брейн ринг для педагогов
материал

Гюльмалиева Елена Викторовна

игра для воспитателей по экологии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_ringa_dlya_vospitateley_ekologiya.docx39.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №44»

Сценарий проведения экологического брейн-ринга

«Судьба природы – наша судьба»

«Природа – сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания!».

В. А. Сухомлинский

Составила воспитатель:

Гюльмалиева Е.В.

Город Усолье – Сибирское

2018 год

Цель: развивать педагогическую  компетенцию в вопросах экологии. Активизировать деятельность педагогов; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.

Задачи брейн-ринга:

-  способствовать расширению и углублению знаний педагогов  по экологии;

-  показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека;

-  развивать умение логически мыслить, находить верное решение при коллективном обсуждении, высказывать свое мнение и слушать других;

-  воспитывать убеждение в необходимости получения и передачи большого объема знаний дошкольникам


 Ведущий: Леса топорщатся и степь клубится,

Жара изводит и снега блестят,

Богаты мы!

Но считанные птицы,

Над считанными рощами летят,

Дрожит камыш на считанных озерах,

И считанные рыбы ждут в реке,

И восковые считанные зерна,

Неслышно зреют в малом колоске,

Над запахом таежной земляники,

Полночный филин ухает из тьмы,

Неужто внуки лишь по красной книге,

Узнают, как богаты были мы!

Ведущий: Чего только люди не выдумали, чтобы облегчить себе жизнь!: удобрения для сбора богатых урожаев, смертоносные яды, чтобы убивать насекомых – вредителей. Научились в огромных количествах добывать полезные ископаемые, чтобы получить энергию, тепло, золото. А сейчас, люди всей Земли с глубокой озабоченностью осознают, что планете все больше грозит экологическая катастрофа, которая может уничтожить все формы жизни на Земле. Признаки глобального бедствия налицо: наличие парникового эффекта, уничтожение озонового слоя, высокая концентрация в атмосфере загрязняющих, высокотоксичных и радиоактивных веществ, эрозия почв, сокращение площади лесов, загрязнение водоемов, истребление животного мира. Под угрозой само существование человека. Это все касается и нас живущих в прекрасном и богатейшем Сибирском крае. Назрела необходимость в осознании всеобъемлющей системы экологической безопасности, что может быть обеспечено только совместными усилиями всего человечества. И чтобы не только говорить, но и действовать, необходимы элементарные знания своей природы, только тогда мы сможем ей помочь.

Поэтому мы сегодня проводим экологический  брейн-ринг, тема которого: «Судьба природы наша судьба».

 Ведущий: Мы рады приветствовать вас в этом зале! Сегодня состоится турнир интеллектуалов, экологический брейн-ринг. Название игры брейн – ринг произошло от английского brain-мозг.

Сегодняшний брейн- ринг мы посвящаем не только проблемам экологии, но и нашему участию в решении этих проблем.

Правила игры:

1. В игре принимают участие 2 команды по 6 человек. Каждая команда должна выбрать себе капитана. Капитан будет определять отвечающего в команде, передавать выполненные задания в жюри и подавать сигнал готовности к ответу.

2. «Визитная карточка команд» (представление команд).

3. Игра состоит из 5 раундов, которые содержат теоретические  вопросы по экологии, материалы о мире живой природы.

4. На обдумывание ответа предоставляется  3 минуты.

5. Первой отвечает команда, которая раньше других подала сигнал (колокольчик).

6. Правильность ответов оценивает жюри.

7. За правильный ответ команда получает баллы, они начисляются по 5  бальной  системе:

- полный правильный ответ – 5 баллов,

-неполный ответ – 3 балла,

- неправильный ответ – 0 баллов, право ответа переходит  команде соперников.

Команда, набравшая большее количество баллов за отведенный период времени, становится победителем брейн – ринга и занимает 1 место.

Правильность и полноту ответов, будет оценивать жюри, именно жюри, определит победителей игры.

Жюри будет оценивать ответы участников команд, фиксировать в оценочных листах результаты игры и следить за соблюдением правил игры.

А чтобы конкурсы начать,

Надо нам жюри созвать.

