Самообразование
материал

Якуненко Нинель Анатольевна

Предварительный просмотр:

                 

                 

План по самообразованию

 на 2016-2017  учебный год

1. Работа с литературой:

  • «Творческое музицирование детей 5-9 лет» И.А. Великосельская,

журнал «Музыкальный палитра» №3, 2002г., с. 3;

  •  «Речевые упражнения и игры К. Орфа» журнал «Музыкальный палитра» №3, 2010г., с. 3.
  • «Теория и методика развития слухового музыкального восприятия дошкольников» А.М. Зимина. – М.: Сфера,2010;  

2. Изучение педагогического опыта:

  • Программа «Учусь творить песню» Т. Тютюнниковой,
  •  Концепция К. Орфа

3. Проведение открытого занятия:

  • «Раз, два начинается игра!»

4. Выступление на педсовете, методических объединениях.

5. Применять полученные знания на занятиях, развлечениях, комплексных и  

    тематических занятиях, утренниках.

6. Консультации, рекомендации, беседы для воспитателей и родителей.

7. Обобщение личного опыта (творческий отчет и  фотовыставка).

8. Диагностика приобретенных детьми знаний и навыков.

Музыкальный руководитель  ________________ Н.А. Якуненко



Предварительный просмотр:

План по самообразованию

1. Работа с литературой:

  •  «Музыкально-речевые игры» Д. Филин,

 журнал «Музыкальный руководитель» №4, 2010г., с. 24;

  • «Игры на развитие чувства ритма»  М.С. Дарванкулова, журнал «Музыкальная палитра» №2, 2012г, с. 16
  • Развитие вокально-хоровых способностей в дошкольном детстве» журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2013г., с. 54
  • «Музыкальные игры»  авторская программа Ширшовой С.В

2. Изучение педагогического опыта:

  • «Распевки с элементами игры»  Л. Иванисова,

     журнал «Музыкальный руководитель» №1, 2011г., с. 5;

  •  «Музыкально – игровой досуг»  Улашенко Н.Б., 2010г

3. Проведение открытого фольклорного занятия в подготовительной группе «Заклички – невелички»  (октябрь)

4. Выступление на педсовете, методических объединениях.

5. Применять полученные знания на занятиях, развлечениях, комплексных и  

    тематических занятиях, утренниках.

6. Консультации, рекомендации, беседы для воспитателей и родителей.

7. Обобщение личного опыта (творческий отчет и  фотовыставка).

8. Диагностика приобретенных детьми знаний и навыков.

Музыкальный руководитель  ________________ Н.А. Якуненко

2016-2017  учебный год



Предварительный просмотр:

 

                 

                 

План по самообразованию

 на 2017-2018  учебный год

Музыкальный руководитель Н.А. Якуненко

  1. Работа с литературой:
  • Анисимова, Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы/ Анисимова Г.И. Худож.: Е.А.Афоничева, В.Н.Куров. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 96 с., ил. – (Детский сад: день за днем).
  • Бударина,Т.Л. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду/ Т. Л. Бударина.- Издательство «Детство-Пресс», 1995.-400с
  •  Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада/. Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. — 2-е изд., — М.: Просвещение, 1983.
  • Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. Вопросы психологии:- 1966 №6.
  • Зарецкая, Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей среднего дошкольного возраста: Пособие для практических работников ДОУ/ М.: Айрис-пресс, 2005. — 140с.

2. Изучение педагогического опыта:

  •  через интернет  на сайтах «МААМ» и  «n-portal»;
  •  Через печатную продукцию: книги, журналы.

3. Проведение открытого занятия:

  • «Раз, два начинается игра!»

4. Выступление на педсовете, методических объединениях.

5. Применять полученные знания на занятиях, развлечениях, комплексных и  

    тематических занятиях, утренниках.

6. Консультации, рекомендации, беседы для воспитателей и родителей.

7. Обобщение личного опыта (творческий отчет и  фотовыставка).

8. Изготовление пособий для музыкально-дидактических игр.



Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию

«Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Работа по теме рассчитана на 4 года (сентябрь 2018 г - май 2022 г.)

                                                                                                                         Музыкальный руководитель: Якуненко Н.А.

