Родительское собрание "Эмоциональное благополучие ребенка в семье"
презентация

Родительское собрание "Эмоциональное благополучие ребенка в семье"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Добрый вечер. Сегодня хотелось бы поговорить с вами об эмоциональном благополучии наших детей. Ведь в наше время  из-за динамичного жизненного ритма мы не можем уделять должного внимания всем вещам, которые так важны для ребенка. Например, психологической атмосфере в семье, которая играет огромную роль в воспитании и развитии ребенка.

 Именно в дошкольном возрасте происходит формирование нервной системы, закладываются фундамент здоровья ребенка. Известен тот факт, что здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием, эмоциональным благополучием и, в целом, с развитием личности. Ребенок, находящийся в спокойном, уравновешенном состоянии, меньше болеет, легче переносит случившиеся заболевания, быстрее выздоравливает. В то же время, эмоциональное перенапряжение у ребенка, чрезмерные переживания, стрессы, а также многие другие факторы могут привести к появлению невроза у ребенка.

     Нужно помнить, что наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности.

А как вы думаете, что означает эмоциональное благополучие ребенка? (Ответы)

Слайд 2

Как говорят психологи, эмоциональное благополучие - то чувство внутреннего удовлетворения и гармонии с окружающим миром. Эмоциональное благополучие для ребенка все равно, что для ростка тепло, свет, влага, удобрение, почва.

Слайд 3

Чтобы нормально расти и развиваться, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых!

Давайте подумаем, как выражается эмоциональное благополучие ребенка? (ответы)

Слайд 4

Эмоциональное благополучие выражается в таких чертах:

- способность проявлять гуманные чувства;

- умение сочувствовать и сопереживать;

- наличие положительных эмоций и чувства юмора;

- чувство удивления;

- вариативность поведения;

- способность к позитивному подкреплению себя и своих действий;

- уверенность в себе;

- умение находить общий язык с другими людьми.

Слайд 5

Эмоционально благополучный ребенок улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, не криклив, не драчлив,  слушает взрослых, не грубит родителям, обладает чувством юмора, не обижает других. Эмоциональное благополучие свидетельствует, что представления о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям.

Слайд 6

Но если вы заметили в ребенке такие черты и особенности поведения как:

-неуверенность ребенка;

-чувство незащищенности;

-частая смена настроения,

-быстрая утомляемость,

-беспокойный сон,

-недержание мочи,

-затруднение в общении с другими детьми и взрослыми,

-плаксивость и агрессия,

-действия невротического характера (грызут ногти, крутят волосы, подергивают плечами и т.д.).

-бесцельное хождение по комнате, не умение найти себе занятие,

-появление разного вида  страхов и т.д.

Это говорит о том, что ребенок испытывает эмоциональное неблагополучие и взрослым необходимо обратить на это внимание, разобраться в причинах и помочь своему ребенку.

 Как вы думаете, какие причины могут нарушать эмоциональное благополучие ребенка? (ответы)

Слайд 7

Причины нарушения эмоционального благополучия.

1.        Нарушение режима дня.

2.        Несогласованность требований к ребенку.

3.        Желание родителей научить своего ребенка знаниям, которые не соответствуют его возрасту.

4.        Изобилие информации.

5.        Неблагополучное состояние в семье.

6.        Желание родителей быть с ребенком в местах массового скопления людей.

7.        Чрезмерная строгость родителей или воспитателей, наказание, боязнь ребенка сделать что-то не так.

Порой взрослые  своими поступками сами провоцируют ребенка на нарушение эмоционального благополучия.

Чаще всего эмоциональное неблагополучие переживают дети, которые воспитываются в таких семьях, где часто учат и контролируют, но напрочь отсутствует качественное общение и общая деятельность. Такое случается даже в благополучных семьях.

Слайд 8

Эмоциональное благополучие ребенка напрямую зависит от уровня его тревожности  и психического напряжения, Мы предлагаем вам пройти тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения у вашего ребенка. Все результаты, будут известны только вам. Возможно,  она поможет кому-то лучше разобраться в психоэмоциональном состоянии своего ребенка.

Тест на оценку уровня тревожности и выявление

признаков психического напряжения. Автор: А.И. Захаров

     Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.

1.            Легко расстраивается, много переживает.

2.            Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.

3.            Капризничает и раздражается по пустякам.

