Применение технологии «фото-кейс» для развития речемыслительной деятельности дошкольника.
методическая разработка (средняя группа)

Муханова Татьяна Сергеевна

Кейс - технологии – это способ организации краткосрочного обучения на основе подлинных или вымышленных ситуаций. Кейс-технология направлена на обучение детей анализу проблемной ситуации и активизации речемыслительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_keys-tehnologi.docx50.05 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологии «фото-кейс» для развития речемыслительной деятельности дошкольника.

 

Кейс - технологии – это способ организации краткосрочного обучения на основе подлинных или вымышленных ситуаций. Кейс-технология направлена на обучение детей анализу проблемной ситуации и активизации речемыслительной деятельности.

Виды кейс – технологии:

  • Фото – кейс;
  • Кейс – иллюстрации;
  • Анализ конкретных ситуаций;
  • Проигрывание ролей (ролевое проектирование).

Чаще всего в работе с детьми я применяю технологию «Фото-кейс». Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

Данная технология содержит:

  • фотографию, соответствующую реальным событиям, где показана смоделированная или реальная проблемная ситуация;
  • текст к фотографии, характеризующий данную проблемную ситуацию;
  • текст (правильно поставленный вопрос), мотивирующий детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы.

Используя данную технологию, я соблюдаю этапы, планируя свою работу с детьми.

Первый этап: подготовительный.

Начинаю знакомить детей с ситуацией (фотографией). Фиксирую их внимание. Создается положительное отношение к ситуации.

На втором этапе, дети совместно со мной выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.

На третьем этапе, я стараюсь активизировать детей при помощи ключевых вопросов, поддерживать эмоциональный опыт детей, осуществляю координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.

Четвертый этап: (анализ принятия решения), я вовлекаю детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.

На пятом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.

Данная технология используется в рамках комплексно-тематического планирования как часть совместной деятельности воспитанника и воспитателя.

Пример работы над фото-кейсом:

На первом этапе я знакомлю детей с фотографией.

 

Ребенок переходит дорогу

 

предлагает детям сформулировать проблему исходя из данной фотографии: Ребенок переходит дорогу в неположенном месте, он нарушает правила дорожного движения. Какие последствия могут быть?

На втором этапе демонстрирую фото 2.

 

Ребенок переходит дорогу

 

Задаю вопрос для проведения «мозгового штурма»: Что мальчик не учел, переходя дорогу в неположенном месте? Как найти выход из данной проблемной ситуации? Дети проводят анализ данной проблемной ситуации и высказывают свои предположение в виде полных ответов на вопросы.

На третьем этапе дети примеряют поступок мальчика на себя, выбирают самое оптимальное правильное решение.

На четвертом этапе дети делают вывод, что переходить дорогу надо только по пешеходному переходу «зебре».

Таким образом, применение фото-кейс - технологии, оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности дошкольника.

Методическая разработка конспекта непосредственно образовательной      деятельности по ОО «Речевое развитие»

Тема: «Прогулка в лесу».

(средний дошкольный возраст)

Программное содержание:

 «Социально-коммуникативное развитие»:

- развивать потребность в заботливом отношении к окружающему миру;

 формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

- развитие эмоций.

 «Речевое развитие»:

-развивать умение детей использовать описательные высказывания;

-упражнять в подборе слов-действий, слов-признаков;

-поощрять желание высказывать свое мнение.

 «Познавательное развитие»:

-обобщить и систематизировать знания детей о жизни зверей и птиц, о зависимости их существования от зимних условий;

-познакомить с клестом, его внешним видом, особенностями жизни зимой;

-развивать мыслительные способности.

Цель: развивать эмоциональную отзывчивость, воспитывать доброжелательное отношение к птицам, воспитание у детей нравственных чувств.

Используемые технологии: Фото-кейс.

Ход НОД:

Воспит: Ребята, посмотрите! Кто это прилетел к нам на подоконник?

Дети: Птица.

Воспит: А, какая это птица?

Дети: Дятел.

Воспит: Не, ребята. Это птица клёст.

