«Почва- живая земля. Кто создает почву?»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

открытое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_sozdaet_pochvu.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Мечта»

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе

Тема: «Почва- живая земля. Кто создает почву?»»

Золотова Елена Валентиновна

Цель: расширять представления детей о почве и подземных обитателях.

Задачи:

- Развивать познавательную активность.

- Учить выдвигать предположения, проверять их и делать элементарные выводы о составе почвы, ее загрязнении, в процессе опытнической деятельности.

- Формировать дружеские отношения во время опытов, игр.

- Закреплять знания о представителях почвенной фауны (дождевой червь, крот и д. р.)

- Воспитывать культуру поведения в природе.

- Обобщать и активировать в речи слова: почва, подземные обитатели, воздух и другие слова по теме.

Оборудование:

Коллекция «Почва и ее состав», письмо, видеоматериалы «Подземные обитатели», иллюстрации дождевого червя, крота и др., стаканчики с водой, 2 банки с водой и мыльной водой, почва, угощение.

Ход НОД:

1.  Дети стоят в кругу.

Воспитатель (далее В ):

- Сегодня я получила письмо, где нас приглашают в лабораторию проведения опытов. Наверно нам будет интересно узнать, какие опыты там проводят? Чтобы попасть в эту лабораторию отгадайте загадку:

И топчут ее,

И режут ее,

Она не серчает

Добром отвечает.

Ответы детей.

Русский народ придумал много поговорок и пословиц о Земле. Под словом Земля имеется в виду почва.

- Где нет земли, там нет травы.

- Земля кормилица.

- Нет земли краше, чем наша.

- Без хозяина земля- круглая сирота.

- В землю не положишь, с земли не возьмешь.

Игра «Если я приду в лесок.»

Буду говорить свои действия, а вы отвечайте «да» или «нет»- «плохо», «хорошо».

- Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

- Если съем я конфетку и выброшу бумажку? (нет)

- Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)

-Если хлебушка кусок на земле пеньке оставлю? (да)

- Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

- Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

- Я люблю свою природу, я ей помогаю? (да)

- Почему землю называют «живая земля»? (ответ детей)

Проходите на стульчики, сейчас мы посмотрим видеофильм о земных обитателях.

-Кто живет в земле?

-А как же они дышат под землей?

Чтобы ответить на этот и другие вопросы отправимся в нашу лабораторию.

Опыт №1.

«Есть ли в почве воздух?»

В стакан с водой бросаем кусочек земли-если входят пузырьки и поднимаются к верху-это и есть воздух. Дети проделывают сами.

Вывод: в почве есть воздух, значит там могут жить подземные жители.

А из чего состоит почва? (рассматриваем стакан с водой и землей)

Опыт №2.

«Состав почвы»

Если в стакане на дне лежит песок, вода помутнела- из-за глины, а на поверхности плавают остатки растений, корешки-это перегной.

Вывод: следовательно, почва состоит из (смотрим коллекцию «Почва и ее состав»):1. перегноя, 2. песка, 3. глины. Почва-это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения и живут подземные обитатели. В создании перегноя участвуют: дождевые черви, кроты, мокрицы, слизни, многоножки, и мелкие микроорганизмы (см. иллюстрации). В результате их деятельности образуется перегной.

Игра «Что я видел на участке» (закончи предложение)

Вспомните ребята, что вы видели и знаете…

-Осенью с деревьев падают… (листья, плоды)

- Листья бывают… (желтые, оранжевые)

- От дождя листья становятся… (мокрые)

- Если листья темнеют и покрываются пятнами, они…(гниют)

- Кто помогает перерабатывать осенние листья, траву, превращая в перегной … (черви, насекомые)

- Мы часто видели на участке слизней… ((муравьев, божьих коровок и тд)

- Перед дождем из своих норок выползают… (дождевые черви)

Ребята, а везде почва одинаковая, чистая и благоприятно в ней жить подземным обитателям?

Опыт №3.

«Загрязнение почвы» (проводит воспитатель)

Две большие банки с чистой водой и водой мыльной (пенистой)

- Что будет с почвой, если ее полить чистой водой?

- Мыльной водой?

-А если бы вы были подземными обитателями, где бы вы захотели жить? в чистой или мыльной почве? Подойдите к той баночке и встаньте рядом (объясните, ответы детей).

-Ребята, вы любите природу? Вам нравится, когда вокруг красивые цветы и деревья, поют птицы, чистый воздух?

- Охраняете ее? Значит вы защитники природы!

