Использование проблемных ситуаций для познавательного развития детей раннего возраста
опыты и эксперименты

Использование проблемных ситуаций для познавательного развития детей раннего возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.apo_.doc212 КБ

Предварительный просмотр:

Карабутова Ольга Сергеевна

Использование проблемных ситуаций для познавательного развития детей раннего возраста

    Автор опыта:

    Карабутова Ольга Сергеевна

    воспитатель МДОУ детский сад № 3

    комбинированного вида

    города Валуйки

                                                                       Белгородской области

Валуйки 2020

Содержание

Информация об опыте ……………..………………………………………..…....3

Технология опыта………………….…………………………………………...…8

Результативность  опыта …………………………………………………..…....11

Библиографический  список…….……………………………………….……...15

Приложение к опыту…………………………………………………………… 17

Раздел I. Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта

  Свою педагогическую деятельность автор опыта осуществляет в должности воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №3 комбинированного вида города Валуйки Белгородской области.

Формирование личности и будущая успешность в обществе любого человека предопределяется многими факторами, но особое значение имеют те установки, что были заложены в раннем детстве. Поэтому раннее обучение и развитие детей в системе дошкольного образования справедливо рассматривается в числе важнейших ступеней развития человека.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, познавательное развитие – это одна из пяти образовательных областей программы дошкольного образования, которая предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Наблюдая за детьми, педагог отметил, что у детей раннего возраста снижена любознательность, познавательная мотивация, отсутствует стремление к самостоятельному познанию.

В своем опыте работы обращаюсь к вопросам познавательного развития детей раннего возраста. Это связано с тем, что ранний  возраст (1 -3 года) – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью.

Так в мае 2016 года автором опыта было проведено диагностическое обследование уровня познавательного развития  детей раннего возраста, с использованием методики, разработанной  Стребелевой Е.А. [15]   (Приложение №1).

По итогам проводимых исследований было выявлено, что к IV группе относится только 12 % воспитанников, к III группе относятся лишь 38%, 38% - ко II, 12% отнесены к I группе.

В этот же период времени автор опыта провела анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников по проблеме познавательного развития  детей раннего возраста (Приложение №2).

По результатам опроса родителей в форме анкетирования было выявлено, что уровень познавательного развития детей на низком уровне. Дети не задают вопросы, редко проявляют любознательность и настойчивость. Для поддержания и развития интересов ребёнка в семье ведётся разносторонняя работа: чтение книг, просмотр телепередач, но в совместные развивающие игры играют не все, но родители заинтересованы в развитии познавательных интересов своих детей.

Таким образом, анализ результатов всех проведённых исследований свидетельствовал о том, что необходимо активизировать работу по познавательному развитию у детей раннего возраста.

Актуальность опыта

Познавательное развитие очень важно для ребенка и занимает особое место в его жизни. Малыш активно получает знания о предметах и явлениях, сосредоточенных вокруг него, и учится ориентироваться в таком незнакомом, но столь притягательном окружающем мире.

Так как ранний возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет познавательное развитие. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня познавательного развития у детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ученые и педагоги отмечают, что произошло значительное  снижение уровня познавательного развития у детей. В первый класс поступает 50 – 70%  детей с низким уровнем  познавательного развития, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.

Таким образом, проблема познавательного развития дошкольников на современном этапе приобретает особую актуальность, поскольку является предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь. 

Анализ научно-методической литературы и практических наблюдений по познавательному  развитию у детей раннего дошкольного возраста позволил выделить следующие противоречия:

  • между необходимостью повышения эффективности работы по познавательному развитию детей раннего возраста и отсутствием единой образовательной  системы, направленной на   решение этой задачи;
  • между актуальностью  познавательного развития детей раннего возраста и недостаточной мотивацией к проявлению познавательного интереса;
  • между объективной потребностью в использовании современных технологий для познавательного развития детей раннего возраста и их   недостаточной адаптированностью  для внедрения  в образовательную деятельность ДОО.

Противоречие стало условием углубленного изучения данной проблемы, и обобщение опыта работы.

