Календарное планирование. Сентябрь.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Витко Елена Александровна

Календарное планирование. Сентябрь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarnoe_planirovanie._sentyabr.doc318 КБ

Предварительный просмотр:

Календарное планирование на СЕНТЯБРЬ во 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

неделя

дата

1-8 сентября

11-15 сентября

18-22 сентября

25-29 сентября

ТЕМА

Детский сад

Мой дом, мой город Красноярск

Золотая осень

Что нам осень принесла

ЗАДАЧИ

Учить ходить и бегать всей группой в одном направлении за инструктором; Бегать врассыпную; упражнять в прыжках на двух ногах на месте, в ползании на четвереньках по прямой (с опорой на ладони и колени), в прокатывании мяча по скамейке от черты, придерживая его одной, двумя руками. Упражнять, в прыжках на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой, в подлезании под шнур на четвереньках; Учить сохранять равновесие в ходьбе и беге по ограниченной площади;

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба и бег в одном направлении за инструктором «Едет, едет паровоз»;

ходьба на носках (руки вверх), на пятках (руки за спину), с высоким подниманием колен «петушки»,

 бег врассыпную.

Ходьба парами за инструктором.

Построение по ориентирам

ОРУ /УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Без предметов 

Без предметов

С флажками 

С флажками 

2-АЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ

ДВИЖЕНИЙ

Метание Прокатывание мяча по полу придерживая его одной или двумя руками.

Лазание Ползание на четвереньках по прямой (с опорой на ладони и колени) 4-5 м

Прыжки на двух ногах на месте

 Равновесие Ходьба между двумя линиями (расстояние 20 см)

Метание Прокатывание мяча по скамейке, придерживая его одной или двумя руками.

Прыжки на двух ногах с продвижением, с работой рук.

Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой

Метание Прокатывание мяча двумя руками от черты в прямом направлении; скатывание мяча по наклонной доске.

Равновесие Ходьба между двумя линиями (расстояние 20 см)

Лазание Подлезание под шнур (высота шнура от пола 50 см) на четвереньках.

Метание Скатывание мяча по наклонной доске.

Равновесие Бег между двумя линиями (расстояние 20 см)

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Принеси игрушку»

«Огуречик»

«Кролики»

«Самолёты»

МАЛОПОДВИЖНЫЕ

ИГРЫ

«По ровненькой дорожке»

«Найди зайку»

«Ровным кругом»

«Не ошибись»

ОРУ/Утренняя гимнастика во 2 младшей группе

Сентябрь 1-2 неделя

Без предметов

«Пчёлки»

I Ходьба друг за другом, построение в круг.

II «Пчёлки машут крылышками» (поднимание рук в стороны и медленное опускание их вниз).

Исходное положение – ноги на ширине ступни, руки опущены вниз.

  1. поднять руки в стороны на уровне плеч (вдох).
  2. опустить руки вниз (выдох).

 Упражнение повторить 4 раза в среднем темпе.

III «Пчёлки пьют росу» (наклоны туловища вперёд).

Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки на поясе.

  1. наклон вперёд, голову немного приподнять.
  2. выпрямиться в исходное положение.

Повторить 4 раза в среднем темпе.

IV «Пчёлки собирают сок цветов» (приседания).

Исходное положение – ноги на ширине ступни, руки опущены вниз.

1-2-присед, наклонить голову, выполняя руками движения, как бы собирая сок с цветков

3-4- встать.

  Повторить 4 раза в медленном темпе.

V. «Пчёлки полетели» (бег с разведёнными в стороны руками).

Развести руки в стороны и бегать 10-15 секунд друг за другом.

Пчёлки прилетели в улей и опустили крылышки.

VI. Ходьба друг за другом, в среднем темпе.

ОРУ/Утренняя гимнастика во 2 младшей группе

Сентябрь 3-4 неделя

С флажками

I Ходьба друг за другом, построение в круг.

II Поднимание рук с флажками вверх и опускание вниз.

Исходное положение – ноги на ширине ступни, руки с флажками внизу.

1-2- поднять руки с флажками через стороны вверх.

3-4-опустить руки с флажками вниз за спину (спрятать флажки).

Упражнение повторить 4 раза в среднем темпе.

III Повороты туловища.

Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки с флажками опущены вниз.

  1. поворот туловища вправо, поднять флажки в стороны.
  2. исходное положение

3-4-теже движения влево.

Повторить 4 раза в каждую сторону в среднем темпе.

IV Приседания.

Исходное положение – ноги на ширине ступни, руки с флажками внизу.

1-3- присед, постучать палочками флажков три раза об пол возле ног.

4-исходное положение.

Повторить 4 раза в медленном темпе.

V Бег в течение 15-20 секунд; флажки держать в правой руке.

VI Ходьба по кругу, поднять руки с флажками вверх, как «на параде».

Подвижная игра «Принеси игрушку»

Воспитатель просит кого-нибудь из детей принести игрушку, положенную заранее на стул в противоположном конце комнаты. Когда ребенок принесет игрушку, воспитатель благодарит его, предлагает рассмотреть и назвать игрушку, а затем просит отнести ее на место. Следующему ребенку предлагается принести другую игрушку.

Указания к проведению. Упражнение можно организовать и для группы детей. В этом случае воспитатель раскладывает на противоположной стороне комнаты различные игрушки (колечки, кубики, флажки) по числу участвующих в игре детей и просит одновременно всех играющих пойти и принести по одной игрушке, а затем отнести их на место. Предметы нужно положить на видных местах, не слишком близко один от другого, чтобы малыши, приближаясь к ним, не сталкивались. Можно усложнить задание, предложив каждому играющему принести определенную игрушку.

Педагог должен следить за выполнением своего требования.

Дети могут идти или бежать за игрушкой только по указанию воспитателя.

Игра малой подвижности «По ровненькой дорожке»

Дети идут по кругу, взявшись за руки, выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит взрослый.

По ровненькой дорожке шагают наши ножки.                                Ходьба по кругу, взявшись за руки.

Через камушки, через камушки перешагивают ножки,                   Ходьба с высоким подниманием колен.

По тропинке, по тропинке побежали наши ножки,       

                 Бег по кругу, не опуская рук.

В ямку – бух.                                                                                          Остановиться, развести руки и присесть на корточки.

Встали, отряхнулись и дальше пошли!                                              Движения повторяются в другую сторону.

Подвижная игра «Огуречик»

Один ребёнок (водящий) находится в стороне от всех детей. Играющие, ритмично приседая, приговаривают:

Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик.

Там мышка живёт, тебе хвостик отгрызёт.

С окончанием слов дети разбегаются, водящий ловит их.

Правила: бежать можно только по окончании произнесения слов, водящий ловит до установленного места.

Вариант: можно проводить с «хвостиками» из лент заправленными за пояс у детей. В этом случае, ловишке нужно выдёргивать у детей ленты.

Игра малой подвижности «Найди зайку»

Воспитатель заранее прячет игрушку. Все дети вместе с воспитателем ходят по залу и ищут спрятанную игрушку.

Подвижная игра «Кролики»

На одной стороне зала расположены 5-6 обручей – это «клетки» для «кроликов». На противоположной стороне – «дом сторожа». Между «клетками» и «домом сторожа» находится «лужок», на котором гуляют «кролики». Дети (по 3-4 человека) встают в обручи, присаживаются на корточки, становятся «кроликами». Взрослый обходит «клетки» и выпускает «кроликов» на «лужок», где они бегают и прыгают (взрослый выполняет одновременно и роль «сторожа»). Через некоторое время взрослый произносит: «Бегите в клетки». Дети возвращаются обратно, взрослый «закрывает клетки».

Усложнение правил игры: можно перед обручами поставить любое препятствие, под которым необходимо проползти, прежде чем попасть в «клетку».

Игра малой подвижности «Ровным кругом»

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу со словами: «Ровным кругом друг за другом мы идём за шагом шаг. Стой на месте, дружно вместе сделаем вот так!». Взрослый показывает любое движение, которое дети за ним повторяют. Игра продолжается.

Подвижная игра «Самолёты»

Дети сидят на корточках, пальцы рук – на полу, возле стоп («самолёты на аэродроме»). Подготовка «самолётов к полёту»: «заправиться топливом» (положить руку на живот, произнести «буль-буль-буль»); «завести мотор» (руки согнуть в локтях, пальцы сжать в кулак, вращение кистями рук); «расправить крылья» (развести прямые руки в стороны); «проверить колёса» (потопать ногами на месте). «Самолёты готовы?» - «Да». – «Полетели». Дети бегают по залус разведёнными в стороны руками. По сигналу «Посадка» приседают, по сигналу «Полёт» продолжают бег.

