Секреты бабушкиного сундука
методическая разработка (старшая группа)

Ёлкина Ирина Владимировна

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с русской тряпичной куклой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность в старшей группе.

«Секреты бабушкиного сундука»

           

                                                                  МКДОУ «Поповский детский сад «Истоки»

                                                                 Воспитатель: Ёлкина И.В.

Цель: сохранять национальные традиции, приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Задачи: прививать интерес к русской народной культуре, познакомить с русской народной куклой, создать условия для формирования интереса детей через игрушку к народным традициям и духовным ценностям русского народа; учить работать с тканью, скручивать, завязывать; обогащать и расширять словарный запас.

Добрый день, гости званые, желанные!

Милости просим в нашу горницу,

Здесь мы вам столько интересного расскажем и покажем.

Сядем с вами рядком, да поговорим ладком.

Сегодня мы с вами отправимся в далекое прошлое. Посмотрите, как красиво у нас в избе. А что такое изба?

А на чем мы с вами сейчас сидим?

В те времена не было ни диванов, ни кресел. Были только лавки, на которых люди сидели, и даже спали. Сверху на них стелили домотканые покрывала, которые женщины делали дома из ниток, кусочков ткани.

А посмотрите какая посуда была у людей на столе. Давайте ее назовем.

(Самовар, деревянные ложки и тарелки, глиняные миски, кувшины, горшки)

Ой, ребята, что – то мы с вами засиделись, не пора ли нам поиграть?

Народная игра «У Маланьи»

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

 Все без бровей,

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такими усами,

 Вот с такой головой

 Вот с такой бородой,

 Ничего не ели

 И все на нее глядели.

Ребята, посмотрите, что еще было в избе. Что это? (сундук)

Вот в углу сундук стоит,

Много он добра хранит.

- А для чего он служил?

Сундук был частью русской избы. Раньше не было такой мебели, как сейчас,

Не было шкафов, комодов и поэтому вещи хранили в сундуке. Хотите посмотреть, что находится внутри ? Его не просто открыть, потому что этот сундук необыкновенный – он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова: «Сундучок, сундучок, открывай – ка свой бочок!»

Давайте вместе с вами скажем эти слова ласково, как в старину разговаривали с вещами.

Дети произносят волшебные слова, воспитатель открывает сундук и говорит:

- Пришла пора заглянуть в бабушкин сундук и посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем.

- Что же это? (лапти)

- Для чего они?

Лапти  - это русская обувь. Плели их из бересты, т. е. березовой коры. А с какой березы можно снимать кору? ( с поврежденных, поваленных деревьев). Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью веревок. Их обматывали вокруг ноги и завязывали.

Достаем платок.

- Что это за вещь необыкновенной красоты? Как его носили? (на плечах, на голове)

В сундуках хранили и вышитые полотенца, которые украшали вышитыми цветами, петухами, орнаментом.

- Лоскутное одеяло. У женщины ни один лоскуток ткани не пропадал, из них шили лоскутные одеяла, подушки, делали кукол.

В сундуке хранили не только вещи, но и предметы рукоделия: лоскутки, иголки, нитки, ленты, а также…

Для того чтобы догадаться, что за предмет, отгадайте загадку:

Платье носит, а есть не просит.

Всегда послушна, но с ней не скушно? (Кукла)

А для чего вам нужны куклы?

Игрушки современные могут двигаться, танцевать и даже говорить, а вот в старину не могли даже мечтать об этом. Игрушки были просты и неприхотливы. Чаще всего их мастерили родители. А так как сундук у нас волшебный, то и куклы в нем необычные. У современных кукол есть лицо, а у старинных нет.  Сделаны они из ткани, у них нет глаз, бровей, рта, носа. Куклы безлики. Им не рисовали лицо, чтобы кукла не ожила и не стала злой и сердитой. Что же это за куклы, давайте их посмотрим.

Колокольчик – кукла хорошего настроения и радости.

Хороводница – ручки у нее подняты вверх как в танце хороводе.

Крупеничка – тело куклы наполняли зерном гречихи, риса, овса для хорошего урожая.

Пеленашка – ее клали в колыбельку малыша для защиты от недобрых глаз людей.

Травница – в нее клали сухую лекарственную травку. Как вы думаете, для чего? Ребенок, играя ею, вдыхал лечебный аромат трав.

А вот и игровая кукла «зайчик на пальчик». Ее одевали ребенку на указательный пальчик и малыш ею играл. Давайте и мы с вами поиграем.

В круг скорее вы вставайте,

С куклой зайкой поиграйте.

Мы все идем по кругу, по кругу, по кругу,

Приветствуя друг друга, друг друга, друг друга.

Мы с зайкою попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

И ручками помашем, помашем, помашем,

 И зайчик наш попляшет, попляшет, попляшет.

Раздается детский плач.

Ребята, посмотрите, что это? Это люлька – кроватка для младенца, посмотрите, кто в ней лежит.

У малыша в кроватке лежала кукла пеленашка, которая оберегала его от всего дурного, но случилось так, что эта кукла – оберег пропала из кроватки.

Что же делать? Как помочь малышу?

Давайте мы с вами сделаем малышу кукол-пеленашек.

- Берем лоскут ткани. Какой он формы?

-Скручиваем его трубочкой. Немного отступив от верха рулончика перематываем его ниткой – это голова, а остальная часть – туловище.

- Берем лоскуток треугольной формы – это платок куклы. Надеваем на голову куклы, подогнув край внутрь, с боков делаем складочки. Концы заворачиваем назад на спину кукле.

- Чтобы кукле было тепло, мы ее заворачиваем в пеленочку. Для этого кладем куклу посередине и заворачиваем сначала с боков, а затем низ ткани прикладываем вверх к туловищу.

 – Чтобы пеленочка не развернулась, нужно завязать ленточку.

Ребята, теперь вы можете дать своей кукле- пеленашке имя, подарить ее малышу или играть ею.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Секреты бабушкиного сундука"

Краткосрочный, творческий «Секреты бабушкиного сундука» (Платок)....

Проект "Секреты бабушкиного сундука"

Разработан для детей младшего дошкольного возраста...

Конспект открытого занятия в старшей группе на тему : «Секреты бабушкиного сундука».

Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством.- Дать представление об избе, сундуке, о печке – главной части избы.- Продолжать знакомить с устным народным творчеством ...

Подготовка к мастер-классу «Секреты бабушкиного сундука»

Цель: Создание условий для максимального проявления и развития педагогического мастерства участников мастер-класса в использовании театрализованной деятельности для развития творческих способностей де...

«Секреты бабушкиного сундука»

Формирование представлений детей о старинных предметах быта русского народа (ложка, лапоть, корзина), посредством музея «Жили-были»....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по приобщению детей старшего дошкольного возраста к традициями башкирского народа «Секреты бабушкиного сундука»

Цель: формировать представления о традиции башкирского народа, обогащать и развивать речь, формировать адекватную самооценку, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми...


 

Комментарии

Очень интересный мастер-класс.

Долбинина Елена Александровна

Ирина Владимировна,какие интересные занятия Вы проводите с детьми, приобщаете детей к традициям русского народа,изучаете историю народной культуры.