Ведущая педагогическая идея опыта

       Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы образовательной деятельности для познавательного развития детей раннего возраста посредством использования проблемных ситуаций.  

Длительность работы над опытом

Работа над опытом проводилась в 3 этапа  (период с апреля 2016 года по май 2019 года).

I этап – начальный (констатирующий)  май  2016 - август 2016 года Выявление проблем, возникновение идеи опыта, определение целей, задач, методов и средств их решения, анализ литературы по проблеме, подбор диагностических методик, сбор информации.

II этап – основной (формирующий) сентябрь 2016 - апрель 2019 года.        

На данном этапе автором опыта была проведена работа по обогащению развивающей предметно-пространственной среды в группе, и  организацию мероприятий с использованием проблемных игровых ситуаций, направленных на создание системы образовательной деятельности по познавательному развитию у детей раннего возраста. Подбор консультативного материала для родителей воспитанников.

        III этап – заключительный   апрель 2019 - май 2019 года.

На заключительном этапе проводились итоги работы - диагностика, которая доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.  

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен единой системой работы воспитателя дошкольного учреждения по познавательному развитию детей раннего возраста посредством использования проблемных ситуаций.

Теоретическая база опыта

Познавательное развитие относится к достаточно широко изученным проблемам в философии, психологии, педагогике.

Автором опыта были изучены взгляды ученых по обозначенной проблеме. Педагог обратилась к трудам Щукиной Г. И., которая очень хорошо и полно, раскрыла особенности познавательного развития.

Г. И. Щукина определяет познавательное развитие как интегральное образование личности, включающее в себя интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты [15].

Далее она рассматривает следующие ступени познавательного развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Г.И. Щукина определяет их как последовательные стадии развития, особенность которых заключается в том, что один уровень не сменяет другой последовательно. Они сосуществуют, но для каждой возрастной ступени характерно свое соотношение этих условий. Любознательность и элементарный познавательный интерес не является врожденными качествами, а любопытство само по себе есть не что иное, как реакция на новизну, и отличается большой рефлекторностью, чем любознательность, а тем более – познавательный интерес. Однако миновать стадию любопытства в развитии интереса невозможно [15].

Именно поэтому очень важно детям еще в раннем возрасте научиться адекватно, оценивать происходящее вокруг, проводить аналоги с ранее пережитым, преобразовывая свой прошлый опыт, делать обобщения, находить новые пути исследования.

Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Очень важно «пробудить» у малышей интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.

Основатель проблемного обучения американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи [3],  считал, что ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а удовлетворяя свои потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

В России проблемным обучением занимались отечественные психологи И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, они утверждали, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания                         [4, 7,8,14].

Рубинштейн С. Л. подчеркивал, что «мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия», то есть проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс [12].

И. Я. Лернер отмечал, что обучение будет проблемным тогда, когда будет проблемная ситуация. Ценность занятий, построенных по данной технологии огромна. Так как в проблемном обучении отражены требования к современному образованию [4].

Педагоги и ученые Леновой Е.И., Бронниковой Н.С., Смельцовой О.А. определили, что проблемная  ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их  искать. Она  возникает,  когда  педагог  преднамеренно  сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта [5].

Основная  цель  создания  проблемных  ситуаций заключается  в  осознании  и  разрешении  этих  ситуаций  в  ходе  совместной  деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим  направляющим  руководством  воспитателя.  Проблемная ситуация,  предлагаемая  взрослым,  должна  находиться  в  «зоне  его ближайшего развития». Т.е., ребенок сможет ее разрешить только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального и  творческого  потенциала.  Обучение  в  зоне  ближайшего  развития осуществляется  в  проблемной  ситуации,  с  которой  ребенок  справится благодаря помощи  взрослого.  Именно эта  форма,  по  мнению  психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления.

Проблемные ситуации бывают: заранее спланированные,  придуманные,  с подготовленным  материалом.

Существуют  определенные  требования  к  проблемным  образовательным ситуациям:

1.Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника.

2.Проблема  должна  соответствовать  той  информации,  которую  познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию.

3.Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и  в  то  же  время  быть  посильной,  чтобы  способствовать  формированию потребностей в ее решении.