Игра малой подвижности «Не ошибись»

Играющие становятся в круг. Взрослый, стоя в кругу, предлагает детям показать только то, что он назовёт. Например, он говорит: «Покажите уши» - все показывают уши, и взрослый проделывает то же; «Покажите нос, рот, щёку» и т.д. Когда дети увлекутся, взрослый предлагает показать, например, ухо, а сам показывает подбородок; некоторые дети ошибаются и повторяют движения взрослого. Сделавшие ошибку временно выходят из игры, пока не ошибутся другие. Игра повторяется 5-6 раз. Взрослый стоит в кругу, но не в середине круга.

Гимнастика после дневного сна

во II младшей группе

1-2 неделя сентября

Упражнения в кроватях

Слова

Упражнение

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Свернуться калачиком, ноги подтянуть к голове

Киска глазки открывай!

Открывают глаза, обвести глазами комнату

День зарядкой начинай!

Лёжа на спине, поднимают согнутые в коленях ноги к животу

Захотела наша кошка

Когти поточить немножко.

Подняв руки вверх делают царапающие движения

Упражнения, стоя возле кровати

Кошка хвостиком махнет

Движения тазом влево, вправо

Спинку плавно разогнет

Наклоны вперед, назад, руки вверх

Кошка умывается,

Лапкой утирается

Поглаживание и растирание лица (лоб, щёки, нос, подбородок)

Гимнастика после дневного сна

 во II младшей группе

3-4 неделя сентября

Упражнения в кроватях

Слова

Упражнения

Спал цветок

И вдруг проснулся

Больше спать

не захотел

Потянулся, улыбнулся,

Взвился вверх и полетел

Лёжа на спине или на боку (калачиком)

Сесть на кровать, ноги на кровати скрестно руки поднять – потянуться и опустить,

Повороты головы вправо влево + движения пальцем руки (не захотел)

Потянуться, улыбнуться.

Руки вверх и в стороны

Встать с кровати

Массаж лица

Ла-ла-ла –

На цветке сидит пчела.

Ул-ул-ул –

Ветерок подул.

 

Ала-ала-ала –

Пчелка крыльями махала.

Ила-ила-ила –

Пчелка мед носила.

Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам

 – 7 раз.

Провести пальцами по щекам сверху вниз – 7раз.

Кулачками энергично провести по крыльям носа – 7 раз.

Растереть лоб ладонями, приставленными к нему козырьком.

Календарное планирование на СЕНТЯБРЬ в СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

дата

неделя

1-8 сентября

11-15 сентября

18-22 сентября

25-29 сентября

ТЕМА

Детский сад

Мой дом, мой город Красноярск

Золотая осень

Что нам осень принесет

ЗАДАЧИ

Учить прокатывать мяч по прямой, ползать по скамейке на животе, подтягиваясь руками, прыгать вверх до предмета с разбега. Упражнять в равновесии при выполнении ходьбы по скамейке без предметов и с предметами. Закреплять умение подбрасывать мяч вверх и ловить двумя руками, бросать мяч о пол и ловить после отскока.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба в колонне по одному, высоко поднимая колени, с остановкой на сигнал «Стоп»;

бег в колонне врассыпную, с высоким подниманием колен,

перестроение в три звена

ОРУ/УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Без предметов

Без предметов

С флажками

С флажками

2-АЯ ЧАСТЬ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ

Метание  катание мяча по прямой (2-3 раза);

Ползание  на четвереньках по прямой (3-4 раза);

Равновесие ходьба по скамейке без предметов, руки на поясе (3-4 раза)

 (10 м); бросание мяча о пол и ловля его двумя руками (10-12 раз).

Прыжки   вверх до предмета (3-4 раза);

Метание катание мяча между предметами змейкой (3-4 раза)

Ползание  на четвереньках по шнуру (3-4 раза); подбрасывание мяча вверх и ловля после отскока.

Равновесие  ходьба по скамейке с мячом, мяч вперед, (3-4 раза);

Прыжки  вверх с разбега «Достань до предмета» (4-5 раз);

Метание катание мяча по скамейке прямо (4-5 раз);

Игровое упражнение «Догони мяч».

Лазание ползание по скамейке на животе, подтягиваясь руками (3-4 раза);

Равновесие  ходьба по скамейке с мячом, мяч вверх, (3-4 раза);

Прыжки   вверх с разбега «Достань до предмета»; «Подлезь под веревочку»

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Совушка»

«Самолеты»

 «У медведя во бору»

«Кто скорее до флажка»

МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

 «Найди свою пару»

 «Найди где спрятано»

«Вернись на своё место»

«Скок-скок-скок»

ОРУ/Утренняя гимнастика в средней группе

Сентябрь 1-2 неделя

Без предметов

  1. Построение в колонну по одному. Проверка осанки и равнения. Ходьба в колонне по одному, на носках, пятках. Бег с захлёстом голени назад.
  2.  Бег до 1 минуты.
  3. Восстановление дыхания в ходьбе.
  4. «Хлопки впереди». И.п.: о.с. Раскачивать руки вперёд-назад с хлопком впереди. Во время хлопка говорить «хлоп». Повторить 6-8 раз.
  5. «Хлопки». И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Повернуться вправо, хлопнуть прямыми руками, сказать «хлоп», вернуться в и.п. То же влево (по 4-6 раз в каждую сторону).
  6. «Хлопки за ногой». И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперёд вниз, хлопнуть за левой ногой, сказать «хлоп», вернуться в и.п. Так же хлопнуть за правой ногой. Повторить 6-8 раз.
  7. «Хлопки под ногой». И.п.: лёжа на спине. Поднять прямую ногу вверх, хлопнуть под ногой, сказать «хлоп», вернуться в и.п. Так же хлопнуть под другой ногой. Повторить 6-8 раз.
  8. «Лодочка». И.п.: лёжа на животе, руки и ноги вытянуты. 1 – приподняться, прогнуться – хлопнуть в ладоши; 2 – вернуться в и.п. Повторить 6 раз.
  9. «Петрушка». Прыжки с хлопками над головой, чередуя с ходьбой 3-4 раза.
  10. «Мы растём». И.п.: о.с., руки на пояс. 1 – подняться на носки с последующим «перекатом» на пятки, дыхание носом. Повторить 6-8 раз.

ОРУ/Утренняя гимнастика в средней группе

Сентябрь 3-4 неделя

С флажками

  1. Построение в колонну. Проверка осанки. Ходьба на носках, на пятках.
  2. Бег до 1 минуты.

  1. Упражнение на восстановление дыхания.

  1. «Вверх-вниз». И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, флажки опущены вниз. 1 – через стороны вверх, посмотреть; 2 – через стороны вниз. Повторить 5 раз.

  1. «Ветерок играет». И.п.: стоя, ноги врозь, флажки за спину. 1 – флажки вверх, наклоны вправо-влево; 2 – вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.

  1. «Выпрями ноги». И.п.: сидя, ноги вместе, флажки у плеч. 1 – выпрямлять и сгибать ноги, не меняя положение флажков. Повторить 4-6 раз.

  1. «Воротики». И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, флажки у груди. 1 – поворот вправо, флажки в стороны; 2 – вернуться в и.п.; 3 – поворот влево, флажки в стороны; 4 – вернуться в и.п. («открываем и закрываем воротики») – 3-4 раза в каждую сторону.

  1. «Подпрыгивание». И.п.: ноги слегка расставлены, флажки вниз. 8-10 подпрыгиваний и ходьба на месте со взмахами флажков. Повторить 2 раза.

  1. Ходьба, восстановление дыхания.

Подвижная игра «Совушка»

Играющие, изображая птичек, находятся на одной стороне комнаты на скамейках и кубах. Один из играющих – совушка надевает шапочку совы и влезает повыше на гимнастическую стенку. Дети бегают, помахивают руками. Они изображают летающих птичек, затем останавливаются на расстоянии нескольких шагов от гимнастической стенки. Воспитатель:

Совушка – сова,

Большая – голова,

На суку сидит,

Глазами не глядит,

Да вдруг как…полетит!

