Коллекционирование в детском саду
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

лушкина ирина ивановна

 Коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы, увлечения и имеющий огромные возможности для развития детей:

- собирая коллекцию, ребенок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, т.е. у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции;

-оно расширяет кругозор ребенка, развивает его познавательную сферу,

-способствует развитию общения, умению поддержать беседу;

- у ребенка развивается аккуратность, бережливость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektsionirovanie_v_detskom_sadu.docx35.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5

Активизация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников средствами экспериментирования, коллекционирования и организации мини-музеев.

(из опыта работы)

                                                            Подготовила:        Лушкина И.И.

                                                                                         старший воспитатель

                                                       Одинцово 2019

            На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью,  огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс усвоения  знаний, умений и навыков, а, главным образом,  как поиск знаний, приобретение их самостоятельно или под руководством взрослого в процессе  взаимодействия и сотрудничества.

             В процессе познавательной деятельности  формируются   любознательность, активность,  самостоятельность, - качества,  которые являются важными предпосылками успешного обучения ребенка в школе.

               Для формирования у детей этих качеств необходимо создавать условия  для развития  у них познавательной активности, опираясь на их познавательный интерес, благодаря которому  и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности ребенка.

Одним из условий  является выбор средств.

Эффективными средствами для развития познавательной активности детей являются детское экспериментирование, коллекционирование, творческая исследовательская деятельность в мини-музее, на что указывают исследования педагогов и психологов  и в чем на практике убедились педагоги нашего детского сада.

Экспериментирование  способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Именно в этой деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь.

Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том, или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные для познания при непосредственном восприятии. (Н.Н. Поддъяков).

 Коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы, увлечения и имеющий огромные возможности для развития детей:

- собирая коллекцию, ребенок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, т.е. у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции;

-оно расширяет кругозор ребенка, развивает его познавательную сферу,

-способствует развитию общения, умению поддержать беседу;

- у ребенка развивается аккуратность, бережливость.

Анализ современных комплексных и парциальных программ показал, что не все авторы выделяют коллекционирование как вид деятельности, направленный на развитие познавательной активности дошкольников.

              Авторы программы “Истоки” считают, что стремление ребенка узнать новое обеспечивает развивающая предметная среда. Однако коллекции, как составляющая часть развивающей среды, не указываются.

            В программе «От рождения до школы»  под ред. Вераксы, Комаровой, Васильевой, в разделе “культурно-досуговая деятельность” ставится задача развивать интерес к коллекционированию и создавать для этого условия, а также поддерживать желание дошкольников показывать свои коллекции и рассказывать об их содержании.  

В программе “Детство” обращается внимание педагогов на обязательное наличие материалов, активизирующих познавательную деятельность, в том числе “большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций”.

С.Н.Николаева в парциальной программе “Юный эколог” отмечает, что “дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам с различными камнями и участвуют в их коллекционировании”. Педагогам предлагается создать экологический музей, в котором “могут быть представлены гербарии растительного мира, коллекции камней, ракушек, шишек с разных деревьев. Возможно дополнить экспонаты краткой аннотацией: что за экспонаты, кто и где их собрал.”

Таким образом, анализ программ показывает, что не все авторы выделяют коллекционирование, как доступный для дошкольников вид деятельности. В программах даны лишь примерные тематики коллекций, содержание деятельности с детьми не раскрывается.

               Важным условием в организации воспитательно-образовательного процесса является  повышение профессиональной компетенции педагогов по организации познавательно-исследовательской деятельности, внедрение различных её форм работы, использование разнообразных методов и приемов в вопросах  стимулирования  самостоятельной детской деятельности.

 Воспитателям было предложено проектную деятельность в 1 полугодии  2015-2016 года посвятить коллекционированию.  Тематика коллекций предлагалась свободной. Главное условие, что коллекция должна быть интерактивной, необходимо иметь подборку игр с её экспонатами.

                                         С педагогами были проведены следующие мероприятия:

- Консультации «Создание условий в группах для опытно-экспериментальной деятельности детей»,   «Интерактивные коллекции и их роль в развитии ребенка»,

-Семинар – практикум  «Формы организации познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах»

-Открытые просмотры форм работы с детьми по экспериментированию,  взаимопосещения мини-музеев.

Смотр-конкурс  центров экспериментирования   позволил обогатить предметно-развивающую среду, выявить передовой опыт, способствовал развитию инициативы и творческого потенциала воспитателей

                Главной целью всех этих форм методической работы обратить внимание педагогов на то, чем  разнообразнее  и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

                    Нами были созданы новые элементы развивающей  среды  - такие как, зоны коллекционирования, мини-музеи, дополнены  содержимым  центры экспериментирования, в которых организуются различные формы работы с детьми, направленные на развитие их активности и самостоятельности.

2 младшая группа

С целью развития  познавательных способностей  и познавательных интересов детей младшего дошкольного возраста через коллекционирование и использование  природного материала во 2 младшей группе  реализуется проект «В гостях у природы». Дети вместе с родителями активно  собирали экспонаты коллекции, изготавливали композиции из природного материала,  которые потом стали предметами выставки;

Воспитатели совместно с родителями оформляли коллекцию, гербарии;

                     Воспитателями были разработаны и созданы дидактические игры из природного материала: «Найди пару», «Найди отличия», «Угадай по запаху», «Волшебные мешочки», «Учимся считать с божьими коровками».