Клятву с них мы не берем,

Справедливости лишь ждем!

Судить наше соревнование будет представительное жюри в составе:

1.

2.

3.

(Представление жюри)

 Первый раунд «Визитная карточка»

Ведущий: Итак, у нас участвуют две команды. Чтобы озвучить название команд вам надо выполнить задание (собирают пазлы, подбирают название и девиз).

Прошу обратить внимание, первый раунд жюри не оценивается.

Прошу капитанов представить свои команды.

Команда № 1. «Чистая планета»

Мы планете должны дать ответ,

Дорога ли нам планета или нет?

Защищать ее всем миром мы должны,

Чтобы щедрость и богатство в дом пришли.

Команда №2 «Экологи»

Девиз: Превратим наш дом в цветущий чистый сад,

Уберем, почистим, высадим деревьев ряд.

Чтобы мудрая красавица Земля,

С нами в мире и согласии жила.

Давайте поприветствуем друг друга Аплодисментами! Знакомство состоялось, а теперь пора приступить к игре. Мы желаем всем успехов в состязании. Пусть победит сильнейший!

Второй раунд: «Методический»

Вопросы первой команде:

  1. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?

(Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью)

  1. Условия необходимые для экологического воспитания детей?

(Экологическая комната, уголок природы в группе, участок)

  1. Формы организации с детьми по экологическому воспитанию?

(Экскурсии в природу, НОД, прогулки, праздники и развлечения, труд в уголке природы, цветниках, элементарная поисковая деятельность, экологическое воспитание в повседневной жизни)

  1. Перечислите, какие комнатные цветы должны находиться в группах младшего возраста. Объясните свой выбор. ( Камелия, бальзамин, бегония, герань, т. е растения, у которых четко выражены стебель, лист. Воспитанники 2младшей группы должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их части - стебель, лист, цветок);
  2. *Писатель-природовед, перу которого принадлежит рассказ “Лисичкин хлеб”. (М.М.Пришвин)

Вопросы второй команде:

  1. Назовите основные компоненты, которые включает в себя экологическая культура.

(Экологические знания и умения, экологическое мышление; ценностные ориентации; экологически оправданное поведение)

  1. Назовите практические методы экологического воспитания дошкольников.

( Игра, элементарные опыты и моделирование)

3. По определению скажите, что это такое: целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми предметов и явлений окружающего мира. В экологическом воспитании этот прием является ведущим. (Наблюдение)

4. Назовите 3 объекта неживой природы, за которым проводится наблюдение в ДОУ. (Облака, ветер, солнце)

5. Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)

Третий  раунд: «Экологические задачи»

«Экологические задачи» Представителям команд предлагается вытянуть по два текста с экологическими задачами, обсудить их со своей командой и ответить на вопросы задачи.

Задачи первой команде:

  1. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями? (В дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы - дуплогнёздники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые – вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.)
  2. Народности Дальнего Востока очень почитают птицу клеста, называя его “нетленной птицей”, так как его труп в случае гибели долго не подвергается разложению. Как это можно объяснить? (В связи с тем, что клесты питаются семенами хвойных пород деревьев, в их организме накапливаются особые смолистые вещества, Они-то и обеспечивают птицам нетленность.)
  3. Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам принести из зимнего сада в её спальню, которая плохо проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. Почему? (Фотосинтез, в процессе которого, растения выделяют кислород и, очищают воздух, идет только на свету. Ночью в спальне света не было.)

Задачи второй команде:

  1. Один фермер скосил траву до цветения, другой - после цветения. Какое сено содержит больше питательных веществ? (Более питательное сено, если трава скошена до цветения растений, так как на цветение и образование семян расходуется много питательных веществ.)
  2. Построили на реке плотину, а для рыбы сделали свободный канал – рыбопроход. Однако рыба, идя на нерест, по рыбопроходу не пошла. Почему? (Идя на нерест по руслу реки, рыбы подчиняются инстинкту, а рыбопроход природой не запрограммирован.)
  3. Северные олени летом откочёвывают ближе к морю, а с наступлением холодов снова возвращаются в тундру. Чем экологи объясняют такие кочёвки? (Олени постоянно осваивают новые кормовые угодья, к тому же вблизи моря животных меньше донимает гнус.)

