Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Основы финансовой грамотности дошкольников»
рабочая программа (подготовительная группа)

Аксёнова Наталья Борисовна

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние дошкольники — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков. 

Обучение основам финансовой грамотности в детском саду является актуальным, так как создает условия для развития личности ребенка. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет дошкольникам применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

     Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, и в частности о финансово-экономических отношениях. Деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием как честность, доброта, трудолюбие, искусство пользоваться.

    В настоящее время педагоги ориентируются на формирование у детей уже к 6-7 годам элементарных знаний о мире финансов и экономики, однако, на практике взрослые зачастую не имеют методических рекомендаций и литературы, которые помогали бы им в воспитании человека, умеющего мыслить финансово-экономическими категориями. Дети, в первую очередь, учатся на примере родителей. Не на том, что они им говорят, а на том, как родители поступают в том или ином случае. Поэтому, прежде, чем обучать ребенка, взрослым есть смысл задуматься о самых простых операциях и

поступках. Следовательно, финансовая грамотность детей, в первую очередь зависит от их родителей, того, какую культуру грамотности они передали своим детям.

Сегодня  каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. С момента появления людей на Земле возникают и экономические отношения, поскольку человек отличается от всего остального живого мира тем, что может изменить мир согласно своим потребностям и приспосабливаться к окружающим его условиям жизни.  В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое  образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми  приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но,  вместе с воспитателями и родителями,  путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

         Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Оттого, что желания детей часто не совпадают с возможностями их родителей, возникают конфликты, огорчения, разочарования и как следствие – комплекс несостоятельности будущих граждан общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnaya_programma_finansy_aksyonova.doc242 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Калининградская область

Администрация муниципального образования

«Черняховский городской округ»

Управление образования

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №1»

г. Черняховска

______________________________________________________________________

Принята на заседании

педагогического совета

«_______»__________2019г.

Протокол №______

                             Утверждаю

заведующий МАДОУ «Детский

сад комбинированного вида №1»

         __________О.А. Дмитриева

         «______»_____________2019г.

         Приказ №___от____2019г.

Дополнительная  общеобразовательная

общеразвивающая программа

 социально- педагогической направленности

 «Основы финансовой грамотности дошкольников»

Возраст детей: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор -составитель:

Аксёнова Наталья Борисовна

воспитатель высшей

квалификационной категории.

г. Черняховск

2019 – 2020 год


Пояснительная записка

Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеразвивающая программа кружка  «Основы финансовой грамотности дошкольников» имеет социально- педагогическую   направленность.

Актуальность программы

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние дошкольники — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.  

Обучение основам финансовой грамотности в детском саду является актуальным, так как создает условия для развития личности ребенка. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет дошкольникам применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

     Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, и в частности о финансово-экономических отношениях. Деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием как честность, доброта, трудолюбие, искусство пользоваться.

    В настоящее время педагоги ориентируются на формирование у детей уже к 6-7 годам элементарных знаний о мире финансов и экономики, однако, на практике взрослые зачастую не имеют методических рекомендаций и литературы, которые помогали бы им в воспитании человека, умеющего мыслить финансово-экономическими категориями. Дети, в первую очередь, учатся на примере родителей. Не на том, что они им говорят, а на том, как родители поступают в том или ином случае. Поэтому, прежде, чем обучать ребенка, взрослым есть смысл задуматься о самых простых операциях и

поступках. Следовательно, финансовая грамотность детей, в первую очередь зависит от их родителей, того, какую культуру грамотности они передали своим детям.

Сегодня  каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. С момента появления людей на Земле возникают и экономические отношения, поскольку человек отличается от всего остального живого мира тем, что может изменить мир согласно своим потребностям и приспосабливаться к окружающим его условиям жизни.  В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое  образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми  приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но,  вместе с воспитателями и родителями,  путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

        Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Оттого, что желания детей часто не совпадают с возможностями их родителей, возникают конфликты, огорчения, разочарования и как следствие – комплекс несостоятельности будущих граждан общества.

Отличительные особенности программы

Особенность данной программы состоит в том -  учить детей дошкольного возраста грамотно распоряжаться деньгами.  Ведь каким бы ни было наше состояние, большим или не очень, мы всегда можем научиться извлекать из него максимальную пользу, стремясь к своей мечте. Правильно пользуясь вкладами и кредитами, мы экономим деньги, грамотно вложив, приумножаем, регулярно планируя и соблюдая свой бюджет, достигаем поставленных целей. В программе на понятных детям примерах показано, как научиться считать, экономить и защищать свои деньги, как планировать свой бюджет и как сделать из маленьких денег большие. С простых действий и привычек начинается путь к успеху, так же как со счетных палочек начиналась когда-то карьера каждого успешного финансиста.

Адресат программы

Дополнительная общеразвивающая программа предназначена только для воспитанников МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1» г. Черняховска, детей 6-7 лет.