После слова «полетит» совушка спускается сверху и бежит, помахивая руками; все птички улетают. Быстро убежав, дети садятся на скамейки, лесенки, кубы. Совушка улетает к себе на дерево. Птичку, которая не успеет спрятаться, совушка может увести к себе. Когда совушка снова отправится на охоту, птичка должна улететь. Закончить игру можно лёгким бегом и ходьбой с помахиванием руками – птички улетают в другой лес, подальше от совушки, а совушка спускается вниз и идёт, помахивая руками, искать их. Роль совушки ребёнок выполняет не более двух раз.

 В старшей группе можно ввести правило, по которому спрятавшиеся от совушки птички не должны шевелиться. Для сигнала можно использовать такие слова:

Ночь наступает,

Совушка на охоту вылетает!

Игра средней подвижности «Найди себе пару»

Играющие ходят по площадке парами, по сигналу разбегаются и бегают в любом направлении. На сигнал «найди пару» встают парами, воспитатель также встаёт в пару с ребёнком. Оставшемуся без пары говорят:

Ты, Серёжа, не зевай,

Быстро пару выбирай!

Усложнение: каждый раз менять пару.

ВАРИАНТ: для игры необходимы платочки по количеству детей. Половина платочков одного цвета, половина другого. По сигналу воспитателя дети расходятся по залу (группе). На слова «Найди пару!» дети, имеющие одинаковые платочки встают парой. В случае если ребенок остался без пары, играющие говорят «Ваня, Ваня не зевай, быстро пару выбирай». Слова воспитателя можно заменить звуковым сигналом. Игра эмоциональней проходит с музыкальным сопровождением.

Подвижная игра «Самолёты»

Дети сидят на корточках, пальцы рук – на полу, возле стоп («самолёты на аэродроме»). Подготовка «самолётов к полёту»: «заправиться топливом» (положить руку на живот, произнести «буль-буль-буль»); «завести мотор» (руки согнуть в локтях, пальцы сжать в кулак, вращение кистями рук); «расправить крылья» (развести прямые руки в стороны); «проверить колёса» (потопать ногами на месте). «Самолёты готовы?» - «Да». – «Полетели». Дети бегают по залу с разведёнными в стороны руками. По сигналу «Посадка» приседают, по сигналу «Полёт» продолжают бег.

Игра малой подвижности «Найди, где спрятано».

Дети стоят вдоль стены. Воспитатель показывает им предмет и говорит, что спрячет его. Воспитатель предлагает детям отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, прячет предмет, после чего говорит: «Пора!». Дети начинают искать предмет.

Подвижная игра «У медведя во бору»

На одной стороне площадки очерчивается «берлога медведя» На другой – обозначается дом, в котором живут дети. Взрослый выбирает «медведя», который будет сидеть в берлоге. Когда взрослый говорит: «Идите, дети, гулять!» - дети выходят из «дома» и идут в «лес», «собирают грибы, ловят бабочек» и др. (наклоняются, выпрямляются, производят другие имитационные движения). Во время выполнения движений произносят хором: «У медведя во бору грибы, ягоды беру, а медведь сидит и на нас рычит». После слова «рычит» «медведь» начинает ловить детей, убегающих «домой». Тот, кого «медведь» коснётся, считается пойманным, «медведь» отводит его к себе в «берлогу». За линией «дома» детей ловить нельзя.

После того как «медведь» поймает несколько играющих, игра возобновляется. На роль «медведя» назначается другой ребёнок. Игра повторяется 3-4 раза. Возможен иной вариант игры – с двумя «медведями».

Игра малой подвижности «Вернись на своё место»

Дети стоят в две шеренги. Между каждым играющим расстояние не меньше 1 м, место каждого обозначено игрушкой (флажком). Под счёт взрослого дети делают 3-4 приставных шага вправо, затем влево, стараясь прийти на своё место.

Подвижная игра «Кто скорее до флажка»

Все играющие сидят на стульях. На расстоянии 5-6 шаговот края площадки проводится черта, за которой становится 4-5 детей. На противоположной стороне площадки на расстоянии 18 – 20 шагов черты против каждого ставят стул, на который кладут флажок. Стулья стоят на одной линии. По сигналу воспитателя дети бегут к флажкам, берут их, поднимают вверх, потом кладут обратно. Воспитатель отмечает, кто из детей раньше других поднял флажок. Затем все бежавшие садятся на стулья, а на их место становятся за черту следующие 4-5 человек. Игра заканчивается когда все дети пробегут по 1 разу до флажка.

Игра малой подвижности «Скок-скок-скок»

Один участник игры становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу, не держась за руки, и говорят:

Мы собрались в ровный круг,

Повернемся разом вдруг,

И как скажем скок - скок - скок! -

Угадай чей голосок?

Слова "Скок - скок - скок!" произносит один ребенок по указанию руководителя. Стоящий в центре должен узнать его. Тот, кого узнали, становится на место водящего.

Гимнастика после дневного сна в средней группе

1-2 неделя сентября

Упражнения в кроватях

слова

упражнения

Кто спит в постели сладко?

Давно пора вставать.

Спешите на зарядку,

Мы вас не будем ждать!

Носом глубоко дышите,

Спинки ровненько держите.

1 упражнение:

Исходное положение: лёжа на спине, руки вдоль туловища.

1- напрячь тело, вдох, держать несколько секунд,

2- расслабиться, выдох.

2 упражнение:

Исходное положение: лёжа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки.

1-скрестить руки перед собой, выдох,

2- развести руки в исходное положение, вдох.

3 упражнение:

Исходное положение: лёжа на спине, руки в замок за голову.

1-левая нога вверх

2-правая нога вверх (две ноги вверху)

3-4-ноги вниз в исходное положение.

4 упражнение:

Исходное положение: лёжа на спине, руки в упоре на локти,

прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 с)

исходное положение

5 упражнение:

Исходное положение: лёжа на животе, руки за голову.

прогнуться, руки к плечам, ноги вытянуты, держать 5 сек.

исходное положение.

6 упражнение:

Исходное положение: лёжа на животе, руки под подбородком,

прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута – вдох

исходное положение – выдох.

Самомассаж в постели

«Самомассаж». Сидя в постели, поглаживать руки и ноги (0,5 мин).

Гимнастика после дневного сна в средней группе

3-4 неделя сентября

Гимнастика в кроватях

1 упражнение:

Исходное положение: лёжа на спине, руки вдоль туловища,

  1. поднять правую ногу (прямую);
  2. исходное положение;
  3. поднять левую ногу (прямую);
  4. исходное положение.

2 упражнение:

Исходное положение: лёжа на спине, руки перед собой «держат руль». «Езда на велосипеде» (имитация ногами»).

3 упражнение:

Исходное положение: лёжа на спине, руки за головой.

  1. свести локти впереди (локти касаются друг друга) – выдох.
  2. локти в стороны – вдох.

4 упражнение:

Исходное положение: сидя, ноги скрестно, руки на поясе.

  1. руки через стороны вверх – вдох.
  2. Исходное положение – выдох.

Упражнения для глаз

Исходное положение: сидя, ноги скрестно.

Крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть (повторить 8-10 раз);

Быстро моргать глазами 1-2 мин;

Массировать глаза через закрытые веки круговыми движениями указательных пальцев в течение 1 мин.

Отвезти глаза вправо, влево.

Отвезти глаза вверх, вниз.

Календарное планирование в СТАРШЕЙ ГРУППЕ на СЕНТЯБРЬ

дата

неделя

1-8 сентября

11-15 сентября

18-22 сентября

25-29 сентября

ТЕМА

Детский сад

Мой дом, мой город Красноярск

Безопасность на дороге

Что нам осень принесет

ЗАДАЧИ

Упражнять в ходьбе и беге с остановкой на сигнал. Учить детей прыгать с разным положением ног (врозь, скрестно); ползать на четвереньках по скамейке, толкая мяч головой; прыгать на предметы (h- 20 см); метать в горизонтальную цель (расстояние 3.5 - 4 м).  Закреплять умение прокатывать мяч между предметами одной рукой, двумя руками, ходить по бревну, держа мяч  вверху; ходить по наклонной доске (h  35-40 см)

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба (спиной вперед, с перекатом с пятки на носок, с задержкой на носках).

 Бег (на носках, с высоким подниманием колен, со сменой темпа, челночный бег (3х10), бег в быстром темпе через предметы).

Перестроение в 3 колонны.

ОРУ/УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Без предметов

Без предметов

С флажками

С флажками

2-АЯ ЧАСТЬ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ

Метание прокатывание мяча одной рукой из разных положение между предметами 3-4 раза.