Двигательная пауза (производственная гимнастика)

Четвертый  раунд:  «Черный ящик»

Черный ящик для первой команды.

Ведущий: Внимание! Вопрос!

  1. Эта птица пришла в Сибирь вместе с казаками и с тех пор стала постоянным "жителем" сибирских городов и деревень? Назовите эту птицу!

Воробей. После присоединения Сибири к Московскому государству, повсюду стали строиться крепости. Казаки, чтобы как-то скрасить тоску по родным местам, везли с собой в клетках из дома обыкновенных воробьев. Те хорошо приживались на новом месте, а потом уже самостоятельно распространялись дальше на север.

Ведущий:

  1. Этот овощ – герой множества морских приключений. Из-за него океанский пароход «Днепр», севший на рифы около пролива Босфор, был переломлен пополам.

Назовите этот овощ.

Виновником оказались семена гороха, которыми были набиты трюмы парохода. Вода, проникшая в трюмы, намочила груз. Семена стали разбухать всё больше и больше. И железная арматура корабля не выдержала. Пароход был переломлен пополам.

Черный ящик для второй команды.

Ведущий: Внимание! Вопрос!

  1. Интересна история этого растения, самой, может быть, ценной пряности на востоке. При дворе китайского императора существовал обычай, по которому чиновники, придворные и другие сановники, кому давалась аудиенция, обязаны были постоянно держать во рту эту пряность.

Назовите эту пряность и объясните, почему чиновники должны были держать ее во рту?

При дворе китайского императора существовал обычай, по которому чиновники, придворные и другие сановники, кому давалась аудиенция, обязаны были постоянно держать во рту  при разговоре семя гвоздики,   дабы не осквернять своего владыку нечистым дыханием.

  1. В Нью-Йоркском зоопарке находится каменный павильон с бронированными стеклами, на котором красуется надпись: “Здесь находится самое опасное животное на Земле”. Угадайте содержимое павильона.

В каменном  павильоне с бронированными стеклами установлено зеркало.  Зеркало отражает посетителя павильона. Потом что, иногда человек, становится действительно самым опасным существом  для планеты.

Пятый раунд:  «Путешествие в сказку».

Из каких сказок эти отрывки?

  1. « Их там видимо-невидимо. И на кочках. И под кочками, и в чащах, и на лужайках, и под камнями, и под деревьями! Стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные.» (С. А. Маршак «Двенадцать месяцев»).
  2. «Слыхал, что есть такой цветок. Видеть его нашему брату нельзя. Кто поглядит, тому белый свет не мил станет». (П.П.Бажов. «Каменный цветок»)
  3. « Зернышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, совсем как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.        ( Х.К.Андерсен. «Дюймовочка»)
  4. «Ей очень понравился красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый и голубой» (В.П.Катаев. «Цветик-семицветик»).
  5. «Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой заповедный, любимый цветок? Я хронил его паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни». (С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек».)
  6. «Дети пели, взявшись за руки, целовали розы, смотрели на ясное солнышко и разговаривали с ним… Как чудесно было под кустом благоухающих роз!» («Снежная королева» Г.Х.Андерсен)

Подведение итогов игры.

От правильного построенных  взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и  заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.

Чувством любви к природе наделяется далеко не каждый, как и музыкальным слухом. Поэтому оно нуждается в развитии. Мы, воспитатели ДОУ вместе с родителями являемся первыми проводниками детей в природу.

Таким образом, формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их природоохранной деятельности, проводя праздники, утренники, игры экологической направленности и привлекая к работе родителей, воспитатель способствует экологическому воспитанию ребенка, развитию активного и ответственного отношения к природе.  А это  в свою очередь способствует развитию у детей познавательного интереса, любознательности.

Объявление результатов брейн-ринга и награждение.

