Проект " Гендерное воспитание детей"
проект (средняя группа)

Мамраева Ольга Николаевна

Проект осуществляет  гендерное воспитание через разные виды деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gendernoe_vospitanie_2.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерное воспитание детей̆ старшего дошкольного возраста

(проект в  подготовительной группе)

Воспитатель: Мамраева О.Н.

Вид проекта

Разработанный проект «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста» сочетает в себе образовательные возможности и учебного проекта, и проекта, направленного на воспитание гармонично развитой личности с устойчивой системой социальных и нравственных качеств. Поэтому вид педагогического проекта можно определить, как исследовательско- творческий.

Цель  проекта

Формирование гендерной идентичности у детей в условиях  детского сада.

Задачи  проекта

1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу.

2. Сформировать навыки и умения поведения, выработать отношения детей к понятиям красоты, любви,  доброжелательных отношений между мальчиками и девочками.

3. Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию гендерной  идентичности и гендерной социализации дошкольника.

   4. Привлечь родителей к активному участию в проекте по гендерному воспитанию детей.

Срок реализации проекта: _сентябрь 2017 --_май 2018 г.

Программа реализации педагогического проекта предполагает поэтапное выполнение работы:

I этап – подготовка дошкольного учреждения к деятельности в новых условиях. Этап включает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения: создание предметно-развивающей среды для реализации педагогического проекта, отбор диагностических методик для выявления уровня гендерной воспитанности, создание методических условий для реализации гендерного воспитания в условиях ДОУ

II этап – внедрение и реализация педагогического проекта.  Данный этап включает следующие направления деятельности дошкольного образовательного учреждения: внедрение проекта  по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, разработку и внедрение методического обеспечения.

III этап – анализ и оценка результативности  реализации педагогического проекта. Этап включает в себя реализацию следующих направлений деятельности: оценку эффективности реализации проекта, осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

Участники  проекта

Дети 6  - 7 лет ( подготовительная группа), их родители, воспитатели.

Образовательная  область

Социально-личностное; физическое; познавательное; речевое; художественно-эстетическое.

Актуальность  темы

Актуальность проекта обусловлена тем, что необходимость гендерного воспитания детей назрела давно. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол ребенка как важный фактор при воспитании и обучении. Особенности развития детей разных полов, по данным нейрофизиологов и нейропсихологов, определяют различия в структуре головного мозга. Так что воспитывать и обучать девочек и мальчиков нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных мозговых структур.

Предполагаемые  результаты

На локальном уровне: совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по гендерному воспитанию; внедрение в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения проекта «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста»; рост престижа дошкольного образовательного учреждения .

У детей старшего дошкольного возраста будут сформированы:

1. Гендерно — ориентированное поведение.

2. Навыки гендерной идентичности и гендерной социализации.

3. Навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности.

4. Нравственные качества, принятые в обществе.

5. Коммуникативно-речевые навыки.

6. Мышление, память воображение.

7. Умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.

Теоретическое обоснование

Гендерная  составляющая – один из основных структурных компонентов личности, тесно связанной со всеми сферами: познавательной, эмоциональной, волевой.   Поэтому нарушение в осознании себя мальчиком или девочкой может внести дисбаланс в общее развитие ребёнка. Однако проблема гендерной идентификации дошкольников недостаточно исследована, что затрудняет создание педагогической системы, направленной на формирование у детей понимания своей гендерной принадлежности.

     Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и  омужествление  женщин.

 На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли, а в процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

    Понимание гендерной принадлежности оказывает влияние, как на психику, так и на эмоциональное равновесие и самочувствие человека. Идентификация и осознание идентичности происходят непрестанно на протяжении всей жизни, но большинство исследований в этой области фокусируется на подростковом возрасте, который известен кризисами самосознания  и самоутверждения. Между тем детям необходимо ещё до школы получать знания о гендерно – ролевых особенностях, поведении и ожиданиях представителей мужского и женского пола.

     Почему же именно в дошкольном возрасте так необходимо гендерное воспитание?

Необходимость гендерного воспитания заключается в следующем:

 в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность;

в 2 года ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик;

 с 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость), т.е дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

Становление гендерной идентичности является серьезной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины.

   К тому же программно-методическое обеспечение дошкольных программ не всегда учитывает гендерные особенности. В результате содержание воспитания и образования, в основном, ориентированно только на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек.

    Все это позволяет сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников.

План реализации проекта

Основные направления деятельности

        1  ЭТАП.