4.Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной.

В работе над опытом автор опирался на педагогические взгляды современных педагогов–новаторов: Г.И. Щукиной, Е.А. Синякова, Макаренко А. С.,  Сухомлинского В. А., Выготского Л.С. Леновой Е.И., Бронниковой Н.С., Смельцовой О.А. и др.

Новизна опыта

        Новизна опыта заключается в разработке системы использования проблемных ситуаций нацеленной на познавательное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Материалы опыта работы имеют практическую направленность по познавательному развитию детей, могут использоваться воспитателями дошкольных образовательных учреждений любого типа при работе с детьми раннего возраста.

Раздел II.  Технология  опыта

Основной целью педагогической деятельности является повышение уровня познавательного развития  детей раннего возраста посредством использования проблемных ситуаций.

Для достижения цели определены следующие задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

- исследовать эффективность использования проблемных ситуаций в процессе познавательного развития детей раннего возраста;

- разработать и апробировать цикл проблемных ситуаций, способствующих познавательному развитию детей раннего возраста.

Реализация опыта началась с констатирующей диагностики по выявлению уровня познавательного развития  детей раннего возраста. Она осуществлялась по методике Стребелевой Е.А. [15]  (Приложение 1).

По результатам исследования было выявлено, что к IV группе относится только 12 % воспитанников, к III группе относятся лишь 39%, 43% - ко II, 6% отнесены к I группе.

При анализе и оценке полученных данных прослеживается  следующее:  большинство детей не понимают задание, дети не стремятся к цели, к конечному результату безразличны, не выполняют самостоятельно задание.

Проблемные ситуации тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы дошкольного учреждения и решением его основных задач. Существует аспект использования проблемных ситуаций, которые оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в дошкольном учреждении.

Система работы  по познавательному развитию у  детей раннего возраста с применением проблемных ситуаций представлена на схеме.

В процессе основного этапа работы проводилась непосредственная работа по познавательному развитию детей раннего возраста, посредством использования проблемных ситуаций.

Как же научить маленького ребёнка думать, рассуждать? Развить интерес к познавательной деятельности?

Очевидно, что научить ребенка этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Таковой является проблемная ситуация – ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задач.

Автором опыта была определена основная цель использования проблемных ситуаций – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Очень важно «пробудить» у малышей интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

• расширять представления детей об объектах окружающего мира, явлениях действительности и их отношениях;

• учить детей находить и объяснять наличие отрицательных и положительных признаков в различных объектах;

• учить детей находить общее в ситуациях, сравнивать и на этой основе проводить аналогии;

• учить детей слушать друг друга;

• развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию, с помощью взрослого формулировать противоречие на полуактивном этапе и решать его, побуждать к выбору лучшего из предложенных решений.

Для дальнейшей работы автором опыта были разработаны:

- перспективный план решения проблемных ситуаций, который включает в себя предварительную работу, а также игры и задания по теме проблемной ситуации (Приложение 3);

- протоколы решения проблемных ситуаций (Приложение 4);

- картотека проблемных ситуаций реального (бытового) и сказочного плана (Приложение 5);

- копилка игр и творческих заданий (по разделам): игры на умение различать реальный и фантастический мир, игры на формирование понятия «противоречие», игры на развитие воображения, игры на формирование системного мышления (Приложение 6).

За основу построения работы автор опыта взяла алгоритм, разработанный Н.Н. Хоменко и Т.А. Сидорчук.

Построение  работы строилось по следующему алгоритму:

Шаг № 1 – обсуждение проблемного поля, из которого формируется задача.

Шаг № 2 – формулировка задачи (составляется в занимательной для ребёнка форме), вопросы: «Как быть? Что делать?» (выслушивание вариантов ответов без оценки решения, поощрение самых необычных).

Шаг № 3 – формулировка противоречия.

Шаг № 4 – ИКР (идеальный конечный результат) – сам объект решает задачу, используя свои ресурсы.

Шаг № 5 – обследование ресурсов объектов для решения противоречия.

Шаг № 6 – формулировка подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения.

Шаг № 7 – рефлексия: Что делали? Как? Зачем?

Данный алгоритм позволил автору установить последовательность диалога с детьми. Проблемные ситуации подбирались таким образом, чтобы они были понятны и знакомы детям, связаны с программой и временем года: «Как достать шишку», «Будем рисовать красками, а кисточек нет», «Надо расчистить дорожку от снега, а лопатки нет», «Как сделать так, чтобы яичко не упало и не разбилось», «Как построить гараж для машины» и др. (Приложение 3).

Сказочные ситуации брались из знакомых детям сказок («Как козляткам не пустить волка в дом?», «Как Маше не заблудиться в лесу?»), а также из стихотворений А. Барто, любимых нашими детьми: «Как бычку пройти по доске и не упасть?», «Как зайке не промокнуть под дождем?», «Как девочке быстро найти козленка в саду?». (Приложение 5).

В самом начале работы по решению проблемных ситуаций возникла необходимость проведения предварительной работы, «введения детей в проблему» с целью выявления, закрепления и обогащения имеющихся у детей представлений о той или иной ситуации. От этого в большой степени зависит «успешность» решения проблемы. В предварительную работу было включено: чтение книг, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, беседы с детьми, экспериментирование, рисование, лепка, конструирование, различные игры и т.д.

Так, например, перед решением проблемных  ситуаций «Будем рисовать красками, а кисточек нет» проводилась предварительная работа – рисование разными способами; перед решением задачи «Как сделать так, чтобы яичко не упало и не разбилось?» проводились чтение русской народной сказки  «Курочка Ряба», экспериментирование с округлыми предметами  и т.п.

Мы знаем, что внимание детей в раннем возрасте еще неустойчиво, произвольные процессы не развиты, детям часто требуется смена положения. Поэтому для поддержания интереса детей автор опыта использовала сюрпризные моменты, «секреты», а также включала каждого ребенка в процессе решения задачи в практическую деятельность (имитация движений, передача эмоционального состояния героев и т.п.). Сам объект или ситуация схематизировалась на доске (или листе ватмана) (Приложение 7). Все схемы - решений проблемных ситуаций складывались в папку «Маленькие познавайки» и предоставлялись в свободном пользовании детям. Наблюдая за детьми, автор опыта заметил, что дети самостоятельно обращаются к этой папке, вспоминали задания и придумывали все новые варианты решений проблемных ситуаций.

Определив вместе с детьми решение проблемы, каждому ребенку предлагалось поучаствовать в продуктивной деятельности: раскрасить колокольчик для козленка, нарисовать иголки для ежика, «спрятать» зайку под листком. Это способствовало осознанию ребенком своего решения, развитию уверенности в своих силах («Я могу решить проблему!»). Свои рисунки дети показывали вечером родителям, рассказывая о том, какую проблемную ситуацию они решали и как помогли тому, или иному персонажу. В результате работы дети стали более активны, наблюдательны и общительны. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения.

Не маловажным аспектом в работе по данной проблеме является создание развивающей предметно- пространственной среда (РППС). Работа по оснащению РППС в группе осуществлялась в соответствии с поставленными целями и задачами.

Для познавательного развития детей раннего возраста в группе были созданы следующие центры:

  • Центр развивающих игр;
  • Центр конструирования;
  • Центр воды и песка;
  • Центр природы.

Центры содержат обучающие, развивающие игры, пособия и материалы, необходимые для проведения разнообразных видов деятельности, наглядный материал, картотеку проблемных ситуаций.

Успешную работу по познавательному развитию детей раннего дошкольного возраста невозможно выстроить без взаимодействия с родителями. Активизируя работу по данному направлению, автор опыта использовал следующие формы работы:

-анкетирование родителей по теме «Выявление интересов и знаний родителей по вопросам познавательного развития детей раннего возраста» (Приложение 2), которое помогло определить уровень знания у родителей по вопросам познавательного развития детей раннего возраста и подобрать наиболее эффективные методы, формы общения по данному направлению;

-консультации, рекомендации, беседы, проведение мастер-классов, семинаров-практиков (Приложение 8) и др.;

-наглядная информация (памятки, буклеты, брошюры).