4.            Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

5.            Бывают припадки злости.

6.            Заикается.

7.            Грызёт ногти.

8.            Сосёт палец.

9.            Имеет плохой аппетит.

10.         Разборчив в еде.

11.         Засыпает с трудом.

12.         Спит беспокойно.

13.         Неохотно встаёт.

14.         Часто моргает.

15.         Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.

16.         Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.

17.          Старается быть тихим.

18.         Боится темноты.

19.         Боится одиночества.

20.         Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.

21.         Испытывает чувство неполноценности.

Слайд 9

Обработка результатов

28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.

14-19баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.

Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.

Надеемся, что данный тест был полезен для вас.

Важные для здорового развития эмоции и чувства должны закладываться постепенно, правильными действиями и корректным отношением взрослых.

Рассмотрим некоторые ситуации поведения взрослых в отношениях со своими детьми и обсудим, как правильно вести себя взрослым, чтобы ребенок не испытывал нервного перенапряжения, чувствовал понимание, уважение и любовь со стороны взрослых. В общении с ребенком необходимо учитывать возрастные особенности детей, в нашем случае мы говорить будем о детях 4-5 лет.

Слайд 10

1. Ребенок плохо засыпает один, боится темноты, просит маму лечь с ним рядом, Это повторяется каждый день.  Каково ваше поведение?

В возрасте 4-5 лет возрасте у детей появляется обостренное чувство любви к родителям. Они хотят находиться рядом с мамой, играть возле нее же или в шаговой доступности от нее, даже если она в настоящий момент времени не взаимодействует с ними, именно поэтому они начинают бояться темноты и не хотят засыпать в одиночестве.

 Необходимо в этот период проявить особое терпение  в отношении засыпания малышей, вернее, их нежелания засыпать в одиночестве. И если вы не хотите подвергнуть риску нервную систему ребенка и не хотите превратить боязнь в болезнь, не уходите от него, пока он не уснет. А если ребенок проснулся посреди ночи и заплакал или пришел к вам, не ругайте, а успокойте и примите в свою постель или отведите назад в детскую и дождитесь, когда ребенок заснет. Детская комната – мир малыша. Попробуйте сделать его максимально безопасным и привлекательным.

Помните: так будет не всегда, этот период закончится. Ваш ребенок повзрослеет и уже не будет бояться темноты. Все, что необходимо, – проявить терпение, любовь, понимание и помочь пережить этот непростой промежуток жизни.

Слайд 11

2. Ребенок принес домой бездомного, грязного и голодного котенка. Каково ваше поведение?

  Детки очень стараются быть «хорошими», и в возрасте 4-5 лет особенно важно эти старания использовать и закреплять, чтобы они превратились в привычку делать добро. Очень важно в этот период научить детей делать хорошие поступки правильно, то есть, советуясь с родителями. Это необходимо, чтобы детские инициативы вызывали положительные эмоции у окружающих людей, а значит, были радостны и для самого малыша.

Плохо, когда ребенок, на его взгляд, сделал что-то хорошее, а родители его за это ругают. При частом повторении подобных ситуаций можно совершенно отбить у детей желание помогать или радовать ближних. Для того чтобы поддержать и развить в детях желание заботиться, делать добро, родителям необходимо ненавязчиво советовать, правильно направлять их инициативы, рассказывать детям разные истории с правильными и поучительными примерами.

Ну, так если ребёнок принёс домой котенка, то это очень даже хорошо и в высшей степени похвально. Милосердие вы в вашем ребенке уже  воспитали, А теперь есть повод  привить ребенку всякие полезные в жизни навыки,  такие как ответственность, трудолюбие, терпение. Необходимо объяснить ребенку, что он теперь в ответе за это животное.

Возможно, вы решитесь оставить котенка дома, при этом объяснив ребенку, что не надо всех бездомных котят приносить домой, а помочь им можно, покормив их, или найдя им хозяев. Если вы не можете оставить котенка дома, постарайтесь вместе с ребенком найти ему хозяев, ни в коем случае не выбрасывайте его на улицу,

Слайд 12

3. Ребенок задает много вопросов, очень часто один и тот же вопрос задает много раз. Каково ваше поведение?