 2.        Возрастные особенности контингента воспитанников.

Характеристики особенностей детей 6 -7 лет в финансово- экономическом развитии.

Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 6-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Современный детский сад может в этом помочь, имея Программу развития финансовой грамотности дошкольников.

В возрасте 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребёнок».

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров и носят ритуальный характер. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.).  Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определённой последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы – 1год.

На полное освоение программы требуется 18 часов, 36 занятий.

Формы обучения

Форма обучения — очная.

3. Особенности организации образовательного процесса

Набор детей в кружок — свободный. Программа предусматривает индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы с детьми. Состав группы -10 человек. 

Основной формой работы являются занятия, которые составлены с учетом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий 

Проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, в подготовительной к школе группе.

Время проведения согласно сетке занятий во II половине дня.

Продолжительность занятия 30 минут.

        Объем программы в подготовительной группе

– 1 раз в неделю по 30 мин, 36 занятий в год, 18 часов  в год.

На каждом занятии решаются не только познавательные, но и воспитательно – образовательные задачи, что позволяет всесторонне развивать личность ребенка.

Использование на занятии художественного слова (стихи, потешки),  музыки, просмотров презентаций и документальных фильмов и мультфильмов, игровых методов, позволяет достичь успехов в формировании у детей познавательных навыков и умений.

4. Педагогическая целесообразность.

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на его познавательное развитие. В программе систематизированы средства и методы обучения финансовой грамотности дошкольника, обосновано использование разных видов игровой и познавательной деятельности.

Программа «Основы финансовой грамотности дошкольников» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть всем комплексом знаний совершенствовать уже имеющиеся у старших дошкольников опытом финансовой грамотности. Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта.  Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Дети должны овладеть навыками формирования элементарных экономических знаний. Научиться  понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением. Осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества». Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями). У детей сформируется правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

5.        Практическая значимость.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

6.        Цель дополнительной общеразвивающей программы.

- содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного

возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой

грамотности;

7. Принципы отбора содержания программы

В соответствии  с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»:

•        обеспечение права каждого человека на образование;

•        гуманистический характер образования;

•        защита и развитие энтокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

•        программа сформирована на основе требований ФГОС ДО, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объёму;

•        личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и детей;

•        уважение личности ребенка;

•        реализация программы дополнительного образования в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, двигательной деятельности;

•        построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором каждый ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

•         поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

•        сотрудничество с семьёй.

Принципы построения педагогического процесса.

•        От простого к сложному.

•        Системность работы.

•        Индивидуальный подход.

        В основе Программы заложены следующие основные принципы:

•        соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

•        сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

•        соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

•        обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

•        строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

•        основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

•        предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

•        строится с учётом региональных особенностей организации образовательного процесса;

В Программе учитываются следующие подходы:

        Деятельностный подход: организация образовательного процесса строится на основе ведущих видов детской деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка.

        Индивидуально-дифференцированный подход: все воспитательные мероприятия, приёмы обучения дошкольников направлены на утверждение самоценности личности ребенка, на создание условий для включения в успешную деятельность каждого ребенка. Обучение и воспитание соматически ослабленных детей в образовательно-воспитательном процессе ДОУ имеют реабилитационную направленность. Педагог владеет информацией о состоянии здоровья, знанием возрастных и индивидуальных особенностей, специфических возможностей развития каждого ребенка.

        Компетентностный подход  позволяет структурировать содержание и организацию образовательного процесса в соответствии с потребностями, интересами воспитанников.

        Интегративный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

В основу программы кружка «Основы финансовой грамотности» вложены следующие принципы:

  • доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
  • Занятия в кружке должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий в кружке ребёнок наряду с игрой заданного героя, будет иметь возможность реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени.
  • наглядность (наличие дидактических материалов)
  • демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей)
  • научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).
  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий)
  • принцип деятельностной основы занятий в кружке.
  • Это принцип выражается во внешней и внутренней (умственной) активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоятельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации, когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.
  • принцип реальности и практического применения.
  • Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое найдут применение в жизни каждого ребёнка.

Реализация дополнительной общеразвивающей программы предусматривает взаимодействие МАДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников в целях обеспечения следующих психолого – педагогических условий:

- поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семьей  в образовательную деятельность;

- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Принципы взаимодействия с семьями воспитанников

1. Принцип психологической комфортности;

2. Принцип деятельности;

3. Принцип целостности;

4. Принцип минимакса;

5.Принцип вариативности;

6. Принцип непрерывности;

7. Принцип творчества.

8. Основные формы и методы

Занятия содержат много познавательной информации, насыщены играми, физминутками, игровыми ситуациями. Поэтому во избежание детского переутомления их можно разделить на две части: тематическая беседа; практическое выполнение задания.

