Педагогический опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
проект

Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения. Ведь окружающий мир – это неиссякаемый источник познания. Приобщение человека к природе через ее изучение всегда служило средством формирования его мировоззрения. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема опыта: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Актуальность

В ознакомлении дошкольников с природой  особую роль я отвожу дидактическим играм. Так как  в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Наиболее приемлемым методом обучения является дидактическая игра. Экологические игры - это форма образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что  неразумное вмешательства человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

В связи с этим мною поставлена цель, рассмотреть дидактические игры и методику их использования  в процессе экологического воспитания в непосредственно образовательной деятельности и свободной деятельности педагога с дошкольниками среднего и старшего дошкольного возраста. 

Игра оказывает на ребенка развивающее воздействие и использование ее как средства экологического воспитания детей важно по целому ряду причин:

•        развивает познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;

•        доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;

•        ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;

•        в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);

•        экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка;

•        позволяет развивать у ребят самые разнообразные положительные качества: воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывается культура поведения и общения.

Поэтому целью своей педагогической деятельности определила формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через разные виды игр.

Для реализации цели выделила задачи:

1.        Формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.

2.        Развитие способностей детей к познанию мира природы.

3.        Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни.

4.        Воспитание гуманного отношения к живым организмам.

Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологической культуры я выделила следующие направления в своей деятельности: создание развивающей игровой среды, работа с детьми, работа с семьей. В  группе создана развивающая игровая среда: имеется уголок природы, экологические игры, мини-лаборатория, коллекция семян, игрушки-аналоги, муляжи овощей и фруктов

При проведении дидактических игр опираюсь на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.

В своей работе использую разнообразные методы и приемы, такие как, создание проблемной ситуации: внесение игрушки, экспериментирование, использование разных видов оценок (приз, сюрпризный момент, словесная положительная оценка, аплодисменты товарищей, фишки и так далее), активизирующего общения: совместный поиск правильного ответа на вопрос, использование личного опыта ребенка, взаимопомощь друг другу, обращение к детям с вопросом, образным пояснениям, сюжетным рассказом.

Методика проведения игр предусматривает требования:

1. Сделать игры занимательными, избежать сухости, сохранить в игре то, что ее отличало бы от занятий (бесед, рассказов) и дидактических упражнений. Занимательность должна заключаться в правилах, побуждающих ребенка думать. Кроме того, широко используются такие игровые элементы, как сговор, считалочка, разыгрывание фантов, соревнование. Разыгрывание фантов, которым заканчивается большинство игр, интересно само по себе и требует от детей находчивости, умения владеть собой, перевоплощаться ("Превратись в дедушку", "Стань пчелой", "Сядь на пол и встань без помощи рук" и т.п.).

2. Правила игры не должны строиться так, чтобы играли двое, а остальные ждали своей очереди. Участвовать должны все: одни загадывают, другие отгадывают; одни называют предметы, другие их отсчитывают; одни придумывают рассказы-небылицы, другие слушают их и затем разоблачают и т.д.

Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания.

В работе с детьми, кроме классических дидактических игр, использую игры путешествия, игры с игрушками аналогами, игры с литературными персонажами, игры предположения, игры загадки, игры беседы, игры приключения. Они  могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специальных условий, оснащения. Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам; внимание, быстроту реакции. В своей практике использую самые различные игры. Например, «Закончи предложение» - воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец: «Белка осенью запасает корма, потому что...», «Птицы могут летать, потому что...», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что...». Или: «Лимон желтый, а огурец...», «Ромашка белая, а василек...», «Весной листья на деревьях растут, а осенью...», «Летом бывает дождь, а зимой...».

Интересными являются игры в загадки-описания - они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. «Отгадайте загадку, - говорит воспитатель для начала. - Я загадала плод: круглый, оранжевый, растет на дереве». А потом педагог предлагает детям придумать загадки, за каждую правильную загадку они получают фанты.

Игры поручения - по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Эти игры интересны своим разнообразием. Малышам нравится выполнять действия с предметами (например, овощи: морковь и репа), которые приносят им персонажи или герои сказок: Медвежонок любит репу,  нужно её собрать в его корзинку, а Зайчику – собрать морковь. В игре малыши закрепляют название овощей, умение различать их и давать сенсорные характеристики. Самые любимые игры малышей – это лото «Парочки».  Старшие дети с удовольствием играют с играми, в изготовлении которых они сами принимали участие. Например, возьмём игру «Цепочка роста лука». Дети наблюдая за ростом лука, зарисовывали стадии его роста на карточки , а затем использовали их в игре.

