Статья "Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников»
статья

Горохова Ольга Ильинична

Я работаю воспитателем в детском саду, я заметила, что все больше приходит в детский сад детей с заниженной эмпатией. Дети часто проявляют жестокость, агрессию по отношению к друг другу, к родителям и к другим близким им людям. Все это, по моему мнению, происходит под влиянием компьютерных игр и современных мультфильмов, которые не способствуют развитию нравственных качеств, таких как доброта, справедливость, сопереживание.

А ведь ребенок не рождается таким. Он как губка впитывает в себя информацию ориентируясь на примеры которые он видит, которые его окружают. Следовательно, задача взрослого показать примеры доброты, правильного поведения и объяснить нравственную сторону и суть каждого поступка.

И самое главное, я считаю. что начинать нравственное воспитание необходимо с самого раннего возраста.

 А какие произведения интересны детям в раннем возрасте? В первую очередь это сказки, они понятны и близки представлению ребенка.  Поэтому для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказка.

Я поставила перед собой цель:

Воспитывать и развивать в ребенке духовное начало, что бы он вырос в дальнейшем добрым и великодушным человеком.

Достижение цели должно быть поэтапным.

В первую очередь, детей необходимо познакомить и вызвать интерес к русским народным сказкам. Тем самым начинать формировать представление о добре и зле, показать важность и их необходимость добрых поступков в жизни людей. Развивать умение думать, анализировать и сравнивать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению сначала книжных героев и затем и своим поступкам. Чтобы выяснить как развивается эмоциональная сфера ребенка, уровень воспитания, необходимо диагностическое наблюдение. Для этого подбирается диагностический материал с использованием героев из русских народных сказок.

Для знакомства детей со сказками используются разные методы.

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение педагогом произведения. При этом показываю личный пример бережного отношения к книге.

Наиболее интересный, для детей, метод- рассказывание, при этом достигается наилучший контакт с детьми. Тут главное выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

 Часто в сказках употребляются слова. которые в современном лексиконе зачастую отсутствуют и детям непонятны эти слова или выражения. В таких случаях важно давать им возможность понять новое слово, строить фразы что бы дети могли догадаться о смысле слова, использовать наглядность.

 Что бы не прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, лучше это сделать до чтения  тем самым и не нарушать восприятие произведения.

Наглядность - рассматривание иллюстраций в книге, способствует пониманию произведения и усиливает воздействие и впечатление от текста. Изображения сюжета можно показывать, как по ходу сюжета сказки и так после прочтения.

Для лучшего запоминания произведения необходима беседа по сказке. В беседе используются приемы: наглядные и словесные.

Беседа бывает вводная и заключительная. Вводная беседа короткая, в неё и включается объяснение незнакомых слов. Заключительная - закрепление знаний, акцентирование внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков обсуждение поступков, выводы. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценки поступков, характеры героев.

Для закрепления знаний используются такие методы, как дидактические игры на материале уже знакомых сказок, литературные викторины.

Примерами дидактических игр могут служить игры “Из какой сказки?”, “Один начинает – другой продолжает”, “Какая сказка?” и другие.

Через художественную деятельность ребёнок уже потом может выразить отношение к герою сказки в творчестве: лепке, рисовании, аппликации, конструировании это позволяет малышу воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

Театрализация детьми проводится уже хорошо знакомых сказок. Вначале организуется воспитателем, с привлечением детей , а затем самостоятельно детьми.   

Театрализация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.

Она способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, эмоциональность, самостоятельность, артистичность.

Необходимо привлечь родителей, помочь им понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека, для этого помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Зачем нужна сказка ребенку?», «Какие рассказывать сказки ребенку?», «Беседа после чтения»; «Любимые сказки», «Любимый герой сказки», «Прочитаем и играем»,  и др.

 Организация проекта «Книжка «Любимая сказка» – своими руками».

Таким образом, всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств средствами сказки провожу совместно с родителями.

В заключении получаем положительный результат:

— Дети понимают смысл сказок

— Отличают добро от зла, хорошо или плохо

— Дети не стесняются и не боясь, играют любую роль,

— Происходит взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;

— Обязательно появляется положительная динамика во взаимоотношениях и педагога с родителями, они начинают принимать участие в подготовке праздников, выставок.

В заключение хочется сказать: ценность сказок заключается в их влиянии и на нравственное воспитание, и на всестороннее развитие ребенка. Появляется умение сопереживать героям, а также и понимать чувства людей, живущих рядом. Ведь положительный герой преодолевает испытания совместно с друзьями и приобретает в заключение радость и счастье.

Сказки дают уверенность в торжестве справедливости, победе добра над злом

.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Произведения Л.Н.Толстого как средство нравственного воспитания дошкольников

В данном материале содержатся рассказы Л.Н.Толстого для детей. К ним разработаны задания для обсуждения нравственных вопросов. Материал может быть использован в непосредственной образовательной област...

Использование макетов и моделей при формировании элементарных экологических представлений, как важнейшего средства нравственного воспитания дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то...

Игра - ка средство нравственного воспитания дошкольников

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека.Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникший ценно...

Игра - как средство нравственного воспитания дошкольников

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека.Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникший ценно...

Русские народные подвижные игры как средство нравственного воспитания дошкольников

Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования нравственных чувств. Для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент нравственного воспитания. Эмоции ребенка –...

Народные и семейные традиции как средство нравственного воспитания дошкольников

Все мы родом из детства, и именно в детстве закладываются зерна добросердечия и милосердия, истинного гуманизма....