На каждом занятии решаются не только практические, но и воспитательно – образовательные задачи, что позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, воображение. В каждое занятие включены пальчиковые гимнастика и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Использование на занятии художественного слова, музыки, игровых методов позволяет достичь успехов в развитии у детей творческих способностей в театрализованной деятельности.  

 Формы занятий: деловые, сюжетно-ролевые игры, тематические занятия, беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора), экскурсии, а также использование ИКТ.

Приёмы и методы обучения детей в секции:

1.  словесный (объяснение, уточнение, пояснение);

2. наглядный (показ видеоматериалов, использование схематических изображений-алгоритмов денежных средств, иллюстраций, наблюдение,  показ образца с одновременным объяснением);

3. практический (обыгрывание финансовых ситуаций в жизни).

Методы, в основе которых лежит форма организации познавательной деятельности на  занятии:

  1. фронтальный - одновременная работа со всеми обучающимися;
  2. индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  3. групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек);
  4. коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение;
  5. в парах - организация работы по парам;
  6. индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

        Дидактический материал:  схемы,   фотографии, дидактические карточки, памятки, специальная литература, видеозаписи, презентации, подборка мультфильмов, аудиозаписи  и др.
        Техническое оснащение занятий: групповое помещение,  мультимедиа, столы.

Способы и направления поддержки детской инициативы.

        Одно из основных принципов дошкольного образования – поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Инициатива – внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости. Для инициативной личности ребенка характерны: произвольность поведения, самостоятельность, развитие эмоционально – волевой сферы, инициатива в различных видах деятельности, творческий подход, высокий уровень способностей, активность.

        Детская инициатива поддерживается посредством методов и приемов, используемых в  педагогической практике.

        Традиционные методы поддержки детской инициативы: наглядные, практические, словесные.

        Нетрадиционные методы поддержки детской инициативы: снятие эмоционального напряжения, оказание практической помощи; создание и сохранение каждому ребенку своего пространства; помощь советом и вопросом, непосредственное включение педагога в игру, целесообразное сочетание разных видов деятельности с разной степенью интенсивности в целях предотвращения детской утомляемости, учет индивидуальных особенностей детей.

Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие.

9. Планируемые результаты

В конце реализации программы планируется сформировать у детей следующие  понятия и представления:

  1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
  4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
  5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
  6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
  7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
  8. Финансы – это интересно и увлекательно.
  9. Механизм оценивания образовательных результатов. 

Основные критерии эффективности программы в целом:

-востребованность программы повышения финансовой грамотности;

-получение авторизации в социуме как обучение дошкольников финансовой грамотности;

-увеличение доли способной детей дошкольного возраста  интересующихся вопросами финансовой грамотности.

10.        Механизм оценивания образовательных результатов.

Диагностика реализации прогнозируемых результатов.

Для оценки эффективности  использовались следующие показатели:

Высокий: Ребенок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью-доказательством, верно, обосновывает ценность каждого вида труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену, зависящую от качества. Проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения. Испытывает чувство вины за поломку игрушек, стремиться устранить свою оплошность.

Средний: Ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда. Осознает назначение денег. Стремится аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеет элементарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену. Владеет обобщенными представлениями о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Проявляет беспокойство в связи с поломкой игрушек, меняется игрушками со сверстниками.

Низкий: Нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Отношение к деньгам не отличается осознанностью. Познавательное отношение к труду не устойчивое. Не осознает товар, как продукт труда, имеющий цену. Имеет нечеткое представление о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Не выражает сожаления по поводу сломанных игрушек, вещей. Не делится со сверстниками.

Формы подведения итогов реализации программы.

- Развлечения, викторины по темам;

- Открытые мероприятия для родителей и педагогов МАДОУ;

- Мониторинг развития каждого ребенка;

- Фотоотчёт о проделанной работе.

11.Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы. 

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Федеральные государственные  образовательные стандарты дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН2.4.1. 3049 -13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».
  • Устав МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1» г. Черняховска.

        Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

 Методика обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности:

В обучении дошкольников используются игровые и словесные методы

обучения (беседа).

Игровые методы обучения. Игровое обучение – это форма учебного

процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они

вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

Словесные методы обучения. Словесные методы позволяют в

кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними

учебную задачу, указывать пути ее решения. Выше отмечалось, что

словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми,

практическими методами, делая последние более результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение. В работе с детьми дошкольного возраста, когда формируются лишь первоначальные представления об окружающем мире, недостаточно только почитать, рассказать – необходимо показать сами предметы или их изображение.

Формы словесного обучения.

Беседа. Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются

некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о которых идет речь.

Тестовый метод. Тест – стандартизированное задание по результатам

выполнения, которого судят о знаниях, умениях и личностных

характеристиках. Результативность в процессе обучения во многом зависит от тщательно отработанной методики контроля знаний. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся – важное звено учебно-воспитательного процесса. Необходимость контроля объясняется потребностью в получении информации об эффективности функционирования системы обучения. От того, как организован контроль, обеспечивающий обратную связь, зависит результат учебной деятельности дошкольников.

Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

- учет специфики возрастного психофизического развития дошкольника;

- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);

- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

12. Учебный план

Объем программы составляет 1080 минут, 18 часов.

Раздел

Количество занятий

Время

1

Личное финансовое планирование

4

120 минут

2 часа

2

Роль денег в нашей жизни.

6

180 минут

3 часа

3

Семейный бюджет.

6

180 минут

3 часа

4

Личный бюджет.

5

150 мин.

2 часа 30 мин.

5

Личные финансовые цели.

3

90 минут

1 час 30 мин.

6

Составление личного финансового плана.

6

180 минут

3 часа

7

Защита своего личного финансового плана.

6

180 минут

3 часа

Итого:

36 занятий по 30 минут

 1080 минут=

18 часов

Формы работы

Месяц

Сен.

Окт.

Ноя.

Дек.

Янв.

Февр.

Март

Апрель

Май

Итого

Мониторинг

1

-

-

-

-

-

-

-

1

2

Занятие

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

Обыгрывание ситуации

1

2

2

2

2

2

2

2

1

16

Итого в год

4

4

4

4

4

4

4

4

4

36

13.Задачи обучения.

- учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых

понятиях;

- формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность:

список покупок, чек);

- развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические

явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную

оценку поступкам героев;

- развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой

замысел с замыслами сверстников;

- развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать

любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности;

- воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с

возможностями бюджета семьи.

14.Содержание программы

Месяц

№ п/п

Тема и задачи занятия

Материал

Сентябрь

1.

« Как появились деньги?»

Дать детям, представление о денежной единице.

Дать детям, представление о том, что деньги – универсальное и удобное средство обмена.

Учить детей, понимать назначение денег.

Познакомить детей, с денежными единицами различных государств.

Учить детей, решать экономические задачи.

Упражнять детей в счете.

Развивать интерес детей, к прошлому предмета.

Образцы денежных купюр в шкатулке

Морфологическая таблица

Схема-карта

Куклы: гном Эконом, Золушка

2.

«Бартер- обмен товарами или услугами»

Формировать представление о потребностях, как желаниях и нуждах человека; показать детям широкий спектр потребностей.

Игрушка гнома, конверты с заданиями, таблица “Потребность и профессия”, слова-отгадки на карточках, рисунки детей о потребностях человека, картины по теме “Профессии”, карточки для раскрашивания, слова “бартер”, “экономика”

3.

«Как люди обмениваются результатами труда при помощи денег»

Формировать представление о потребностях, как желаниях и нуждах человека; показать детям широкий спектр потребностей.

Игрушка гнома, конверты с заданиями, таблица “Потребность и профессия”, слова-отгадки на карточках, рисунки детей о потребностях человека, картины по теме “Профессии”, карточки для раскрашивания, слова “бартер”, “экономика”

4.

 «Кем ты хочешь работать»

Закреплять представления детей о том, что такое профессия, употребление в речи слова “профессия”. Вызвать интерес к разным профессиям, к их значимости в нашей жизни.

Иллюстрации или фотографии с изображением людей различных профессий. Презентация «Профессии».

Октябрь

1.

«Как посчитать и проверить деньги»

создать условия для формирования у обучающихся представлений о бюджете семьи

Персональный компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в группах, калькуляторы для работы в группах.

2.

«Как проверить настоящие ли деньги»

Познакомить детей с историей возникновения денег их предназначением, развивать логическое мышление, воспитывать уважительное отношение к деньгам.

Видео подборка слайдов, картинки с изображение предметов для игры «Обмен», «золотые монетки», деревянные палочки для выполнения рисунка на «золотых монетках», шапочки китайские для мальчиков и шляпки для девочек, карточки с вырезанными трафаретами иероглифов, кошельки маленькие с монетками и купюрами, большой кошелек-сумка.

3.

«Как потратить деньги с пользой»

Воспитать умение определять и различать потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности.

Расширить представление детей о труде взрослых.

Уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара.

Формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи.

Проектор (презентация, мультфильм про лень); музыкальный центр (гимн Афлатуна, физкультминутка); куклы «афлатунчики» (сделанные на первых занятиях по данной программе); логическая цепочка производства хлеба и молока (распечатанные картинки); два круга из ватмана, поделенные на сектора (для распределения семейного бюджета); деньги на магнитах: «афлатунчики» (звездочки номиналом: синяя – 1, красная – 2, желтая – 3; общая сумма денег не более 20); игрушка «Афлатун»; две магнитных доски; поощрительный приз – шоколадные монеты.

4.

«Деньги  в семье»

Создать условия для ознакомления детей с финансовым понятием «семейный бюджет».

- познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсия, зарплата;

- дать  представление о рекламе;

- пробуждать здоровый интерес к деньгам;

- формировать основы финансовой грамотности.

Магнитофон с  записью смс сообщения, предметные картинки   карточки – схемы, с изображением товаров и магазинов, атрибуты к подвижным играм, муляжи фруктов, видеокамера, модули, денежное дерево, мольберты, атрибутика сказочного леса, копилка, поощрительные призы для детей.

Ноябрь

1.

«Как начать движение к финансовым целям»

Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсия, заработная плата. Дать представления о доходе и расходе семейного бюджета. Развивать мышление. Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги, членам семьи.

Магнитофон с  записью смс сообщения, предметные картинки   карточки – схемы, с изображением товаров и магазинов, атрибуты к подвижным играм, муляжи фруктов, видеокамера, модули, денежное дерево, мольберты, атрибутика сказочного леса, копилка, поощрительные призы для детей.

2.

«Как «приручить»деньги?»

магнитофон с  записью смс сообщения, предметные картинки   карточки – схемы, с изображением товаров и магазинов, атрибуты к подвижным играм, муляжи фруктов, видеокамера, модули, денежное дерево, мольберты, атрибутика сказочного леса, копилка, поощрительные призы для детей.

Картинка «Семья», «карточки – деньги», счетные палочки, лист бумаги, трафарет круга, ножницы.

3.

«Бюджет- подробное описание всех доходов и расходов»

Создать условия для формирования у детей элементарных экономических представлений о бюджете семьи.

ознакомить ребят с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом;

формировать представление о структуре семейного бюджета;

Карточки-схемы, карточки с определениями новых слов ("дефицит", "экономия", "жадный", "экономный");

раздаточный материал (список товаров, список советов для экономии);

 тесты, карточки с изображениями хмурого, равнодушного и веселого человечков.

4.

«Ловушки» бюджета»

Дать детям представление о «ловушках» рекламах, стихийных покупках, о переплатах, о сбережении электроэнергии и воды.

Картинка «Семья», «карточки – деньги», счетные палочки, лист бумаги, трафарет круга, ножницы.

Декабрь

1.

«Найди ловушки в своем бюджете»

Дать детям представление о «ловушках» рекламах, стихийных покупках, о переплатах, о сбережении электроэнергии и воды.

Картинка «Семья», «карточки – деньги», счетные палочки, лист бумаги, трафарет круга, ножницы.

2.

«Как «выращивать» деньги»

формировать у детей элементарные представления о денежных средствах и рациональном их использовании.

закрепить у детей знания о роли банковских учреждений в повседневной жизни людей; об организациях, в которых совершаются финансовые операции;

- ознакомить детей с услугами, предоставляемыми банками гражданам;

- формировать финансовую грамотность детей в обращении с денежными средствами.

Изображения интерьера магазина, банка, парикмахерской, почтового отделения, денежных купюр; игровое оборудование для игры в «банк».

3.

«Как защитить наши накопления. Инфляция»

Сформировать экономическое мышление через сюжетно-ролевую игру «Магазин-Супермаркет»; добиваться правильного отношения к деньгам как предмету жизненной необходимости, воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.

Закрепить основные понятия: продукция, супермаркет, реклама, цена, деньги.

Воспитатель заранее готовит с детьми и родителями «Супермаркет», договаривается с ребятами об ассортименте. Чтение глав из сказки Т.А.Попова, О.И.Меньшикова: «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции. Волшебном компьютере и верных друзьях».

4.

«Как научить деньги «бегать»

обогащать словарный запас (существительными: менеджер, мерчендайзер, мини-маркет, наставник, реклама, акция, предприятие, репортаж; глаголами: продайте, привлечь, распределяет, управляет, налилось, прилагательными: сочный, спелый);

муляжи фруктов и овощей, других продуктов; канцтовары, игрушки, фартуки для детей, скалки для теста, стеки, дощечки, клеенки на стол, влажные салфетки, формочки для теста, соленое тесто, видеопрезентация .

Январь

1.

«Расчеты с помощью банковской карты»

Дать представление детям, что банковская карта — это пластиковая карточка, связанная с индивидуальным счетом в банке, которая предоставляет возможность владельцу карты оплачивать товары и услуги, а также получать наличные в банках или банкоматах

(банковских автоматах).

Банковская карта, банкомат.

2.

«Расчеты с помощью интернет- банкинга»

Рассказать детям -Интернет-банкинг по-другому называется дистанционным банковским обслуживанием. Он нужен для того,чтобы сделать деньги максимально

доступными в любое время и в любой

ситуации. Если у человека есть счет

в банке, он может управлять им дистанционно, то есть не посещая банк для проведения операции.

Банковская карта, телефон, компьютер.

3.

«Платежный терминал»

Еще один способ расчетов — платежный терминал.

Это специальная машинка по приему купюр для оплаты. Такие терминалы есть в магазинах, поликлиниках,

на улицах рядом с метро, в кафе и ресторанах, в развлекательных центрах.