Игры могут быть разными: «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает - не летает», «Животное домашнее или дикое». Воспитатель может придумывать их сам на темы, которые обсуждались на занятиях, о явлениях, которые дети наблюдали. Во всех случаях словесные игры помогут закрепить знания дошкольников, научить их использовать в нужный момент.

С целью формирования у детей интереса к жизни лесных животных и растений, особенностям их приспособления к лесному образу обитания, воспитания умения правильно вести себя в лесу и бережно относиться к природе провожу игры – путешествия: «Путешествие на луг», «Прогулка в зимний лес», «В подводном царстве » и др. Дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями в роли путешественников, туристов, экскурсантов и т. д. Это такой вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу им новых знаний.

Применяю игровые обучающие ситуации с привлечением игрушек - аналогов, с использованием литературных персонажей хорошо известных детям сказок и рассказов (Буратино, Незнайка, Вини – Пух, Лесовичок). При создании игровых ситуаций опираюсь на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных условиях. (Красная Шапочка идет через лес к бабушке, по дороге она встречает разных зверей, собирает лекарственные растения, находит неизвестную ей ягоду и приносит детям, что позволяет развернуть беседу о ягодах).

Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «назови, кто это?», «изобрази животного», «узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «угадай, кто где живет?», «помоги животному», «большие и маленькие» и т.д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «логические цепочки», «придумай про животное загадку», «путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин.

Игры использую на занятиях в качестве его составной части или вместо нее, а также в часы досуга.

Структура проведения дидактической игры:

1.        Дидактическая задача определяется целью обучающегося и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающуюся деятельность.

2.        Игровая задача: осуществляется детьми. Дидактическая задача реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована в предмет перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

3.        Игровые действия – основа игры. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

4.        Правила игры. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончании игры: подсчёт очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды победительницы и так далее. Необходимо отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды.

 С этой целью я провожу консультации и беседы экологического содержания, например «Прогулки с ребёнком», «Азбука поведения в природе», «Экологические игры», и так далее, которые направлены на повышение экологического сознания и воспитание трепетного отношения к природе у детей в условиях семьи. Подбираю соответствующий материал для родительского уголка, стендов и экологических плакатов. Рекомендую родителям домашние задания в виде ребусов, викторин, развивающих экологических игр. Родители активно участвуют в экологических мероприятиях (озеленение участка, акция «День древонасаждения», акция «Птичья столовая»).

Организую выставки поделок, провожу конкурсы рисунков по теме с участием родителей, например: «Зелёная планета», «Моё любимое животное».

Именно мы, взрослые, должны всесторонне развивать детей: расширять их кругозор, приоткрывая одно за другим явления природы – показывая их необычность, взаимосвязь, обращать внимание детей на красоту природы, отмечать разнообразие формы и окраски растений, изысканность соцветий, ловкость и грациозность движений животных, на закаты солнца и высокие перистые облака, на красивые пейзажи во все времена года. Вовлекать детей в совместную деятельность по выращиванию тех или иных растений, давая посильные поручения по уходу за кошкой, собакой, птицей. Тем самым, мы развиваем в ребёнке чуткость, умение понимать другую жизнь, её самоценность, побуждаем ребёнка к сочувствию, переживанию, воспитываем готовность помогать делом.

Результаты диагностики по экологическому воспитанию, проводимые мной ежегодно позволяют сделать вывод, что выбранные мной методы и приемы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.

Таким образом, использование игрового метода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста способствует более эффективному усвоению детьми экологических знаний, умений и навыков.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...

Опыт работы на тему:«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Дидактическая игра – это  один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы п...

Педагогический совет на тему: Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Педагогический совет по экологическому воспитанию на тему: Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста....

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Базой данного курса, адресованного  дошкольникам  3 – 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С.Н.Николаевой «Юный эколог». Данная программа...

Опыт работы по теме «Формирование предпосылок экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»

laquo;Воспитывая себя и детей, не забывайте, что формирование экологической культуры будет эффективнее, если вы сами будете любить родной край, родной детский сад, родную культуру и речь, свою семью,...