Воспит: Кто знает эту птицу? Это клёст, посмотрите какой у него интересный клюв, крестиком, чтобы удобно было доставать семена из шишек сосны, ели. Клёст выводит своих птенцов в самые сильные морозы. Живёт в лесу. Лес их щедро кормит семенами трав, кустарников, плодами деревьев, насекомыми, которые спрятались под корой. Вот почему мы с лесом дружим, вот для чего он всем нам нужен. Лес кормит птиц, зверей, не только летом, но и зимой.

Воспит: Но почему эта птица прилетела к нам?

Дети: Она хочет кушать.

А как мы с вами можем помочь птицам? (подкармливать, сделать кормушки, беречь деревья, сохранять тишину в лесу).

Посмотрите на картинку (кейс-фото) и скажите, что можно сделать, чтобы изменить ситуацию? (позвать взрослых, объяснить, почему нельзя ломать деревья, сделать защиту).

Воспит: Ребята, как вы считаете, почему мальчик ломает деревья?

Дети: Мальчик плохой, не воспитанный.

Воспит: Ребята, давайте разделимся на группы и придумаем как нам можно объяснить мальчику, почему нельзя ломать деревья.

Дети: Деревья живые, им больно. Они кормят птиц. Обогащают воздух кислородом. Из деревьев делают бумагу.

Воспит: Ребята, а как вы поступите на месте мальчика?

Дети: Мы дерево ломать не будем. Будем охранять. Поливать.

Воспит: Молодцы, вы очень хорошо разобрались в ситуации, и я знаю, как вы поступите, когда увидите подобное.

Технология: Фото-кейс.

Деятельность детей.

I. Мотивационный.

К детям прилетела птичка клёст. Ребята, а почему она к нам прилетела?

Проявляют внимание и интерес к предстоящей деятельности.

II. Ознакомительно – аналитический.

Кейс-фото.

Но почему эта птица прилетела к нам?

Что могло случится в лесу?

Знакомятся с ситуацией, заданием.

Присваивают проблему.

Активизируют необходимые знания (анализируют, обобщают, систематизируют).

Концентрируются на поиске цели предстоящей деятельности.

III. Организационно – поисковый.

Давайте разделимся на группы и попробуем помочь мальчику объяснить, что лес ломать нельзя.

Покажите и расскажите каким образом.

Объединяются в группы.

Вспоминают и уточняют правила сотрудничества.

Участвуют в обсуждении, рассуждают, анализируют.

Находят общее для всей группы решение.

IV. Презентационный.

Ребята, представьте свои варианты и решение нашей проблемы.

Объясните, какой вариант нам лучше подойдет.

Представляют вариант решения и обосновывают его.

V. Итоговый.

Ребята, а как бы вы поступили на месте мальчика? Молодцы, вы очень хорошо разобрались в ситуации, и я знаю, как вы поступите, когда увидите подобное.

Обсуждают окончательный вариант решения.

 Приводят примеры аналогичных ситуаций из собственного опыта, размышляют о важности правильного решения в подобных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технология "Фото-кейс" как одна из форм развития речи детей дошкольного возраста

Кейс-технологии используют описание реальных социальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы...

Применение "Кейс - технологии" в ДОУ. Технология «Фото – кейс».

Кейс технология  объединяет данную сложную реальность и учебную задачу. Обеспечивает интеллектуально – нравственное развитие. Все фото о детях такого же возраста....

Развитие речемыслительной деятельности дошкольников

Речемыслительная деятельность именно дошкольников – это та мыслительная деятельность, которая осуществляется осознанно и неосознанно и воспринимается как речь....

Доклад: «Использование технологии "фото-кейс" в ДОУ»

laquo;Использование технологии "фото-кейс" в ДОУ»...

Применение кейс технологий в ДОУ, как метод социально-коммуникативного развития и речемыслительной деятельности дошкольника.

Развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией....

Применение кейс технологий в ДОУ, как метод социально-коммуникативного развития и речемыслительной деятельности дошкольника.

Применение кейс технологий в ДОУ,как метод социально-коммуникативного развития и речемыслительной деятельности дошкольника...

Применение технологии "Кубики историй" для развития связной речи дошкольников.

Автором представлен материал о развитии связной речи дошкольников....