                                                                                                                          2018г.

Цель: развитие у детей старшего и среднего дошкольного возраста музыкально-эстетического восприятия, потребности к творческому           самовыражению.

Задачи:

1.Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.

2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участи ем детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).

3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах раз личных видов.

4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

5. Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).

6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Предполагаемые результаты:

- разработать перспективный план театральной деятельности;

- консультации для воспитателей по теме самообразования;

- консультации для родителей по теме самообразования;

- разработать совместно с воспитателями занятия по различным образовательным областям с интеграцией в них музыкальной деятельности;

- обогатить предметно – развивающую среду в группе;

- усовершенствовать, обновить пособия и дидактический материал по восприятию музыки для детей старшего дошкольного возраста.

Способ демонстрации результата проделанной работы: презентация результатов работы перед педагогическим коллективом, на родительских собраниях.

Форма отчета по проделанной работе: Обобщение опыта работы на уровне детского сада.

Введение.

Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, объединяет средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования. Театр - это игра, чудо, волшебство, сказка! Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: на красавицу Забаву, озорного Буратино, добрую Дюймовочку. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла.

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно - творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Основные этапы работы по самообразованию:

Этапы и сроки

Содержание работы

Самореализация с детьми

С педагогами

С родителями

Диагностический

2018-2019гг.

- Выявление своих профессиональных затруднений;

- изучение методической, теоретической, практической литературыпо теме;

- разработка перспективного планирования по теме;

- повышение своего теоретического, научно-методического уровня профессионального мастерства и компетентности.

- Провести вводную диагностику детей с учетом темы по самообразованию;

- выявление интересов и склонностей детей.

Этюдный тренаж. (Мастерство актёра).

- Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).

- Жесты (этюды на выразительность жеста, в том числе «Расскажи стихи руками»).

- Мимика (этюды на выражение основных эмоций, на сопоставление различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера).

- Движения (этюды с музыкальным сопровождением).

Консультации: - «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»;

- «Роль театрализованной деятельности в социально эмоциональном развитии младших дошкольников».

- «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми»

Консультация«Сочиняем сказку. Уроки творчества»

Мини – проект «Создадим сказку руками» - совместное творчество родителей и детей (поделки).

Создание декораций и костюмов к сказке «Цыпленок, который хотел вырасти» - показ сказки для детей детского сада, родителей.

Фотовыставка «Мы – артисты».

Практический

2018-2022гг.

- Разработать совместно с воспитателями занятия по различным образовательным областям с интеграцией в них музыкальной деятельности;

- обогатить предметно – развивающую среду в группе;

- усовершенствовать, обновить пособия и дидактический материал по восприятию музыки для детей старшего дошкольного возраста.

- Разработка конспектов занятий;

- Разработка методических материалов.

- Разработка сценариев  театральных постановок.

- Самостоятельное изучение материалов по теме самообразования на педагогических сайтах, в интернет – сообществах.

Кукольные спектакли.

- Умение взаимодействовать с партнёром, используя кукол разных систем.

- Способность к созданию образа с помощью куклы определённой системы.

Этюды с куклами.

- Умение работать с партнёром.

- Умение создавать образ персонажа, используя различные средства выразительности (слова, жесты, мимику, движения, кукол различных систем).

Игры-драматизации.

- Умение общаться с партнёром.

- Способность к импровизации в создании образа.

Музыкально-ритмические движения.

- Умение двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами.

- Способность самостоятельно начинать движения после вступления, активно участвовать в выполнении творческих заданий.

- Желание выразительно и ритмично исполнять танцы.

Показ кукольного представления  по сказке «Репка»

Открытое занятие для воспитателей старшего дошкольного возраста ДОУ: «Путешествие по сказкам».

Консультация для педагогов ДОУ: «Режиссёрская игра дошкольника»Презентация для воспитателей «Театральная деятельность в детском саду»  

Консультация «Организация домашнего  театра».Составить анкету для родителей на тему «Театр и дети».

Подготовка декораций, костюмов, атрибутов и организация кукольного представления для родителей по сказке «Репка»

Конкурс детского творчества (рисунки) «Там чудеса, там леший бродит...»

Подготовка и организация театрализованного представления «Муха - цокотуха».

