Опыт работы «Интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста с ТНР через внедрение технологии «Логические блоки Дьенеша »
методическая разработка (средняя группа)

Людмила Ивановна Сафронова

 развитие интеллектуальных способностей детей с ТНР младшего дошкольного возраста через внедрение технологии «Логические блоки Дьенеша

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1

Выступление на педсовете

Тема: «Интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста с ТНР через внедрение технологии «Логические блоки Дьенеша »

Подготовила воспитатель: Сафронова Людмила Ивановна

                                                                 Саров 2019

«Интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в

количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных

процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления».

Л. С. Выготский

Проблема состояния мыслительной деятельности детей с тяжёлыми
нарушениями речи (ТНР) является на сегодняшний день очень значимой.
Ведь именно речь и мышление являются непременным условием развития
всех остальных человеческих способностей. Тяжёлые нарушения речи по -
разному, но обязательно находят своё отражение в психической деятельности
человека, что проявляется в нарушении интеллектуальной, эмоционально -
волевой        сферы        личности,        межличностных        отношений.

Исследованием мыслительной деятельности детей с ТНР занимались

различные авторы. Среди них Р.Е. Левина, Г.В. Гуровец, И.Т. Власенко, Е.М.

Мастюкова. Они считают, что мышление является причиной расстройства

формирования    речи    у    этих    детей,    т.е.    «вторичным»    нарушением.

Нарушение в речевом развитии особенно влияет на формирование высших уровней познавательной деятельности, обусловливая специфические особенности мышления. Большинство детей, отличаются низкой познавательной активностью, проявляющейся в отсутствии интереса к заданиям, в недостаточном уровне психического напряжения.

Поэтому организация целенаправленной работы с использованием игровых технологий, направленных на формирование у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) мыслительных процессов очень важна и актуальна.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных
методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают
интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием
являются логические  блоки  Дьенеша. Этот дидактический  материал

разработан венгерским психологом и математиком, профессором Золтаном Дьенешем,   основателем   игрового   подхода   к   развитию   детей   «Новая математика,  идея  которого  заключается  в  освоении  детьми  математики посредством увлекательных логических игр».

Изучив методику работы с блоками, мы пришли к выводу, что использовать логические блоки можно во всех сферах деятельности: на занятиях и в свободные часы, в настольно-печатных играх, в сюжетно-ролевых играх, в подвижных играх, в дидактических играх, вне занятий в развивающей среде группы.

Это определило цель моей работы: развитие интеллектуальных способностей детей с ТНР младшего дошкольного возраста через внедрение технологии «Логические блоки Дьенеша»

       В соответствии с целью были сформированы следующие задачи:

  1. Обучать детей соотнесению формы и образца.
  2. Обучать детей устанавливать простые логические связи, находить закономерности, классифицировать предметы, подбирать к ним родовые понятия.
  3. Формировать умение устанавливать сходства и различия между

предметами.

  1. Развивать концентрацию и распределение внимания, зрительно-пространственную ориентацию.
  2. Воспитывать самостоятельность, инициативность, посредством решения собственных затруднений.

Так, как ребёнок может реализовать свою творческую познавательную активность, только в практических видах деятельности. Именно поэтому в первую очередь возникла необходимость дополнения развивающей предметно-пространственной среды играми.

Поскольку предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка, в уголке я разместила не только блоки «Дьенеша», но и разные схемы, символы, логические цепочки, изображения конкретных объектов, альбомы с заданиями, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей.

1.        Работу с блоками Дьенеша я начала с детьми 2 младшей группы с того, что предоставила детям возможность самостоятельно с ними
познакомиться. Дети выстраивали из блоков дорожки, домики и
башенки, в основном использовали их как строительный материал.
Поэтому мы решили поэкспериментировать с ними. Мы их
рассматривали, взвешивали и вылавливали из воды, закапывали в песок.