        1. Изучение психолого–педагогической литературы по данной проблеме.

2. Гендерный анализ предметно-пространственной среды группы.

3. Разработка модели гендерно-сбалансированной предметно-пространственной среды (планы, зарисовки, макеты).

4 . Взаимодействие с другими педагогами МБОУ (обмен опытом).

5. Работа с родителями по созданию условий для обогащения предметно-пространственной среды группы

( альбомы, коллажи и др.).

2 ЭТАП

        1.Реализация педагогического проекта «Гендерное воспитание дошкольников».

С дошкольниками:

- специально организованная непосредственная образовательная деятельность в регламентированное время;

беседы

- чтение художественной литературы;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые, театрализованные игры, игры-перевоплощения;

- подвижные игры;

- проектная деятельность;

- конкурсы;

- организация различных выставок;

- встречи с интересными людьми;

- экскурсии, целевые прогулки;

- просмотр  мультфильмов - и видеофильмов;

- тематические вечера и досуги;

- творческая деятельность детей;

 составление рассказов детей  по темам проекта

Месяц

Мероприятия с детьми

Работа с родителями.

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

  1. НОД  « Путешествие в страну мальчиков и девочек»
  2. Беседа «Мальчики – защитники слабых».
  3. Чтение   стихотворения Э. Успенского « Если был бы я девчонкой».
  4. Дидактические игры «Сундучок хозяюшки»,» Мы строители».
  5. Игры с лего - конструкторами
  6. Сюжетно – ролевая игра « Джентельмены и леди»
  7. Трудовая деятельность – пришивание пуговиц.
  8. Рисуночный тест « Кем я хочу стать».

Оформление родительского уголка по теме  « Гендерное воспитание детей в семье»

  1. Консультация «Какие они мальчики и девочки»
  2. Памятка «Родителям о воспитании девочек и мальчиков».

        1.Беседа « Маленькие рыцари»

       2. Имитационная игра «Бездомный котенок»

      3. НОД  « Хорошо быть мальчиком, хорошо  быть девочкой».

     4. Рассматривание фотографий « Э то Я».

     5. Трудовая деятельность – стирка кукольной одежды.

   6. Тест – опрос  «Любимые игры мальчиков и девочек».

  7.Разучивание пословиц  и  поговорок о  семье.

8.  Просмотр мультфильма « Трое из Простоквашино»

  1. Родительское собрание на тему « Девочки и мальчики – два разных мира».
  2. Предложить  родителям принять участие в фотовыставке « Моя семья».

НОЯБРЬ

  1. Оформление наглядного материала в группе вместе с детьми.
  2. Дидактическая игра « Давайте говорить друг другу комплименты»
  3. Сюжетно – ролевая игра « Салон красоты»
  4. Беседа «Мальчики –юные мастера»
  5. Символическая игра « Мой любимый герой»
  6. Инсценирование  сказки « Рукодельница и ленивица»
  7. Состязательная игра « Рыцарский турнир».
  8. Чтение. З. Александрова « Как мальчик потерялся»
  1. Встреча с медицинским работником « Гигиена мальчиков и девочек»
  2. Консультация «Одинаково ли воспитывать дочерей и сыновей».

ДЕКАБРЬ

1.Дидактическая игра « За что нам нравятся мальчики и девочки»

2. Составление рассказов о себе.

3.Проблемная ситуация « Модель поведения мальчиков и девочек».

4.Имитационная игра « Любящие родители»

5.НОД « Мужчина и женщина в семье».

6. Беседа « Мальчики – будущие папы».

7.Трудовая деятельность – забивание гвоздей.

8. Экскурсия в магазин. Наблюдение за трудом продавца.

1.Консультация «Гендерная психология и её использование в семье»

2.Пригласить родителей принять участие в « Неделе профессий» - рассказывание  родителями о своих профессиях.

ЯНВАРЬ

 1.Символическая игра « Сбор чемодана»

2. Игра – драматизация « Крошечка Хаврошечка»

3. Беседа « Девочка – маленькая хозяюшка»

4.Русская народная игра « В хороводе были мы».

5.НОД « Сказочная страна мальчиков и девочек»

6.Сюжетно – ролевые игры  « Пограничники»,  « Поликлиника».

7. Настольно – печатные игры –лото «Профессии».  « Одень  куклу».

1.Памятка «Особенности игр мальчиков и девочек».

2.Изготовление коллажа « Мои любимые игры».

