«Опыт организации развивающей предметно-пространственной среды по художественно-эстетическому развитию в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4лет и с 4 до 5 лет МБДОУ ДС 38 г. Кузнецка»
статья (средняя группа)

Ульянова Ирина Владимировна

Сообщение по теме

«Опыт организации развивающей предметно-пространственной среды по художественно-эстетическому развитию в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4лет и с 4 до 5 лет

МБДОУ ДС 38 г. Кузнецка»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 38 города Кузнецка

Сообщение по теме

«Опыт организации развивающей предметно-пространственной среды по художественно-эстетическому развитию в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4лет и с 4 до 5 лет

МБДОУ ДС 38 г. Кузнецка»

Подготовили: воспитатель первой

квалификационной категории

Ульянова И.В.

2017

Одним из важнейших факторов художественно - эстетического развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения является предметно-пространственная развивающая среда. Она имеет важное значение для развития ребенка, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в учреждении. Согласно ФГОС  дошкольного образования, художественно-эстетическое  развитие детей дошкольного возраста предполагает развитие предпосылок ценностно -    смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, восприятия музыки, художественной литературы, фольклора, реализацию самостоятельной деятельности детей.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в наших группах построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Создавая развивающую среду, мы старались сделать её информативно богатой, обеспечить разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное   общение взрослых и детей.

Важным объектом предметно-развивающей среды в группах является Театрализованный центр, поскольку именнотеатрализованная деятельность помогает адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей.

В группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет активно используется передвижной стол модуль на колесиках, который легко можно перемещать по группе, на нем удобно расположить ширму и декорации. Оборудован уголок «Наряжайка». Этот уголок любят все дети. Каждый сам выбирает свой образ по желанию и настроению. В уголке имеются элементы костюмов – (шляпы, шарфы, юбки, сумки, бусы и т. д.)

В группе общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет в  центре «Играем в театр»  расположены  различные виды театров: настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, перчаточный, Би-ба-бо, плоскостной; реквизит для разыгрывания сценок, сказок и спектаклей; набор кукол, ширма для кукольного театра. Мы стараемся знакомить детей с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен.

 Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей мы учли интересы мальчиков и девочек, подобрали различные атрибуты для инсцинировок разных сказок (полоролевых).

В тесном взаимодействии с театрализованным центром находится музыкальный центр.

В музыкальном центре группы общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет имеются дидактические игры с музыкальным содержанием : «Угадай на

чём играет зайчик?», «Кто как поет?», «Весело-грустно», «Кто в домике живёт?». Широко используется лэпбук для совместной деятельности детей, который привлекает не только своей красочностью и необычностью, но и знакомым содержанием.

Основное содержание музыкального центра группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет  составляют разнообразные музыкальные пособия. В первую очередь - это музыкальные  игрушки и детские музыкальные инструменты, которые подобраны с учетом возраста детей и последовательностью ознакомления с  тем или иным  инструментом во время музыкальных занятий. . Музыкальные игрушки, чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх.

В музыкальном  уголке:

Музыкальные инструментами фабричные и самодельные:  металлофон, бубен, барабан, гитара, и т.д.

Музыкально-дидактическими играми: "Громко-тихо", "Узнай и назови", "Кто как идет" и др.

Лэпбук

Народные музыкальные инструменты: шумелки, деревянные ложки, (для творческого  музицирования).

Шумовые инструменты для детского оркестра.

Музыкальная лесенка на которой находится маленькая и большая матрешки.

Ленточки, цветные платочки, яркие султанчики - атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону.

Ширма настольная и набор игрушек.

Фотоальбомом, тексты песен, музыкальные открытки.

Магнитофон и диски с записями классической и народной музыки, звуками природы, различными сказками.

Зона для самостоятельного музицирования мобильна, то есть дети могут перемещать ее по своему усмотрению.

Центр конструктивно- модельной деятельности хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного центра(конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор, мягкие модули) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально.Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

Центр строительства взаимодействует с театральным центром. Крупный строительный материал ( мягкие модули) мы задействуем в театральных инсценировках.

Центр изобразительного творчества. В группахмы  создали  пространство  для творческой  деятельности детей (столы,  мобильный  уголок  художника, стулья, мольберты, магнитная доска,  планшеты с песком)

Для активизации интереса к деятельности материалы  расположены  на уровне глаз детей, эстетически привлекательны. Мы используем  как традиционные красящие материалы: гуашь, восковые мелки, карандаши, фломастеры, ориентированные на недостаточное развитие технических умений и позволяющие создавать интересные работы, так и нетрадиционные: ватные палочки, паралон, зубные щетки, световые планшеты с песком  и др.

Для развития художественно-эстетического восприятия Центр изобразительного творчества оснастили   предметами народного искусства (по 3-4 предмета разных народных промыслов –Богородская,  Дымково, Хохлома, Городец: барышни, тройки, кони).