Обобщающий

2020-2022гг.

- Обобщение результатов работы по теме самообразования;

- Соотнесение полученных результатов с ожидаемыми;

- Мониторинг;

- Сравнение результатов;

- Самоанализ;

- Разработка программы.

Участие с театрализованными представлениями в календарных праздниках и развлечениях;

Творческий отчет.

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Развитие взаимоотношений у детей со сверстниками в театрализованной деятельности»

Кукольный спектакль «Колобок» для детей средней группы.

Выставка творческого сочинительства «Невероятные приключения знакомых героев» – способствовать позитивному сотрудничеству родителей и детей.

Презентация для родителей «Театральная деятельность в детском саду».Показ кукольного спектакля «Колобок».

Внедренческий

2019-2022гг.

Распространение опыта работы в СМИ.

Участие в конкурсах и выставках различного уровня (район, город) в течение всего периода.

- Участие на семинарах, конференциях ДОУ, района;

- Участие в педагогических конкурсах;

- Выступление на РМО;

- Участие в методических объединениях.

«Театр – наш друг и помощник»

Фотовыставка «Мы играем в сказку».

Консультация «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми».

Подготовка и показ сказки «Новый Колобок» для родителей.

Список литературы:

1. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). – Воронеж: НПО «Модэк», 1998.

2. Васина-Гроссман В. А. Первая книжка о музыке. – М., 1976.

3. Вайнфельд О. А. Музыка, движение, фантазия: методическое пособие для музыкальных руководителей / О. А. Вайнфельд. – СПб., 2000.

4. Гаккель Л. Е. Исполнителю, педагогу, слушателю. – Л., 1988.

5. Галлеев Б. В. Содружество чувств и синтез искусств. – М., 1982

6. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.

7. Ершова А. П. Искусство в жизни детей. – М., 1994.

8. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А. Н. Зимина. – М., 2000.

9. Клёнов А. С. Там, где музыка живёт. – М., 1994.

10. Картотека предметных картинок. – М., 2010.

11 Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М., 1986.

12. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982.

13. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997.

14. Музыкальная шкатулка: детские песни. – М., 1995.

15. Осовицкая З. Я., Казаринова А. М. В мире музыки. – М.; СПб., 1998.

16. Торшилова Е. М. Эстетическое воспитание в семье. – М., 1989.

17. Финкельштейн Эмиль. Музыка от А до Я. СПб., Композитор, 1992.

18.Губанова Н.Ф. Активизация музыкально-творческой деятельности дошкольников:-М: Издательский центр «Педагогическая Академия» 2010г.-210с.

19.Дормидонтова Л.П. Развитие творческих способностей дошкольников: Науч.- метод. пос. Ульяновск: Ул. ГТУ,2008г-175с.

20.Дормидонтова Л. П. Музыкальные ступеньки детского творчества: программа музыкального образования и развития дошкольников: Науч.- метод. пособие Ульяновск:Ул. ГТУ,2009г.-145с.

Журналы:

1.Дошкольная педагогика.

2.Музыкальный руководитель.

3.Музыкальная палитра.

4.Справочник музыкального руководителя.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЁЯХИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ОЛЕНЕНОК»

D:\Работа\Картинки\дети поют\i.jpg

Отчет о работе по самообразованию

2017г

«Человеческий голос - это прекрасный и доступный

                                                каждому музыкальный инструмент, а пение

                                                создает самые благоприятные условия

для формирования общей музыкальной культуры».
                                                                                                         (Золтан Кодаи)

           В дошкольном возрасте создаются условия для получения детьми удовольствия от музыкальной деятельности и общения, которое её сопровождает. А вокальное искусство и активная  эстетическая  деятельность  создают атмосферу  свободы самовыражения, вызывают    радость от коллективного исполнения, наполняют особой энергией творчества, т.е.  оказывают влияние  на формирование духовно-эстетических потребностей дошкольников.   Идея использовать речевые упражнения в обучении музыке принадлежит К. Орфу.  В её основе лежит общность выразительных средств речи и музыки. D:\Работа\Картинки\дети поют\99eaba9ae25b1ee36749a021a1e7f5a6.jpg

Самая первая импровизация в концепции Орфа – это словесная фантазийная игра, запускающая сам механизм спонтанной изобретательности, находчивости, тесно связанный с быстротой реакции, активностью восприятия.

