Конспект НОД для детей подготовительной группы «Знакомство детей с древними жилищами и предметами быта казаков»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Камнева Мария Сергеевна

История казачества является составной частью истории нашего общества и государства. Казаки верно служили Отечеству, сначала по договорам, затем - по присяге и, наконец, в составе вооруженных сил, как их неотъемлемая часть. Неизмерим взгляд многих поколений этого военного сословия в защиту интересов Российского государства и общества. Именно, казаки в числе первых стояли прочным заслоном врагу, на дальних окраинах, осваивали при этом земли и накопили огромный опыт в охране и защите государственной границы. Их воинские подвиги тесно связаны с именами Дмитрия Донского, Петра Румянцева, Григория Потемкина, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других.

     Поэтому, молодое поколение, должно хорошо знать свою историю хотя бы потому, что там кроются ответы на многие сложные вопросы нынешнего дня. Лучшие умы России всегда связывали возрождение своей страны только с возрождением казачества.

Кроме этого, знакомство с традициями и культурой казачества призваны помочь сформировать устойчивый интерес и уважение к достижениям народов, населяющих нашу страну, основываясь на том, что казачество всегда было сословием, являющимся образцом преданности служения Отечеству, изучении его истории является благодатным материалом для воспитания у подрастающего поколения чувства любви к своей Родине, стремление защищать её.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 135 Красноармейского района  Волгограда»

400051, г. Волгоград, ул. им. Копецкого, 8

тел.: (8442) 63-24-78; факс: (8442) 63-24-78  

detskiisad135@rambler.ru

ИНН 3448020260\ КПП 344801001 ОГРН 1033401199006

Конспект НОД для  детей подготовительной группы

«Знакомство детей с древними жилищами

и предметами быта казаков»

Воспитатели :

Камнева Мария Сергеевна,

Мышкина Наталья Александровна.

59338072_Andrey_Petrovich_Lyah______utro_na_hutore.jpgг.Волгоград 2016г.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

История казачества является составной частью истории нашего общества и государства. Казаки верно служили Отечеству, сначала по договорам, затем - по присяге и, наконец, в составе вооруженных сил, как их неотъемлемая часть. Неизмерим взгляд многих поколений этого военного сословия в защиту интересов Российского государства и общества. Именно, казаки в числе первых стояли прочным заслоном врагу, на дальних окраинах, осваивали при этом земли и накопили огромный опыт в охране и защите государственной границы. Их воинские подвиги тесно связаны с именами Дмитрия Донского, Петра Румянцева, Григория Потемкина, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других.

     Поэтому, молодое поколение, должно хорошо знать свою историю хотя бы потому, что там кроются ответы на многие сложные вопросы нынешнего дня. Лучшие умы России всегда связывали возрождение своей страны только с возрождением казачества.

Кроме этого, знакомство с традициями и культурой казачества призваны помочь сформировать устойчивый интерес и уважение к достижениям народов, населяющих нашу страну, основываясь на том, что казачество всегда было сословием, являющимся образцом преданности служения Отечеству, изучении его истории является благодатным материалом для воспитания у подрастающего поколения чувства любви к своей Родине, стремление защищать её.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Основная цель – воспитание духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную культуру казачества на основе осознания внутрикультурных,  исторических корней и связей; привития у детей и их родителей интереса к истории и культуре родного края, уважения и бережного отношения к семейным реликвиям.

Задачи: 
Образовательные:
-приобщать детей к культуре и быту казачества;
-закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;
-формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях;
-ознакомить с содержанием казачьих песен (отражение жизни народа на протяжении многих веков);
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к истории своего народа;
-обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями;
-совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу;

Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ; уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков; внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.

Материалы: иллюстрации с изображениями казачьих домов, утвари, национальных костюмов; вышитое полотенце; полоски белой бумаги; цветные карандаши; разрезные картинки с изображениями узоров вышивки.

Ход занятия.

Воспитатель:      Очень часто, а событиями

И сутолокою дней, старины

Своей не помним мы,

Забываем о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним старые обычаи,

Вспомним нашу старину.

Дети проходят и садятся за столы

Воспитатель:  Здравствуйте ребята! Я живу в большом многоэтажном доме. А в каких домах живете вы?

Ответы детей
Воспитатель: Я люблю свой дом за то, что в нем живет моя семья. В нем тепло и уютно. А вы за что любите свой дом?

Ответы детей

Воспитатель: Мне было радостно и интересно узнать о ваших домах и за что вы их любите.

Воспитатель: Сейчас я хочу вам рассказать, как много лет назад жили древние люди. Сначала они жили в пещерах. Позже они научились строить жилище из костей и шкур животных. Климат стал холоднее, и люди стали утеплять свое жилье. Они стали строить жилища, напоминающие огромные картины, обмазанные глиной с крышей из соломы и камыша. Шло время, так и жили люди в таких своих жилищах. До тех пор пока царица Екатерина II за верную службу подарила казакам земли. Земли казакам очень понравилось. Земля была покрыта степями, заросшими густой травой. Над степями царили белоголовые орлы. В лесах было много зверей. В плавнях водилось много рыбы. И построили казаки станицы. Строительство велось по плану. В центре станицы площадь, церковь, школа. Хаты-курени казаки строили из местных материалов: хворост, камни, глина, солома. Чтобы хаты были еще красивей, казаки возле хат сажали сады, яркие цветы мальвы. Так и жили казаки: сеяли хлеб, растили детей, а самое главное – охраняли южные границы от врагов.