  1. После знакомства с блоками мы перешли к играм и упражнениям. Уже в самом начале блоки Дьенеша привлекли внимание детей своими качественными признаками: цветом, формой, размером, толщиной и поэтому блоки успешно стали использовать в сюжетных играх как предметы заместители. Мы угощали медвежат печеньем, помогали ёжику и зайцу собрать листочки осенью. В качестве печенья и листочков выступали блоки Дьенеша. Такие игры способствовали развитию умений сравнивать предметы по их свойствам.
  2. В сюжетно-ролевой игре «Магазин», где товарами выступали игрушки, фрукты и тому подобное, мы выдавали детям определенные фигурки из набора, которые выполняли функцию денег. Каждый из товаров «магазина» имел собственную стоимость (которая представлена также одной из фигурок). Задача ребенка -разобраться, что именно он может себе позволить купить. Постепенно критерии выбора усложнялись- например, банан стоил не просто треугольник, а именно красный большой или два маленьких - синий и желтый. Играть в «Магазин» лучше с несколькими детьми, так ребятам гораздо интереснее, они помогали друг другу, проговаривали признаки, сравнивали, возникал игровой диалог.

4.        Дидактическая игра «Что изменилось?» не только помогает
улучшить память детей, но и стала отличным приемом для развития
мышления в увлекательной форме. Перед ребенком выкладывается
определенная последовательность фигур, он должен ее запомнить.
Есть два варианта игры. Одна из фигур убирается, задача ребенка-
вспомнить последовательность, сообразить, какого элемента нет, и
вернуть его не место. Одна фигура заменяется другой, ребенок
должен увидеть перемену и восстановить первоначальный ряд,
исправить его. Постепенно мы усложнять задание, поменяв местами
несколько блоков, или включали в последовательность сразу 2-3
новые фигуры.

5.        У детей стала очень популярна игра «Художники». Дети «рисуют»
картины по «эскизу». В младшей группе это конструирование путём
наложения, а в средней я предлагаю детям самостоятельно придумать свои картинки, которые мы вместе с детьми зарисовываем. Так у нас появились свои «эскизы».

6.         Один из вариантов логических игр для детей - игры с обручами. С
помощью таких игр дети учатся классифицировать блоки по свойствам.
В младшей группе мы играли с одним обручем, выделяя один признак,
затем с двумя. В средней группе задание усложнилось тем, что обручи
пересекаются, и ребята должны выделить одновременно два свойства
(н-р: из одного обруча-цвет, из другого форму). Конечно, в каждую
игру мы вводим героя и сюжет, и дети всегда эмоционально реагируют
на проблемную ситуацию.

7.        Очень интересны и задания «Продолжи ряд», которые помогают
развивать логическое мышление. Разложив на столе простую
«цепочку» из элементов красного, желтого и синего цветов,
предлагаем ребенку продолжить ряд. Его задача - в правильной
последовательности распределить цвета. Предлагаем ребенку
продолжить цепочку таким образом, чтобы рядом не оказалось
одинаковых фигур (например, круги не располагались один за
другим, красные элементы не находились рядом). Самостоятельно
придумать ряд так, чтобы рядом оказались фигуры одного размера,
но различающиеся по цвету или форме. Такие задания помогают
научиться выделять свойства фигур и проводить анализ.

8.        У нас в группе есть тактильные ячейки, и мы подумали, как можно
обыграть блоки с их помощью. Так мы придумали новую игру «Найди
на ощупь». В ячейки помещались разные блоки, ребенок должен найти
заданный блок, для легкости выполнения задания, ребенок держал в
другой руке такой же по размеру блок. С помощью этой игры у детей
развивается зрительно-моторная функция.

9.         Детям очень нравится игра «Прятки», которую мы придумали
вместе с ними. Под одну из фигурок наклеивали, например лисичку и
предлагали найти ее, но сначала ребенок должен описать под каким из
блоков она спряталась (н-р: лисичка спряталась под большим, красным,
толстым кругом), если ребенок испытывает трудности, помогаем ему
наводящими вопросами (н-р: какого размера фигурка, или какая она по
толщине и т. П.). Другой вариант игры -это когда взрослый или ребенок
сам описывает (дает характеристику) блок, под который спрятал
предмет или героя сказки (н-р: зайчик спрятался под большой, синий,
тонкий треугольник, ребенок должен найти треугольник по заданным
признакам).