Физ. минутка.

Природу будем защищать (руки в стороны)

Зря деревья не ломать (маршируем на месте)

Ребята, вам понравилось в лаборатории? Что мы делали? Как мы с вами можем помочь подземным обитателям? (не разводить костры, ходить только по дорожкам, растения поливать чистой водой). А что это за пакет? Это пакет от всех подземных жителей, они рады были познакомиться с вами и прислали угощение.

Самоанализ.

Непосредственно-образовательная деятельность проводилась с детьми подготовительной группы, возраст от 6 до 7 лет. В количестве 13 детей. Длительность 30 минут , что соответствует нормам СанПина.

Организация НОД.

Подготовила помещение в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями, продумала расположение демонстрационного и наглядного материала к НОД.

Интеграция: НОД построена с учетом интегративного подхода, предполагающий реализацию задач образовательных областей «Познавательное развитие», «Коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Разрабатывая данный конспект образовательной деятельности, я прежде всего учитывала: возрастные, психические и индивидуальные особенности детей старшей группы. Учитывая все это, я определила: цели ,задачи, содержание, форму проведения образовательной деятельности, методы, приемы и средства, необходимые для положительных результатов.

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.

Мною были поставлены задачи:
Образовательные задачи: создавать условия для:

- развития познавательного интереса к миру природы;

- формирования первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; (Познавательное развитие) ;

- развития умений проводить несложные опыты с водой.

- обобщения представлений детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое»;

- предупреждения утомляемости детей. «Физическое развитие»;

- активации словарного запаса детей: природа, насекомые, рыбы, помощь. - развития умения понятно для окружающих выражать свои мысли (Речевое развитие) ;

-развития умения изображать природные объекты в цвете (Художественно-эстетическое развитие)

- формирования навыков коллективного общения

- формирования партнерских отношений у детей в процессе исследовательской деятельности (Социально-коммуникативное развитие)

Воспитательные задачи: создавать условия для воспитания гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Развивающие задачи: создавать условия для развития воображения, внимания, мышления, целостного восприятия предметов.

Методы:

Словесные: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей,
поощрение, анализ занятия;

Наглядные: рассматривание карточек;

Игровые: дидактические игры, м.п. игра, использование сюрпризных моментов(поощрение), Выполнение игровых действий.
Практический: самостоятельная деятельность детей.

Приёмы:
Игровые моменты.
Создание проблемной ситуации.
Показ и рассматривание иллюстраций.
Беседа
Награждение .

Структура НОД.

 НОД проводилась с группой детей старшего возраста 6 - 7 лет, состояла из   четырёх взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.

1. Вводная часть организация детей, мотивация к предстоящей деятельности.

2. На организационном этапе НОД был применен проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено провести занятие в виде викторины.

3.Основная часть НОД представляла собой организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.

В ходе всего НОД создавала проблемные ситуации для решения поставленных задач.

4.В заключительной части НОД дети сделали выводы.

Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности.

Обращала внимание на осанку детей во время работы за столами.

В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление-все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и развитию речи детей.

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленной цели и задач.

Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.

Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой.

Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.

Деятельность на НОД характеризуется как совместная, индивидуальная.

На НОД я применяла следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную, групповую .

Считаю, что выбранная форма организации НОД детей была достаточно эффективной, интересной, поставленные в НОД задачи были выполнены.

Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность чувствовалась на протяжении всей образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Почва-живая земля"

На занятии дети знакомятся  с  понятием "почва",из чего она состоит,кто в ней живет и как мы можем сохранить ее....

Конспект занятия по экологии "Почва - живая Земля!"

открытое занятия в подготовительной группе....

«Почва-живая земля. Кто создаёт почву?» Конспект занятия для подготовительной группы ДОУ

Почва- это природная кладовая с удивительными свойствами., источник  жизни растений, животных и чеовека ...  Почва на земле создаётся  миллионы лет. есть удивительные животные, которые ...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Почва - живая земля. Кто создаёт почву?»

Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки  насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: «Почва – живая земля»

Вызвать у детей познавательный интерес к почве через удивление о ее значении в жизни растений и человека. Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая....

Конспект НОД в старшей группе «Почва — живая земля. Кто создает почву?»

ЦЕЛЬ:Ознакомление детей с понятием "почва" на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли....

Почва- живая земля. Кто создаёт почву?

Ознакомление детей с понятием "почва" на основе опытов и экспериментов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира на земле. Формировать познавательную активность,ин...