ФЕВРАЛЬ

  1. Игра – драматизация « Спящая красавица».
  2. Подвижная игра « Прими решения»
  3. Беседа «Девочки – маленькие принцессы».
  4. Трудовая деятельность  «Уборка в уголке природы»
  5. Дидактические игры  « Кто что носит», «Исправь ошибку»
  6. Сюжетно – ролевые игры « Спасатели», «Семья».
  7. НОД. Художественное творчество – рисование  « Мальчики и девочки водят хоровод».
  8. Чтение  Н. Носов « Заплатка».
  9. Аппликация « Подарок для папы».
  10. Фотовыставка « Мой папа – солдат».

1.Консультация «Роль отца в воспитании ребенка».

  1. Папка – передвижка «Мальчики и девочки – два разных мира».
  2. Развлечение « Папа и  я – мы всегда друзья»

МАРТ

  1. Беседа «  Девочка – мама – бабушка».
  2. Просмотр мультфильма « Кошкин дом».
  3. Рисование  « Моя мама лучше всех»
  4. Дидактические игры «Как я дома помогаю», «Волшебный цветок»,» Чем похожи наши мамы».
  5. Диалог « Женские тайны».
  6. Чтение В. Осеева « Добрая хозяюшка»
  7. Рассматривание сюжетных картинок « Что умеют наши мамы»
  8. Сюжетно – ролевая игра  « Скорая помощь».

1.»Праздник  мамочки любимой – день 8 Марта»

2.Консультация « Роль мамы в воспитании  детей»

АПРЕЛЬ

1.Дидактические игры « Отгадай профессию»,  « Кто кем работает», « Кто я в семье»

2. Нод « Дружат в нашей группе мальчики и девочки»

3.Инсценирование сказки « Айболит»

4.Имитационная игра «Охота  бабы Яги»

5.Состязательная игра «Маленькая хозяйка»

6.Сюжетно – ролевая игра «Детский сад»

7. Рассматривание энциклопедий « Моя первая книга о человеке»,  

8. Чтение  Я. Сегал «Как я был мамой»

9. Работа с картинками  « Манеры поведения»

1.Консультация « Семейный отдых – польза для здоровья».

2.Изготовление газеты « Наша дружная семья».

МАЙ

  1. Беседа «Защита и сострадание – качества мужчины и женщины».
  2. Рисование « Мой портрет в будущем»
  3. Чтение  С. Маршак «Ежеле вы вежливы», В. Осеева « Сыновья»
  4. Трудовая  деятельность   на огороде.
  5. Дидактические игры  « Собери цепочку», « Исправь ошибку».
  6. Символическая игра «Сбор чемодана»
  7. Игра – драматизация «Сказка наоборот»
  8. Выставка творческих работ «Вместе с мамой, вместе с папой».

  1. Развлечение «Игры наших бабушек и дедушек».

С родителями:

- диагностическая работа;

- анкетирование;

- проведение месячников к знаменательным датам;

- проведение семинаров-практикумов, родительских собраний, круглых столов, дискуссий,

- беседы;

- консультации;

- тематические вечера;

- досуги;

- организация различных выставок;

- творческая деятельность родителей (проекты, поделки, сочинения, создание генеалогического древа семьи, различные книги-самоделки, участие в конкурсах, фоторепортажах, посещение музеев, театров и т. д.);

- просмотр родителями различных видов деятельности с детьми;

- вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее).

3 этап

1 .Обработка и оформление материалов педагогического проекта.

2. Оценка эффективности реализации  педагогического проекта.

3. Пропагандирование результатов работы в педагогическом коллективе своего детского сада.

4. Выработка стратегии дальнейшей работы по гендерному воспитанию дошкольников.

Заключение по проекту

Создавая этот инновационный проект, я сделала вывод, что, организуя, педагогическое взаимодействие без учета гендерных особенностей дошкольников, мы — педагоги обрекаем своих воспитанников на одностороннее развитие.

 «Воспитание и развитие детей с учетом гендерных особенностей формирует у детей навыки общения девочек и мальчиков в быту, в режимных моментах, а также определенные гендерные аспекты на занятиях позволяют учитывать их психофизиологические различия под руководством компетентного взрослого» (М.А.Панфилова).

     На мой взгляд, проект «Гендерное воспитание старших дошкольников» является первым шагом в  гендерном воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является  он, противоположный пол, его семья и деятельности в ней человека,  развивает      осознанное понимание значимости  себя  по отношению к окружающей действительности. А с понимания своей роли в своей семье начинается  понимание  образа  я – мальчика (девочки).

Востребованность результатов реализации проекта.

 Востребованность результатов данного проекта обусловлена, прежде всего, его социальной значимостью. Бесполость воспитания, царившая долгие годы в нашей стране, привела и к тому, что многие испытывают сегодня беспомощность и растерянность в выполнении функциональных обязанностей, требующих фемининных или маскулинных проявлений:

 -серьезные проблемы, связанные с отсутствием качеств мужественности, возникают у молодых людей, служащих в армии;

дефицит миротворчества, доброты, покладистости обнаруживается у девушек в сфере общения с людьми.

     Особенно это касается установления семейных отношений. Распространенные сегодня формы гражданского сожительства, гостевых браков делают проблематичным процесс приобщения детей к семейным социокультурным ценностям, лишают их ориентации в специфике межполовых отношений. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, зачастую испытывают чувство ущербности, неполноценности, неспособны в дальнейшем выстраивать свои половые роли по образу семейных пар, особенно если отношения в них были далеки от идеала.

Проект для подготовительной группы «Наши храбрые мальчишки, наши нежные девчонки…»

 Тип проекта: Познавательно- творческий

 Участники проекта: дети  подготовительной группы, педагоги, родители.

 Сроки реализации:  долгосрочный – сентябрь 2017 г – 2018 г.

Конечный продукт проекта: 1. Оформление стенда «Мы мальчишки и девчонки» 2. Оформление картотеки «Дидактические игры по гендерному

Проблема: Наблюдая за детьми в группе, мы заметили, что многие наши девочки лишены нежности, скромности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Некоторые мальчики же, в свою очередь, не могут постоять за себя, слабы физически, лишены эмоциональной устойчивости и выносливости, у них отсутствовала культура поведения по отношению к девочкам.

Цель проекта Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерных особенностей

. Задачи реализации проекта:

 Образовательная: Формировать нравственно-волевые качества и способы поведения, характерные для мальчиков и девочек. Дать представление о содержании социальных ролей мужчины и женщины.

 Воспитательная: Воспитание у детей положительного отношения к своему гендеру. Воспитание культуры отношений между мальчиками и девочками

. Развивающая: Развивать умения использовать эти знания в различных жизненных ситуациях. Развивать интерес к культуре своего народа, формировать представление о традициях воспитания мальчиков и девочек.

Подготовительный этап реализации проекта «Наши храбрые мальчишки, наши нежные девчонки»

 Выбор темы проекта путем 3-х вопросов:

- Что мы знаем о мальчиках, о девочках?

- Что хотим узнать?

- Откуда можно узнать?

 Подбор литературы,  наглядных и дидактических материалов:

 настольно-дидактические игры,

 иллюстрации,

презентации и видеоматериалы по теме проекта; —

Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности:

 — подготовка справочно–информационного материала для педагогов и родителей. Диагностическая беседа с детьми для выявления уровня знаний ребенка об осознании будущей социальной семейной роли – женщины – мамы, мужчины – папы.

Тест-опрос детей «Любимые игры мальчиков (девочек?»

 Рисуночный тест для детей «Кем я хочу стать»

Содержательный этап:  Сюжетно-ролевые игры: «Джентльмены и леди» для мальчиков «Моряки», «Военные», «Автомобилисты», «Мастерская», «Строители»; для девочек «Салон красоты», «Кукольный уголок» , игровая зона «Семья», «Умелые ручки»

Содержательный этап Дидактические игры: - «Сундучок хозяюшки», - «Действия – мужчина, действия – женщина», - «Кто кем был?», - «Одень куклу», - «Кто что делает», - «Благородные поступки», - «Кем я буду и каким?». «Волшебный цветок»- «За что нам нравятся девочки (мальчики)»

Содержательный этап  Трудовая деятельность - «пришивание пуговиц», - «забей гвоздь» -постираем одежду для кукол, помоем машинки, - отремонтируем кукольную мебель

Заключительный этап Оформление стенда «Мы мальчишки и девчонки»

 Оформление картотеки «Дидактические игры по гендерному воспитанию в ДОО» Развлечение "Мальчики и девочки путешествуют по сказкам"

В результате реализации проекта:

 У детей:

 определена гендерная позиция по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;

• осознание собственного Я – мальчика (девочки),

 развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности); •

приобретены навыки положительных взаимоотношений с противоположным полом;

У родителей: •

 Получены необходимые знания для воспитания личности мальчика и девочки в семье; •

проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса в ДОО.