10.        Ещё один вариант игр - игры с кодовыми карточками,
обозначающими свойства блоков. Вначале мы рассматривали эти
карточки, уточняли, какие свойства обозначены на них. На этом этапе
дети также учатся давать определение разным блокам. Здесь идет не
словесное описание блока, а закодированное символами. В дидактической игре «Заселяем в домик». Для работы следует подготовить изображение домика, в котором будет несколько комнат. В каждом помещении мы рисовали те фигуры, которые там «проживают», а также те, которых быть не должно (для этого рисуется элемент, например, круг, и перечеркивается). Просим ребенка «поселить» элементы набора в предназначенные для них «помещения».

11.         На данный момент мы с детьми продолжаем учиться кодировать
информацию. Так в игре «Путешествие на поезде», мы
расшифровывали код билета, а в сюжетно-ролевой игре "Магазин" сами закодировали ценники. Строили транспорт, «рисовали» животных, помогали сказочным героям. Хочется отметить, что дети всегда играют увлеченно, стараются проявлять настойчивость в достижение результата.

12.         Много вариантов игр представлено в альбомах издательства
«Корвет». Но апробируя те или иные игры, мы столкнулись с тем, что
нашим детям, некоторые задания необходимо проиграть по несколько
раз, и что бы их разнообразить мы решили включить новые игры и
упражнения.

13. В связи с этим был составлен и оформлен свой альбом. Основой его явилось методическое пособие «Интеллектуальное развитие детей» под редакцией Л.И. Сорокиной, так как подходы этого автора мне наиболее близки.

Данную  работу я  провожу  в тесном  контакте  с родителями.  На
родительском     собрании        рассказывала,     как    заинтересовать    детей

развивающими играми. Оформила выставку развивающих игр: «Логические блоки Дьенеша», «Кубики Никитина», «Цветные счетные палочки «Кюизенера», «Танграмы». Познакомила родителей с подборкой игр и заданий, предложила распечатки некоторых из них, которые родители при желании могут использовать для досуга дома. Подготовила буклеты и памятки для родителей. Консультацию. Такое содружество в работе, на мой взгляд, поможет закрепить знания детей и поддерживать стойкий познавательный интерес.

Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий «разбудить» познавательный интерес ребенка и сделать обучение занимательным и интересным.

Успешность        внедрения      технологии        по      развитию

интеллектуальных способностей у детей с ТНР определила необходимость

использования игр и упражнений   с «Логическими блоками Дьенеша» на

занятиях по математике в таких разделах как:

  • «Количество и счет»
  • «Величина»
  • «Форма»
  • «Ориентировка в пространстве».

Литература

1.        Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей, 4-5 лет:
конспекты практических занятий // М. :Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016.

2.        Сокольникова Н. М, Матухнова С. В. Формирование
мыслительных процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми
нарушениями речи ' (ТНР) в процессе организации интеллектуально-
математических игр // Образование и воспитание. — 2018. — №5. — С. 20-22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и ус...

Активизация познавательных процессов детей раннего дошкольного возраста с помощью развивающей игровой технологии - Логические блоки Дьенеша.

Использование логических блоков Дьенеша в группе раннего возраста, как одну из форм усвоения сенсорных эталонов....

Опыт работы "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности"

Опыт работы "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста по средствам  театрализованной деятельности"...

Опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры».

Сенсорное воспитание во все времена было и остается важным и   необходимым для полноценного развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование пр...

Опыт работы «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через организацию дидактической игры как активного метода обучения»

Цель педагогической работы - определить наиболее эффективные условия для развития речевой активности дошкольников в процессе дидактических игр....

Практический опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» возраста»

Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах и развитие мелкой моторики рук ребёнка в условиях ДОУ....