Деловая игра для воспитателей «Развитие речи и формирование нравственных качеств личности через художественную литературу»
материал

Шутова Юлия Талгатовна

Деловая игра для воспитателей «Развитие речи и формирование нравственных качеств личности через художественную литературу»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_dlya_vospitateley.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра для воспитателей «Развитие речи и формирование нравственных качеств личности через художественную литературу».

Цель:

  • Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;
  • Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.
  • Раскрыть творческий потенциал каждого педагога.

Игровой тренинг:

К какому виду творчества это относится?

  • «Как аукнется, так и откликнется» (Пословица)
  • «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)
  • «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)
  • «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал» ( Потешка)
  • «В некотором царстве, в некотором государстве…» ( Сказка)
  • «Ехала машина темным лесом,
    За каким-то интересом.
    Инте-инте-интерес,
    Выходи на букву С» (Считалка)
  • «Расскажу-ка я вам про дела старые,
    Да про старые, про бывалые,
    Да про битвы, да про сражения,
    Да про подвиги богатырские…» ( Былина.)
  • «Красна девица сидит в темнице, а коса на улице» (Загадка)
  • «Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)
  • «Жили-были дед да баба» (Сказка)

Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе: (индивидуальная работа по группам)

  1. Слушать рассказывание или чтение взрослого, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора.
    (1-ая младшая группа)
  2. Слушать внимательно сказки , стихи, рассказы, выслушивать произведение до конца. С помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий , видеть наиболее яркие поступки и действия героев, давать им элементарную оценку, сочувствовать положительным героям.
    (2-ая младшая группа)
  3. Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. Соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом..Учить детей отвечать на вопросы , связанные с содержанием текста. Пересказывать знакомые и услышанные впервые литературные произведения.
    (Средняя группа)
  4. Воспитывать любовь к книге, способность чувствовать художественный образ. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Проявлять внимание к языку, чувствовать и осознавать некоторые виды комического в произведениях. Продолжать учить эмоционально передавать содержание произведения, выразительно читать стихи.
    (Подготовительная к школе группа)
  5. Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и читать наизусть небольшие стихотворения. Воспринимать литературного героя в его разнообразных проявлениях (внешний вид, поступки, переживания, мысли), давать оценку действиям и поступкам героя.
    (Старшая группа)

Из опыта работы «Руководящая роль воспитателя в формировании связной речи»

Назови одним словом:

  • образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)
  • короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью(басня)
  • устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях ( былина)
  • основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)
  • короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот)
  • устное народное творчество, народная мудрость(фольклор)
  • небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения(песня)
  • вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)
  • краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)
  • короткая из2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка).

Для работы с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения (работа в группах):

  1. А. Барто. «Игрушки», «Курочка Ряба», «Репка», «Идёт коза рогатая», «Сорока Белобока»,К.Чуковский. «Цыпленок», С.Маршак «Сказка о глупом Мышонке»
    (1-ая младшая группа)
  2. «Уж ты радуга- дуга», З.Александрова «Мой мишка», А.Барто « Девочка-ревушка», С.Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко»
    (2-ая младшая)
  3. «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье»,Я.Тайц «По грибы»,К.Чуковский «Федорино горе», Е.Чарушин «Про Томку» , Н.Носов «Ступеньки»
    ( средняя)
  4. «Царевна- лягушка», И.Крылов «Лебедь, рак, да щука»,Н.Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», П.Бажов «Серебряное копытце», В. Бианки «Синичкин каледарь»
    (старшая)
  5. Х.К.Андерсен «Гадкий утенок», А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», Ш. Перро «Спящая красавица», П.Ершов «Конёк – горбунок», А.Гайдар «Чук и Гек», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
    (подготовительная)

Каким сказочным героям принадлежат слова:

  1. «…Я из сибирских лесов прислан к вам воеводой».
    ( «Кот и лиса»,Котофей Иванович)
  2. «…О, если я утону, если пойду я ко дну, что станется с ними больными, моими зверями лесными.»
    (Айболит из одноименного произведения К.Чуковского)
  3. «Ты волна,моя волна , ты гульлива и вольна Не губи ты нашу душу, выплесни ты нашу на сушу»
    (Царица с сыном в сказке « О царе Салтане» А.С. Пушкина)
  4. «Дорогие гости, помогите, паука-злодея зарубите! И кормила я вас и поила я вас , не покиньте меня в Мой последний час…!»
    ( Муха-Цокотуха. Из одноименной сказки К. Чуковского)
  5. «Невелик, да прожорлив! Нам четверым не съесть, а ему одному мало. Пожалуй, он и до нас доберется!»
    («Кот и лиса» Медведь)

Подготовка педагога к занятиям:

  1. Педагог должен соблюдать принципы отбора художественной литературы для художественного чтения.
  2. Выбор для занятия не должен быть механическим, случайным, должна быть тесная связь с текущей педагогической работой, сезонности, дней календаря, доступности, повторности. Знакомство с текстом и его анализ.
  3. Подбор наглядного материала.
  4. Составление вопросов к детям по прочитанному.
  5. Работа педагога над выразительным исполнением текста.
    Направления:
  • овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (интонация);
  • расстановка логического ударения и пауз;
  • выработка ясного и правильного произношения слова.
  1. Словарная работа, т.е. подумать над объяснением незнакомых слов.

Структура занятия и его проведение:

  1. Вводная – заинтересовать детей.
    Детям 1-3 лет – применять художественное слово, сюрпризный момент.
    Детям 5-6 лет – вводная беседа, вспоминание, литературные викторины, вопросы.
  2. Основная – само чтение и вопросы к детям.
    Детям 1-3 года – до 5 вопросов (вопросы конкретные).
    Детям 5-6 лет – до 10 вопросов (вопросы конкретные).
  3. Повторное чтение с наглядным материалом.
    Детям 1-3 лет в виде загадок.
    Детям 5-6 лет – беседа о прочитанном.
  4. Итог, анализ занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие речи и творчества детей дошкольного возраста через художественную литературу».

Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение  речи.Проблема восприят...

Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через художественную литературу.Педчтения.

       Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с...

Деловая игра с воспитателями «Развитие речи детей в условиях ДОУ»

активизировать деятельность педагогов; Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; помочь самореализаваться на педаго...

Деловая игра для воспитателей «Развитие речи в сюжетно-ролевой игре»

Цель: повысить профессиональный  уровень знаний и умений педагогов  при организации сюжетно- ролевой игры. Активизировать применение новых игр в работе с детьми; развивать ком...

Деловая игра для воспитателей детского сада по формированию нравственного воспитания у детей дошкольного возраста

Практический материал для педагогов дошкольной образовательной организации...

Деловая игра по теме «Развитие речевого общения детей посредством приобщения к произведениям художественной литературы»

Релаксация:     Все врассыпную двигаются по залу под бодрую музыку. Воспитатель хлопает в ладоши – все играющие здороваются за руку друг с другом. Опять звучит музыка &ndash...