             

Средняя группа

Проект средней группы   направлен на  знакомство  детей с тканями, их разнообразием  по качеству и расцветке,  с использованием  тканей  в жизни человека.  Дети  и родители  группы приносят  лоскутки тканей, которые  классифицируются   и с помощью которых составляются  композиции – аппликации.

Старшая группа №5

Цель проекта   6 группы  (старшей) была - Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования, развить желание больше узнать о каком-либо объекте, в данном случае – о пуговице.

Воспитатели подготовили консультации для родителей  "Семейная традиция- коллекционирование." "Филобутонистика - коллекционирование старинных пуговиц.", "Игры с пуговицами как средство развития познавательных психических процессов и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста."

В ходе проекта дети познакомились с самыми первыми пуговицами, придумывали, а потом рисовали  их, заливали формы гипсом и разукрашивали свои пуговицы. В группе была собрана «Пуговичная библиотека» с пословицами, загадками, поговорками про пуговицы, создана картотека дидактических игр:

Для развития мелкой моторики, внимания , памяти -  «Мозаика из пуговиц» «Выложи узор» ,

Для развития логического мышления, умения анализировать - «Найди пару», «Какая лишняя»

Кинезиологические  игры, направленные на развитие межполушарных связей : «Печатная машинка», «Сильные пальцы», «Поднимание пуговиц», «Расти, пальчик»

Еще в группе создан мини-музей пуговиц.

В  старшей группе  №4 с целью формирования представлений о жизни насекомых (цикла развития, способах питания, образа жизни, защите от врагов) был запущен проект «Насекомые и их знакомые».
в ходе реализации проекта  с помощью родителей  был  оформлен выставочный  стенд для детей «Насекомые и их знакомые».

Дети слушали  аудиозаписи  звуков, воспроизводимых  разными видами насекомых, конструировали  своего насекомого с помощью бумаги. В группе оформлена  выставка  детских рисунков «Букашки-Таракашки».

В подготовительных группах  в тесном контакте с родителями были созданы мини-музеи: народных художественных  промыслов и разновидностей кукольного театра. Здесь и вязаный пальчиковый театр, театр на палочках-шпателях, на ложках, настольный, плоскостной театр, куклы из клубочков шерсти, валяные из шерсти, шагающие куклы, театр на фланелеграфе.

Создание мини-музеев в нашем детском саду позволило погрузить дошкольников в новую информационную среду, которая предполагает рассматривание и изучение предметов окружающего мира, дает возможность исследовать предметы, раскрывая при этом творческие и интеллектуальные способности дошкольников.

                                                                   Итог.

Хотелось бы отметить, как по- разному проектная деятельность реализуется в группах. Одни воспитатели  пополняют развивающую  среду группы, создавая  свои коллекции вместе с детьми и родителями, придумывая новые способы оформления экспонатов, составляют картотеки дидактических игр. Другие – вместе с родителями решили познакомить детей с уже готовыми коллекциями.  

В группах, где работают 2 воспитателя, проектная  деятельность более продуманная, четко организованная и более разнообразная.

                 У воспитанников появился интерес к видам деятельности: познавательно-исследовательской, коллекционированию.  Они стали активны и любознательны, общительны, закрепили умение действовать по схеме, пользоваться  предметами, появилось желание интересоваться неизвестным в окружающем мире.

        В очень увлекательной форме, разумно организованное коллекционирование воспитывает культуру познания, развивает познавательные умения, формирует у детей представления о значимости коллекций. В процессе коллекционирования использовались методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения.         Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором  воспитания  личности.

        Когда дошкольник начинает демонстрировать свою эмоциональную вовлеченность, выступает с предложениями и новыми идеями, то можно считать, что познавательная активность сформировалась.

        Таким образом, анализ полученных результатов достоверно показывает, что работа по коллекционированию, является эффективным средством развития познавательной активности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование в детском саду

коллекционирование это «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный интерес»....

Коллекционирование в детском саду

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих практического использования, но вызывающих к размышлению....

коллекционирование в детском саду

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Первоб...

«Коллекционирование в детском саду».Творческое название: «Киндерфилия»

Некоторые ученые считают коллекционирование одним из основных рефлексов человека и важной характеристикой развития человеческого общества. Наиболее популярные виды коллекционирования как среди детей, ...

Коллекционирование в детском саду

Консультация для педагогов ДОУ "Коллекционирование как одна из форм организации познавательной деятельности старших дошкольников".  Чтобы успешно подвести детей к познавательной деятель...

Семейное коллекционирование в детском саду, как вид работы с родителями. Развитие у детей поисково - исследовательской деятельности.

Я хотела бы поделиться с Вами одной интересной работой с родителями – семейным коллекционированием. Спросите, почему?Дети, приходя рано утром в детский сад, часто приносят что-то с собой. Это мо...

из опыта работы "Коллекционирование в детском саду"

виды детского коллекционирования. особенности организации....