Воспитатель: А теперь рассмотрите эти картинки домов.

http://kladraz.ru/upload/blogs/4606_c2b786a414c488fbe74bf33c83425b73.jpg http://kladraz.ru/upload/blogs/4606_b411f38bf809c3a5ac043bf19a7582a3.jpg

Воспитатель: Вы догадались, что это за дома?        
         Ответы детей: Это казачьи курени.
         Воспитатель: Кто в них жил?
         Ответы детей: Донские казаки.
         Воспитатель: Кто они такие, Донские казаки?
         Ответы детей: Это сильные и уверенные в себе люди; настоящие рыцари донских степей….


          Воспитатель: Да, таких домов больше ни у кого не было на Руси.
Дома у казаков двухэтажные. Первый этаж низкий, его называли низы. А второй высокий - верхи. Казаки селились у реки Дон. Весной Дон разливался, и вода могла затопить дом, поэтому низы строили из самана и камня, хранили там огромные запасы продуктов, а зимой пускали животных. А верхний этаж был деревянным, там жили люди. Казаки говорили: «Жить нужно в дереве, а продукты хранить в камне». 
          Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю отрывок из произведения  писателя И.Бойко «Гимн хате».

«Строили тебя на скорую руку, из всего, что ни есть: из самана, шурлука, набивали глиной, рубили из дуба; укрывали бурьяном, камышом, дранью. Под твои углы закладывали монеты, чтобы быть богатым; на пороги прибивали подковы, чтобы быть счастливым, петухами, рыбками, розами; в цвет васильков раскрашивали окна, чтобы радовали глаз. Строили тебя всей родней, всей улицей, всей станицей и повсюду к тебе каждый вхож, твои двери открытые каждому…  А сколько пота пролила ты! Просыпались рано-рано, на зорьке. Будили тебя петухи, коровы, овцы, звон наковален в кузнеце. И было тебе радостно, когда вокруг тебя невестами хороводились вишни, яблони, груши; когда у окон твоих оббивали цепами снопы, веяли зерно; когда в горнице ткали полотна, в сенях плели лапти; когда тебе нашептывали сны пряхи и веретено. И сколько набивалось в тебя детишек, хата, что не повернуться, ни сесть!».


          Воспитатель: А что означает слово курень?
          Ответы детей:  Курень значит круглый.
          Воспитатель: Значит, дом должен быть круглым?
          Ответы детей: Нет!
         

Воспитатель: Все комнаты были построены вокруг печки по кругу. А почему в старой казачьей пословице говорится «Печь царица в доме»?

Ответы детей:

 Воспитатель: Правильно, ребята, она является домашним очагом, символом благополучия. Печь обогревала всех, на ней готовили еду. 

http://kladraz.ru/upload/blogs/4606_99b5c0a158fde8feb3f01a051f83fc5b.jpg              http://kladraz.ru/upload/blogs/4606_15ff984e9130201d0e9ba6ebae4466be.jpg

      Воспитатель: Чтобы нам лучше было понять друг друга, я хочу познакомить вас с особенными казачьими словами, которые в наше время немного подзабылись. Предлагаю поиграть  в игру. Проводится игра:
         Игра «Забытые слова».
        Дети под звуки музыки идут по кругу, противоходом им идет ведущий с рушником на шее. Музыка останавливается, дети и ведущий останавливаются. Ведущий набрасывает рушник на плечи ребенку, который оказался напротив него.
       Ребенок: Слово ты говори.
      Воспитатель.: По казачьи повтори. Шелковица.
     Ребенок: Тютина.
    При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо! »
Игра продолжается со словами: командир – атаман, очень – дюже, полотенце – рушник, дом – курень, говорят – гуторят, отец – батя, хозяйственный двор – баз, компот – узвар,  плетка – нагайка и т. д.
        Воспитатель: Замечательно, ребята, вспомнили мы забытые слова, а не вспомнить ли нам забытые обычаи и уклад казачьей семьи? А теперь посмотрим внутреннее убранство хаты. Предлагает рассмотреть иллюстрации  быта казаков.

http://kladraz.ru/upload/blogs/4606_07ce941dfc83264963251806481429d3.jpg   http://kladraz.ru/upload/blogs/4606_d8b766f6b00ccf4c86e506b0e574fddb.jpg

     

 Воспитатель: Послушайте стихотворение  поэта Варавва «На хуторе нашем вишневом».

На хуторе нашем вишневом

На хуторе нашем вишневом,

У чистой Криничной воды

Девчата справляют обновы,

К заре поднимают цветы.

