Мастер - класс для воспитателей "Театрализация. Основные этапы работы по созданию образа"
консультация (старшая группа)

Гусева Наталья Сергеевна

Театрализованная деятельность – универсальное средство всестороннего развития ребенка, способ достижения тех целевых ориентиров, которые указаны во ФГОС ДО:

Цель:

Повышение профессионального уровня педагогов, активизация применения театрализованной деятельности в работе с детьми

Задачи:

1. Представить наработанный опыт по использованию приемов театрализованной деятельности в воспитательно-образовательном процессе;  

2. Продемонстрировать этапы работы над образом  

3. Совершенствовать артистичные навыки  педагогов, используя мимику, жесты, интонацию.

4. Вызвать интерес к использованию приемов театрализованной деятельности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_dlya_vospitateley.docx13.86 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

Театрализация. Основные этапы по созданию образа.

 

 Театрализованная деятельность – универсальное средство всестороннего развития ребенка, способ достижения тех целевых ориентиров, которые указаны во ФГОС ДО:

Цель:

Повышение профессионального уровня педагогов, активизация применения театрализованной деятельности в работе с детьми

Задачи:

1. Представить наработанный опыт по использованию приемов театрализованной деятельности в воспитательно-образовательном процессе;  

2.  Продемонстрировать этапы работы над образом  

3. Совершенствовать артистичные навыки  педагогов, используя мимику, жесты, интонацию.

4. Вызвать интерес к использованию приемов театрализованной деятельности

В театрализованной деятельности реализуются задачи всех пяти образовательных областей:

  • познавательное развитие  - узнает окружающий мир, знакомится с новыми предметами социального мира;
  • речевое развитие – читаем сказки, делаем артикуляционную гимнастику для развития артикуляционного аппарат ребенка, язычковую гимнастику, учимся выстраивать диалог;
  • физическое развитие  - упражнение, направленные на ритмопластику, пальчиковые игры, подвижные игры, направленные на умение ребенка владеть своим телом.  
  • художественно-эстетическое развитие -  театрализованные спектакли с использованием разного вида театра, изготовление атрибутов для театра совместно с родителями,  
  • социально-коммуникативное развитие -  ребенок учится взаимодействовать со сверстниками  и взрослыми, раскрепощается.

Каждый воспитатель в работе с детьми занимается театрализованной деятельностью. Мы разучиваем стихи, занимаемся подготовкой различных инсценировок и драматизаций, создаем условия для детей – это атрибуты, разные театры.

Сегодня мы поговорим  о таком  аспекте  театрализованной деятельности:  этапы  работы  над  образом  персонажа.

 

Рассмотрим широко известный сказочный персонаж - Лисицу, и разберём основные этапы работы над образом этого героя.

I "Первый этап

 Определение характера образа.

Его задача - научить детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты, присущие только этому герою. 

Наша задача показать многогранность этого образа, показать, что Лиса может быть разной в зависимости от предлагаемых обстоятельств и целей, которые она преследует.

Для этого лучше всего использовать прием "Просматривание отрывков мультфильмов" о этом герое. В нашем дошкольном учреждении созданы условия, которые позволяют нам показать  детям эпизоды из художественных или мультипликационных фильмов. Предлагаю Вам посмотреть отрывок из сказки «Лиса и волк». Где Лисица предстает перед нами хитрой, лживой, насмешливой, эгоистичной, не имеющей сострадания.

Для контраста посмотрим отрывок из другой сказки «Кот, петух и лиса». Где лисица - предстает перед нами льстивой, коварной особой, склонной к воровству. Чтобы привлекать внимание Петушка, Лиса воспевала его: «Петушок, Петушок, золотой гребешок, маслина головушка, шёлкова бородушка». И таким образом она достигала своей цели.

После просмотра, дети  дают характеристику увиденным поступкам Лисицы, таким образом выделяя их основные черты. Давайте и мы поговорим об этом

1. Какой предстала перед вами Лиса в первом сюжете? Какие поступки она совершала? (Притворялась, обманывала, не желала делиться с Волком, лгала).

2. Какой Вы увидели Лису при просмотре отрывка сказки «Кот, петушок и Лиса»?  (красноречивой, льстивой, хитрой, склонной к воровству.)

Итак, мы с Вами увидели два совершенно разных образа Лисы: В первом случае – это хитрая, лживая, насмешливая, эгоистичная, не имеющей сострадания. Для достижения своей цели пойдет на любую подлость. Вторая Лисица  – она хитрая, нахальная. Плутовка и обманщица. Поет песенки и лживо приговаривает. Смекалка лисы соседствует у нее с лицемерием и предательством.

Вывод: Таким образом, с помощью приема «Начитывания контрастных отрывков»,  сравнивая два контрастных персонажа, наши дети без труда составляют обобщенный образ Лисы:  Лиса в сказках – это устойчивый образ, в котором доминирует хитрости, лесть, коварство, умение убеждать прибегая к различным манипуляциям.

 

II.  Второй этап

Работа над мимикой.