С помощью этих автоматов можно оплатить счета за мобильный телефон, связь, коммунальные услуги, штрафы.

Презентация, информационный плакат.

Февраль

1.

«Как заставить деньги работать. инвенстирование»

что с понятием инвестирования неразрывно связано понятие риска. Никто

не может дать полной гарантии, что твои деньги будут сохранены и приумно-

жены. В отличие от варианта с банком, который гарантирует возврат твоих

накоплений.

Обычно чем выше риск, тем выше за него вознаграждение, которое может

получить инвестор — человек, который вкладывает деньги. При удачно выбранном объекте инвестирования доход в 2–3 раза может превышать доход-

ность по банковскому депозиту, но никогда не следует забывать, что и риски

будут существенно выше, чем по депозиту.

Презентация, информационный плакат.

2.

«Ценная бумага – это документ,

удостоверяющий право инвестора

на получение дохода от инвестиций

и условия их возврата»

Презентация, информационный плакат.

3.

«Как купить защиту от неприятностей?»

Для защиты от неприятностей было изобретено финансовое средство – страхование. Страхование создано для того,

чтобы помогать нам сохранять наше

имущество. А также наше спокойствие

и здоровье.

Презентация, информационный плакат.

4.

«Финансовое средство – страхование»

Чтобы лучше понять суть страхования, его можно представить в виде зонти-

ка, который в непогожий день способен укрыть от дождя (особенно неприят-

но, если ты, например, в новой одежде, и она испортится от воды, или у тебя

красивая прическа, или ты спешишь на встречу с друзьями, а дождь нарушает

твои планы).

Презентация, информационный плакат.

Март

1.

«Как работает страховая защита?»

В страховой компании покупается страховой полис.

Страховой полис — это документ, в котором будет записано, от какой

неприятности ты хочешь застраховать себя, то есть гарантированно получить

компенсацию, если данная неприятность произойдет. В полисе также будет

написано, на какой срок ты себя защищаешь, при каких условиях и сколько

такая защита стоит.

Презентация, информационный плакат

2.

«Как позаботиться о своем

будущем?»

Обеспечение пенсионного

периода — одна из самых

долгосрочных и самых важ-

ных финансовых целей!

Пенсию часто называют

золотым периодом нашей

жизни! А знаешь почему?

Потому что не нужно ходить

в школу или на работу, а мож-

но посвятить время тому, что

ты любишь!

Презентация, информационный плакат

3.

«Необходимое условие для комфортной

жизни на пенсии – накопления. Государственная пенсия.»

выплачивается по достижении определенного возраста. Этот возраст назы вается пенсионным.

Презентация, информационный плакат

4.

«Негосударственная пенсия»

Но если начать формировать собствен-

ные пенсионные накопления в молодости, то можно при очень неболь-

ших отчислениях раз в месяц скопить себе к 60 годам приличную сумму.

Презентация, информационный плакат

Апрель

1.

«Как занять деньги?»

Дать детям представление о кредите. Кредит – это деньги, которые ты

можешь занять у банка на время. За то,

что банк даст тебе деньги, ты заплатишь

дополнительную сумму. Она называется

процент по кредиту.

Презентация, информационный плакат

2.

«Кредит – это деньги, которые ты

можешь занять у банка на время.»

Дать детям представление о кредите. Кредит – это деньги, которые ты

можешь занять у банка на время. За то,

что банк даст тебе деньги, ты заплатишь

дополнительную сумму. Она называется

процент по кредиту.

Презентация, информационный плакат

3.

Деловая игра «Деньги любят счет».

Формулирование финансовых целей, предварительная оценка их достижимости.

раскрыть детям особенности продажи товаров на аукционе; развить желание играть в игры с математическим и экономическим содержанием.

Зал оформлен в виде театра: красивый занавес с персонажами, у центральной стены стоит барабан для игры «Что? Где? Когда?», на кубиках «сидят большие красивые игрушки (лоты).

4.

Ролевая игра «Семейная экономика».

Составление семейного бюджета.

магнитофон с  записью смс сообщения, предметные картинки   карточки – схемы, с изображением товаров и магазинов, атрибуты к подвижным играм, муляжи фруктов, видеокамера, модули, денежное дерево, мольберты, атрибутика сказочного леса, копилка, поощрительные призы для детей.

Май

1.

Экскурсия в магазин, аптеку, парикмахерскую и т. д.

дать детям теоретическую основу экономических понятий, через ознакомление с профессиями.

Муляжи фруктов и овощей, других продуктов; канцтовары, игрушки, фартуки для детей, скалки для теста, стеки, дощечки, клеенки на стол, влажные салфетки, формочки для теста, соленое тесто, видеопрезентация .

2.

«Сюжетно-дидактическая игра «Магазин», проблемная ситуация «Как узнать, кто продавец»

дать детям теоретическую основу экономических понятий, через ознакомление с профессиями.

