен в игру и сами дети того не замечая будут обучаться. Так же в тексте ФГОС не употребляется слово занятие. Мы занимаемся с детьми, но само понятие занятие сейчас рассматривается как занимательное дело без отождествления его с занятием как формой учебной деятельности. В стандарте учитываются индивидуальные потребности каждого ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.

Современная школа с её классно-урочной системой, действующими программами и ФГОС ставит ребёнка- первоклассника в определённые рамки и требует от него сформированности определенных ключевых компетенций.

Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов:

2

  • Физиологическая готовность;
  • Психологическая готовность. Которая в свою очередь включает: интеллектуальную, мотивационную, эмоционально-волевую, коммуникативную готовность.

      

  Специалисты утверждают, что в настоящее время, к сожалению, практически нет абсолютно здоровых детей. Поэтому при подготовке к школе первостепенное внимание нужно уделять укреплению здоровья ребенка, физическому развитию, закаливанию, соблюдение режима дня. Учебный процесс, как вы знаете, протекает ритмически. Периоды концентрации, внимания, работы, требующей известного напряжения, должны сменяться периодами активности, приносящими радость и отдых. Если ребенок не может полноценно проживать такие периоды телесной активности, то нагрузка, связанная с учебным процессом, и общее напряжение, связанное со школьной жизнью, не смогут найти полноценного противовеса. И могут сказаться на поведении ребенка, на устойчивости его нервной системы.

        

Физическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя систематические занятия физической культурой, которые проводятся три раза в неделю в разных формах, включая учебную работу: физкультурно-оздоровительные мероприятия, утренняя гимнастика, физкультминутка, физические упражнения и подвижные игры на прогулках. Для обеспечения активности отдыха введены другие формы физкультурно-оздоровительной работы: физкультурные досуги, праздники здоровья, дни здоровья.

        Большое место в физическом воспитании детей отводится прогулке. Правильно организованная, она содержит большие возможности для развития самоорганизации в различных видах деятельности, проявления инициативы. К подготовке прогулки воспитатель привлекает самих дошкольников. Например, вместе с ними проверяет готовность спортивного инвентаря, готовит флажки, атрибуты для подвижных игр. Такая работа способствует формированию навыка планирования выполнения заданий.

3

Все задачи по физической подготовке выпускника детского сада могут быть успешно решены, если работа ведется систематически и поэтапно в каждом возрастном периоде.

Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень - психологическая готовность к учебной деятельности.

Психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребенка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты присущие школьнику. 
Важными компонентами психологической готовности являются интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая и коммуникативная готовность. 
Психологическая готовность ребенка к школе определяется не набором знаний и умений, а определенной степенью зрелости его мозговых структур.

Интеллектуальная готовность определяется наличием знаний об окружающем мире, определенным уровнем развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия), а также формированием учебно-важных качеств (умение слушать, выполнять действия под диктовку, самостоятельность при выполнении задания, произвольность)

Главное, что необходимо будущему первокласснику – желание учиться (мотивационная готовность). 

Но желание пойти в школу и желание учиться - это разные вещи.

Ребенок может хотеть в школу потому что сверстники идут туда, потому что школьником быть лучше, чем дошкольником, потому

4

что в школе не нужно спать и наконец потому что к школе он получит новый ранец, учебники, ручки, тетрадки.

 

Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы. Просто они поняли, что статус школьника, гораздо выше статуса дошкольника. 
Но встречаются дети, которые не хотят идти в школу категорично. Причиной негативного отношения к школе являются высказывания родителей, опыт обучения старших детей в школе и их впечатления. Такое отрицательное отношение к школе затрудняет включение ребенка в школьную жизнь. 

Т.е. каким бы интеллектуально развитым ребенок не был, как бы хорошо не умел читать и писать, без желания учиться и получать новые знания, он не будет успешным в школе, так как школьная обстановка будет ему в тягость. 
Эмоционально- волевая готовность – уровень развития произвольно – управляемого поведения. Ребенок должен уметь длительное время сосредотачивать свое внимание на не всегда интересном материале, стремится к достижению цели, получению определенного результата, стремится преодолевать трудности, должен уметь контролировать свое поведение и эмоции во время урока (в этом возрасте развиваются дисциплинированность, организованность и самоконтроль) - принцип «Не хочу, но надо». Как правило, произвольное поведение ребенка формируется к 6-7 годам.

Коммуникативная готовность – умение ребенка строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, т.е. насколько легко ребенок входит в контакт, вызывают ли у него повышенную тревогу новые лица и необходимость общаться с ними. Этим определяется то, как ребенок впишется в новый коллектив. В целях развития коммуникативной компетенции следует поддерживать доброжелательные отношения ребёнка с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

5

К школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта-умениями, знаниями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научиться читать и считать, станет грамотным, но чтобы обучение было успешным, к моменту поступления в школу важно иметь способность воспринимать и усваивать новый материал, т.е. «умение учиться».

Надеюсь, мы с вами сделаем всё, чтобы в течении всей школьной жизни наши дети чувствовали себя уверенно и комфортно. Ведь доказано, что счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними во много раз легче.

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....

ФГОС как условие обеспечения готовности дошкольника к обучению в школе

ФГОС: стихийное бедствие или осуществление мечты?...

О комплексно-тематическом планировании образовательной деятельности с дошкольниками – как одном из необходимых условий реализации ФГОС. КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ НА 2016-2017 г

ФГОС о комплексно- тематическом планировании. Особенности  тематического планирования  в логопедической группе. Распределение работы учителя-логопеда и воспитателей по видам деятельности. Ка...

Формирования готовности дошкольников к обучению в школе, по средствам развития адекватной самооценки.

Одним из основных условий успешного обучения ребенка в школе является наличие и сформированность у него адекватной самооценки и необходимых мотивов обучения....

«Формирование готовности дошкольников к обучению в школе средствами конструктивной деятельности"

Для детей старшего дошкольного  возраста конструирование является одним из интересных занятий. У них уже есть опыт в познании окружающей действительности, осознанное отношение к технике, к архите...

Статья "Формирование готовности дошкольников к обучению в школе в учреждении дополнительного образования"

В статье раскрыты организационно-педагогические условия формирования готовности дошкольников к обучению в школе. Рассмотрена сущность, содержание и структура готовности дошкольников к обучению в школе...