В самом начале детская речевая импровизация может выражаться лишь в добавлении нового слова или строчки для создания версии любимого стиха или песни, в поиске слова, подходящего по ритму к заданной модели, в образовании различных комбинаций из ритмизованной цепочки слов.

Для музыкального воспитания речевые упражнения важны, прежде всего, потому что музыкальный слух развивается в тесной связи с речевым слухомРечевой слух - одна из основ музыкального слуха

В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и мелодического, считал К. Орф, стоит речевое упражнение. Ритмизированная речь получила в концепции КОрфа название "речевых упражнений и игр". 

   Речевые упражнения это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста. Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы. При выборе текста следует принимать во внимание как содержательную, так и звукоритмическую стороны. Из опыта многих педагогов известно, что дети с воодушевлением воспринимают звуковую бессмыслицу. Тарабарские чепуховые рифмы (зне-бепе-оаба, мисли-масли-кумпа-тели) с удовольствием ими принимаются и музыкально обрабатываются. Любимые детьми, так называемые, ценные рифмы и песни, дают возможность разворачивать данные сюжеты.

     Речевые упражнения так же служат эффективным средством развития интонационного слуха - способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Именно из речи ребенок постоянно черпает все более тонкие оттенки смысла и связывает их со звуковыми характеристиками. Широко используется в речевых упражнениях игра чисто звуковыми элементами речи - артикуляционная игра и игра голосом. Фонематические и артикуляционные игры составляют богатейший раздел речевых игр.

     Фонемные слоги для речевых игр часто образуются произвольным сочетанием звуков (синти- брипти, коккери- доккери, фок-трок) и МОГУТ быть звукоподражательными (кап-кап, трак-бак, дали-док).

      Речевые упражнения являются хорошей базой для знакомства и постижения строения музыкальной формы. Речевые упражнения - наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать. В самом начале детская речевая импровизация может выражаться лишь в добавлении нового слова, подходящего для создания версии любимого стиха или песни, в поиске слова подходящего по ритму к заданной модели, в образовании различных комбинаций из ритмизованной цепочки слов.

    Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций. Главенствующую роль здесь по праву принадлежит "звучащим жестам", но не менее интересны они в сопровождении звуковысотных и шумовых ударных инструментов. Особое удовольствие и пользу дети получают, если речевые модели будут украшены выразительной мимикой и жестами.

C:\Users\Нинель\Desktop\Работа\фото\16 - 17г\Вёснушка-весна\20170419_115149.jpg

F:\информация\фото\IMAG0277.jpgC:\Users\Нинель\Desktop\Работа\фото\16 - 17г\Прощание с ёлочкой\BKDC3518.JPG

Рекомендации для родителей и воспитателей

Речевая игра с движениями "Едем, едем на тележке".

Едем, едем на тележке распевать в лесу потешки (скрип, скрип, скрип, скрип, скрип, скрип)

Листья шуршат (ш-ш-ш-ш, птички свистят (фить-пирю, фить-пирю). Белка па ветке орешки грызет (цок-цок).

Рыжая лисичка зайчишку стережёт (замирают).

Едем, едем па тележке распевать в лесу потешки (скрип, скрип, скрип, скрип, скрип, скрип)

Ручеёк журчит (болтают языком, в речку он бежит (болтают языком). Долго, долго ехали, наконец приехали! Ух! (хором).

Каждому воспитателю предлагается потешка, скороговорка и т. д. для озвучивания:

                               

Встречали звери Новый  год!

Встречали звери Новый год.

Водили звери хоровод

Вокруг зеленой ёлки

Плясал и крот,

И бегемот,

И даже злые - волки!

Пустился в пляс

Дикобраз -

Колючие иголки.

И все - дрожать.

И все визжать,

И все — бежать от ёлки

Песенка Вини-Пуха.

Если я чешу в затылке - не беда!

В голове моей опилки, да, да, да!

Но, хотя, там и опилки,

Но Шумелки и Вопилки,

А так же Кричалки, Пыхтелки, Сопелки,

Сочиняю я неплохо иногда!