Муляжи фруктов и овощей, других продуктов; канцтовары, игрушки, фартуки для детей, скалки для теста, стеки, дощечки, клеенки на стол, влажные салфетки, формочки для теста, соленое тесто, видеопрезентация

3.

«Игра-занятие «Где делают настоящие деньги»

Дать сведения о производстве денежных знаков (купюр и монет).

Купюры и монеты разного достоинства. Игровые деньги.

4.

«Игра-занятие «Интересные покупки»

Закрепить полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности. Активизировать усидчивость, старательность, аккуратность, желание достигать качественного результата. Закрепить у детей понятие «покупка», «дорого», «дешево». Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации. Создавать у детей радостное настроение.

Заготовки посуды из соленого теста. Гуашевые краски, кисти, баночки с водой. Иллюстрации гжельской росписи, карточки от 1 до 10. Наборы различных игрушек, игр, конструктор «Лего». Посуда, расписанная под Гжель.

15.Календарный учебный график

Продолжительность учебного года

с 03.09.2019 – по 30.05. 2020г.

Продолжительность образовательного процесса

36 недель

Режим работы

1 раз в неделю во второй половине дня

Количество занятий

в

неделю

в месяц

в год

1

4

36

Количество часов

30 минут (один академический час)

Каникулы

с 01.01.19 по 10.01.20г.

Выходные

Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством РФ.

16. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

        Реализация дополнительной образовательной программы предусматривает взаимодействие ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников в целях обеспечения следующих психолого – педагогических условий:

- поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка.

        Принципы взаимодействия с семьями воспитанников.

1. Принцип психологической комфортности предполагает создание доброжелательной атмосферы в общении с родителями, учет потребностей каждой семьи, социально-психологических характеристик и тех ограничений, которые имеются (отсутствие свободного времени, финансовых ресурсов, доступности Интернет и пр.).

        Необходимо быть максимально корректными, доброжелательными и понимающими собеседниками.

2. Принцип деятельности заключается в выстраивании взаимоотношений детского сада с родителями в логике взаимного влияния и активности всех участников образовательного процесса в качестве равноправных партнёров.

3. Принцип целостности основан на понимании неразделимости  семейного и общественного институтов воспитания, обеспечении возможности реализации единой, целостной программы воспитания и развития детей в детском саду и семье.  Обмениваться опытом воспитания и развития детей, обогащая и расширяя воспитательные возможности друг друга.

4. Принцип минимакса предполагает дифференцированный подход к каждой семье, разноуровневое тактическое (помощь, взаимодействие) и содержательное многообразие в общении с родителями, заинтересованности и ответственности в сотрудничестве.

5. Принцип вариативности предполагает предоставление родителям выбора содержания общения, форм участия и степени включенности в образовательный процесс.

6. Принцип непрерывности предполагает устранение «разрывов» в воспитании детей в семье и в детском саду за счет согласования стратегий работы с ребенком в детском саду и воспитания в семье, обеспечения преемственности в содержании и тактических действиях общественного и семейного институтов воспитания.

Формы взаимодействия.

В арсенале педагогов должны быть различные формы взаимодействия с родителями: традиционные и нетрадиционные, индивидуальные и групповые, очные и дистанционные.

Форма взаимодействия

Характеристика

1

2

Изучение мнения родительской общественности.

Организационные собрания (встречи – знакомства, анкетирование, опросы).

Информирование родителей (законных представителей) о ходе и результатах образовательной деятельности.

- консультирование;

- дни открытых дверей;

- памятки и информационные письма для родителей.

Поддержка, образование родителей (законных представителей).

Организация мероприятий с приглашением специалистов, беседы, размещение познавательной информации на стендах, официальном сайте МАДОУ.

Совместная деятельность.

Привлечение родителей к организации досуговой деятельности,

- участие в мастер-классах (а также их самостоятельное проведение);

- совместные детско - родительские проекты.

Наглядная информация для родителей:

  • Консультация для родителей «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников».
  • Консультации для воспитателей" Основы  воспитания  финансовой грамотности детей дошкольного возраста".
  • Примерные беседы с родителями: Ваш ребёнок ведет себя бережливо? Что Ваш ребёнок знает о деньгах?  Отличает ли он различные монеты и банкноты? Умеет ли Ваш ребёнок сам расплачиваться в магазине наличными? Ваш ребёнок получает карманные деньги? От кого? Регулярно или время от времени? В каком размере? Ваш ребенок самостоятельно принимает решение, на что потратить карманные деньги? Вы поощряете своего ребёнка деньгами? За что? Обсуждаете ли Вы с ребёнком финансовые вопросы? Какие именно (приведите примеры).Привлекаете ли Вы ребёнка к составлению семейного бюджета. В каких ситуациях.

17.  Материально-технические условия.

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий.