Его задача - научить детей передавать эмоциональное  состояние героев с помощью  мимики.  Остановимся подробнее на приёме «Психогимнастика – это упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию разных сторон психики ребенка. Как познавательной так и эмоционально-личностной сферы. Смысл ее заключается в выражении переживаний, проблем, эмоций посредствам движений, мимики и жестов». Дорогие коллеги я предлагаю попробовать сейчас поработать над мимикой нам с вами. Для этого я вам предлагаю выполнить некоторые задания, которые вы потом можете использовать в работе с детьми.

Задание:

-Нужно  мимикой, жестами, передать содержание стихотворения  « Качели» А. Кузнецовой.

1.Межу двух высоких елей

Нам повесили качели

Крепкие, дубовые,

Голубые, новые

Мы уселись на качели,

Мы уселись и запели.

Раскачались и взлетели

Выше крыши, выше ели!

Вверх летят дубовые,

Голубые, новые!

Хорошо висят качели

Между двух высоких елей-

Голубые, новые,

Крепкие, дубовые.

 

2.Ой-ой-ой, живот болит!

Ой-ой-ой, меня тошнит!

Ой, мы яблок не хотим!

Мы хвораем, Том и Тим! Ой!

Разогрелись? А сейчас попробуем изобразить нашу лису при помощи мимики. (Выполнение задания слушателями.)

Вывод: Таким образом, мы видим, что приём "Психогимнастика" даёт возможность ребёнку подобрать мимику героя через его эмоциональное состояние.

 

III. Третий этап

Работа над жестом и движением.

 Его задача - научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа.      

Решить эту задачу нам поможет игровой метод ПФД (память физических действий) «Запоминание  физических  действий».  Используем  игру "Повторяйка". Прошу Вас выйти коллеги.          Правила игры:  первый участник показывает одно движение, присущее Лисе, задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ.

Также можно использова в работе такие игры как: “Отгадай, кто я, что я делаю”, “Изобрази”, “Пантомимы”

Вывод: Таким образом, игры на память физических действий способствуют развитию двигательной активности детей, и созданию образа через жест и движения: "жест - образ".

 

IV. Четвёртый этап

Работа над голосом.  

Его задача - эмоциональная окраска речи персонажа. Здесь нам поможет прием -"Интонационная выразительность"      

  Задание проговорить фразу Лисицы  "Петушок петушок, Золотой гребешок, Выгляни в окошко. Дам тебе горошка». Фразу необходимо проговаривать с разной интонацией, в зависимости от того, какое эмоциональное состояние изображено на картинке.         Выполняя задание, каждый участник с различной эмоциональной окраской проговаривает предложенную фразу.

Вывод.: Таким образом, с помощью приёма "Интонационная выразительность" ребенок учится придавать речи эмоциональную окраску.

 V. Пятый этап

 Этюды  

  Его задача - применить изученные методы и приёмы на практике. 

Используем прием - инсценирование диалогов:

Детям предлагают обыграть короткие диалоги Лисы с персонажами героев из других сказок. Проговаривая тексты диалогов, необходимо помнить о эмоциональном состоянии  в данный момент, о мимике, жестах и движениях, о эмоциональной окраске голоса.

Роли животных:

Лиса-Волк, Лиса-Петушок

Так же предлагаю вам упражнение “Сочини сказку”. Перед вами 2 коробки. Вкаждой из ней свой набор предметов(Пальчиковые театры , декорации, банты и ленты). Ваша задача- придумать сказку и обыграть ее.

Театрализованная деятельность - это не только работа над образом. Это множество театральных игр и упражнений. Сюда относятся: 

  • артикуляционная гимнастика; 
  • упражнения на дыхание, дикцию, силу голоса;
  • психогимнастика; 
  • упражнение на ритмопластику.  

Эти упражнения   просто необходимо включать, как часть занятия, в другие виды образовательной деятельности. Они способствуют развитию

  • ассоциативно-образного мышления;
  • развитию речевого и опорно - двигательного аппаратов;
  • выполнение игровых заданий, в образах животных и персонажей из сказок, помогают лучше овладевать своим телом;
  • театральные игры формируют нравственные и эстетические позиции;
  • дети становятся раскрепощеннее, контактнее, учатся четко формулировать свои мысли. Тоньше чувствовать и познавать окружающий мир;

Следовательно, чрезвычайно важно создавать специфическую   предметно-окружающую среду, искать новые методы и приемы, способствующие развитию творческой личности ребенка.                                                        .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста"

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Мастер-класс для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»

познакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий с методикой их проведения....

Мастер класс для педагогов ДОУ." Основные этапы работы с детьми по развитию речи посредством создания мнемосхем с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича."

Цель:Знакомство и пробация технологии развитии речи посредством создания мнемосхем с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича у детей дошкольного возраста....

Мастер- класс для воспитателей на тему: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»

Мастер- класс для воспитателейна тему:«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»...

Мастер - класс для воспитателей детского сада «Театрализация. Основные этапы работы над образом» (с использованием презентации)

Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практикум в виде мастер – класса. Данна...

«Мастер - класс для воспитателей детского сада «Театрализация. Основные этапы работы над образом»

laquo;Мастер - класс для воспитателей детского сада «Театрализация. Основные этапы работы над образом»...