И те стеновые цветочки,

Как щедрого молва,

Шитьем украшают сорочки,

Подолы, рубах рукава.

Воспитатель показывает изображения национальных казачьих костюмов.         

C:\Users\Я\Desktop\i.jpgC:\Users\Я\Desktop\Ue6TLSL489.jpgC:\Users\Я\Desktop\ZeEqJVmJHPI.jpg

Воспитатель:   Национальная одежда казаков очень древняя. Казачий костюм  складывался веками. В первую очередь это относится к штанам. Они называются шаровары. Прошло очень много лет, но ничего не изменилось. Это такие же широкие шаровары – в узких штанах на коня не сядешь. Конные казаки носили синие шаровары и кафтан красного цвета. Но была и другая форма костюма казаков. Еще казаки носили черкеску черного цвета и шаровары, башлык. Башлык – это теплая накидка с двумя длинными концами. Зимой казаки сверху одевали бурку. Рукава были с широкими отворотами. На голове носили шапку.  На ногах у казака должны быть сапоги.  Кинжал и сабля вешались к поясу казака.

Воспитатель:  А теперь посмотрите на казачку. Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски. Женский казачий костюм сложился в конце 19 века. Женская казачья одежда, даже повседневная,  шилась и украшалась с любовью. Но особенно красивой, нарядной  одежда  казачки была в праздники. Для настоящей казачки важно было одеваться так, как требовала ситуация. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни. Изготовление национального костюма связано с различными народными промыслами: шитьем, ткачеством, плетением кружев, вышивкой. Вышивка являлась украшением одежды. Женский костюм состоял из юбки и кофты. Внизу юбка украшалась оборками, кружевами. Юбки любили  шить пышными. Кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом. На праздники казачки надевали самые нарядные свои костюмы из ситца, шелка, бархата. На голову надевали красивые платки.  На ноги надевали полусапожки.  Украшали шею бусами и монистами, украшениями из янтаря. А ещё все  женщины носили кружевные платки,  без них нельзя было появляться на люди. Так же как казаку нельзя было ходить без фуражки или шапки. Проводится

Дидактическая игра «Сложи узор».

   Воспитатель: Дети, а сейчас давайте украсим полотенце узорами. Посмотрите на рисунки вот на этих полотенцах и постарайтесь украсить свое, сделать его ярким и красивым. Каким узором ты украсишь свое полотенце, Саша? … (крестик, цветы, листья).

http://kladraz.ru/upload/blogs/4606_e4c771ea6240238e121a4d71bee78b0f.jpg

Дети рисуют, украшают полотенца (звучит фонограмма).

   Воспитатель: Сегодня наше путешествие в прошлое заканчивается.                                              А завтра вы отправитесь в гости к своим бабушкам, прабабушкам. У них дома вы непременно отыщите какой-нибудь предмет старины, и не важно, что это – вышитое полотенце или глиняный горшок, старинная семейная фотография или книга. Главное – это ваша история, история вашей семьи. Это ваше прошлое, пуская любая мелочь, будет драгоценностью. И одна старая бусинка, один листок из пожелтевшей от времени книги раскроют перед вами свои сокровища.

И будем помнить:

МНОГИЕ ИЗ НАС ПОТОМКИ ТЕХ САМЫХ СИЛЬНЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ КАЗАКОВ, СОЗДАВШИХ СВОИМ УПОРНЫМ ТРУДОМ СЛАВНУЮ ЗЕМЛЮ.

Литература.

1. Бардадым В. Казачий курень. Краснодар, 1992.

2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. 1993.

3. Баранкевич И.А. Традиционный костюм в семейной обрядности казачеств России: конфессиональные особенности и функции // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.

4. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Знакомство с архитектурой"

Подробный конспект по ознакомлению  детей с конструированием...

Конспект НОД в подготовительной группе "Знакомство со свойствами воды"

Использование нетрадиционных методов обученияИспользование технологий исследовательской деятельностиЦель: Совершенствовать представление детей о жидком состоянии воды...

Конспект НОД в подготовительной группе "Знакомство детей с видами изобразительного искусства (живопись, скульптура малых форм и монументальная скульптура)"

В конспекте представлен материал по формированию   у детей представление о живописи как виде изобразительного искусства, о том, что скульптура бывает монументальной и малой форм. Основная ц...

Конспект НОД в подготовительной группе «Знакомство детей с народными промыслами и ремеслами»

: Знакомство с народными ремеслами (гончарное) и воспитание интереса и уважения к русским народным обычаям и традициям...

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с русским народным костюмом»

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с русским народным костюмом»...

Конспект НОД в подготовительной группе " Знакомство с Метро ".

Конспект НОД в подготовительной группе  " Знакомство с Метро ".Цель : Познакомить детей с историей возникновения  МетроПрограмное содержание :Формировать у детей  первоначальные предста...

Конспект занятия с подготовительной группой !Знакомство с туризмом и кто такие туристы"

Конспект занятия со старшими дошкольниками «Знакомство с туризмом и кто такие туристы»Автор:Аржановская  ...