Что такое кинезиология?
материал

Красильникова Юлия Сергеевна

Что такое кинезиология?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_kineziologiya.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

учитель-логопед Красильникова Ю.С.

Что такое кинезиология?

Многих людей слово «кинезиология» удивляет. Далеко не все его слышали. Тем не менее, это научная и практическая дисциплина. Она преподается в медицинских и физкультурных вузах. Название переводится с греческого как «наука о движении». Кинезиология – дисциплина, изучающая мышечную работу. То есть исследует механику движений. Также она изучает развитие мозга через движение. Именно последний аспект очень важен для работы с детьми.

Зародилась наука в СССР и называлась биомеханикой. Под этим названием и преподается в вузах до сих пор. Но биомеханика в западном понимании – только часть дисциплины, изучающая механические основы движения. На самом же деле кинезиология – более обширное понятие. Она изучает основы движения механические, физиологические и психологические. Дисциплина состоит из нескольких частей: остеопатии, нейропсихологии, мануальной терапии и т.д.

Чтобы найти проблему в организме, кинезиология использует мышечный тест. Человек вытягивает вперед руки, доктор задает вопрос. Так как мозг и тело взаимосвязаны, мозг передает сигнал мышцам. Те реагируют, специалист улавливает реакцию. Подход базируется на том, якобы наш организм знает все ответы.

Дисциплина занимается не только изучением. Она имеет и практическую составляющую. То есть учит, как преодолеть ту или иную проблему в организме. В России есть специалисты, которые много лет работают в этом направлении. Например, доктор медицинских наук Людмила Васильева.

Помимо прочего, кинезиология укрепляет психофизическое здоровье ребенка. Как происходит работа специалиста с детьми? Через 5 форм взаимодействия:

  • Кинезиологическая гимнастика. Улучшает межполушарное воздействие. А это, в свою очередь, улучшает внимание и запоминание, повышает концентрацию внимания и развивает мыслительную деятельность.
  • Дыхательная гимнастика. Позволяет развить самоконтроль и ритмику.
  • Точечный массаж. Воздействие на биоактивные точки.
  • Упражнения на мелкую моторику. Происходит стимуляция речевых зон головного мозга.
  • Упражнения на расслабление. Помогают снять напряжение.

Образовательная кинезиология

Кинезиология может быть полезной в образовательной деятельности. Она способна принести большую практическую пользу при работе с детьми в детском саду или в домашних условиях. Есть упражнения, способные помочь при той или иной проблеме. Они не подразумевают значительной физической активности и доступны каждому ребенку. Особенно актуальны занятия в ДОУ или дома для деток с отставаниями развития.

Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. При интеллектуальном развитии необходимо применение кинезиологических упражнений. Успешность обучение детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик, учитывающих индивидуальный профиль функциональной асимметрии полушарий.

Целью занятий гимнастикой является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимание, речи, мышления). Таким образом, развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции нервной высшей деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Под влиянием кинезеологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данная методика позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей деятельности его мозга.

Предложенная методика включает в себя упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей разного возраста, дыхательные упражнения, упражнения, развивающие мышцы глаз, языка и т.д. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Занятия с детьми «гимнастикой мозга» показывают ее высокую эффективность. Все показатели творческого и логического мышления, а также интеллектуальной деятельности увеличиваются после кинезиологическох упражнений

В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.

Традиционные методы психолого-педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчивого положительного результата, т.к. они не устраняют первопричину нарушений. В отличие от них, метод кинезиологической коррекции направлен на механизм возникновения психофизиологических отклонений в развитии, что позволяет не только снять симптом, но и улучшить функционирование, повысить продуктивность

протекания психических процессов. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Кроме того, отмечается улучшение почерка, повышение работоспособности, активизация интеллектуальных и познавательных процессов.

Занятие гимнастикой дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому начиная с самого раннего возраста развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...