Дождик.

Дождик песенку поет: кап, кап.

Только кто её поймёт - кап, кап.

Не поймешь ни, ни ты,

Да зато поймут цветы,

И весенняя листва,

И зеленая трава.

Ш – ш - ш– ш – ш !!!

Меж еловых мягких лап

Дождик кап-кап-кап!

Где сучек давно засох,

Серый мох,мох,мох.

Где листок к листку прилип

Вырос гриб, гриб,гриб.

Кто нашел его друзья,

Это я, я, я, я.

Волчок.

Дело было в старину —

По старинке и начну:

Жил да был Серый волк.

Выл да выл Серый волк.

Дни и ночи напролет

(Сам он думал, что поёт)

Песню пел одну и ту же,

Нет её на свете хуже:

-У хвачу-у-у-у-у!

-У кушу-у-у-у-у!

-Утащу-у-у-у-у!

-Удупгу-у-у-у-у!

-И съем

Песенка бабочек.

Ах, как легка

жизнь мотылька.

Легче пушинки

И ветерка.

Диби-диби-диби- диби-дида

Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля

Мы не вздыхаем,

Не унываем,

дружно порхаем

И напеваем:

Диби-диби- диби- диби-дида

Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля

Смехота.

Смехота, смехота

Бьет барашек в ворота.

Уж и раз, уж и два

Уж и раз, уж и два

И ногами, и рогами

Бьет барашек в ворота.

Девочки и мальчики.

Хлоп-хлоп-хлоп!

Прыгают как мячики.

Прыг, прыг, прыг!

Ножками топочут:

Топ-топ-топ!

Весело хохочут:

Ха-ха-ха!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЁЯХИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ОЛЕНЕНОК»

D:\Работа\Картинки\дети поют\i.jpg

Отчет о работе по самообразованию

2017г

В дошкольном возрасте создаются условия для получения детьми удовольствия от музыкальной деятельности и общения, которое её сопровождает, а вокальное искусство и активная  эстетическая  деятельность  создают атмосферу  свободы самовыражения, вызывают    радость от коллективного исполнения, наполняют особой энергией творчества, т.е.  оказывают влияние  на формирование духовно-эстетических потребностей дошкольников.D:\Работа\Картинки\дети поют\99eaba9ae25b1ee36749a021a1e7f5a6.jpg

Совершенствование певческого голоса и вокально-слуховой координации  у дошкольников.

1. Воспитывать любовь и интерес к пению;

2. Формировать вокально-хоровые навыки (певческая дикция, дыхание, правильное звукообразование, чистота интонации, слаженность);

3. Развивать способность к эмоциональному выразительному исполнению песен;

4. Расширять певческий опыт и вокальный репертуар: подводить к исполнению нескольких песен разных по тематике, характеру, жанрам;

5. Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него;

6. Развивать музыкальную память.

  • В работе я систематизировала инновационные методы   работы с детьми по развитию певческих навыков;
  • Разработала формы работы с родителями, направленные на повышение их  компетентности в вопросах развития музыкальности детей;
  • Разработан диагностический инструментарий  по определению уровня развития певческих навыков;
  • Составила психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по охране детского голоса.

«Человеческий голос - это прекрасный и доступный

                                                каждому музыкальный инструмент, а пение

                                                создает самые благоприятные условия

для формирования общей музыкальной культуры».
                                                                                                         (Золтан Кодаи)

         Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт работы дошкольных учреждений направлены на повышение   уровня музыкальной культуры дошкольников, но современной тенденцией развития музыкального творчества молодежи является падение уровня их исполнительского мастерства,  что свидетельствует о недостаточном уровне  овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками в области музыкального искусства.

Работа  с детьми:

  •    Непосредственно образовательная деятельность ;
  •    Совместная деятельность музыкального руководителя и детей;
  •    Самостоятельная деятельность дошкольников.

 Взаимодействие с семьями воспитанников:  

  •    Знакомить родителей с возможностями детского сада в музыкальном воспитании детей;
  •    Раскрывать возможности влияния музыки на   психоэмоциональное   развитие, формирование детско-родительских отношений и семейных традиций;
  • Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в ДОУ;

Повышение профессионализма  педагогов в вопросах музыкального развития дошкольников.

