Семинар-практикум для педагогов "Организация методической работы по речевому развитию детей в детском саду"
методическая разработка

Сухарева Светлана Александровна

основные направления работы детского сада по развитию речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_1.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги, здравствуйте.

Разрешите представиться, Сухарева Светлана Александровна, воспитатель детского сада «Алёнушка». Высшая квалификационная категория, победитель  конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года – 2009», «Воспитатель года – 2014». Педагогический стаж 29 лет.

В этом учебном году я буду руководителем вашего районного методического объединения для педагогов разновозрастных групп.

Педагоги сидят на стульях в кругу, по очереди представляются и называют личное качество, начинающееся на первую букву своего имени, например, «Я – Лена и я – легкая».

Итак, сегодняшняя наша встреча посвящена, пожалуй, самой важной теме, сложной и всегда актуальной, это работа дошкольных учреждений по развитию речи детей дошкольного возраста.

А цели нашего методического семинара мы попробуем определить сами. СЛАЙД

  1. Изучить  методический аспект работы воспитателя по развитию речи.
  2. Узнать о новых и передовых педагогических практиках.
  3. Уметь планировать работу по развитию речи для детей разновозрастной группы детского сада.
  4. Обобщить  опыт работы по развитию речи.
  5. Сравнить  методы и приёмы развития речи детей разной возрастной группы.
  6. Сделать вывод об уровне своей личной компетенции как педагога  при организации и проведении  речевой деятельности с детьми.

Детский сад «Ивушка» и Надежда Ивановна Рянина сегодня делятся своим опытом работы по развитию речи, и сейчас  они нам любезно предоставят видеоролик о том, какие речевые игры они используют. ( просмотр видео)

Надежда Ивановна, Вам слово.

Уважаемые коллеги, а какие  игры используете вы в своей деятельности по развитию речи? (мяч бросаю - педагог отвечает).

Спасибо, Надежда Ивановна.

Развитие четкой, грамотной и богатой речи, которая является залогом успешного обучения ребенка в школе и полноценного общения со сверстниками и взрослыми, имеет особое значение именно в дошкольном возрасте. Работа в данном направлении должна строиться по плану, охватывать весь языковой спектр и все компоненты речи. Так, система развития речи ребенка включает в себя следующие разделы: СЛАЙД

   ■    работа над звукопроизношением, слуховой памятью и фонематическим слухом;

■      формирование грамматического строя речи;

■      расширение словарного запаса;

■      развитие связной речи;

Раздел обучение грамоте добавляется с подготовительной (в других программах со старшей) группы.

Работа по развитию речи ведется не отдельно по каждому разделу, а во взаимосвязи.

Работа над звукопроизношением является основой первого раздела. СЛАЙД

Воспитание звуковой культуры речи предусматривает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, речевого дыхания, нормального темпа речи и усвоение различных интонационных средств выразительности (логических пауз, ударения, темпа, ритма и тембра голоса). Звуковая культура речи формируется на основе хорошо развитого речевого слуха.

Сегодня  на нашем семинаре присутствуют специалисты, учителя-логопеды. Они поделятся опытом работы с детьми.  Оксана Сергеевна расскажет о том, какую роль играет артикуляционная гимнастика для коррекции звукопроизношения и научит нас простым игровым упражнениям.

Татьяна Валентиновна расскажет о том, как с помощью музыки можно строить работу по речевой коррекции детей.

Спасибо, коллеги.

Следующий большой раздел работы по развитию речи – это обогащение словаря детей.  свой опыт работы по данному разделу предоставит воспитатель детского сада «Ивушка»:

«Методы и приёмы работы по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста» (Детский сад «Ивушка», воспитатель Тараканова Т.В.

Игра «Чудесный мешочек». Узнаем, на сколько велик словарный запас педагогов =))

Задание: «перевести» пословицу на русский язык.

  1. Молчаливый рот – золотой рот. (Слово-серебро, а молчание – золото).
  2. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведёт).
  3. Ошпаренный петух от дождя убегает. (Обжёгся на молоке, дует и на воду).
  4. Сын леопарда – тоже леопард. (Яблоко от яблони недалеко падает).
  5. Верблюда под мостом не спрячешь. (Шило в мешке не утаишь).
  6. Бойся тихой реки, а не шумной. (В тихом омуте черти водятся).

Сегодня мы более подробно остановились на двух разделах  работы по развитию речи. Так, как мы ограничены во времени, а работа по развитию речи в детском саду это процесс масштабный. Как мы уже проговаривали, есть ещё два направления речевой работы  это – формирование грамматического строя речи СЛАЙД.

И развитие связной речи  СЛАЙД. Формы  работ вы можете посмотреть на данном слайде. Каждая из этих форм имеет свою методику проведения, свои технологии характерные именно для развития связной речи. Сегодня я вам приготовила небольшие памятки по структуре и проведению  образовательной речевой деятельности с детьми. ПАМЯТКИ

Обучение грамоте детей имеет также свою методику и чёткое структурирование,  и это тоже тема отдельного семинара. Возможно, в будущем, мы сможем коснуться этих разделов развития речи более подробно.

Организовывая свою работу по развитию речи детей в своей группе, мы должны  использовать как классические методы, которые прошли проверку и временем, и качественными своими показателями. Так и инновационные методы или как сейчас принято называть, ТЕХНОЛОГИИ.   СЛАЙД

Кто из вас, уважаемые педагоги, знаком с технологией синквейна?

Предлагаю познакомиться с этой интересной и очень простой технологией.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»; Синквейн – это не обычное стихотворение, а нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Синквейн появился в начале XX века в США; • Этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси, которая увлекалась восточными формами стихосложения, в частности Хокку и Танка; • В России синквейн начал применяться с 1993 года.

Педагогическая ценность данной технологии:

Обогащает словарный запас. • Учит формулировать идею (ключевую фразу). • Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. • Получается у всех. • Активизирует и развивает мыслительную деятельность.

НАПРИМЕР синквейн слова ЁЖИК.

  1. Ежик 2. Cерый, колючий 3. Фыркает, спит, сворачивается. 4. Мне нравится маленький ежик. 5. Лес.

Предлагаю вам поупражняться в данной технологии и составить свой синквейн (2 команды).

Способы работы детей над синквейном:

Составление нового синквейна. • Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна. • Составление синквейна по прослушанному рассказу; • Коррекция и совершенствование готового синквейна. • Анализ неполного синквейна (без указания темы синквейна или определение названия темы этого синквейна).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Составление перспективного плана работы по речевому развитию.

РЕФЛЕКСИЯ.

Ответить на вопросы для «Чудесного мешочка»:

Я узнала…

Мне бы хотелось…

Спасибо за…

Моё пожелание…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум для родителей "Роль мелкой моторики в речевом развитии детей"

Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца...

Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду.

Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду.                                   ...

Семинар практикум "Взаимодействие педагогов и семьи по вопросу успешной адаптации детей к детскому саду".

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям.Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптивность, т.е...

Семинар – практикум "Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста"

Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста...

Семинар - практикум для педагогов. "Обеспечение психологического комфорта и безопасности пребывания детей в детском саду"

Создание психологического комфорта и безопасности пребывния в детском саду, возможны только при ПАРТНЕРСКОМ стиле взаимодействия педагога с ребенком, и недирективное, позитивное общение педагога.....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ на тему: «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Использование технологии "Синквейн"  в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста...