Консультация для педагогов. Эффективные формы взаимодействия семьи и детского сада
консультация

Епифанова Любовь Петровна

Дошкольная организация призвана помогать семье в вопросах воспитания и развития детей. Поэтому от согласованности действий родителей и педагогов зависит не только эффективность их взаимодействия, но и качество дошкольного образования в детском саду в целом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partnerskoe_vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д/с «Светлячок» г. Цимлянска

Консультация для педагогов.

Эффективные формы взаимодействия

 семьи и детского сада.

Подготовила:

 воспитатель

Епифанова Л.П.

Январь, 2020г.

По мнению ученых, ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. В семье ребенок получает первые навыки восприятия действительности, учится осознавать себя полноправным представителем общества.

Согласно статье 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «родители (законные представители) имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Дошкольная организация призвана помогать семье в вопросах воспитания и развития детей. Поэтому от согласованности действий родителей и педагогов зависит не только эффективность их взаимодействия, но и качество дошкольного образования в детском саду в целом.

Одно из направлений работы нашего ДОУ - взаимодействие с родителями

В «Словаре русского языка» С. Ожегова слово «взаимодействие» объясняется как взаимная поддержка.

Взаимодействие – совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, эффективно организованное общение, обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем. Не всегда детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание всей тяжестью ложится на ребенка. Многие родители интересуются только питанием ребенка, как одели ребенка. Считают, что детский сад - место, где присматривают за детьми, пока родители на работе.

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Для этого нужен ряд специфических условий:

- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;

- учет индивидуальности каждой семьи: возраста, образования, численности, образа жизни, материального и педагогического уровня;

- использование разнообразных форм работы с родителями; одновременное влияние на родителей и детей,

- систематичность и последовательность в работе с родителями,

- соблюдение педагогического такта.

Критерии, по которым можно оценить эффективность взаимодействия детского сада с семьями воспитанников

1. Уровень компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей

- Умение планировать работу по взаимодействию с семьей на основе анализа предыдущей деятельности, типа семьи, ее интересов, нужд и потребностей

- Умение применять на практике методики психолого-педагогической диагностики: выявлять достоинства воспитательных воздействий конкретной семьи, ее «проблемное поле», причины низкого воспитательного потенциала

- Умение строить оптимальное общение с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.

-Умение организовать правовое и психолого-педагогическое просвещение родителей, выбрать соответствующие целям формы организации, методы и приемы

- Умение вовлечь родителей в образовательный процесс детского сада

2. Уровень сформированности условий для включения семей в образовательное пространство детского сада

- Наличие нормативных правовых документов, которые регламентируют функции, права и обязанности семьи и детского сада

- Наличие банка данных педагогического опыта семей

- Наличие методических материалов по вопросам взаимодействия детского сада с семьями разных категорий

- Наличие социологических данных о контингенте семей воспитанников

3. Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в детском саду

- Полнота информации о целях и задачах детского сада в области воспитания, обучения и оздоровления детей

- Степень осведомленности родителей о специфике образовательного процесса, достижениях ребенка и проблемах в его развитии, условиях безопасного пребывания в детском саду

- Информированность о видах образовательных услуг в детском саду

- Удовлетворенность стилем взаимоотношений в системах: педагог – родитель; педагог – ребенок

- Удовлетворенность характером воспитания, обучения и оздоровления детей

- Удовлетворенность содержанием знаний и умений по практике семейного воспитания, которые родители получают в детском саду

- Реализация потребности в дополнительных образовательных услугах

- Возможность участия в воспитательно-образовательном процессе

- Удовлетворенность уровнем подготовки детей к школе.

4. Степень эффективности взаимодействия детского сада и семей воспитанников

- Рост воспитательного потенциала семьи

- Положительные изменения характера внутрисемейных отношений

- Мотивационная готовность родителей к самообразованию в вопросах воспитания и развития детей

- Активная субъектная позиция родителей

- Осознанное использование родителями педагогической науки и практики в воспитании детей

- Расширение спектра совместных дел родителей и педагогического коллектива

- Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества

- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям и специалистам как показатель их педагогической компетентности

- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них

Рекомендации воспитателям по общению с родителями:

- принять чужое мнение как свое собственное, попытаться усвоить его логику и исходные основания, на которых оно строится;

- нужно сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение за счет осознания положительных качеств и черт родителя;

- реагировать не на сами действия и поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение;

- на этой основе нужно принять родителя таким, каковым он является;

- попытаться изменить отношение к нему или попробовать воздействовать на мотивацию родителя с целью изменения ее.

Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых темах, если в процессе общения идет обогащение своего информационного багажа. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!

Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса. Самые универсальные – это:

1. Улыбка. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

2. Имя собеседника. Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

3. Комплимент. В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: родителю его ребенка.

Мы применяем в работе с родителями эффективные нетрадиционные формы взаимодействия с родителями: мастер-классы, круглые столы, консультации-практикумы, совместные досуги, совместные проекты, фотовыставки, семейные стенгазеты и т.д.

Мы готовы изучать трудности и потребности в воспитании дошкольника каждой семьи, осуществляя инновационную направленность в деятельности педагогического коллектива через самообразование, проектную деятельность и другие формы повышения педагогического мастерства.

В современном обществе педагогическое взаимодействие между детским садом и родителями целесообразно строить следующим образом:

- ориентировать цели и содержание взаимодействия на актуальные проблемы воспитания и развития ребенка.

- использовать разнообразные формы и методы образования родителей.

- делать акцент на эмоциональной стороне взаимодействия.

- учитывать личностный опыт родителей, апеллируя к нему в процессе взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Нетрадиционные формы организации взаимодействия детского сада и родителей"

Консультация для педагогов "Нетрадиционные формы организации взаимодействия детского сада и родителей"...

Конспект тренинга-консультации для педагогов "Эффективные формы взаимодействия педагогов с родителями"

В конспекте представлен тренинг-консультация для педагогов по отработке навыка использования техники "Я-сообщение" при взаимодействии с родителями....

Консультация для педагогов "Создание дружеского партнерства между детским садом через различные формы общения с родителями"

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в настоящее время остается актуальной, иногда обостряясь.  Необходимо разработать и внедрить систему работы по активному   включе...