Автором опыта был сделан вывод о том, что систематическое применение проблемных ситуаций, в образовательной деятельности, в режимных моментах способствуют познавательному развитию детей раннего возраста.

Раздел III. Результативность опыта

Критерием результативности опыта, являются данные диагностики, выявления познавательного развития детей раннего дошкольного возраста по методике разработанной  Стребелевой Е.А.  (Приложение №1), анализ результатов обследования детей  представлен  в таблице в процентном соотношении.

В диагностическом обследовании приняли участие 21 воспитанник  – респондентов.

По итогам мониторинга были определены 4 группы, которые характеризуют уровень познавательного развития у детей.

Исходная констатирующая диагностика проводилась на I начальном этапе - май 2016 года.

Проведённые в начале опыта исследования с детьми раннего возраста показали, что к IV группе относится только 12 % воспитанников, которые проявляли интерес к проблеме, принимали поставленную задачу, активно стремились к её разрешению, проявляли интерес к окружающему миру, к III группе относятся лишь 38%, дети включались в проблемную ситуацию, заинтересованно сотрудничали со взрослыми, сразу же принимали задание, понимали его условие и стремятся к выполнению, 38% - ко II, 12% отнесены к I группе - которые не проявляли познавательную активность, в своих действиях не руководствовались инструкцией, не понимали цель задания, не стремились его выполнить.

В ходе работы по познавательному развитию через проблемные ситуации с 2016 года по 2019 год выявилась позитивная динамика, о чём свидетельствует сравнительная характеристика результатов мониторинга, представленная в таблице 1.

Таблица 1.

Сравнительный анализ результатов  диагностики уровня познавательного развития.

Критерии диагностики

2016-2017гг.

2017-2018гг.

2018-2019гг.

Первая

группа раннего возраста

Вторая

группа раннего возраста

Младшая

группа

Первый уровень

(дети, в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, не стремятся его выполнить)

12%

10%

6%

Второй уровень

(дети, самостоятельно не могут выполнить задание, с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов)

38%

22%

12%

Третий уровень

(дети, заинтересованно сотрудничают со взрослыми, сразу же принимают задание, понимают его условие и стремятся к выполнению)

38%

43%

28%

Четвертый уровень

(дети справляются с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности)

12%

25%

54%

Данные, полученные в ходе диагностического обследования, свидетельствуют об эффективности представленной системы работы по познавательному развитию детей раннего возраста, посредствам использования  проблемных ситуаций, выявилась позитивная динамика  во второй группе раннего возраста и в младшей группе: IV уровень повысился с 25% до 54%, III уровень снизился с 43% до 28%,  II уровень снизился с 22% до 12%, I уровень снизился с 10% до 6%.

Вследствие проделанной работы дети стали более активны, наблюдательны и общительны. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей повысился уровень познавательного развития, появилось желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.

В процессе работы, над опытом изменилось отношение родителей к проблеме в положительную сторону.  Это проявляется в сотрудничестве, одобрении, поддержке интересов ребёнка.

Об этом свидетельствуют данные мониторинга родителей за период 2016-2019 гг., которые представлены в таблице 2.  

Таблица 2.

Сравнительный анализ результатов анкетирования родителей по вопросам познавательного развития детей раннего возраста

Вопросы анкеты

2016-2017гг.

2017-2018гг.

2018-2019гг.

Имеете ли вы представление, что такое познавательное развитие

да

58%

71%

97%

нет

42%

29%

3%

В чём

проявляется познавательное развитие Вашего ребёнка?

просмотр телепередач

12%

32%

39%

чтение познавательной литературы

20%

31%

44%

рассказы взрослых

9%

19%

40%

Как вы поддерживаете познавательный интерес Вашего ребенка?

проявляю заинтересованность

6%

13%

36 %

оказываю эмоциональную поддержку одобряю

20%

31%

44%

сотрудничаю, объясняю

12%

37%

57%

Чем удивляет Вас Ваш ребёнок?