Дети 4-5 лет отличаются  активным развитием сферы познания. Этот факт нужно использовать как можно полнее для развития мышления. Именно сейчас дети задают множество вопросов об окружающих их предметах и явлениях. В их сознании начинают появляться и развиваться причинно-следственные связи, которые следует правильно и вовремя направлять. Так что поторопитесь ответить на все вопросы как можно точнее и полнее. Не отмахивайтесь от своего «почемучки».

Дети учатся делать выводы о проявлении различных положительных и отрицательных поступков, которые они наблюдают в своем окружении. Это период, когда мама и папа могут стать для ребенка «учителями жизни», если они, конечно, не переадресуют свое любимое чадо к бабушке или дедушке, тете или дяде, а еще печальнее – если к улице.

Малыши четвертого-пятого года жизни задают много вопросов. Иногда они задают один и тот же вопрос несколько раз в день. Не уставайте отвечать детям. Ваше долготерпение в совокупности  с любовью воспитает и в ребенке соответствующие качества характера, которые вернутся вам в умноженном виде, когда уже вы будете задавать ему одни и те же вопросы по несколько раз, но значительно позже.

Вопросы, которые ребенок повторяет раз за разом, и полученные на них убедительные ответы позволят ему лучше понять и усвоить услышанное. Ответы нужно давать правдивые и развернутые. Если же вы достоверно не знаете того, о чем ребенок вас спрашивает, не бойтесь признаться в этом и пообещайте, что обязательно поищете ответ на его вопрос в книгах или спросите у знающих людей, а потом обязательно расскажете.

Слайд 13

4. Как вести себя родителям , если конфликт в семье между родителями назревает в присутствии детей?

Как бы сильно муж и жена не стремились к идеальным отношениям, ссоры будут присутствовать в любой семье. Далеко не всегда родители находят возможность и силы решить спорные ситуации «за закрытыми дверями».

Важно использовать в конфликте спокойный и уверенный тон, проявлять взаимоуважение друг к другу. Отсутствие повышенных тонов поможет супругам эффективно и мирно разрешить возникшую проблему, а также обеспечит детям чувство безопасности.

Нельзя  ребенка втягивать в конфликт. Фразы типа «А твоя мама….» или «Твой отец первый начал…» строго запрещены. Особенно важно не спрашивать мнения детей, кто из родителей прав, а кто виноват. Ребенок любит маму и папу одинаково, заставлять его делать выбор крайне травматично для неокрепшей психики.

Воздержитесь от оскорблений. Дети считывают поведение и слова значимых взрослых. Такая тактика лишь настроит ребенка против одного из родителей.

Обвинения во время ссоры, как правило, не приводят к положительному итогу. Необходимо показать детям, что любую проблему можно решить мирно путем переговоров.

Если ребенок стал свидетелем ссоры, нужно сделать так, чтобы он присутствовал во время примирения. Ему важно показать, что родители могут прийти к общему решению и, несмотря на разногласия, любят друг друга. Также после того, как эмоции супругов улеглись, важно попросить прощения у детей за то, что они увидели. Если ссора все-таки была на повышенных тонах, необходимо подчеркнуть, что такое поведение недопустимо и этого больше не повторится. В таком случае, родителям обязательно нужно сдержать свое обещание.

Необходимо объяснить ребенку, что даже близкие люди иногда ссорятся, а для лучшего понимания провести параллель на его жизнь. Например, на днях сын поругался со своим другом в детском саду, а сегодня дети уже помирились, конфликт исчерпан, они по-прежнему друзья.

Чтобы дети не чувствовали свою вину из-за случившегося, постарайтесь объяснить им причину конфликта простым языком, не вдаваясь в подробности. Также важно подчеркнуть, что ребенок не виноват в случившемся.

Дети, становясь свидетелями родительской ссоры, испытывают целую гамму негативных чувств: страх, боль, беспомощность, тревогу и гнев. Психика ребенка находится в процессе формирования, поэтому он, в силу своей незрелости, не может самостоятельно справиться с негативными переживаниями.

Ссоры родителей могут стать причиной эмоционального неблагополучия ребенка, которое будет выражаться в негативном поведении, так как ребенок не может справиться со своими эмоциями и привлекает внимание родителей всеми возможными способами, и  ухудшении физического здоровья детей,

Слайд 14

5. Ребенок постоянно встревает в ваш разговор.  Перебивает, сопровождая его суфлёрскими подсказками, вопросами «А кто это звонит?» «С кем ты разговариваешь?», который повторяется до тех пор, пока не будет получен ответ.