Подготовительный:

  • Организация предметно-развивающей среды;
  • Анализ психолого-педагогической  литературы;
  • Мониторинг развития вокально-хоровых навыков детей;
  • Определение предполагаемых результатов;
  • Составление календарно-тематического плана работы с детьми;
  • Перспективное планирование работы с родителями.

Основной:

  • Внедрение в практику открытых мероприятий с детьми, родителями, педагогами.

Итоговый:

  • Повторный мониторинг, анализ полученных результатов;
  • Подведение итогов;

Разработка рекомендаций.

  1. Певческая установка.

      2. Вокальные навыки:

                    - певческое дыхание;                  

                    - звукообразование;

                    - дикция.

       3. Хоровые навыки:

                   - строй;

                   - ансамбль.

Певческое дыхание - основа вокальной техники.

     Звукообразование - естественное, легкое, ненапряженное пение, напевное (протягивая звуки), спокойное, без толчков.

     Дикция - чёткое произнесение всех звуков в словах песни, способствует чистоте интонирования, красоте звучания голоса.

C:\Users\Нинель\Desktop\SDC12278.JPG

Строй – чистота интонации, строй связан с развитием слуха (ладового чувства и музыкально-слуховых представлений);

Ансамбль – согласованное пение. Чувство ансамбля требует слухового внимания, умения слышать друг друга.C:\Users\Нинель\Desktop\Работа\фото\SDC12603.JPG

  •    Пение вслух, про себя
  •    Эхо
  •    Цепочка
  •    Хлопаем и маршируем
  •    Пение закрытым ртом «м…»
  •    «М…» с переходом на «а…»
  •    Пение «по секрету»
  •    Пение по сигналу
  •    Вокализация мелодии «а…»
  •    Пение  piano
  •    Хор и дирижер
  •    Пение с  транспонированием  мелодии
  •    Показ карточек с положением губ
  •    «Музыкальная лесенка»
  •    Пение a'cappella
  •    Сольное и ансамблевое пение
  •    Пение дуэтом «Помоги другу»
  •    Часики-ходики «хлоп-топ»
  •    Пение со слогами  (ду-ду, ла-ла)
  •    Пение музыкальных интервалов 

Дети:

Проявляют   интерес к пению;

Показывают высокий  уровень  развития вокально-хоровых навыков;

Умеют эмоционально и выразительно исполнять  разные по характеру, жанрам, тематике песни;

Могут исполнять песни  самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него;

Проявляют музыкальные способности.

   

Родители:

  Познакомились с возможностями детского сада в музыкальном воспитании   детей;

  Имеют представление о влиянии  музыки на   психоэмоциональное   развитие дошкольников, формирование детско-родительских отношений и семейных традиций;

  Принимают активное участие в разнообразной  совместной  музыкально-художественной деятельности.

   

Педагоги: 

  Повысилась компетентность педагогов в вопросах   музыкального воспитания дошкольников.

  • Занятия с  детьми проводить в хорошо проветренных  помещениях;
  • Выбор песенного репертуара  осуществлять с учётом диапазона голоса детей дошкольного возраста;
  • Количество песен на музыкальном занятии  подбирать в с учётом возрастных особенностей дошкольников;
  • Следить, чтобы дети пели  без напряжения, не кричали;
  • Удерживать детей от длительного громкого пения;
  • Пение должно быть естественным нефорсированным;
  • Учить брать дыхание перед началом пения и между фразами, а не посередине слова;
  • Недопустимо исполнение детьми песен из репертуара взрослых;
  • Не петь на улице при низкой температуре воздуха;
  • Не использовать фонограмму при разучивании песен.

Вывод:

   Таким образом, систематичная, целенаправленная работа по развитию певческих навыков  у детей старшего дошкольного возраста способствует становлению полноценной творческой личности, развитию духовно-эстетических потребностей дошкольников, сохранению  и укреплению психо-эмоционального здоровья детей. В процессе пения дети имеют возможность выражать свой внутренний мир, чувства, эмоции, переживания, настроения посредством голоса.
  Комплексный подход, интеграция содержания музыкального образования в различных видах детской деятельности, использование  разнообразных методов и приёмов развития, певческих и вокально-хоровых навыков, дифференцированный подход к детям, учёт возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, активное заинтересованное отношение  родителей  способствовало достижению  положительных результатов.    

