Метод моделирования.
консультация (старшая группа)

КОМЕНДАНТ ИННА ВИКТОРОВНА

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей, прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

С различными моделями мы сталкиваемся еще в раннем детстве:игрушечный автомобиль, самолет или кораблик для многих были любимыми игрушками, равно как и плюшевый медвежонок  или кукла. Дети часто моделируют (играют в кубики, обыкновенная палка им заменяет коня и т. д.). В

развитии ребенка, в процессе познания им окружающего мира такие игрушки, являющиеся, по существу, моделями реальных объектов, играют важную роль.

 В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет замещается другим предметом, его изображением, каким либо условным знаком. Модель представляет собой  обобщенный образ существующих свойств моделируемого объекта. Реальные объекты и процессы бывают очень сложны и многогранны, так что иногда лучшим способом для их изучения является построение модели, которая отображает лишь какую-то грань реальности и потому является несравнимо более простой для понимания и исследования, другими словами: модель - это упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении.

Особенность метода наглядного моделирования, разработанного Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной, и Н.Н. Поддьяковым, заключается еще и в том, что применение специальных схем, моделей в наглядной и в доступной для ребенка форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта, и которые являются существенными для понимания объектов и явлений окружающего мира. Конечно, никакая модель не может заменить само явление, но при решении задачи, когда нас интересуют определенное свойство изучаемого процесса или явления,

модель оказывается полезным, а подчас и единственным инструментом исследования, познания.

Моделированием называется как процесс построения модели, так и процесс изучения строения и свойств оригинала с помощью построенной модели.  

Процесс моделирования можно представить в виде последовательности нескольких этапов: объект - модель -  изучение модели -  знания об объекте.

Однако, при изготовлении экологические модели необходимо учитывать некоторые требования:  

  • модель должна четко отражать основные свойства и отношения, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
  • модель должна быть простой для восприятия детьми, а так же доступной и безопасной для действий с ней;
  • должна стать для ребенка инструментом исследования и познания.

Таким образом, применение метода наглядного моделирования поможет нам обеспечить успешное

усвоение детьми знаний об объектах и явлениях  природы, а именно:

- позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;  

-улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;

- повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;

- формирует цельное представление о экосистемах и временах года.

В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям  

Моделирование в детском саду.

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей, прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов.

Использование предметных моделей - макетов способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоение знаний в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. Чаще всего наблюдение рождает объективные трудности для детей – это и вызывает необходимость материального моделирования - макетирования объектов. В свою очередь, главной характеристикой макета, как любой предметной модели, является  то, что он, отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, что позволяет в удобной форме воспроизводить самые значимые стороны и признаки макетируемого объекта.  

Макет может быть:

напольным, и тогда он имеет более крупные конструкционные объемы;

настольным, тогда размер ограничивается размером стола или его части; подиумным (на специальных подставках-подиумах); настенным в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний - картина.

Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели потому, что как нельзя лучше соответствуют уровню и особенностям их умственного развития, и прежде всего наглядно-образному характеру их мышления. В результате предметно-схематического моделирования

существенные признаки и связи выражаются с помощью предметов-заместителей, графических знаков, символов и рисунков. Необходимо учитывать, что использование такого вида моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать,

обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов. Пример такой модели – календарь

природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Педагог учит детей моделированию при составлении плана группы, схемы для составления рассказа о сезонных изменениях в природе, об особенностях климата различных природных  зон о круговороте воды в природе.

Использование метода «моделирования» в различных видах детской деятельности

Моделирование в математическом развитии детей.

а) Логические блоки Дьенеша – где по заданным свойствам блоков (цвету и форме) дети моделируют различные фигуры на основе схем по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам, отсекая ненужное.

б) Моделирование из палочек Кюизинера по замыслу даёт детям возможность путём проб, сравнений, обследовательских действий самостоятельно подбирать нужный материал. Дети учатся выдвигать предположения и самостоятельно их проверять, осуществляя практические и мыслительные действия, учатся создавать конструкции различных предметов, а также предметов по лексическим темам, что способствует усвоению видовых и родовых представлений.

в) «Квадрат Воскобовича» можно легко трансформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик, ворону, черепаху и т. д.

. Вариантов сложения насчитывается около сотни и более. Все геометрические фигуры разрезаны на отдельные части. Для наглядности к игре прилагается «Альбом фигурок».

«Чудо-крестики» Воскобовича помогают ребенку освоить цвета и формы, развивают умения сравнивать и анализировать, формируют понятия целое и части., учить использовать схемы для решения поставленных задач.

