Статья "Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста"
статья

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Моргунова Лариса Владимировна,  

воспитатель,

МКДОУ детский сад№-19 ЦРР

г. Россоши.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные  на личность ребёнка, на развитие его способностей.

На  современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребёнка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интеграционных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процесс педагогической деятельности.

Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании: научные  исследования, социокультурная среда – потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах; творческая вариативность  педагогов; заинтересованность родителей в достижении  положительной динамики в развитии детей.

В понятие педагогической технологии входят:

- концептуальная основа; содержательная часть обучения (цели обучения и содержание учебного материала);

- технологическая часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, методы и формы работы педагога; диагностика).

По мнению Г.К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).

 Концептуальность  предполагает опору на определённую научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально – педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

Управляемость даёт возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность усматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения определённого стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения  (повторения, восроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

На основе анализа педагогических технологий, проведённого Г.К. Селевко, можно выделить следующие технологии, применяемые в системе  дошкольного образования: технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения, игровые технологии, компьютерные технологии, альтернативные технологии.

Особую роль в воспитании подрастающего поколения имеют такие технологии обучения, как технология проектной деятельности, технология формирования ценностного отношения к самостоятельной деятельности, игровые технологии, педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности ребёнка, технология формирования вариативного мышления, технология личностно ориентированного развивающего обучения, информационно – коммуникативные  технологии, технологии развивающего обучения, технология адаптивного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, воспитательные технологии, технологии здоровьесбережения, технология деятельностного метода и другие.

Достоинство курса политики государства в области образования определяется ориентацией на общечеловеческие ценности, на принципы свободы личности. Эти фундаментальные принципы, лежащие  в основе прав  личности, должны быть реализованы уже в детские и юношеские годы, когда закладываются мировоззренческие и характерологические качества  гражданина.

Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, гибкого реагирования на потребности общества и личности. Характеризуется возникновением новых видов воспитательно – образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.

Существующие организационные формы дошкольного образования не могут полностью удовлетворить растущие потребности населения, требуется создание дополнительных альтернативных форм дошкольного образования (групп семейного типа, филиалов дошкольных образовательных учреждений  на дому, групп кратковременного пребывания, групп круглосуточного пребывания детей, мини центры, частные  агентства по предоставлению педагогических услуг). Для эффективного развития сети альтернативных дошкольных образовательных учреждений и групп образовательной направленности необходимо привлекать различные  ведомства, общественные институты, частных предпринимателей.

Рассматривая преимущества альтернативных форм образования детей дошкольного возраста можно сделать вывод о том, что в связи со сложившимся дефицитом дошкольных мест в образовательных  учреждениях, реализующих программы дошкольного образования; увеличением учреждений, в которых численность детей превышает количество мест, сложностью оперативного решения данных вопросов на уровне  муниципальных образований  рассмотрены  возможности создания и развития альтернативных форм дошкольного образования, а также более гибкой  системы режимов пребывания детей в ДОУ.

При имеющихся формах дошкольного образования и введением альтернативных форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовании расширяется возможность выбора форм дошкольного образования по запросам родителей, повышается уровень всестороннего, индивидуального личностного развития ребёнка и обеспечивается равная стартовая возможность при поступлении в школу.

Изучив состояние современной системы дошкольного образования и исследовав состояние развития альтернативных форм обучения в дошкольном образование, есть все основания считать, что в будущем  тенденции  к разнообразию дошкольно –школьных учреждений будут усиливаться.

Литература

1.Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников. Методическое пособие. – М., 2006.

2.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2002.

3. Социально – экономические основания развития образования в России./ Обзорно – реферативный сборник.- М., ИПТ и МИО РАО, 1994.

4. Арапова – Пискарева Н.  О российских программах дошкольного образования// Дошкольное воспитание. – 2005. - №8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Современные развивающие технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Педагогическая технология развивающего обучения - это совместное бытие взрослых и детей: сотворчество. Сопереживание. Где учитываются интересы друг друга. Склонности и особенности, желания. Права и об...

Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных п...

Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных п...

«Современные инновационные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста»

quot;Современные инновационные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста"....

Статья "Технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста"

Технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста...

Доклад для воспитателей «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Необходимо пересмотреть подход к процессу образования подрастающего поколения. В частности, поэтапно внедрять в педагогический процесс образовательные технологии.1. Технологии проектной деятельности2....