C:\Users\Нинель\Desktop\Работа\фото\осень 2014\1а.jpg


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию

музыкального руководителя МБДОУ «Солнышко» Якуненко Н. А.

за 2018 – 2019 учебный год.

Тема:

 «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Для меня очень актуальна и привлекательна эта тема. Еще занимаясь с детьми младшей группы, я заметила, что с ранних лет каждый малыш стремится проявить свое творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.

Ребенок получает удовлетворение от деятельности, имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей.

Огромное значение в этом плане, я считаю, имеют театрализованные занятия в ДОУ. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.  Воспитательные возможности театрализованной деятельности очень широки.

Именно театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

Я думаю, что театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это и помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всестороннее развивать ребенка.

Работу я начала по следующим направлениям: изучение литературы, работа над созданием развивающей среды, занятия с детьми, взаимодействие с родителями и с социумом.

На основе дополнительной организованной деятельности и изученной литературы организовала кружок «Кукляндия». Разработала и составила план совместной деятельности с дошкольниками на учебный год, взаимодействия с родителями по теме кружка. Основной акцент в организации театрализованной деятельности делаю на результат в форме внешней демонстрации театрализованного действия, и на организации творческой   деятельности в процессе создания спектакля.

Подбирая материал для спектакля или инсценировки, я обязательно учитываю возрастные особенности, возможности, знания и умения детей. Стараюсь обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новых знаниям, расширять творческий потенциал. Дети принимают активное участие в играх-драматизациях, театрализованных постановках, мини – спектаклях.

В течение года была поставлена в двух средних группах мини-сказка к 8 марта «Цветы для мамы», «Сказка о маленьком цыпленке, который очень хотел вырасти», инсценировка стихотворения А. Барто в лицах «Гуси-лебеди».

    Педагогами и воспитателями был подготовлен и показан кукольный спектакль «Лесная история», который дети восприняли  с живейшим интересом – они и смеялись, и подсказывали героям, и выполняли действия по ходу сказки.

   Детьми старшей и подготовительной группы была поставлена музыкальная сказка, можно сказать мюзикл, «Волк и козлята». Ребятам очень понравилось музыкальное сопровождение, которое помогало настроиться на нужный лад, подсказывало настроение и поведение героев.

Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в разучивании ролей к спектаклям, создании атрибутов и развивающей среды в групповом помещении, и сами участвуют в мероприятиях: мамы и дети разыгрывали сценки «Чьи брюки?», «Сколько ног?» в День открытых дверей на концерте для участников.

В течение года были предложены консультации для воспитателей:

 - «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»;

- «Роль театрализованной деятельности в социально эмоциональном развитии младших дошкольников»;

- «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми».

Так же в работе с воспитателями  использовалась демонстрация творческих способностей детей на праздниках, утренниках, развлечениях.

В рамках институционального  конкурса «Урок года» мною было дано открытое занятие по театрализованной деятельности в средней группе «Встречи в лесу».

 

   С родителями воспитанников проводились индивидуальные консультации по возникающим вопросам и стендовые консультации «Пять навыков, которые развивает кукольный театр у детей раннего возраста»; «Театрализованная деятельность в ДОУ».

Показывались инсценировки и драматизации сказок на осенние праздники, на День матери и др. Мамы участвовали в создании декораций и костюмов к сказке «Цыпленок, который очень хотел вырасти».

За год работы по теме самообразования мною была изучена следующая литература:

  • Н. Ф. Губанова «Театрализованные занятия в детском саду»;
  •   «Психогимнастика» Е. Алябьевой;
  •  «Театрализованная деятельность в детском саду» Е. А. Антипина;
  • «Развитие ребенка в театрализованной деятельности» Е. В. Мигунова;
  •  Интернет – ресурсы.

В результате проведенной работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Быстрее стала развиваться связная речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков. В дальнейшем планирую активнее работать над этой темой, т. к. считаю ее актуальной. Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...