Равновесие ходьба по наклонной доске (h 35-40 см., ш 20 см.) – 3-4 раза.

Прыжки на месте ноги скрестно – ноги врозь 10-12 раз.

Лазание Подлезание под дугу 3-4 раза.

Лазание ползание на четвереньках по скамейке, толкая мяч головой 3-4 раза.

Метание  прокатывание мяча двумя руками из разных положение между предметами 3-4 раза.

Равновесие ходьба по наклонной доске (h 35-40 см., ш 20 см.) – 3-4 раза.

Прыжки из обруча в обруч (6-8 обручей) 3-4 раза.

Прыжки впрыгивание на предметы ( 20 см.) 5-6 раз.

Лазание ползание на четвереньках между предметами «змейкой», толкая мяч головой 3-4 раза.

Метание  прокатывание мяча двумя руками друг другу в ворота, стоя на коленях 3-4 раза.

Равновесие ходьба по бревну, мяч вверху 3-4 раза.

Метание  метание в горизонтальную цель (h - 2.2 м, расстояние 3.5-4 метра) 10-12 раз.

Прыжки  впрыгивание на предметы ( 20 см.) 5-6 раз.

Лазание  ползание на четвереньках между предметами «змейкой», толкая мяч головой 3-4 раза.

Игровое упражнение «Набери корзину овощей»

Равновесие передвижение в мешках

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Хитрая лиса»

«Мышеловка»

«Две зелёные лягушки»

«Удочка», «Домик»

«Мы - веселые ребята»

«Собери урожай»

Эстафета «Не намочи ног»

Эстафета «Огородники»

МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Узнай по голосу»

Кричалки-шепталки-молчалки

«Что изменилось»

«Затейники»

«Хомка-хомка, хомячок»

 «Перелет птиц»

Релаксация «Осенний лист»

ОРУ/Утренняя гимнастика в старшей группе.

Сентябрь 1-2 неделя

Без предметов

I Ходьба в колонне по одному, перестроение в несколько колонн

II Поднимание рук вверх и опускание вниз.

И.п.– ноги на ширине ступни, руки опущены вниз.

1-2. Поднять руки через стороны вверх (вдох).

3-4. Опустить руки вниз (выдох).

Повторить 8 раз в медленном темпе.

III Повороты туловища вправо и влево.

И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1- поворот вправо, ступни ног от пола не отрывать.

2- и.п.

3-4-те же движения в левую сторону.

Повторить 4 раза в каждую сторону в среднем темпе.

IV Поочерёдное поднимание ног вверх.

И.п. – упор стоя на коленях.

1-2-поднять прямую правую ногу вверх - назад (вдох)

3-4-и.п. (выдох)

5-8-то же с левой ноги.

Повторить 4 раза каждой ногой в среднем темпе.

V Поднимание рук в стороны.

И.п. – ноги на ширине ступни, руки опущены вниз.

1-2-руки в стороны ладонями наружу, прогнуться (вдох)

3-4-опустить руки вниз в и.п. (выдох)

Повторить 8 раз в медленном темпе.

VI Прыжки

И.п. – то же самое

1-прыжок – ноги врозь, руки в стороны.

2-прыжок – ноги вместе, руки вниз.

Повторить 8 раз.

VII Бег на носках в течение 25 секунд.

VIII Ходьба на внешней и внутренней сторонах ступни, как «косолапый мишка».

ОРУ/Утренняя гимнастика в старшей группе.

Сентябрь 3-4 неделя

С флажками

I Ходьба в колонне по одному, перестроение в несколько колонн.

II Поднимание рук с флажками вперёд – в стороны и опускание вниз.

1-флажки в стороны

2-флажки вперёд

3-флажки в стороны

4-флажки вниз.

Повторить 8 раз в медленном темпе.

III Наклоны туловища в стороны.

И.п. – ноги на ширине плеч, руки с флажками внизу.

1-наклон вправо, флажки через стороны вверх (вдох)

2-и.п. (выдох)

3-4-то же в левую сторону.

Повторить 4 раза в каждую сторону в среднем темпе.

IV  Наклоны туловища вперёд – вниз.

И.п. – ноги на ширине ступни, руки с флажками опущены вниз.

1-2-наклон вперёд – вниз, флажки назад – в стороны (положение «старт пловца»)

3-4-и.п..

Повторить 8 раз в медленном темпе.

V Поднимание рук с флажками вверх с прогибанием в пояснице.

И.п. – то же.

1-флажки вперёд – вверх, левую ногу отставить назад на носок – прогнуться (вдох)

2-флажки вниз, приставить ногу (выдох)

3-4-те же движения с правой ноги.

Повторить 8 раз в медленном темпе.

VI Прыжки.

И.п. – то же.

1-прыжок – ноги врозь, руки с флажками в стороны.

2- прыжок – ноги вместе, руки с флажками вниз.

Повторить 8 раз.

VII Бег на носках в течение 25 секунд.

VIII Ходьба, во время её руки с флажками поднять вверх и медленно опустить вниз 4-6 раз.

Подвижная игра «Хитрая лиса»

            На одной стороне площадки проводится линия – «Дом лисы». Играющие располагаются по кругу на расстоянии одного шага друг от друга.

Педагог предлагает играющим закрыть глаза и, обходя круг за спинами детей, дотрагивается до одного из играющих, который и становится «Хитрой лисой». Затем детям предлагается открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем нибудь? Играющие 3 раза спрашивают хором:

«Хитрая лиса где ты?». При этом все играющие смотрят друг на друга. Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят:

«Хитрая лиса, где ты?», хитрая лиса быстро прыгает на середину круга, поднимает руку и говорит: «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а хитрая лиса их ловит. После того как лиса поймает 2-3 человек, педагог говорит: «В круг!».

«Кричалки—шепталки—молчалки»

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками»

Подвижная игра «Мышеловка»

Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно треть играющих) образует круг — мышеловку. Остальные изображают мышей и находятся вне круга.

Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:

«Ах, как мыши надоели,

Развелось их просто страсть.

Все погрызли, все поели,

Всюду лезут – вот напасть.

Берегитесь же, плутовки.

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех за раз!»

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу воспитателя: «Хлоп!» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают — мышеловка захлопнута. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они тоже становятся в круг (и размер мышеловки увеличивается). Когда большая часть мышей будет поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется.

В конце игры воспитатель отмечает наиболее ловких мышей, которые ни разу не остались в мышеловке.

Игра малой подвижности «Узнай по голосу»

Дети стоят в кругу. Один ребенок в центре круга. Дети ходят по кругу со словами:

«Ваня - Ваня, ты в лесу

Мы зовем тебя - «Ау»

Ваня глазки закрывай

Кто назвал тебя, узнай».

Дети останавливаются. Ребенок в кругу закрывает глаза. Один из детей зовет его по имени. Водящий отгадывает.

Игра «Две зелёные лягушки»

     Ведущий выбирает двоих детей – «две лягушки», которые становятся в центр круга. Они читают слова, все остальные дети за ними повторяют, имитирую движения:

На болоте две подружки, две зелёные лягушки

Утром умывались, полотенцем растирались,

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

«1–2–3» - беги.

 все бегут врассыпную, а «лягушки» догоняют. Те, кого догнали «лягушки», становятся на их место. Игра продолжается.

Подвижная игра «Удочка»

Перед началом игры выбирается водящий. Все ребята становятся в круг, а водящий в центр круга со скакалкой в руках. Он начинает вращать скакалку так, чтобы та скользила по полу, делая круг за кругом под ногами играющих.
Игроки подпрыгивают, стараясь, чтобы она не задела кого-либо из них.

Правила игры

  1. Пойманным игрок считается в том случае, если скакалка коснулась его не выше голеностопа.
  2. Игроки не должны приближаться к водящему во время прыжков.
  3. Тот, кто заденет скакалку становится в середину и начинает вращать веревку, а бывший водящий занимает его место.

Примечания
Из дополнительных предметов вам понадобится скакалка (можно также использовать веревочку, на конце которой привязан мешочек с песком).
Можно использовать другой вариант этой игры, которая будет носить соревновательный характер - задевший веревку игрок выбывает из игры. Победителями становятся 2-3 последних игрока, которые не задели веревочки.