 У педагогов: • расширены представления об особенностях полоролевого развития детей • разработаны комплексы занятий, дидактических игр; •

 разработаны консультации для родителей.

Гендерное физкультурное развлечение в старшей группе

Актуальность проекта:

Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом стало актуальной задачей сегодняшнего дня. Во многих странах существует проблема воспитания поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. В настоящее время мы наблюдаем, что социальные изменения, происходящие в современном обществе, приводят к разрушению определенных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смещение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики принимают женский тип поведения. Внедрение гендерного воспитания детей в социальную жизнь детского сада поможет избежать подрастающему поколению осложнений, последствий и трагедий, которые могут иметь место при безнравственном подходе к будущему. Оно обеспечит овладение детьми культурой поведения в сфере взаимоотношений полов, правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Ведь от того, как мы воспитываем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить с учетом гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими мужчинами и женщинами они станут в дальнейшем, какими родителями будут для своих детей, насколько крепкими будут их семьи.

Современные исследования показали, что женщину в девочке, как и мужчину в мальчике нужно формировать с дошкольного возраста. На протяжении многих лет педагоги дошкольного образования ищут пути осуществления дифференцированного подхода к воспитанию детей в зависимости от пола. Однако, в большинстве дошкольных учреждений  дошкольное воспитание, ориентировано на «условного» ребенка: та же нагрузка, те же упражнения, средства и методы

Буханова Е.А. Меняющиеся гендерные стереотипы в меняющемся современном мире. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Тольятти, 2005.

Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. М.: Линка-Прес, 2009.

Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира. М., 1998.

Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. «Учить по-разному, любить по-разному». М.: Учебная литература.2007.

Иванова И. Гендер в сети. Обруч, №3, 2009.

.

Репина Т.А. Мальчики и девочки: две половинки? Обруч, №6, 1998.

Степанова О. Гендерное воспитание дошкольников. Ребенок в д/с, №5, 2009.

Стерлова М. Раздельное воспитание: за и против. Д/в №7, 2000.

Татаринцева Н.Е. Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей. Ростов-на-Дону, 1999.

Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. С-П, 2001.

Проект по гендерному воспитанию в подготовительной группе

«Девочки и мальчики»

«Нельзя считать один пол совершеннее другого,

так и нельзя их уравнивать»

Ж. Руссо

Актуальность.

В Федеральном государственном образовательном стандарте предусматривается  развитие дошкольников по  усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка как со сверстниками, так и со взрослыми; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Дошкольный возраст – период формирования представлений о себе, своем «Я». Полоролевое воспитание в детском саду обеспечивает овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения.

Как известно в детстве происходит становление образа «Я - мальчика» (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т.д.). Самовыражение личности (мальчика, девочки), ее саморазвития начинается с самого близкого для него – с семьи: родителей, бабушек и дедушек, дома, в котором он живет.

Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый полоролевой опыт.

В семье дети знакомятся с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, формирования навыков и умений поведения, а также отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между девочками и мальчиками в группе. Поэтому семья была и есть основа гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Это мы усматриваем и в русских национальных семейных традициях, и в русском фольклоре.

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников.

Не удивительно, что одной из целей  является воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.

Проект подготовила воспитатель подготовительной группы Мамраева О.Н.

Вид проекта: Познавательно-творческий., долгосрочный 1 год 2017 -2018 уч.год

Участники проекта: Дети  подготовительной группы , родители, педагоги.

Цель проекта: Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности.

Задачи проекта:

 Создание предметно-развивающей среды в группе с учетом интересов мальчиков и девочек;

 Активизировать представление детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно ценных) посредством ролевых игр;

Развивать способы взаимодействий, характерных для мужского и женского типов поведения через знакомство детей с русским фольклором и русскими традициями в семейном воспитании;

Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности;

    Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей

Гипотеза реализации проекта

Реализация проекта «Девочки и мальчики» позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство где дошкольник открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т.д.), ценностного отношения к себе, к противоположному полу, к своей семье и повышению активности родителей в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты проекта

У детей

определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;

  осознание собственного Я – мальчика (девочки), развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);

    проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни;

    желание отразить свои чувства в художественно-творческой деятельности, так как рисунок – своеобразная детская речь.

У родителей

активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности;

проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.

У педагогов

содействие возрождению культуры русских традиций семейного воспитания как способ проявления мужественности и женственности, закреплению связей между членами семьи;

 разработка комплекса занятий и праздников для дошкольников по теме: «Я – мальчик, я – девочка», «Народный фольклор с акцентом на гендер для мальчиков и девочек»;

 разработка консультативно-практического материала для родителей «Пять заповедей отцовства», «Воспитывать мальчишек», «Мамы по-прежнему много знают».

