Методическая разработка «Формирование представлений о малой родине у старших дошкольников »
методическая разработка (старшая группа)

Маклыгина Анна Александровна

Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_tema.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Глебовская СОШ

Методическая разработка по самообразованию

Тема  «Формирование представлений о малой родине у старших  дошкольников »

Разработала : воспитатель старшей разновозрастной группы

Маклыгина А.А.

2014год

Актуальность выбранной темы

Концепция дошкольного образования поставила  перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».   В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.В связи с этим проблема социокультурного воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей; создание предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию; повышение уровня самообразования.

Задачи:

 Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.

 Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.

Формирование нравственных ценностей и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

 Упражнять детей в проявлении сострадания, внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, к природе родного края.

 Привлекать детей к участию в обсуждении семейных праздников, некоторых «проблем» детского сада.

 Предоставлять возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

1. План работы на год 2014-2015 год

Цель : изучение методической литературы  

1.Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура») / Авторы – сотовители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.щербакова – М.:АРКТИ, 2003 – 168с. (Развитие и воспитание дошкольника)

2. Зацепина М.Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".

3. Козлова С.А.  "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".

5. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека".

6.Рыбакова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания// Ж. «Дошкольное воспитание». – 2003. – №

2.Разработка планирования работы с детьми по данной тематике

Месяц

Тема

Дата проведения  

Сентябрь

Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина – Россия».

Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Октябрь

Беседа по теме «Улица, на которой я живу».

Выставка рисунков "Улицы нашего города".

2.Экскурсия по улице родного села

Ноябрь

Пополнение центра экологии природными материалами, собранными в родном городе и его окрестностях

Выставка рисунков «Триколор – флаг России»

Декабрь

Ознакомление с символикой России, , области.

Экскурсия в Глебовский краеведческий музей .Знакомство с историей села .

Январь

Ознакомление с обычаями  и традициями русского народа.

Экскурсия в мини - музей детского сада

Ознакомление с различной росписью («городецкая», «хохломская», «дымковская», «гжель» и другие)

Февраль

Праздник «День защитника Отечества».

Выставка Дню защитника Отечества.

Март

Стенд «Моя Родина – Россия».

Выставка детских работ «Подарок маме».

Беседы «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?»

Апрель

Оформление уголка «Мое село-Глебово»

Конкурс рисунков  «Мое любимое место в с.Глебово »

Май

Беседа «9 мая- День Победы»

НОД, посвящённый Дню Победы.

Задачи на следующий год:     2015-2016

1. Продолжить работу по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (согласно возрастной группе).

2. Изучить новинки методической литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическое пособие по формированию представлений о малой родине "Родничок"

Содержание пособия «Родничок» дополняет программу «Радуга» по формированию представлений о малой Родине, экологическому воспитанию и познавательному развитию старших дошкольников....

Формирование представлений о малой родине у дошкольников.

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край, где ...

Презентация для воспитателей "Формирование представлений о малой Родине и Отечестве посредством музейной педагогики"

Хочу поделиться с педагогами дошкольного образования опытом работы нашей рабочей группы по региональному компоненту....

Тематический план взаимодействия с родителями воспитанников по формированию представлений о малой Родине в процессе театрализованной деятельности.

Представлено тематическое планирование с семьями воспитанников с целью формирования представлений о малой Родине (Ульяновской области, Мелекесском районе)....

Методическая разработка: "Формирование представлений о малой родине у дошкольников".

Для развития всех сторон психической деятельности ребенка 2-3 лет наибо­лее доступным материалом является сказка. Язык перв...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА непосредственно образовательной деятельности по формированию представлений о малой родине и Отечестве у детей 6-7 лет по теме «Любимых детских книг творец и верный друг ребят… (Рассказ о писателе А.П. Гайдаре)»

Занятие является итогом знакомства с земляком - А. П. Гайдаром. Воспитание патриотических чувств, формирование уважетельного отношения к родной культуре - это главный смысл мероприятия....