Подвижная игра «Домик»

Дети стоят в кругу (руки на поясе - это домики, руки – окна). Ведущий идёт по кругу, заглядывая в окна, и говорит слова:

«Вокруг домика хожу,

И в окошечки гляжу,

К одному я подойду,

И тихонько постучу…»

Ведущий останавливается у ребёнка «стучит» по плечу,  ребёнок отвечает: «Кто там?» ведущий: «Это я – убегай от меня!».

Дети встают спиной друг к другу и бегут в разные стороны по кругу, кто первый займёт свободное место, тот молодец, а оставшийся ребёнок становится ведущим и игра продолжается.

Игра малой подвижности «Что изменилось»

Расставьте предметы в ряд. Попросите детей внимательно на них посмотреть и запомнить, какие предметы и в каком порядке стоят на столе. Попросите детей отвернуться или крепко закрыть глазки. Уберите какой-нибудь предмет или поменяйте предметы местами. Если вы играете с дошкольниками,  не делайте более одного изменения! Теперь ребята могут повернуться (или открыть глаза). Кто первый заметит что изменилось?  Похвалите самого внимательного ребенка. Можно давать за правильный ответ фишки и определить лидера в конце игры.

Когда ребята хорошенько усвоят правила игры, можно поручить переставлять предметы детям. Например, тот, кто первым правильно ответил, становится водящим и переставляет предметы.

Подвижная игра «Мы весёлые ребята»

Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне также проводится черта – это дома. В центре площадки находится ловишка. Играющие хором произносят

Мы веселые ребята, любим бегать и скакать
Ну, попробуй нас догнать. 1,2,3 – лови!

После слава «Лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка старается поймать их. Тот кого ловишка успеет задеть до черты, считаются пойманными и отходят в сторону, пропуская одну перебежку. После двух перебежек выбирается другой ловишка.

Подвижная игра «Собери урожай»

У линии старта для каждой команды ставится пустая корзина. На расстоянии для каждой команды выкладывается одинаковое количество яблок. Каждый участник добегает, берёт одно яблоко, возвращается и бросает его в корзину. После этого стартует следующий участник.

Вариант:   (2 команды по 4 человека- первые бегут вперед, кладут на пол обруч — «пашут», вторые — «сажают» картошку, третьи — поливают, четвертые — «собирают» урожай).

Подвижная игра «Затейники»

Дети становятся в круг. Одного из играющих воспитатель назначает затейником. Он находится в середине круга. Дети идут по указанию воспитателя вправо или влево под следующий текст: 

Ровным кругом, друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, дружно вместе

Сделаем… вот так.

По окончании текста дети становятся на расстоянии вытянутых рук. 

Затейник показывает какое-нибудь движение, и все стоящие по кругу повторяют его. Затем воспитатель сменяет затейника или затейник выбирает кого-нибудь вместо себя, и игра продолжается. Каждый затейник сам должен придумывать движения и не повторять тех, которые уже показывали до него.

Игра малой подвижности «Хомка-хомка, хомячок»

Хома, хома, хомячок (хлопаем в ладоши)
Хома  - рыженький бочок (правой рукой поглаживаем левый бок, затем левой рукой поглаживаем правый)
Хома рано встает (потягиваемся, ручки вверх)
Щечки моет, (трем щечки кулачками)
Шейку трет (трем шею кулачками)
Подметает хома хатку (делаем движения руками как будто подметаем пол)
И выходит на зарядку (идем на месте, маршируя)
Раз! (руки в стороны)
Два! (руки в исходное положение, к груди)
Три! (ручки в стороны)
Четыре! (ручки в исходное положение)
Пять! (ручки в стороны)
Хома сильным хочет стать  (ручки согнуты к плечам, кулачки сжаты, мускулы рук напрягаем, как у силачей)

Эстафета «Не намочи ног»

Игрок встает на два кирпича, а два других держит в руках. По сигналу игрок наклоняется вперед, кладет кирпичи перед собой и переступает на них ногами, берет два других кирпича, переступает на них и т. д. Цель игры – наступая на кирпичи пройти как можно быстрее, расстояние в 10 м, не касаясь пола или земли. Можно провести соревнование одновременно между двумя игроками. Аналогичным является соревнование с использованием двух табуреток. Игрок стоит на одной из них, а другую переставляет вперед, затем перебирается на нее и т. д.

Эстафета «Огородники»

Для проведения эстафеты необходимо разбить детей на 2-3 колонны по 6 человек в каждой и построить их за линией на одной стороне площадки. На расстоянии 5-8 метров  от линии, за которой стоят дети, проводится еще одна черта. Первым детям в колонне раздают картонные круги, диаметром примерно 40-60 см. Вторым выдаются ведерки с мелкими кубиками или камешками, третьим – ведерки с песком, четвертые держат в руках лейки, пятые – пустые ведерки, последние дети стоят без инвентаря.

  • По команде ведущего первые дети в колонне бегут до второй линии и раскладывают за ней на расстоянии шага друг от друга кружки (как бы делаются лунки для посадки). Затем бегом возвращаются к своей колонне, причем на ходу необходимо передать эстафету, дотронувшись рукой до стоящих вторыми.
  • Вторые игроки в свою очередь бегут за линию и кладут в каждый кружок по камешку или кубику и возвращаются в колонну (сажают картофель).
  • Третьи участники добегают до лунок и сыпят в каждую горсть песка (удобряют огород)???
  • Четвертые участники подбегают с лейками к посадке и имитируют полив растений
  • Пятые дети собирают кубики в ведра (собирают урожай)
  • Последние дети собирают кружки и возвращаются в конец колонны

Выигрывает та команда, которая быстрее посадит картофели и соберет урожай. Во время проведения эстафеты нужно следить, чтобы участники соблюдали правила: нельзя начинать игру без сигнала ведущего, раскладывать предметы нужно аккуратно, обязательно передавать эстафету следующему участнику касанием.

Количество игроков: любое от 12-и человек

Дополнительное оборудование: картонные кружки, кубики, ведерки с песком, лейки, пустые ведерки

Игра средней подвижности «Перелёт птиц»

На одном конце зала находятся дети – «птицы». На другом конце зала – пособия, на котором можно «взлететь» (гимнастические скамейки, кубы и т.д.) – «деревья».

     По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - дети, размахивая руками, как крыльями, разбегаются по всему залу; на сигнал: «Буря!» - бегут к возвышенностям и прячутся там. Когда воспитатель произносит «Буря прекратилась!», дети спускаются с возвышенности и снова разбегаются по залу («птицы продолжают свой полет»). Во время игры воспитатель в обязательном порядке осуществляет страховку детей, особенно при спуске с гимнастической стенки.

 

Релаксация «Осенний лист».

(Крепкий лист = прямая спина, руки в стороны, мышечное напряжение). Лист на веточке такой красивый, ровный, крепкий. Но ведь это же осень, подул ветерок, и лист плавно оторвался от веточки и, медленно кружась, опустился на землю (расслабление). Но вот снова дунул ветер, уже с другой стороны – лист взлетел над землей, зацепился за веточку. Вот он какой красивый, развернулся, чтобы издалека его было видно. Но снова дует ветер, снова лист плавно опустился на землю. Но что это? Хлоп! Закончилось волшебство, мы снова в группе, а за окном осень.

Гимнастика после дневного сна в старшей группе

1-2 неделя сентября

Гимнастика в кровати

Слова

Движения

Разбудим руки.

Разбудим лицо

Разбудим ноги

Котята просыпаются

Потянули задние лапки

Ищут маму-кошку

Котёнок сердитый

Котёнок ласковый

Под негромкую музыку воспитатель будит детей, дети потягиваются, воспитатель предлагает "разбудить руки".

 Дети хлопают в ладоши, потирают друг о друга руки (моются), снимают и надевают колечки, браслеты, часы, застегивают замочки и браслеты на часах. Руки будят лицо: дети потирают глаза, брови, нос и уши. Лицо развеселилось – дети гримасничают языком, губами. Руки будят ноги; поглаживают их, похлопывают. Руки приглашают ноги на праздник. Ноги радостно делают “велосипед” в воздухе, затем встают и отправляются в дорогу.

Темп пробудки медленный, спокойный, комфортный.

1) И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: поднимают правую руку, затем левую, потягиваются, в и. п. (потянули передние лапки).

2) И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: приподнять и потянуть правую ногу, затем левую, плавно попеременно опустить.

3) И. п.: лежа на животе. В.: приподнять голову, поворот головой влево-вправо, в и. п.

а) “Котенок сердитый” И. п.: стоя на четвереньках. В.: приподняться, выгнуть спину “дугой”, голову вниз “фыр-фыр”.