В качестве нормативно — правовых оснований проектирования данной программы выступает Закон Российской Федерации «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012г. , Приказ Министерства образования РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», Устав ДОУ, «Положение о кружковой работе МАДОУ» от 05.09.2016г.

        Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов возможностей воспитанников.

  • Групповое помещение, соответствующий санитарным нормам СанПин.
  • Материально-техническое обеспечение: проектор, ноутбук, программное обеспечение, групповое помещение. Архив презентаций, видео и фотоматериалов. Методические разработки занятий к программе.

Специализированные учебные помещения

 для детей 6-7 лет

№ п/п

Наименование помещения

Площадь (кв. м)

Количество  мест

1.

Групповое помещение

58,6 м2

28 человек

2.

 Спальное помещение

58,6 м2

28 человек

18.  Методическое обеспечение.

Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:

-информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной общеразвивающей программе;

- мультимедийные интерактивные презентации.

- электронные учебники;

- презентации;

- видеоролики;

Дидактический материал: 

Магнитная доска; коврограф; игрушки для организационных и сюрпризных моментов; шаблоны; схемы; выкройки; картинки с изображением героев предполагаемой поделки; алгоритмы.

Ноутбук, телевизор, аудиоколонка, архив аудио — видео материалов для работы.

Атрибуты элементы костюмов сказочных героев и оборудование для сюжетно- ролевых игр, плакаты по темам, монеты, бумажные купюры, пластиковые карточки, кошельки, схемы,   фотографии, дидактические карточки, памятки, специальная литература.

Информационное обеспечение программы

Интернет-ресурсы:

19. Список литературы.

Нормативные правовые акты.

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает:

Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральные государственные  образовательные стандарты дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН2.4.1. 3049 -13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».

Устав МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1» г. Черняховск

Для педагога дополнительного образования:

Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в МАДОУ»

«Положение о кружковой работе МАДОУ» от 05.09.2016г.

Кнышева Л.В., Меньшикова О. И., Попова Т.Л. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом. - Педагогика – Пресс, 2006

 Райзберг Б.А. Экономика для детей в играх, задачах и примерах. –Издательство : Ось- 89, 2006

Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. Детство – Пресс, 2008

Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – Аркти, 2006

Бродникова Е. Красавина Е. Дети и деньги. Растим миллионера. СПб., Питер, 2013.

Кийосаки Р. Богатый папа, бедный папа. М., Попурри, 2014.

Хилл Н. Думай и богатей! М., Попурри, 2014.

Бодо Ш. Мани, или Азбука денег. М., Попурри, 2006.

Годфри Джолайн. Как научить ребёнка обращаться с деньгами, Добрая книга, 2006

Нормакова И.В., Протасевич Т.А Начала экономики. М, Вита-пресс, 2014.

Сахаровская Ю. Куда уходят деньги? Как грамотно управлять семейным бюджетом. Альпина Бизнес Букс, 2000.

Руль А. Экономим с удовольствием, или как накопить на яхту. ИГ "Весь", 2013.

Светлова М. Деньги в твоей жизни. ИГ "Весь", 2013.

Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами»

Липсиц И. Удивительные приключения в стране Экономика М.: Вита-Пресс, 2011

Смолнцева А.А.  «Введение  в мир  экономики,  или  как  мы  играем  в  экономику» Учебно- методическое  пособие.

Черкай.С. «Обучаем детей финансовой грамотности»

Чернер С.Л., Нагумнова И.И., Чуйкова М.Н. Азбука экономики.

А.Д. Шатова «Дошкольник и… экономика».

Электронные ресурсы для педагога:

  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:   www. festival.1september.ru, свободный. - Загл. с экрана.  
  2. Дети и деньги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml, свободный. - Загл. с экрана.  
  3. Ребенок и его мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worldofchildren.ru/, свободный. - Загл. с экрана.  
  4. Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.klubkontakt.net/ , свободный. - Загл. с экрана.  
  5. Подготовка к школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://vscolu.ru/, свободный. - Загл. с экрана.  

Список  литературы для детей:

1.Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для дошкольников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010. – С.42.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст - это период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, сложно. Тем не менее, необходимо выде...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста» сориентирована на то, чтобы дать детям...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование финансовой грамотности дошкольников».

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...

Дополнительная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность дошкольника»

1.1  Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная программа «Финансовая грамотность дошкольника». Программа направлена на формирова- ние первичных экономических представлен...

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель программы — содействовать формированию первичных социальных компетенций старших дошкольников в сфере личных и семейных финансов. Содержание Программы направлено социально-педагогическое раз...

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников «Школа Гнома Эконома»

Дополнительная общеразвивающая программапо формированию основ финансовой грамотности дошкольников«Школа Гнома Эконома»...

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников «Школа Гнома Эконома»

Дополнительная общеразвивающая программапо формированию основ финансовой грамотности дошкольников«Школа Гнома Эконома»...