любознательностью

11%

24%

55%

настойчивостью

29%

55%

61%

пассивностью

42%

29%

3%

Бывает ли так, что начатая в детском саду познавательная деятельность продолжается дома

часто

6%

27%

54%

редко

7%

7%

7%

никогда

11%

5%

5%

Есть ли у вас дома игры для детей  по познавательному развитию

да

6%

27%

54%

нет

7%

7%

7%

не знаю

11%

5%

5%

Таким образом, можно сделать вывод, что работа по познавательному развитию детей раннего возраста посредством использования проблемных ситуаций, показала положительную динамику и результативность работы.

Библиографический список

  1. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики [Текст]. Собр. соч. в 6 т. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика,1983. - Т. 3. – 366 с.
  2. Венгер А.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 1988. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания –М.: Педагогика, 1986. –123 с
  3. Джон Дьюи  Психология и педагогика мышления Перевод с английского Н. М. Никольской под редакцией Н. Д. Виноградова
    М.: Издание Т-ва «Мир», 2002 VI, 202 с.
  4. Лернер И. Я., Дидактические основы методов обучения /–М.: Педагогика, 1981. –186 с.
  5. Леновой Е.И. Проблемное обучение на занятиях с дошкольниками/Бронникова Н.С., Смельцова О.А., – М.: педагогика, 1999г.
  6. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М.И. Лисина // Вопросы  психологии. –1982. –No 4 –С. 18-35.
  7. Матюшкин А. М., Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений / А.М. Матюшкин; под ред. А.А. Матюшкиной. –М.: КДУ, 2009. –190 с.
  8. Махмутов М.И. Проблемное обучение. – М.: педагогика, 2000г.
  9. Мельникова, Е. Л. Создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками / Е. Л. Мельникова, Л. Ю. Сысуева // Методист. – 2016. - № 4. – С. 61 – 68.
  10. Понамарева Е. В., Пыльненькая Е. А., Булыгина И. В., Гончарова Н. Г. Проблемная ситуация как условие развития познавательной мотивации дошкольника // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 64-68.
  11. Психология профессионального обучения и воспитания / Т. В. Кудрявцев; Ред. Ю. Ф. Гущин; Моск. энерг. ин-т. - М. : МЭИ, 2000.- 108 с. : ил.; 21 см.
  12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии Издательство: Питер, 2002г.
  13. Сидорчук  Т.А. Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников: (учебное пособие для работников дошкольных учреждений) / Т. А. Сидорчук. - Ульяновск : [б. и.], 2015. - 247с.
  14. Скаткин М. Н., О методах обучения // Советская педагогика.  1965. -No 3.
  15. Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития. ( Сайт «АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики РАО» // Научно-методический журнал. Электронное издание, № 4, 2001).
  16. Теплюк С. Самостоятельная деятельность ребенка // Дошкольное воспитание. 2001 - №9. – с. 91.
  17. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике.-М.: Педагогика, 1999г.

Интернет ресурсы:

Проблемные ситуации для дошкольников. Сайт «Радуга». [Электронный ресурс]. URL: http://raguda.ru/ds/problemnye-situacii-dlja-doshkolnikov.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей раннего возраста

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии дошкольников.

В статье рассматриваются особенности развития детей дошкольного возраста.Раскрывается суть проблемного обучения. Предложены приёмы активизации мышления....

Опыт работы воспитателя МБДОУ №11 "Катерок" Страховой Н.Е. на тему: "Использование кругов Луллия в познавательном развитии детей раннего возраста"

Опыт работы воспитателя МБДОУ №11 "Катерок" Страховой Н.Е. на тему: "Использование кругов Луллия в познавательном развитии детей раннего возраста" на заседании РМО №3 по развитию д...

Сообщение из опыта работы «Использование игр с крупами в познавательном развитии детей раннего возраста»

Сообщение из опыта работы «Использование игр с крупами в познавательном развитии детей раннего возраста»...

Мастер класс "Использование мягкой книги в познавательном развитии детей раннего возраста"

Одним из актуальных способов работы по познавательному развитию детей раннего возраста в настоящее время являются, так называемые, мягкие развивающие пособия, в частности книги. Они соответствуют прин...

Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии детей

Статья содержит информацию о значении применения технологии проблемного обучения в познавательном и умственном развитии детей дошкольного возраста....