б) “Котенок ласковый”. И. п.: стоя на четвереньках. В.: голову вверх, спину прогнуть, повилять хвостом.

Дыхательная гимнастика

Ветер и листья

Листья опадают

После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз

Гимнастика после дневного сна в старшей группе

3-4 неделя сентября

Упражнения в кроватях

Слова

Движения

Сказка о любопытном солнечном зайчике

 В заоблачном царстве, небесном государстве уже тысячу лет живет большое, доброе и теплое Солнышко, которое согревает нашу землю, дает жизнь всему живущему на ней. И каждое утро, едва проснувшись и выглянув из-под белоснежных облаков — своего пушистого одеяла, Солнышко посылает во все стороны к нам солнечных зайчиков. Они пускаются наперегонки друг с другом со скоростью света и вскоре долетают до нашей любимой планеты. Одни из них с лету заглядывают в окна домов и согревают щечки спящих малышей, другие с ходу окунаются в морские лазурные воды, третьи нежат своим теплом молодые побеги на грядках, четвертые скачут с крыши на крышу, отражаясь от жестяных карнизов. Только один любопытный солнечный зайчик, отставший от своих братьев, долго блуждал, пока не попал наконец через маленькое окошко на темный пыльный чердак старого дома. Дом под черепицей стоял в окружении разросшихся душистых кустов сирени. На чердаке было тихо и немного страшновато. Однако Солчик (так звали нашего героя), осмотревшись, быстро освоился, вспугнул сонную муху и отправился путешествовать по всем закуткам-закоулочкам.

Сначала он коснулся толстой деревянной балки, на которой держалась вся крыша. Балка оказалась длинной-предлинной. Дерево уже давно рассохлось, и старая труженица балка иногда поскрипывала по утрам, особенно в ненастную погоду.

Из и. п. лежа на спине — потягиваться, вытягивая прямые руки и ноги в противоположные стороны. При этом слегка покачиваться из стороны в сторону, приговаривая: «Скрип-скрип, скрип-скрип...»

Далее наш отважный герой подкрался к стопке старых связанных веревкой книг. Особенно Солчика заинтересовала самая толстая книга — она лежала внизу стопки и держала на себе все остальные, более тонкие книжицы.

Из и. п. лежа на животе, руки на уровне плеч, согнуты в локтях — выпрямить руки, отжиматься от пола: мальчики — на ступнях, а девочки — не отрывая бедер от пола.

За стопкой книг любопытный солнечный зайчик вдруг увидел... змею и отпрянул в испуге! Однако «змеей» оказался кусочек плетеной веревки с узлом на конце и ниточками, похожими на раздвоенный язычок.

Из и. п. лежа на животе — имитировать ползание по-пластунски на месте, чередуя движения разноименных рук и ног.

Солчик знал, что он связан незримыми нитями с большим Солнышком и живет вместе с ним, всегда сопровождая его. Но тут наш герой так увлекся, что совсем забыл о времени. И в этот самый момент к зазевавшемуся Солчику стал тихо подкрадываться кот Кузя, выставляя вперед лапку с коготками.

Из и. п. стоя на четвереньках (низкое положение) — подавать туловище вперед, вытягивать руку с согнутыми пальцами («коготками»), выгибая при этом спину.

Солчик лишь на секунду заглянул в желтые глаза кота Кузи и отправился дальше. Вы ведь знаете, мальчики и девочки, что солнечные зайчики никогда не могут долго оставаться на одном месте: они всегда движутся вместе с Солнышком, а за ними следует тень, которую роняют освещаемые ими предметы.

Ползание на четвереньках (низкое положение) на кровати в различных направлениях.

А вот на стене висит старая пожелтевшая открытка, на которой изображена забавная собака по имени Чау-Чау. Солчику даже показалось, что она приветливо помахала ему головой.

Из и. п. стоя на четвереньках (среднее положение) — вытягивать шею и делать мягкие'повороты головой влево-вправо.

Время шло, а солнечный зайчик все еще путешествовал по заинтересовавшему его чердаку, переместившись со стены на пол, в ближний угол. Крыша дома была высокой, а значит, высоким был и чердак.

Из и. п. стоя на четвереньках (среднее положение) — переходить в высокое положение, максимально выпрямляя руки и ноги и приподнимая копчик.

Прямо у дымохода, завалившись набок, сидел Ванька-встанька — некогда любимая игрушка девочки Кати, которая уже давно выросла, стала взрослой и потеряла к ней всякий интерес.

Из и. п. сидя на кровати с ногами — поворачиваться вокруг вертикальной оси, делая приставные шаги сначала в одну, затем в другую сторону. При этом можно недовольным голосом приговаривать: «Позабыли-позабросили, по-за-бы-ли-по-за-бро-си-ли...»

Солчик скользнул по трубе дымохода, подумав, как уютно будет в доме зимой, когда будет топиться печка, а люди будут собираться всей семьей за большим столом и пить горячий душистый чай.

Из и. п. сидя на коленях — переходить в положение стоя на коленях, разводя руки сначала в стороны, а затем поднимая их вертикально (изображая высокий дымоход).

Солнечный зайчик стал приближаться ко второму чердачному окну, скользнул по его стеклу и на секунду задержался, увидев высокую черешню, которая своей верхушкой уже почти достигала крыши дома.

Из и. п. стоя на коврике у своей кровати — выполнять различные наклоны с небольшой амплитудой, руками при этом выполнять движения, имитирующие раскачивающиеся ветви. Озвучить это упражнение можно так: «Ш-ш-ш...» — как будто ветер шумит...

Неподалеку на огороде кто-то работал с тяпкой — да'это же дедушка спозаранку уже пропалывал помидорные грядки.

Солнце поднималось все выше и выше. Пора было Солчику вылетать в чердачное окошко и присоединяться к своим многочисленным братьям — сияющим вокруг солнечным зайчикам. Как много интересного расскажет он им сегодня при встрече! Ему наверняка захочется снова вернуться на большой темный чердак, где время как бы остановилось, напоминая о давно ушедших годах... Здесь дети обуваются, затем застилают свои кровати и отправляются в умывальную комнату приводить себя в порядок

Из и. п. стоя — выполнять наклоны вперед — в стороны с уже большей амплитудой, имитируя руками движения тяпкой.

Календарное планирование в ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на СЕНТЯБРЬ

дата

неделя

1-9 сентября

12-16 сентября

19-23 сентября

26-30 сентября

ТЕМА

Детский сад

Мой дом. Мой город Красноярск

Безопасность на дороге

Что нам осень принесет

ЗАДАЧИ

Упражнять в ходьбе  в колонне по одному, парами, с соблюдением дистанции, совершая движения руками, выпадами, в приседе, гимнастическим шагом, приставным шагом; беге сильно сгибая колени, спиной, через препятствия. Учит детей прыгать продвигаясь вперед, перепрыгивать линию с зажатым мешочком между ног, перепрыгивать через 6-8 набивных мячей.  Закрепить умения бросать мяч вверх и ловить его двумя руками не менее 20 раз, метать в вертикальную цель, Учить ведению мяча.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба, совершая различные движения руками, выпадами, в приседе, «Обезьянки», с постановкой одной ноги на пятку, другой на носок. Бег, сильно сгибая ноги в коленях, спиной вперед, через препятствия; бег до 2х минут.

 Перестроение в 3 колонны.

ОРУ/УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Без предметов

Без предметов

С флажками

С флажками

2-АЯ ЧАСТЬ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ

Прыжки на носках, продвигаясь вперед 10-12 раз.

Метание бросание мяча вверх и ловля его двумя руками не менее 20 раз. Ведение мяча.

Равновесие ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове.

Лазание подлезание под гимнастическую скамейку по-пластунски 3-4 раза.

Лазание  ползать на четвереньках по гимнастической скамейке 3-4 раза.

Прыжки  на носках, продвигаясь вперед змейкой 10-12 раз. Прыжки из обруча в обруч 6-8 обручей 4-5 раз.

Метание) бросание мяча вверх и ловля его двумя руками после отскока не менее 20 раз. Ведение мяча.

Равновесие «Кто устоит?»

Метание  в вертикальную цель расст. 4-5 метров.

Лазание  ползать на четвереньках по гимнастической скамейке, перелезая через набивные мячи 3-4 раза.

Прыжки  на носках, продвигаясь вперед змейкой 10-12 раз.

Равновесие перешагивание через кубики прямо и боком 3-4 раза.