Развивающая игра «Конструктор букв» является прекрасным помощником в период знакомства ребенка с буквами. В состав игры входит специальная фанерная основа с резинками, которые фиксируют части букв. Также детям предлагаются 15 деталей различной формы. Ребенок в ходе игры складывает графические образы различных букв и цифр, превращая их из одной в другую.

г) Метод моделирования в математике часто встречается в виде «цепочек символов». Например, используются сочетания символов при ориентировке на листе бумаги.

 Также я использую в своей работе различные развивающие игры, основой которых является плоскостное и объемное моделирование из геометрических фигур: чудо- квадрат, игры Никитина, магнитная мозаика и другие

2. Моделирование в разделе «Развитие речи» происходит с помощью Мнемотехники - системы различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти детей путём образования дополнительных ассоциаций, организация образовательного процесса в виде игры.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа.

 а) Использование при отгадывании загадок мнемодорожек, например :

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную логическую операцию. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у дошкольников как бы само собой  или путем перебора вариантов. Воспитатель выступает в роли эксперта, задавая наводящие вопросы.

Следующим этапом является составление собственных загадок.

Загадывая загадки, вы приучаете ребенка рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения. Существует несколько моделей составления загадок.  Для составления загадки выбирается объект (солнышко). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. «На что похоже? Чем отличается?»

Какое солнышко по цвету? (Оранжевое) Что бывает таким же? (Апельсин)

Какое оно по форме? (Круглое) Что бывает таким же? (Мяч)

Какое солнышко по действиям? (светящее). Что бывает таким же? (Лампочка)

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не». Оранжевое, но не апельсин, круглое, как мяч, светящее, но не лампочка

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

б) При разучивании стихотворений. скороговорок, составление описательного рассказа особенно эффективны Мнемотаблицы

1 этап – рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап – осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование символов в образы.

3 этап – после перекодирования осуществляется рассказывание стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение

в) Зная, какие трудности испытывает ребенок при составлении разных типов предложений, для повышения результативности работы над предложением я использую схем-модели по работе над предложением.

Наличие карточек - символов условных обозначений слов позволили обеспечить: - Полный контроль за усвоением знаний и навыков построения разных типов предложений детьми.

- Высокую речевую активность и умственную нагрузку.

- Повышение эмоционального тонуса, познавательного порога, рост эффективности обучения.

3. Моделирование в изобразительной деятельности.

Моделирование в этом виде деятельности проявляется больше всего в использовании технологических карт. Такие карты показывают последовательность и приёмы работы при лепке коллективной поделки, рисовании коллективного предмета или сюжета. Последовательность работы в них показана с помощью условных обозначений.

4. Моделирование в разделе «Ознакомление с окружающим миром».

Использование моделей успешно помогает детям обогащать опыт познания окружающего мира, побуждает желание больше узнать о нем. Метод моделирования можно с успехом применять во всех видах деятельности детей, например, в работе по экологическому воспитанию:

1. Ознакомление с растениями.

Рассматривая с детьми растения, обращаем внимание, из каких частей состоит растение (стебель, листья, цветок). Только потом вводим модели. Эти модели используем при ознакомлении с новыми растениями, а также при обучении уходу за растениями.

Модели многофункциональны. Они могут использоваться в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности.

Многофункциональный, интерактивный макет - «Глобус»

Идея их создания у меня появилось давно. Многофункциональный, интерактивный макет - «Глобус» был создан мной с целью - развивать интерес детей к изучению окружающего мира, сформировать  реалистические представления о природе.

Освоение модели сопряжено с активными познавательными действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.

Консультация

«Макетирование – один из видов наглядного моделирования»

Составила воспитатель:

Комендант И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода моделирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений в детском саду компенсирующего вида.

В статье раскрывается специфика формирования элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью, применение метода  моделирования при обучении математике в детс...

"Использование метода моделирования в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

В статье раскрывается проблема целенаправленного использования метода моделирования в системе музыкального образования дошкольников; активизизация познавательной деятельности детей, способствующая акт...

использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников

моделирование как эффективный метод в экологическом воспитании дошкольников...

Консультация для воспитателей "Метод моделирования. С чего начать?"

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению , выбору и конструированию моделей....

Метод моделирования в системе ТРИЗ.

В настоящее время появилось большое количество образовательных программ, технологий, различных методов, которые используются в современном образовательном процессе на основе личностно-ориентиров...