Для болельщиков

Задача 1: С чем связано такое поведение лисицы, которое описал Ю. Дмитриев в «Книге природы»:                                                                                           «Часто где – ни будь на лесной поляне или на поле можно увидеть лисицу, которая бежит легкой рысцой, то и дело останавливаясь и прислушиваясь. Вдруг она круто сворачивает несколько раз, ударяя всеми четырьмя конечностями о снег, поднимаясь на задние лапы, и, извернувшись, падает» (лисица добывает пищу –  мышей, «мышкует»)

Задача 2: Березовый лес площадью в 1 га выделяет 47 тыс. л. воды в день. В  лесу даже в сухую погоду воздух влажнее, чем на открытом месте. Благодаря какому свойству растения выделяют такое большое количество воды? (испарение)

Задача 3: Одна сова за лето сохраняет 1 кг пшеницы, т.к. уничтожает до 1000 мышей – полевок. Одна полевка за лето съедает 1 кг зерна. Можно ли считать полевку вредным животным? (нет, в природе все взаимосвязано и находится в равновесии. Если истребить полевку, как вредителя, то исчезнут и совы, т.к. не будет источника питания и нарушится пищевая цепь)

Задача 4: На поверхности воды обитают водомерки. На длинных ногах водомерки – подушечки из густых волосков. Эти волоски покрыты жиром. Все тело водомерки покрыто такими же волосками. Между волосками много воздуха. Какое значение для водомерок имеют такие приспособления в водоемах? (для того, чтобы не утонуть в воде. Волоски покрыты жиром, поэтому ноги и тело не смачиваются водой).

Задача 5: Жуки – вертячки обычно кружатся на поверхности водоема, но могут  уходить и  в глубину. Они имеют приспособления к условиям обитания – каждый глаз вертячки поделен  на две части: одна смотрит в воздух, другая – в воду. Какое  значение для жуков – вертячек имеют их приспособления к обитанию в водоемах? (опасность подстерегает жуков и сверху, и в воде. Добыча также может оказаться и в воде, и на ее поверхности, поэтому глаз поделен на  две части: одна смотрит в воздух, другая – в воду).

Задача 6: На муравейник опустился дрозд, вытянув в стороны крылья, и сидел так несколько минут. Почему? (муравьи опрыскивают тело птицы муравьиной кислотой, и она убивает всех паразитов)

Для болельщиков: «Удивительные превращения»    В кого превращались:

1. Князь Гвидон – в комара, муху, шмеля

2. Великан-людоед – во льва, в мышь.

3. Одиннадцать братьев-принцев – в лебедей

4. Гадкий утёнок – в лебедя.

5. Пиноккио – в осла.

6. Василиса Прекрасная – в лягушку.

7. Братец Иванушка – в козленочка.

Вопросы для болельщиков

1. Почему голубя считают «символом мира»? (По древнегреческому приданию бог войны, собираясь в военный поход, обнаружил, что в его шинели свила гнездо голубка – поход не состоялся)

2. Как дятлы узнают друг друга и предупреждают остальных о своем присутствии? (Барабаня клювом по деревьям, дятлы предупреждают всех о своем присутствии. У каждого дятла своя манера по скорости и ритм ударов, что и позволяет им узнавать друг друга. Дятлы выстукивают целые послания. Они могут сообщить соперникам, что лесная территория занята, или позвать подругу, передав ей, что дупло готово и пора высиживать птенцов.)

3. Какую птицу в народе называют "летающей крысой" и почему?  (Ворона, у нее одинаковые повадки с крысами и такой же острый ум.)

4. Почему кора березы белого цвета?  (Березу цвет коры предохраняет от солнечных ожогов, ведь береза любит расти, где много солнечного света, а кора у неё очень тонкая).

5. Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы (наблюдение)

6. Отличительные черты природной и экологической катастроф? (экологические катастрофы возникают в результате деятельности человека, природные – стихийно)

7. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)

8. Это лекарственное луговое растение и ценная кормовая трава, в народе его называют «кашка» (клевер)

9. Низкорослое растение с очень мелкими листочками, растущее обычно в сырых местах . В жару становится белым. Может быть сухим несколько лет, но пройдет дождь … и оно опять зеленое. Во время войны его использовали вместо ваты, оно заменяло также йод (мох)

10. Самый многочисленный класс животного мира, их еще называют «шестиногими» хозяевами земли (насекомые)