Прыжки  перепрыгивать линию с зажатым между ног мешочком 10 раз.

Метание  в вертикальную цель расст. 4-5 метров.

Лазание  ползать на четвереньках по гимнастической скамейке, перелезая через набивные мячи 3-4 раза.

Игровое упражнение «Передай мяч над головой»

Равновесие передвижение в мешках

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Домик

Эстафеты на месте

Бусинки

Эстафеты на месте

Пустое место

Мы – веселые ребята

Пингвины (мешочек зажат коленями)

МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Угадай, чей голосок

Мы веселые мартышки

Черепашки

Говори!

Парк аттракционов

Поехали-поехали (показывают  части тела)

Релаксация «Осенний лист»

ОРУ/Утренняя гимнастика в подготовительной группе.

Сентябрь 1-2 неделя

Без предметов

I Ходьба в колонне по одному, перестроение в несколько колонн.

II Поднимание рук вперёд, в стороны, вверх и опускание их вниз.

И.п. (Исходное положение) – ноги на ширине ступни, руки опущены вниз.

1-поднять руки вперёд на уровне плеч

2-развести руки в стороны

3-поднять руки вверх

4-и.п.

Повторить 8 раз в медленном темпе.

III Сгибание ног к груди

И.п. – лечь на спину, руки в стороны на полу, ладонями вверх.

1-2-согнуть ноги вперёд, взяться руками за середину голеней, прижать колени к груди, наклонить голову вперёд к коленям.

3-4 и.п.

Повторить 8 раз.

IV Наклоны туловища в стороны.

И.п. – ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе.

1-наклон туловища вправо

2-и.п.

3-4-то же в левую сторону.

Повторить 8 раз в среднем темпе.

V Приседания

И.п. – ноги на ширине ступни, руки опущены вниз.

1-присесть, положить руки на колени

2-и.п.

Повторить 8 раз в среднем темпе.

VI Наклоны туловища вперёд – вниз.

И.п. – то же.

1-2-наклон туловища вперёд – вниз, пальцами рук коснуться носков ног.

3-4-и.п.

Повторить 8 раз в медленном темпе.

VII Прыжки

И.п. – ноги вместе, руки на поясе

1-прыжок – ноги врозь

2-прыжок – ноги вместе

Повторить 8 раз.

VIII Бег в течение 25-30 секунд.

IX Ходьба, во время её поднять руки через стороны вверх и медленно опустить вниз

Повторить 4-6 раз.

ОРУ/Утренняя гимнастика в подготовительной группе.

Сентябрь 3-4 неделя

С флажками

I  Ходьба в колонне по одному, перестроение в несколько колонн.

II Поднимание рук с флажками вверх и опускание вниз

И.п. – ноги на ширине ступни, руки с флажками опущены вниз.

1-2-поднять руки с флажками через стороны вверх

3-4-опустить руки с флажками через стороны вниз

Повторить 8 раз в медленном темпе.

III Наклоны туловища вперёд – вниз и разведение рук с флажками в стороны.

И.п. – то же.

1-2-наклон туловища вперёд – вниз, руки с флажками развести в стороны.

3-4-вернуться в и.п., опустить руки с флажками.

Повторить 8 раз в медленном темпе.

IV Поочерёдное поднимание флажков вверх

И.п. – то же.

1-поднять правую руку вверх, левую отвести назад.

2-поднять левую руку вверх, правую опустить вниз и отвести назад.

Повторить 8  раз каждой рукой в среднем темпе.

V Приседания

И.п. – то же.

1-присесть, палочками флажков коснуться пола

2-подняться в и.п.

Повторить 8 раз в среднем темпе

VI Повороты туловища и поднимание рук с флажками в стороны.

И.п. – ноги на ширине плеч, руки с флажками внизу.

1-поворот туловища вправо, поднять руки с флажками в стороны

2-вернуться в и.п., руки с флажками опустить вниз.

3-4-те же движения в левую сторону

Повторить 8 раз в среднем темпе.

VII Прыжки

И.п. – Ноги вместе, руки с флажками опущены вниз.

1-прыжок – ноги врозь, руки с флажками в стороны

2-прыжок – ноги вместе, руки с флажками опустить вниз

Повторить 8 раз.

VIII Бег в течение 25-30 секунд.

IX Ходьба, во время её руки с флажками поднять через стороны вверх и медленно опустить вниз 6-8 раз.

Подвижная игра «Домик»

Дети стоят в кругу (руки на поясе – это домики, руки – окна). Ведущий идёт по кругу, заглядывая в окна, и говорит слова:

«Вокруг домика хожу,

И в окошечки гляжу,

К одному я подойду,

И тихонько постучу…»

Ведущий останавливается у ребёнка «стучит» по плечу,  ребёнок отвечает: «Кто там?» ведущий: «Это я – убегай от меня!».

Дети встают спиной друг к другу и бегут в разные стороны по кругу, кто первый займёт свободное место, тот молодец, а оставшийся ребёнок становится ведущим и игра продолжается.

Игра малой подвижности «Угадай, чей голосок»

Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами. Дети идут по кругу со словами:

«Мы собрались в ровный круг

Повернемся разом вдруг,

А как, скажем: (говорит первый ребенок)

«Скок – скок – скок, угадай, чей голосок?»

Водящий должен узнать ребенка по голосу. Ребенок, чей голос узнали, становится водящим. Дети идут в другую сторону.

Игра малой подвижности «Мы весёлые мартышки»

Ведущий говорит слова:

«Мы – веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щечки, скачем на носочках

И друг другу даже язычки покажем.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску.

Оттопырим ушки,

Хвостик на макушке.

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я цифру 3,

- Все с гримасами замри.»

Игроки повторяют всё за ведущим.


Подвижная игра «Бусинки»

Перед началом игры выбирают ведущего, который будет ловить детей – «собирать бусинки». Все дети встают за ним в колонну. По сигналу взрослого начинается ходьба за ведущим (по кругу или «змейкой»), одновременно все дети произносят текст:

Раскатились бусинки по ковру.

Я сегодня бусинки соберу.

Насажу на ниточку по одной –

Бусики получатся для мамочки родной.

С окончанием слов разбегаются, а ведущий их ловит. Дети, которых ведущий запятнал, выполняют ходьбу в колонне друг за другом по периметру зала (очерёдность построения колонны находится в зависимости от последовательности выбывания из игры).

Говори!

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее. «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?» (Педагог делает паузу) «Говори!»; «Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?»... «Говори!»; «Какой сегодня день недели?»... «Говори!»; «Сколько будет два плюс три?» и т. д.»

Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

Игра малой подвижности «Черепашки»

Все дети  «черепашки» - располагаются в шеренге на одной стороне зала. По сигналу взрослого дети-«черепашки» начинают «забег» - передвигаются маленькими шагами на противоположную сторону зала «финиш». Побеждает «черепашка» медленнее всех пришедшая на финиш.

Подвижная игра «Пустое место»

Воспитатель обращается к детям: «давайте проверим, кто из вас умеет быстро бегать!». Он предлагает всем взяться за руки и построиться в красивый ровный круг. Дети опускают руки и садятся на пол (если игра проводится в помещении) лицом внутрь круга. Воспитатель, находясь за кругом, обходит его, приговаривая:

Огонь горит, вода кипит,

Тебя сегодня будут мыть,

Не буду я тебя ловить!

Дети повторяют за ним слова. На последнем слове взрослый дотрагивается до кого-нибудь из ребят, просит его встать, повернуться к нему лицом, а затем говорит: «раз, два, три – беги!». Педагог показывает, в каком направлении нужно бежать за кругом, чтобы первым занять освободившееся место. Воспитатель и ребёнок с разных сторон обегают круг. Взрослый даёт малышу возможность первому занять свободное место и снова становится водящим. Он ещё раз обходит круг и повторяет слова, предоставляя детям возможность заполнить их и освоиться с правилами новой игры. Выбрав другого ребёнка, взрослый на этот раз старается первым занять место в кругу. Теперь ребёнок становится водящим и сам выбирает себе партнёра по соревнованию. Победителя награждают аплодисментами.

Подвижная игра «Мы весёлые ребята»

Дети становятся на одной стороне площадки за воображаемой чертой. На противоположной стороне площадки сугроб или снежный вал. Немного в стороне, сбоку от играющих, располагается ловишка. Играющие хором произносят:

Мы – весёлые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас догнать,

Раз, два, три – лови!