Основные принципы:

1. Принцип научности предлагает отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов, возможности усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщённых представлений.

2. Принцип активности -не ждать возникновение проблем, а пользоваться любой жизненной ситуацией и при необходимости организовывать их, что бы передавать детям соответствующие установки и сведения.

3. Принцип учета личностной ориентации: соответствие возрасту, интересам, желанию и половой принадлежности дошкольников. Это определяет отбор содержания, раскрывающего представления детей о социальных ролях мужчины и женщины, взаимоотношениях между мальчиками и девочками.

4. Принцип комплексности: планирование и оценка конкретных мер полоролевого воспитания, как части системы собственного воспитания, социализации и просвещения.

5. Принцип непрерывности (преемственности): половое воспитание должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом

.6. Принцип дифференциации педагогического процесса: учет биологических, физиологических и психологических особенностей мальчиков и девочек в разных видах деятельности.

7. Принцип единого подхода родителей и педагогов: общность взглядов на необходимость полоролевого воспитания, его цели, средства и методы , содержание зависит от возраста детей.

1 этап – Организационно-подготовительный»

2 этап – Внедренческий.

Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.

Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т.д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.

Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.

    Формировать нравственно-волевые качества и способы поведения, характерные для мальчиков и девочек;

    Воспитание культуры отношений между мальчиками и девочками;

    Формирование гендерной компетентности, приобретение необходимых знаний по воспитанию ребёнка;

    Создание благоприятной атмосферы и условий для всестороннего развития, воспитания и образования мальчиков и девочек в группе;

    Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей.

7         Анкетирование родителей «Умеем ли мы воспитывать будущих мужчин (женщин) уделяя внимание своему ребенку?»

«Какие мальчики и девочки?»

        Февраль2015 г.

8         Консультация для родителей «Одинаково ли воспитывать дочерей и сыновей?»         Январь 2015 г.

9         Тест-опрос «Любимые игры мальчиков (девочек)»         Февраль 2016 г.

10         Оформление наглядного материала в группе         2014-2017 г.

11         Участие семей в мероприятиях и конкурсах группы, ДОУ и города         2014-2017 г.

12         Рисуночный тест для детей «Кем я хочу стать»         Январь 2017 г.

13         Советы для родителей         Апрель2015 г.

14         Подбор и оформление картотеки сюжетно-ролевых игр с учетом гендерного воспитания         Июнь-август 2015 г.

15         Подбор и чтение художественной литературы, детям учитывая гендерное воспитание         2014-2017 г.

16         Рассматривание фотографий «Это я». Рассказывание о себе         Январь 2015 г.

17         Разучивание пословиц, поговорок о семье         Апрель 2016 г.

19         Флэш - моб « Я, ты, он, она- вместе дружная семья»         Май 2016 г.

21         Физкультурный досуг «Бравые солдаты»         Февраль 2016 г.

22         Род. собрание «Девочки и мальчики – два разных мира»           Ноябрь 2016 г.

24         Инсценировки сказок на утренниках         2014 г. - 2017 г.

26         Обобщение педагогического опыта работы педагога по реализации проекта.         Март-апрель 2017 г.

27         Презентация проекта.         Май 2017 г.

28         Проведение бесед, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр с детьми по теме проекта         Ежедневно.

29         «Неделя профессий» Рассказы родителей о своей работе.         Январь 2017 г.

30         Встреча с врачом «Гигиена мальчиков и девочек»         Апрель 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста"

В данной работе рассматривается проблема гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста. Данный проект сочетает в себе образовательные возможности и учебного проекта, и проекта, направленн...

Проект "Гендерное воспитание детей 5-6 лет"

Проект предназначен для детей 5-6 лет....

Проект «Гендерное воспитание детей в ДОУ»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12197815","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"215","width":"186"}}]]...

Проект: «Гендерное воспитание детей раннего возраста».

laquo;Гендерное воспитание детей раннего возраста».[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20349089","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Проект в 1 младшей группе.Тема: ...

Проект "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада"

Создание условий для естестенного равития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности....

Проект "Гендерное воспитание детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи "Я - мальчик! Я - девочка!"

В проекте содержится материал (ООД, беседы, игры, консультации для родителей, родительское собрание и т.д.) по созданию условий для естественного развития ребёнка дошкольного возраста в ДОУ и семье с ...