В Центре разместили   детские книги. Используем иллюстрации таких авторов, как Е.Чарушин, В. Конашевич, А.Пахомов и др., соответствующих возрастным возможностям детей, предусмотрено по 2-3 книги одного автора. В центре находятся книги разного назначения (книги-игрушки, книги-раскраски и т.п.), формата (книги-малышки), выставки книг согласно осваиваемой теме. Используем репродукции живописных произведений с точной передачей колорита подлинника, по сюжету соответствующих опыту детей (натюрморты с изображением цветов, фруктов, знакомых предметов).

Для центра творчества в группе отведено самое светлое место . Ребенок смотрит в окно и сразу может на мольберте нарисовать удивительный пейзаж.

В доступном для детей пространстве расположенмобильный многофункциональный столик художника, который содержит многообразие изобразительных материалов; это не только карандаши и различная бумага, но и восковые, и акварельные мелки; гуашевые краски и фломастеры; пластилин и формочки для лепнины; ткани и нитки; печатки, и деревянные модели. А в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет используется раздвижной стол-трансформер. В середину стола помещены контейнеры разных размеров с изобразительным материалом. Используя пространство групповой комнаты (стены, пол) оборудован уголок для закрепления основных цветов.

Расположение центра рассчитано на одновременное пребывание нескольких детей, которые во время работы могут обменяться мнением и опытом. При организации центра учтены  интересы мальчиков и девочек (раскраски, трафареты, различные материалы, дидактические пособия).

Дети группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет осваивают навыки рисования песком. Пескотерапия – это метод, который формирует у ребенка навыки самовыражения и творческое восприятие мира.Рисование песком способствует у детей развитию психических процессов: памяти, внимания воображения.

Ребенок передает нам все свои фантазии и переживания, когда создает пескомразличные изображения по представлению. При этом каждый рисунок неповторим. Детали изображения легко можно изменить взмахом руки, в тоже время одной и той же поверхностью можно

пользоваться сколько угодно. Занятия с песком настраивают нашихдетей на волну радости и положительных эмоций.

Пескотерапия захватывает детей уже потому, что они рисуют таким своеобразным способом. Занятия в нашей  группе  проходят в виде игры, целиком поглощая детское внимание.

 Во время рисования растворяется накопившийся негатив и остается только хорошее настроение и душевное спокойствие.

В группе на одной из стен расположеноДидактическое многофункциональное пособие Чудо дерево» Это пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО. Его использование способствуетразвитию у детей речи, мышления, обогащает знания об окружающей действительности.

Данное пособие мы  используем в совместной деятельности детей и воспитателей, в непосредственно организованной деятельности как демонстрационный материал, а также для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.

Со сменой времен года меняется и облик нашего дерева: зима - украшенное снежинками, а под деревом снеговик; весна - ветви украшены розово-белыми цветами, зелёными листочками и ярче светит солнышко; лето - на ветвях зелёные яблоки, с зелёными листочками и летают бабочки, осень - висят жёлтые яблоки, с жёлтыми листочками, под деревом ёжик - собирает урожай. Декорации меняются посезонно.

 Из пособия «чудо-дерево» можно сделать дни рождения детей (вывешиваются фотографии, кто, когда родился) 

Знакомство с нашим деревом происходит при помощи всем известной сказки К. Чуковского «Чудо-дерево». «Как и в сказке на нашем дереве растут не только листочки, яблоки, но и появляются сюрпризы и подарочки, интересные загадки и задания. Какие? Мы с вами скоро узнаем, а пока рассмотрим наше необычное дерево…»

Чудо – дерево живет в нашей группе не так давно. Но всем успело понравиться и прижиться в нашей группе.

Таким образом, целью нашего центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, раскрашивая, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги, изготавливая поделки из ниток, рассматривая репродукции картин, портреты художников, детское творчество.

Созданная развивающая предметно-пространственная среда дает возможность детям проявить инициативу, выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня.

Работа в области художественно -эстетического воспитания плодотворна, создавая с детьми первые шедевры, мы закладываем в них возможность стать ВЕЛИКИМИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

«Опыт организации развивающей предметно-пространственной среды по художественно-эстетическому развитию в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4лет и с 4 до 5 лет МБДОУ ДС 38 г. Кузнецка» Презентация.

Презентация к публикации «Опыт организации развивающей предметно-пространственной среды по художественно-эстетическому развитию в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4лет и с 4 до ...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Конспект занятия по формированию художественно-эстетических представлений в средней группе общеразвивающей направленности тема: «Кто проснулся рано?»

Цель: закрепить знания детей о том, что мелодия или песня строятся на ритме.Задачи: Обучающие:- совершенствовать навыки детей выстраивать ритмический рисунок песни, используя условные значки (Бол...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....