Ребёнок считает себя ужасно взрослым и компетентным в самых разных темах. Поэтому он вовсе не перебивает, а поправляет, уточняет или разъясняет. Поэтому очень часто дошкольники встревают в разговор. Как бы ни раздражало такое поведение ребёнка, очень важно вести себя таким образом, чтобы не задушить его познавательную активность:

1. Не стоит объяснять ребёнку, что он ещё не дорос до «взрослых» разговоров. Лучше сделать акцент на том, что сейчас вам очень важно выслушать мнение собеседника, поскольку вы с ним скоро расстанетесь на неопределённое время.

2. Объясните ребёнку, что нужно высказываться по очереди, чтобы можно было разобрать слова каждого человека. Если это правило не соблюдать, получится шум, а не разговор.

3. Заводите с ребёнком разговор о правилах приличия не в тот момент, когда он вас перебивает, — он вряд станет внимательно слушать, потому что охвачен идеей непременно донести до вас свою бесценную мысль. Лучше знакомить его с этикетом с помощью специальных книжек, написанных с юмором, — например, «Вредных советов» Г. Остера. После каждого стихотворения «случайно» вспомните случай, когда ребёнок вёл себя так же невоспитанно. Не стыдите его, а предложите придумать, как можно было поступить по-другому.

5. Если привычка перебивать выражена у ребёнка очень ярко, помогите ему оказаться на вашем месте. Перебейте, когда он разговаривает с друзьями или вмешайтесь в его игру, чтобы дошкольник мог убедиться, как это неприятно.

Слайд 15

6. Ребенок  по часу собирается на прогулку и может целый вечер не убирать игрушки, несмотря на настойчивые  напоминания мамы. А с папой и бабушкой все делает по первой просьбе и в два раза быстрее. Каково Ваше поведение?

 Иногда мама расценивает такое поведение как капризы из-за недостатка сна, обычной усталости или воздействия других членов семьи. В ход идут различные методы воспитания: ласковые уговоры, разъяснения (погулять не успеем), поощрения и наказания. Тем не менее, ситуация с каждым днем все больше накаляется и вскоре перерастает в настоящую проблему. У многих родителей появляется соблазн «закрутить гайки», применяя жесткие, в том числе и силовые методы, однако в этот период многое зависит от способности взрослого не обострять противостояние. Причиной медлительности малыша при контакте с определенным взрослым (чаще всего мамой) бывает протестное поведение, часто в возрасте трех лет четырех , когда ребенок пытается отстоять право на собственные решения и собственный темп, чтобы подчеркнуть свою самостоятельность. Подросшему малышу важно почувствовать себя компетентным, самостоятельно одеваясь, умываясь, ухаживая за собой за столом.

 Полезными будут правила, предоставляющие ему право на собственное решение в большинстве случаев, например, выбор одежды и игрушек на улицу, места прогулки, занятий дома, возможность одеваться в своем темпе, если обстоятельства позволяют. Иногда бывает трудно дать ребенку достаточно пространства и времени, хочется помочь ему или сделать за него, ведь это будет и лучше, и быстрее. Такое нетерпение оборачивается «медвежьей услугой», поскольку лишает его возможности приобрести необходимые навыки, а кроме того, вселяет неуверенность в своих силах. Если родители боятся ослабить давление, их стремление контролировать каждый шаг ребенка может привести либо к его полному подавлению, либо к жесткой оппозиции, которая сохраняется на протяжении всего детства и создает проблему медлительности также в  школьном возрасте.

 Нужно терпеливо сообщить ребенку о количестве отведенного времени, дать информацию о том, что существуют «медленно» и «быстро», «успевать» и «опаздывать» .И аккуратно дать понять, что он может стать причиной опоздания.

Слайд 16

В заключении хотелось бы сказать. Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эмоциональное благополучие ребенка в семье.

Слайд 2

Эмоциональное благополучие - то чувство внутреннего удовлетворения и гармонии с окружающим миром. Эмоциональное благополучие для ребенка все равно, что для ростка тепло, свет, влага, удобрение, почва.

Слайд 3

Чтобы нормально расти и развиваться, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых!

Слайд 4

Эмоциональное благополучие выражается в таких чертах: - способность проявлять гуманные чувства; - умение сочувствовать и сопереживать; - наличие положительных эмоций и чувства юмора; - чувство удивления; - вариативность поведения; - способность к позитивному подкреплению себя и своих действий; - уверенность в себе; - умение находить общий язык с другими людьми.