11.Лекарственное растение с сильным запахом, растет в лесу, цветет в мае – июне мелкими белоснежными цветками, собранными в красивую кисть. Плоды ядовиты.   Занесено в Красную книгу (ландыш)

12.Влаголюбивые растения зеленого, красного и бурого цвета. Им земная атмосфера обязана появлению свободного кислорода (водоросли)

13. Во впадине шляпок этого гриба часто скапливается дождевая влага. Насекомые, желая напиться, прилетают на «водопой». Утолив жажду, они погибают и падают замертво возле гриба.  (мухомор)

14.Земноводное животное, молодость свою проводит в воде, а зрелость – в воздухе. Самец кормится соком растений и нектаром, а вот самки – кровососы (комар)

Книга рекордов природы.

-   Самый длинный язык у….(хамелеона)

- Самые умные животные … (дельфины)

-   Самое сильное обоняние у …(бабочки)

-  Больше всего глаз у … (мухи, стрекозы)

- Лучше всех слышит … (сова)

-  Быстрее всех летает … (стриж)

-   Самый зоркий … (беркут)

-  Чемпионы по долгожительству … (черепахи)

- Самые зубастые … (акулы)

- Чемпион по глотанию… (удав)

-  Чемпионы по нырянию… (кит, черепаха)

« Кто это такие?»  Очень часто под необычными названиями скрываются знакомые животные.

-  Финвал – сельдяной кит

-   Фенек – пустынная лиса

-   Калан – камчатский бобер

-  Сервал – кошка из Африки

-   Кожан – летучая мышь

-  Игрунка – маленькая обезьянка

-  Бородавочник – кабан

-   Кабарга – олень

-   Афалина – дельфин

-   Пищуха - заяц

 Попробуйте объяснить названия известных животных, птиц, насекомых.

-  Пескарь – живет в песке

-  Линь – линяет, меняет цвет с желтого на розовый

-  Синица – поет «зинь – зинь»

-   Кулик – кричит «куик»

-   Стрекоза - стрекочет

-   Щегол – денди, щеголь

-  Козодой – так и вьется вкруг пасущихся стад

-   Слепень – кусает так больно, что в глазах темно, слепнешь.

-   Волк – тащит добычу волоком

-  Насекомое – насечки на туловище

Приметы:

1.        Из березы течет много сока – к дождливому лету

2.        Веточки на морозных узорах расположены вверх – к стуже, вниз – к оттепели.

3.        Если орехов уродилось обильно, а грибов мало – зима будет снежная и холодная.

4.        Если кожура на луковицах крепкая, грубая и плохо снимается – к крутой зиме.

5.        Мыши устраивают гнезда наверху копен – к мокрой и продолжительной осени

6.        Появились подснежники – настала пора пахать.

7.        Всплески рыбы на воде днем и вечером - прогнозируют устойчивую погоду, без каких либо осадков.

8.        Если ноготки не открываются до семи часов утра, будет дождь или гроза.

9.        Голуби разворковались - к теплу.

10.        Домашний скот вечером съедает намного больше норма – к похолоданию и непогоде.

11.        Двойная или тройная радуга означает, что в ближайшие дни будет идти дождь.

12.        Если первый снег выпал на мокрую землю, то он останется, а если на сухую — скоро растает.

« Визитная карточка»

« Визитная карточка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брейн-ринг для педагогов ДОУ «Родители и воспитатели — два берега одной реки»

Брэйн-ринг «Родители и воспитатели — два берега одной реки»Цель: уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.Задачи: *формировать умения дифференцированн...

Брейн-ринг для педагогов МДОУ "Место проекта в образовательном процессе МДОУ"

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребёнка, как на «саморазвивающуюся» систему, который отражён в принципах ФГОС, при этом усилия взрослых должны быть направлены ...

"Экологический Брейн - ринг для педагогов"

Экологическая игра для развития знаний педагогов о природе...

Брейн-ринг для педагогов ДОУ "Мы знаем и любим Крым!"

Методическая разработка, позволяющая уточнить и  систематизировать знания педагогов особенностей Крыма: культуры,географического расположения, достопримечательностей, климатических и природных ос...