Выступление на педагогическом совете "Обновление образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образования"
консультация

Королькевич Валентина Николаевна

Тема: Образовательная область «Познание» по ФГОС в сравнении с ФГТ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

«Обновление образовательного процесса в ДОУ

с учетом ФГОС дошкольного образования»

Тема: Образовательная область «Познание»

по ФГОС в сравнении с ФГТ.

Подготовила воспитатель

Королькевич Валентина Николаевна

                               Образовательная область «Познавательное развитие»

Позиции для сравнительного анализа

ФГТ

ФГОС

Рефлексия/ итог

Терминология

Направление развития –

познавательно-речевое;

Образовательная область - Познание

Направление развития –

познавательное развитие

Образовательная область - Познавательное развитие

Цель

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуального развития.
  • Развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации;
  • Формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности;
  • Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
  • О малой родине, Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля(особенности природы, многообразии стран, народы мира)

В ФГТ прописаны цели и задачи каждой образовательной области;

В ФГОС цели и задачи носят общий характер

Задачи

  • Сенсорное развитие;
  • Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной конструктивной) деятельности;
  • Формирование элементарных математических представлений;
  • Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Виды деятельности

Игровая;

Коммуникативная;

Трудовая;

Познавательно-исследовательская;

Продуктивная (конструктивная);

Музыкально-художественная;

Чтение художественной литературы

Двигательная

Игровая;

Коммуникативная;

Двигательная;

Познавательно-исследовательская;

Восприятие художественной литературы и фольклора;

Музыкальная;

Самообслуживание и элементарный бытовой труд;

Конструирование.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности:

2.7. Конкретное содержание образовательной области зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

В младенческом возрасте (2 месяца – 1 год) – манипулирование с предметами и познавательно- исследовательские действия;

В раннем возрасте (1 год-3 года) – экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)

Для детей дошкольного возраста (3года-8лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

ФГТ охватывали дошкольный возраста – от 3 до 7 лет. ФГОС рассчитан на возраст детей от 2 месяцев до 8 лет. Для каждого возрастного периода определен ведущий вид деятельности

Результаты деятельности

Интегративные качества, которые он приобретает в результате освоения Программы:

любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем).

Представлены в виде целевых ориентиров

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.

может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Результаты деятельности в ФГОС ориентированы на возраст

Результат деятельности в ФГТ представлен промежуточными и итоговыми результатами освоения программы по завершении каждой возрастной группы, для подготовительной группы – только итоговый результат. В ФГОС результат деятельности представлен в виде целевых ориентиров, которые могут быть достигнуты, а могут и не быть достигнуты.

Выделены два возрастных этапа, на которые рассчитаны целевые ориентиры (младенческий и ранний возраст; завершение дошкольного детства).

В ФГТ результаты четко прописаны по образовательной области «Познание», по каждому ее направлению (ФЦКМ, ФЭМП, ПИПКД), в ФГОС нет конкретного ориентира по образовательной области «Познавательное развитие», «показатели» развития ребенка в данной области присутствуют в каждом из ориентиров.

Мониторинг

3.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.

Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  2. оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально- психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей

При реализации программы может проводится оценка

Цель мониторинга в ФГТ и ФГОС разные. В ФГОС, в отличие от ФГТ четко определено, какая диагностика может проводиться и кто должен проводить педагогическую и психологическую диагностики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации целостного интегрированного образовательного процесса в ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования

Технологическая карта интегрированного образовательного процесса на тему "Вода - волшебница" (старшая группа, 4-я неделя апреля)Образовательные области по ФГОС; Виды детской деятельности (ФГОС); Содер...

статья «Обновление образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС дошкольного образования»

Автором статьи «Обновление образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС дошкольного образования»  освещены вопросы модернизации дошкольного образования, изменения деятельности ДОО в условиях вне...

«Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» «Метод проектов в образовании дошкольников»

Способность снизойти до влечений ребенка и руководить имиприсуща лишь душе возвышенной и сильной. Мишель МонтеньНа сегодняшний день, в современных научно-методических изданиях и описаниях педагогическ...

Современные подходы к организации целостного интегрированного образовательного процесса в ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования

Современные подходы к организации целостного интегрированного образовательного процесса в ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования...

Методическое объединение «Обновление образовательного процесса в ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования».

Цель: Активизировать обмен информацией, практическими  знаниями, опытом  по обновлению содержания образовательного процесса.  Содействовать развитию познавательных интересов, творческой...