После этого все перебегают на другую сторону площадки и прячутся за сугроб. Ловишка догоняет бегущих, осаленные им отходят в сторону. Ловишка не может ловить тех играющих, которые успевают убежать за сугроб. Он подсчитывает пойманных после каждой перебежки. После 3-4 перебежек подсчитывают, сколько всего играющих удалось поймать ловишке, и выбирают нового.

Игра малой подвижности «Парк аттракционов»

Дети стоят парами по всему залу и выполняют движения в соответствии с текстом.

Текст:                                                   Движения:

Мы на карусели сели ,                        Держась за руки, кружиться.

Завертелись карусели.

Пересели на качели.                            Держась за руки: один игрок стоит,

То вниз ,то вверх летели.                    другой приседает. Держась за руки,

А теперь мы с тобой вдвоем               качаться: вправо-влево, вперед-

Мы на лодочке плывем.                      назад.

Мы на берег выйдем с лодки.

И поскачем по лужайке,

Будто зайки, будто зайки.                  Прыжки в двух ногах.

          Подвижная игра "Пингвины с мячом"
          Дети стоят в 4 – 5 звеньях. Напротив каждого звена (на расстоянии 4 -5м) ориентир – высокий кубик, палочка. Первые в звеньях получают мячи (резиновые, волейбольные, мягкие матерчатые). Зажав их между коленями, прыгают к предмету, берут мяч и, обежав ориентир, возвращаются каждый к своему звену и передают мяч следующему. Когда все прибегут, прыгают другие 4 – 5 детей.
Правила: 
прыгать, не теряя мяча; потерявший должен снова зажать мяч ногами и начинать прыжки с того места, где был потерян мяч.

Игра малой подвижности «Поехали-поехали»

Игра развивает внимание, быстроту реакции, координацию движений.

Все дети сидят или стоят в кругу, хлопая по коленям, произносят: «Поехали-поехали…», ведущий на этом фоне периодически называет какую-нибудь часть тела. Все должны взяться за неё рукой. Например:

«Поехали-поехали… Нос! Поехали-поехали… Пятка! Поехали-поехали… Ухо! Поехали-поехали… Ухо соседа!».

Ведущий специально путает детей, берясь не за то, что называет.

Задача детей – не запутаться, внимательно слушая ведущего. Ошибки детей и остроумные комментарии ведущего делают эту игру особенно весёлой.

«Кто устоит?»

После движения врассыпную (ходьбы, бега, прыжков с продвижением вперед, танцевальных движений) по сигналу необходимо остановиться на одной ноге и стоять, пока ведущий считает до трех. (повторить 3-5 раз).

Гимнастика после дневного сна в подготовительной группе

Сентябрь 1-2 неделя

Гимнастика в кроватях и стоя возле кровати

Слова

Движения

«Растянись»

«Лодочка на спине»

«Лодочка на животе»

«Кузнечик»

«Ванька – встанька»

«Сбор яблок»

«Воробей»

«Поиграй с голубями»

1.И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Прижать подбородок к груди, носки подтянуть на себя; потянуться, стремясь макушкой в одну сторону, пятками — в противоположную; расслабиться в и.п. Повторить 2 раза.

2.И.п.: лежа на спине, руки за головой. Поднять голову, носки — на себя, задержаться в этой позе на 6 счетов, не отрывая лопаток от кровати; вернуться в и.п. Повторить 5 раз.

3.И.п.: лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев. Поднять голову и плечевой пояс, руки в «крылышки»; в стороны; на пояс; вернуться в и.п. Повторить 5 раз.

4.И.п.: то же. Поднять обе ноги одновременно; задержаться в этом положении на 5 счетов; вернуться в и.п. Повторить 5 раз.

5.И.п.: сед по-турецки, руки лежат на коленях. «Ванька-встанька»: покачивания из стороны в сторону.

Встать на пол:

6.И.п.: основная стойка. Поднять руки вперед- вверх, встать на носки, потянуться («сорвать яблоко») — вдох; наклониться вперед-вниз, руки свободно опустить («положить яблоко в корзину») — выдох. Повторить 5-6 раз.

7.И.п.: стойка на левой ноге, правая нога согнута в колене и взята правой рукой за щиколотку. 10 невысоких прыжков  на левой ноге, затем то же — на правой. Повторить еще раз.

8.Упражнение дыхательной гимнастики «Поиграть с голубями»: на длительном выдохе — «гули-гули-гули», затем резко — «кыш!». Повторить несколько раз.

Ходьба по массажным дорожкам.

Гимнастика после дневного сна в подготовительной группе

Сентябрь 3-4 неделя

Гимнастика в кроватях

«Времена года»

Слова

Движения

Доброго дня, ребята! Совсем недавно мы говорили с вами о временах года. Помните, сколько времён года? Я вам сейчас прочитаю русскую народную загадку о временах года.

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвёртый плачет.

Мы сегодня с вами сможем показать времена года в наших упражнениях. Лягте поверх одеял и послушайте следующую загадку.

Всех наградила, всё погубила.(Осень)

Звучит спокойная музыка.

«Осенняя туча» И.п. – лёжа на спине. Дети нахмуриваются, как осенняя туча, при этом мышцы лица сначала напрягаются, затем расслабляются. (5 раз)

«Листья падают». И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки перед грудью, отвести в стороны, опустить. Поднять, соединить перед грудью, опустить вдоль туловища (6 раз в умеренном темпе)

О каком времени года следующая загадка?

Снег на полях, лёд на реках,

Вьюга гуляет. Когда это бывает?

(Зимой)

Конечно, это зимушка-зима. Теперь выполним упражнения.

«Тепло-холодно». И.п. – лёжа на спине, руки в стороны. На слово воспитателя «холодно» дети поднимают ноги, согнутые в коленях, и обхватывают их обеими руками. На слово «тепло» возвращаются в и.п. (6 раз в умеренном темпе)

«Замёрзли». И.п. – лёжа на правом боку, правая рука поднята вверх, левая – вдоль туловища. Поднять одновременно левую ногу и левую руку. Вернуться в и.п. То же задание выполнить правой ногой и рукой. (5 раз в умеренном темпе)

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В дом свой – улетай – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

(Весной)

За зимой следует весна, и мы выполним весеннее упражнение.

«Весеннее солнышко». И.п. – сидя на кровати, ноги согнуты в коленях. Улыбнуться, как солнышко (5 раз).

«Проснулись». И.п. – сидя на кровати, ноги врозь, руки на поясе. 1-3 – пружинящие наклоны вперёд. 4 – и.п. Колени не сгибать (6 раз в умеренном темпе).

Лето следует за весной и предшествует осени. Это самая радостная пора.

Солнце печёт, липа цветёт,

Рожь колосится, золотится пшеница.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Летом)

Молодцы! Вы не только красиво и правильно выполняете все упражнения, но и знаете времена года. Теперь я хочу предложить вам игру на внимание. 

«Плывём». И.п. – лёжа на животе, руки вперёд, ноги вместе. 1-3 – одновременно поднять ноги и руки и имитировать плавание. 4 – и.п. (6 раз в умеренном темпе).

«Радуемся лету». И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поднять ноги и руки вверх. Совершать хаотичные движения ими, вернуться в и.п. (6 раз)

«Зима» – лёжа на спине бег ногами;

«Осень» – лёжа на спине, ходьба ногами;

«Весна» – хлопать в ладоши;

«Лето» – отдыхать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное планирование в старшей группе на сентябрь

Календарное планирование на сентябрь...

Календарное планирование подг.гр. - сентябрь - май

Календарное планирование подг.гр....

календарно-тематическое планирование сентябрь

1ая половина дняБеседа «Алгоритм умывания»Игра-ситуация  «Что растет на грядке»Худ. слово «Ай лады, лады, не боимся мы воды…»Дидактическая игра  «Солнце, воздух и вода, наши лучшие друзья»Чт...

календарное планирование на сентябрь младшая группа темы: «Здравствуй, детский сад», «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета»,"Урожай","Краски осени"

1 неделя сентября  Тема: «Здравствуй, детский сад»2 неделя сентября  Тема:  «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета» 3 неделя сентября  Тема: «Урожай» 4 неделя ...

календарное планирование сентябрь

Календарное планирование ранний возраст сентябрь...

календарное планирование сентябрь тема недели: "Детский сад для всех ребят открывает двери"

Цель: Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения. Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения....

календарное планирование сентябрь

планирование в группе раннего возраста (1,6-2)...