Слайд 5

Эмоционально благополучный ребенок улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, не криклив, не драчлив, слушает взрослых, не грубит родителям, обладает чувством юмора, не обижает других. Эмоциональное благополучие свидетельствует, что представления о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям.

Слайд 6

Эмоциональное неблагополучие выражается в таких чертах: -неуверенность ребенка; -чувство незащищенности; -частая смена настроения, -быстрая утомляемость, -беспокойный сон, -недержание мочи, -затруднение в общении с другими детьми и взрослыми, -плаксивость и агрессия, -действия невротического характера (грызут ногти, крутят волосы, подергивают плечами и т.д.). -бесцельное хождение по комнате, не умение найти себе занятие, -появление разного вида страхов и т.д .

Слайд 7

Причины нарушения эмоционального благополучия. 1. Нарушение режима дня. 2. Несогласованность требований к ребенку. 3. Желание родителей научить своего ребенка знаниям, которые не соответствуют его возрасту. 4. Изобилие информации. 5. Неблагополучное состояние в семье. 6. Желание родителей быть с ребенком в местах массового скопления людей. 7.Чрезмерная строгость родителей или воспитателей, наказание, боязнь ребенка сделать что-то не так. .

Слайд 8

Тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения. Автор: А.И. Захаров Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла ; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов. 1. Легко расстраивается, много переживает. 2. Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться. 3. Капризничает и раздражается по пустякам. 4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний. 5. Бывают припадки злости. 6. Заикается. 7. Грызёт ногти. 8. Сосёт палец. 9. Имеет плохой аппетит. 10. Разборчив в еде. 11. Засыпает с трудом. 12. Спит беспокойно. 13. Неохотно встаёт. 14. Часто моргает. 15. Дёргает рукой, плечом, теребит одежду. 16. Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается. 17. Старается быть тихим. 18. Боится темноты. 19. Боится одиночества. 20. Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен. 21. Испытывает чувство неполноценности.

Слайд 9

Обработка результатов: 28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения. 20-27баллов – невроз был или будет в ближайшее время. 14-19 баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения. 7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание. Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.

Слайд 10

Ситуация 1. Ребенок плохо засыпает один, боится темноты, просит маму лечь с ним рядом. Это повторяется каждый день. Каково ваше поведение?

Слайд 11

Ситуация 2. Ребенок принес домой бездомного, грязного и голодного котенка. Каково ваше поведение?

Слайд 12

Ситуация 3. Ребенок задает много вопросов, очень часто один и тот же вопрос задает много раз. Каково ваше поведение?

Слайд 13

Ситуация 4. Как вести себя родителям, если конфликт в семье между родителями назревает в присутствии детей?

Слайд 14

Ситуация 5. Ребенок постоянно встревает в ваш разговор, перебивает, сопровождая его суфлёрскими подсказками, вопросами «А кто это звонит?» «С кем ты разговариваешь?», которые повторяется до тех пор, пока не будет получен ответ. Каковы ваши действия?

Слайд 15

Ситуация 6. Ребенок по часу собирается на прогулку и может целый вечер не убирать игрушки, несмотря на настойчивые напоминания мамы. А с папой и бабушкой все делает по первой просьбе и в два раза быстрее. Каково Ваше поведение?

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «Сохранение эмоционального благополучия ребенка в семье»

ЗАДАЧИ: Создать условия для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи для сохранения и укрепления психологического здоровья детей. Помочь родителям понять своих детей,...

Родительское собрание в средней группе «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

Профилактика насилия жестокого обращения с ребеном в семье...

Родительское собрание «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

Берегите своих детей,Их за шалости не ругайте.Зло своих неудачных днейНикогда на них не срывайте....

Родительское собрание. «Эмоциональное благополучие ребенка в семье и социуме"».

Консультация "Эмоциональное и познавательное развитие детей дошкольного возраста"...

Конспект родительского собрания "Сохранения психологического благополучия ребенка в семье"

Конспект родительского собранияСохранения психологического благополучия ребенка в семье.Цели: изучения факторов, влияющих на психологическое здоровья ребенка: побуждения родителей проявлять заботу о п...

Родительское собрание "СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ"

На собрании разбираются факторы влияющие на благополучие ребенка в семье....